Основным толчком для этого послужил наш совместный полет на «УТэшке» с княжной Ольгой. Мне, конечно, потом выговорили за него с три короба, но он прошел чистенько: немного покрутились в районе Вороньей горы, потрогали воду озера, выполнили одну бочку, этого оказалось достаточно, чтобы количество заказов превысило наши возможности по производству. Плюс, она смогла подключить тех людей, которые организовали поставку первичного алюминия из-за границы. В городе работало три ТЭС, теплоэлектростанции. В отличии от Царицына, электрическое освещение в городе работало. Свою электростанцию, плавучую, имел Зимний дворец. Но электропечи для получения алюминия, в то время, требовали низковольтный постоянный ток. Тем не менее, инженер Графтио появился в Гатчине. Он разрабатывал проект Волховской ГЭС на Петропавловских порогах, кто не в курсе, это тот самый Волховстрой с Волховским алюминиевым заводом в придачу. Первоначальный план предусматривал увеличения снабжения трамвайных электросетей Петербурга. Проект был заморожен в 1912-м году, с государственными убытками в полтора миллиона рублей. Остановили это дело владельцы трех теплоэлектростанций. Так как Николай Второй и его близкий друг Александр Михайлович были заранее настроены: «Волховской электростанции быть!», то у немцев, голландцев и бельгийцев не получилось остановить строительство. Проект расширили, а о наличии бокситов в Ленобласти уже было известно, как и о наличии запасов криолита в районе Миуса. Здесь требуется обратить внимание всех царед..ров и мироточцев на то обстоятельство, что российское общество содержало совершенно незначительный процент тех людей, которые были готовы поддержать абсолютную монархию. Совершенно неслучайно возникла Дума, было предпринято несколько корявых поползновений ввести ограничение власти для императора. Империя сгнила до того, как Николай Второй «воцарился». Его свергли «свои». Победоносных войн не произошло, а самодержец абсолютно оторвался от реальности. Пригрел на груди Григория, чему немало способствовали две «черногорские вороны»: жена и сестра супруги того самого Петра Николаевича. Моего «врага» № 1. Что-либо поменять в этом раскладе было практически невозможно. Да и была ли в этом необходимость?
Так или иначе, мое назначение состоялось, хотя из отпуска я так и не вышел, так как, как черти из бутылочки, возле меня появились братья Лебедевы, с которыми меня познакомил командир отряда Ульянин. Сергей Алексеевич внешне очень напоминал мне Корнилова, который тогда еще не был известен в широких кругах общественности. Товарищ был увлекающийся по натуре, единственно, образование его подкачало: выпускался он из пехотного училища, хотя считать и придумывать он любил. Он, кстати, придумал те самые змейные поезда, позволявшие поднимать на высоту до 4-х человек наблюдателей-корректировщиков, всерьез занимался теорией больших чисел и даже придумал «Прибор для воображаемой стрельбы при пособии тиражных чисел». Человек он был деятельный. К тому же, мой складной планер сильно перекликался с его идеей «складного самолета», который и пытались создать в течение полутора лет Лебедевы, Ломач и Ульянин. Правда, «их» самолет был просто копией «Фармана». Но, в тот самый день, когда мне присвоили подполковника, наш «малый шеф» пригласил всех десятерых летчиков, включая младшего Лебедева, он был третьим номером в списке пилотов России и вольноопределяющимся инструктором ОВШ, в ресторацию в Царском Селе. Там же «оказались» и Ломач, со старшим Лебедевым. Пётр Александрович представил меня всем лично.
– Я обратил внимание на инженера Гирса еще в Баку, где он внес существенные изменения в оборудование корпусного парка, дабы исключить возможности самовозгорания получаемого водорода. Предоставил ему возможность проявить себя на самостоятельной должности в удаленном гарнизоне Карса, где его рота проявила немалую смекалку и нестандартные решения по обороне крепости. Высказанные им идеи хорошо перекликались с моим видением проблем становления авиации на нашем флоте. Ну, а сегодня он удивил всех, в том числе, и меня, продемонстрировав фактически преимущества, даже безмоторного, аппарата, тяжелее воздуха, перед этими «летающими ангарами». Как он летает, вы сегодня все видели. Согласитесь, пока вы не в состоянии повторить его маневры в воздухе. Его полет напоминал полет стрижа, когда он влетает в большую стаю мошки. Красота и неожиданность маневров парализовала всех. И, несомненно, произвели глубокое впечатление на нашего царствующего брата и его семью. Он распорядился выделить вам, подполковник, денежную премию за создание чудесного образца аппарата тяжелее воздуха. Кроме того, им предложено обсудить с Вами возможность постройки его моторной версии. Там требуется предоставить смету. И, главное, аппарат должен быть вооружен. То есть, быть двух-трехместным. Такие легкие и верткие аэропланы весьма пригодятся нам в небе над Константинополем.
Россия была «беременна войной»! Неудача на востоке и прошедшая первая революция пагубно отразились на популярности царствующей фамилии. Был необходим реванш, и наши дипломаты, науськанные «великими князьями», активно проталкивали идею забрать у Турции проливы. «Черногорские вороны» каркали в том же направлении, заявляя, что «братушки» морально готовы дать бой басурманам, забывая о том, что Германия старательно помогает Турции в укреплении ее обороны.
