В первой главе даются теоретические обоснования альтернативной экономики – базирующейся на принципах трудовой теории стоимости. Определяются и расшифровываются основные экономические категории. Поясняется механизм их действия.
Чтобы что-то начать, тем более начать альтернативную экономическую теорию, необходимо принять какое-то утверждение в качестве аксиомы. Я принимаю следующее, общеизвестное: каждому по труду, – если чуть пространнее: каждому субъекту экономических отношений должно воздаваться по труду.
Воздаяние по труду – общий для человечества нравственный принцип, хотя современная экономическая практика, подкрепляемая сервильными экономическими концепциями, и делает все возможное, чтобы пошатнуть врожденные нравственные устои человечества. И это несмотря на то, что экономика (от греч. oikonomia – управление хозяйством) изучает отношения, складывающиеся при производстве, обмене и потреблении производимых продуктов: другими словами, в сфере приложения труда и распределения его результатов! Нет, роль труда в создании стоимости никем из экономистов не отрицалась и не отрицается, но выводы, выводы… Не говоря уже о практике… Доходящая до абсурдности несправедливость современных экономических отношений доказывает, что теория трудовой стоимости нуждается в лучшем обосновании, которое я собираюсь предпринять. Посему, уважаемый читатель, позабудьте об имеющихся у вас «экономических» представлениях и покорно следуйте авторской мысли, ожидая, к каким неожиданным, далеко идущим и ни к чему не обязывающим выводам она вас приведет.
Итак, что же такое труд? Как правило, под трудом понимается силовое воздействие, оказываемое человеком на некоторую вещь.
Кто-то – предположим, субъект А – оказывает целенаправленное воздействие на вещь, что дает основание говорить о таком человеке: он трудится. Если на вещь никто ранее воздействия не оказывал, такая вещь впервые становится объектом внимания экономики. Допустим, субъект А, гуляя по лесу, набрал стакан ягоды (или поймал дичь, или добыл полезное ископаемое, не суть важно) – теперь он может продать добытый продукт на рынке. Приложив к вещи усилие, первоначальный производитель как бы переносит вещь из мрака экономического небытия в деятельную сферу, тем самым преобразуя мир в лучшую для человечества сторону (рис. 1.1).
Рис. 1.1
Если к продукту трудовое усилие прикладывалось и раньше, полезное воздействие, оказываемое производителем на продукт, должно быть обозначено иначе, чем на первом рисунке (рис. 1.2). В этом случае фактически происходит превращение одной вещи (№ 1), ранее перенесенной в деятельную экономическую сферу, в другую вещь (№ 2), с более полезными свойствами, возникшими в результате силового человеческого воздействия.
Рис. 1.2
Субъект А каким-то образом обработал ранее добытую вещь № 1 (сварил из собранной ягоды варенье, приготовил пойманную дичь, обогатил полезное ископаемое), в результате чего та приобрела новые свойства, превратившись в вещь № 2. Приобретаемые вещью свойства должны быть полезными, иначе факт труда отсутствует. Следовательно, не всякое силовое воздействие человека является трудом, а только то, которое изменяет свойства вещи в нужную для будущего потребления сторону.
В приведенном примере субъект А дважды оказал полезное воздействие на продукт (рис. 1.3): а) сначала добыл его, тем самым сделал потенциально возможным к потреблению, б) затем изменил свойства продукта в лучшую сторону.
Рис. 1.3
Тонкой чертой на рисунках обозначено материальное преобразование, которое вместе с силовым воздействием составляет типы связей, возможных между экономическими объектами (рис. 1.4).
Рис. 1.4
Полезное воздействие, оказываемое на продукт, может быть выражено двояко. Обычно, как в приведенном примере, воздействие заключается в изменении свойств объекта в лучшую сторону, однако будущее улучшение может заключаться и в отсутствии вреда, который обязательно претерпела бы вещь, не будь к ней приложено полезное – оттого и полезное! – усилие.
Представьте, что добытое ископаемое необходимо обработать, иначе оно сделается непригодным для дальнейшего использования. Субъект А осуществляет необходимую обработку. Являются ли предпринятые им усилия трудовыми, ведь результатом их не стало возникновение новых полезных свойств продукта, что ранее объявлялось необходимым условием при квалификации силовых воздействий в качестве труда? Несомненно, является, потому что в противном случае продукт утерял бы прежние, уже имеющиеся у него полезные свойства.
Предпринятые усилия обоих типов: и приводящие к возникновению новых полезных свойств, и сохраняющие прежние полезные свойства продукта, – следует признать трудовыми.
Если шире взглянуть на нарисованную картину, в которой одна вещь оказывает силовое воздействие на другую, в результате чего вторая вещь меняет свои характеристики, выяснится следующее.
Прежде всего, человек, в его телесном воплощении, лишь одна из вещей в ряду множества. Воздействовать на вещи силовым образом способен не только человек, но и другие вещи: дождь воздействует на металлический забор, вследствие чего забор ржавеет; солнце воздействует на ледник, в результате чего ледник тает, и т. д. Силовое воздействие, оказываемое человеком на вещи, не уникально: это общий принцип взаимодействий, имеющих быть в мироздании.
Говорю «взаимодействий», потому что силовые воздействия всегда взаимны: если первая вещь воздействует на вторую силовым образом, то и вторая – на первую. Однако последствия для взаимодействующих вещей, как правило, различны: одни вещи в результате взаимодействия меняют свои свойства, другие – нет. Те вещи, которые свойства изменили, в экономике называют предметами; те же вещи, которые взаимодействовали без существенного для целей экономики изменения свойств, называют орудиями.
Орудие воздействует на предмет, в результате чего предмет изменяет свои свойства (рис. 1.5).
Рис. 1.5
Орудием на приведенном рисунке является вещь № 97, а предметом – вещь № 98–99 (№ 98 – вещь с первоначальными свойствами; № 99 – та же вещь с измененными свойствами).
Любая вещь может выступать в качестве предмета или орудия: изменяться под воздействием другой вещи или посредством воздействия изменять другую вещь. Это может происходить даже одновременно (то есть одна вещь может выступать одновременно и в качестве предмета, и в качестве орудия). Короче говоря, вещь не образуется изначально в качестве предмета или орудия, а выступает в том или ином качестве в ходе силовых взаимодействий.
Орудие воздействует на предмет, в результате чего предмет изменяет свои свойства, – тем самым между орудием и предметом имеют место причинно-следственные (каузальные) отношения. Собственно, само силовое взаимодействие правильнее рассматривать как причинно-следственное. «Силовое» говорится больше по привычке, чем по необходимости: в экономике данное определение не играет никакой роли. Зато причинно-следственные отношения в паре взаимодействующих вещей «орудие – предмет» имеют первостепенное значение: орудие является причиной изменения свойств предмета, соответственно предмет – следствием воздействия орудия на него (рис. 1.6). Во взаимодействии орудия и предмета только это и важно.
Рис. 1.6
Одиночным актом действие пары «причина – следствие» не заканчивается: оно продолжается. Вещь № 97 (с измененными свойствами) в свою очередь является следствием превращения в нее вещи № 99, причиной чему послужила вещь № 95, и так далее (рис. 1.7).
Рис. 1.7
Не только конец, но и начало этого бесконечного действия не отыскивается. Вещь № 95 на приведенной схеме была когда-то преобразована из предыдущей вещи. Это для целей экономики вещь, на которую воздействовал человек, вырывается из мрака экономического небытия, а в физическом мире она существовала до того на том основании, что материя не возникает из ничего и не исчезает бесследно.
Если воспринимать мироздание как совокупность вещей, определенным образом воздействующих друг на друга и материально друг друга преобразующих, получится знакомая по трудам физиков картина полностью детерминированного мироздания, в котором каждая причина имеет строго обусловленное следствие, которое становится следующей причиной, и так до бесконечности. В этом смысле непонятна роль труда как воздействия человека на предмет своего воздействия. Да, человек воздействует на предмет в качестве орудия, это так. Однако и на человека как на предмет воздействуют другие орудия, то есть человек в таком случае выступает в причинно-следственных отношениях в качестве обыкновенной вещи, следовательно, его действия предопределяются некими событиями в мире материи, ничем больше (рис. 1.8).
Рис. 1.8
Если так, почему только человеческое воздействие становится для экономики трудом, а воздействия прочих, неодушевленных вещей дисциплина игнорирует? Потому что в отличие от прочих вещей только человек обладает свободой воли, следовательно, только преобразующие усилия одушевленной вещи, человека, являются творческими.
Неодушевленные вещи взаимодействуют слепо и по заранее определенному сценарию, и только одушевленные вещи (люди), отходя от предлагаемых сценариев, превращают мироздание в индетерминированное.
То, что экономика полагает трудом только воздействие субъекта (а не любой, в том числе неодушевленной вещи) на другую вещь, является, таким образом, обязательным и глубоко символичным актом, указывающим на преобразующую роль человека в мироздании, а не констатацией того заурядного обстоятельства, что экономика в качестве утилитарной дисциплины обслуживает хозяйственные потребности. Преобразующее начало мироздания одно: человеческий труд (рис. 1.9).
Рис. 1.9
В остальном, развиваясь по сценарию, предопределенному физическими законами природы, мироздание жестко детерминировано.
Особенностью, делающей человека сотворцом мироздания, является его одушевленность. Одушевленность находит выражение в том, что принято именовать интеллектом (еще разумом, мышлением и др., но я воспользуюсь термином «интеллект»). По этой причине природа человека дуалистична: материальна и в то же время интеллектуальна.
Какое отношение это заявление имеет к экономике? Только то, что человеческий труд, ранее определенный как оказываемое человеком на некоторую вещь силовое воздействие, может лежать не только в материальной, но и духовной плоскости. Если в материальном мире посредством труда производятся продукты, полезные для тела, то в интеллектуальном мире – полезные для души (рис. 1.10). Как говорится, не хлебом единым.
Рис. 1.10
Продукты интеллектуального труда – это художественные тексты, ноты, художественное изображение и т. п., проще говоря, некоторая имеющая художественно-развивающее значение сотворенная информация.
В бесплотном виде интеллектуальный продукт, в качестве мыслей, существует только в человеческом мозгу, но тогда он доступен одному своему создателю, посему объектом рассмотрения экономики являться не может. Для того чтобы быть потребленным другими субъектами, интеллектуальный продукт (№ 2) должен быть записан на материальный носитель (№ 1), тем самым перейти из области интеллекта в область материи (рис. 1.11).
Рис. 1.11
Способности интеллектуального труда очень странны, во всяком случае, в сравнении с обычными вещами. Подобно любой информации, интеллектуальный продукт может свободно менять носители: так, записанный на компьютерный диск файл может быть перезаписан на другой диск. Для материального носителя это всего лишь незначительное изменение свойств (выражаемое в данном случае в изменении записи на магнитной дорожке), для интеллектуального продукта – самоуничтожение на одном носителе с одновременным возникновением на другом. Возможны еще более необычные с точки зрения вещественности, хотя абсолютно обыденные с житейской стороны дела. Интеллектуальный продукт способен не просто поменять носитель, а разделиться надвое и более посредством множественной записи на нескольких материальных носителях. Надо ли говорить о том привычном всякому современному человеку явлении, что один носитель может содержать множество интеллектуальных продуктов: один компьютерный диск – множество файлов с художественными текстами и т. п.?!
Тем самым свойства интеллектуального продукта в корне отличны от свойств обычной, ничего не обозначающей вещи как продукта физического труда, в том числе материального носителя. Интеллектуальный продукт на материальном носителе – совсем не то, что материальный носитель без интеллектуального продукта (хотя изменения свойств носителя, с точки зрения вещественности, минимальны). Сам по себе носитель, как правило, бесполезен: его назначение – служить вещественной оболочкой интеллектуального продукта. Однако без материального носителя не обойтись, поэтому производство любого интеллектуального продукта неизбежно связано с производством продукта материального. Если кто-то производит интеллектуальный продукт (субъект Б), кому-то придется предварительно озаботиться производством материального носителя для них (субъект А) (рис. 1.12).
Рис. 1.12
Выясняется, что труд – не только силовое воздействие, оказываемое человеком на некоторую вещь с целью придания ей полезных качеств, но еще и интеллектуальное усилие, создающее полезную в художественно-развивающем отношении информацию: интеллектуальный продукт. Интеллектуальное усилие не лежит в рамках причинно-следственных отношений, поскольку принадлежит иной, нематериальной сфере человеческого существования.
В связи с тем что было сказано об орудиях и предметах, остановлюсь на экономических отношениях, по мере технического и социального развития человеческого сообщества усложнявшихся и совершенствовавшихся.
На ранних этапах цивилизации в экономических дисциплинах нужды не было. Это объяснялось тем, что одиночный производитель совпадал с потребителем в одном лице, по причине чего производственные экономические отношения пребывали в зачаточном состоянии, а обменные отсутствовали вовсе.
Допустим, первобытный человек, питекантроп, не пользуясь пока никакими орудиями, существовал за счет охоты и собирательства. Он добывал некоторые предметы (пищу), сам же эти предметы и потребляя (рис. 1.13).
Рис. 1.13
Обозначения на рисунке:
а) силовое воздействие субъекта (в качестве орудия) на предмет. Питекантроп поймал какую-то дичь. Раньше к дичи никакого трудового (в смысле человеческого) воздействия не прикладывалось, поэтому дичь впервые оказалась помещена в систему экономических отношений;
б) потребление дичи, в смысле ее поедания. Дичь физически объединяется с субъектом, причем субъект остается, а дичь навеки исчезает в его желудке.
Это простейшая экономическая схема, не требующая в силу своей простоты никакого научного обоснования. Однако простейшей схема оставалась по историческим масштабам недолго.
Вскоре питекантропу пришло в голову изменять свойства добытых предметов в лучшую сторону: допустим, он сообразил обрабатывать пойманную дичь на огне, зажженном молнией. В этом случае момент потребления предваряет два производственных акта, чего ранее не наблюдалось.
В целом схема (рис. 1.14) получается следующей:
а) поимка дичи (вещь № 1);
б) производственный процесс ее обжаривания на огне, к чему необходимо приложить некоторые трудовые усилия;
в) в результате обжаривания дичь приобретает новые полезные качества (вещь № 1 изменяет свойства, превращаясь в вещь № 2);
г) знаменует производственный процесс конечная цель – потребление, в данном случае поедание обжаренной дичи.
Рис. 1.14
Вскоре сообразительный питекантроп еще более усложнил экономическую схему, использовав в процессе поимки дичи дубину, подобранную под ногами, – примитивное орудие труда. Охотничий процесс осуществлялся теперь не голыми руками, а при помощи орудия, оказывающего непосредственное силовое воздействие на добываемую пищу (рис. 1.15).
Рис. 1.15
Из рисунка явствует:
а) сначала охотящийся питекантроп поднял с земли дубину (вещь № 1);
б) и в) пользуясь дубиной, питекантроп сразил добычу (вещь № 2). Пункт б) означает воздействие на добычу дубинки, а пункт в) – воздействие самого охотника, поскольку, несмотря на использование дубинки, для поимки добычи необходимо затратить определенное количество усилий;
г) обжаривание дичи (вещь № 2) на природном огне;
д) вследствие обжаривания сырая дичь (вещь № 2) превращается в обжаренную (дичь № 3);
е) и наконец, употребление готового бифштекса в пищу.
Бифштекс оказался столь вкусен, что воодушевленный питекантроп догадался не подбирать под ногами подходящую для охоты дубину (а вдруг нужной вовремя не окажется?), а заранее изготавливать. Это сделало экономическую схему еще более тяжеловесной (рис. 1.16).
Рис. 1.16
Здесь содержание экономических отношений таково:
а) для изготовления дубины питекантроп вынужден выломать подходящую заготовку (вещь № 1);
б) ради изготовления дубины к заготовке (вещь № 1) прикладывается дополнительное усилие;
в) в результате чего заготовка (вещь № 1) превращается в пригодную для использования охотничью дубинку (вещь № 2)… и далее по предыдущей схеме.
До сего момента я рассматривал потребление предметов, однако и потребление орудий древним людям не было чуждо. Добытое животное могло быть использовано не только в пищу, но и для изготовления одежды, из древесных стволов могло быть выстроено жилище, защищающее от непогоды, и т. д. Короче говоря, питекантропами, несмотря на зачаточное по нынешним меркам состояние экономики, потреблялось множество орудий, для производства которых целесообразно было использовать другие орудия, часто множество орудий, которые также требовалось производить, и это не говоря о добывании и производстве пищи.
А теперь представьте современные производственные отношения. Ясно, что их щедрое, ни с чем не сравнимое многообразие ни в какую наглядную схему не вместить. Однако этого и не нужно, так как отношения производства и потребления исчерпываются названными выше силовыми (причинно-следственными) взаимодействиями между вещами и материальными преобразованиями вещей одна в другую. Иное невозможно – так уж устроено наше мироздание.
Современные экономические отношения определяются не столько актами единоличного хозяйствования (как в примере с питекантропом), сколько случаями совместного производства с вытекающей отсюда необходимостью распределять конечный продукт. Другими словами, современные экономические отношения определяет кооперация.
Что она такое? Кооперация есть объединение трудовых усилий производителей, прикладываемых одновременно к одному предмету.
Допустим, субъект А не в состоянии дотащить бревно до дома и просит помощи у товарища, субъекта Б. Тот соглашается, в результате чего бревно оказывается перенесенным к жилью, где его целесообразно использовать в качестве дров (рис. 1.17).
Рис. 1.17
Кооперация – огромный шаг к производственному прогрессу, хотя во многом таинственный. С точки зрения физики легко объяснимо, почему два одинаковых по силе человека поднимают бревно, а один из них, последовательно прилагающий к бревну аналогичные равномерные усилия, поднять бревно не может, а вот с точки зрения здравого смысла это не вполне очевидно. Дважды два равняется четыре. Казалось бы, одинаковые усилия, прилагаемые последовательно (дважды два), должны равняться вдвое большему усилию, прилагаемому одновременно (четыре)? Должны, но не равняются… не для того ли, чтобы дать человечеству понять, что производство есть общественный, а не единоличный процесс, что хозяйствовать надо сообща, а не поодиночке, потому что сообща намного производительней?
Хозяйствовать сообща выгодней, но… при пользовании кооперацией рождается каверзный вопрос: каким образом делить конечный продукт? Пока производитель совпадал с потребителем в одном лице, такого вопроса даже в мыслях не возникало, однако с удвоением производителей, соответственно и потребителей, вопрос обретает неприятную актуальность (рис. 1.18).
Рис. 1.18
Как субъектам А и Б поделить бревно между собой? Ответ должен быть объективен, в противном случае экономика окажется не научной дисциплиной, а собранием волюнтаристских правил.