– Великий князь, бамбук – это трава, которая у нас практически не растет. Шелк, такой плотности, мы производить тоже не можем. Наши «союзники» не так давно активно уничтожали наш флот, отбросив его с третьего на шестое место в мире, и могут свободно перекрыть эти поставки. Для того, чтобы дельтаплан «залетал» по-настоящему, требуются сплавы алюминия, которые у нас не производятся из-за отсутствия генерирующих мощностей. И искусственные волокна, чтобы изготовить еще более плотный, и, главное, более дешевый вариант аэроплана. Да и проблема двигателя стоит достаточно остро. Я, правда, читал про такой двигатель, он назывался АДУ-3 и демонстрировался в Москве в прошлом году, существует. Кажется, его сделали в Курске. Там, конечно, требуется доработка, но для такой легкой машины двухвинтовая схема подходит идеально.
– Я слышал о том, что выделены деньги на проектирование электростанции на Волхове… – ответил князь и замолчал, думая над остальными вопросами.
– Если не объявить это приоритетной задачей, то найдется множество желающих этот проект заморозить. Сейчас город снабжают энергией три иностранных предприятия, там практически 100% иностранного капитала, кое-какой процент имеет Петр Николаевич. – услышав это, князь хищно ощерился. Любил он родственничка по самое «не хочу»!
– Но, Степан Дмитриевич, вы же понимаете, что без иностранной помощи мы не в состоянии быстро поднять алюминиевую промышленность. – заметил «шеф».
– А если «побеспокоить» Гуго фон Вогау? Говорят, что у него имеются избытки электрической мощности и есть электропечи. Он, все-таки, российский подданный.
– Капитал подданства не имеет. – мрачно заметил Великий князь, достал блокнот и что-то черкнул там. – Вы мне все больше нравитесь, полковник! В Тифлисе вы мялись и стремились уйти от острых вопросов. За это время вы хорошо проработали проблему. Получив ваше письмо о том, что вы готовите показ нового планера, я даже не знал, как отреагировать на него. Считал, что на постройку уйдет много времени и момент будет упущен. Но Вы успели!
– Требовалось соединить между собой четыре палки, Великий князь. И пошить несущую поверхность.
– А что вы пообещали княжне Ольге?
– Что покажу ей учебно-тренировочный дельтаплан.
– Это реально?
– Он, практически, готов. Требуется провести летные испытания. Выполнять сложные фигуры он не сможет, из-за большего размаха крыла, но парить и управляться он будет лучше.
– Первым, кто его увидит, буду я. Учтите это.
– Тогда завтра в десять на Вороньей горе.
– В девять тридцать я за вами заеду. Господа! Оставляю вас одних. Гарсон, счет пришлете мне.
И после этого на меня навалились остальные присутствующие! Во-первых, далеко не всем понравилось приглашение «Вогау и Со» в «нашу теплую компанию. Это был «тяжеловес», весивший более 41 миллиона золотых рублей, входивший в десятку «денежных мешков» России. Во-вторых, он был немцем, впрочем, этого никто не сказал, это – подразумевалось.
– Вогау скупят Вас и Ваши патенты, господин полковник. – высказался Ломач, который уже был компаньоном и прибрал к рукам как патенты Ульянина, так и разработки братьев Лебедевых. – У меня достаточно финансов, чтобы обеспечить работу вашей мастерской. Насколько я понимаю, она совсем небольшая.
– Насколько я понимаю, господин Ломач, ваш аппетит нисколько не меньше, чем аппетит Гуго фон Вогау. Но у него завод и 10 тысяч рабочих на нем, имеющих большой опыт и оборудование для производства листа и профилей. А вот производства цельнотянутых труб из алюминиевых сплавов у него нет. Зато у Вас, Алексей Александрович, имеются лабораторные установки для производства бесшовных труб, стальных, правда. И, наверняка, вы знакомы с работой инженера Уфимцева. – я переключил разговор на старшего Лебедева. Ломач был неинтересен.
– Знаком, и дал отрицательное заключение на этот двигатель. Невозможен запуск двигателя сжатым воздухом. Это – утопия!
– У меня несколько иное мнение по этому вопросу, тем более, что это один из самых легких двигателей, к тому же у него отсутствует эффект винта, что немаловажно для легкого аэроплана.
– Но, мы же изготавливаем ПТА-1? Со складным оперением.
– А вам на него деньги дали?
– Нет, мы это делаем инициативным порядком. – после переглядываний, за всех ответил Ульянин. – Понимаете, складной самолет удобнее перевозить по железной дороге.
– Да-да, конечно, особенно если он летать не умеет. Кстати, би-ротативный двигатель минимум в два раза эффективнее и Гнома, и Рона.
– Но у них мощность больше.
– Да не мог господин Уфимцев, без нормального завода и материалов, создать более мощный двигатель. Помочь надо, тем более, что Политехнический институт, в котором преподает Алексей Александрович, имеет значительно более мощное оборудование, чем домашняя мастерская безвестного инженера. Подход должен быть строго инженерным, господа. Вы же слышали!
В общем, при первой же встрече мы расставили все точки над «i»: техническими вопросами в отряде руковожу я, так как поставлен сюда самим государем-императором для серьезной организации процесса становления наших ВВС. Такая постановка вопроса, может быть, и не всех удовлетворила, например, Ломач достаточно быстро слился, так как потерял самое главное: вес и значимость в компании. Но это случится чуточку позже. Пока все были воодушевлены оказанным вниманием и известием о том, что мы получим дополнительное финансирование на создание моторного дельтаплана, с возможностью его базирования на кораблях. Но предстояло решить вопрос с регулировкой оборотов двигателя. Ротативные и би-ротативные двигатели чрезвычайно тяжело управляются по оборотам и, в основном, используют один режим работы: полный газ. Возвращались из Царского Села достаточно долго, хотя и весело. Поезда уже не ходили, пришлось брать извозчиков. Ломач и старший Васильев жили в Питере, у Ломача имелся автомобиль с водителем. У богатых свои привычки.
Утром, сразу после завтрака, который подавала хозяйка моей квартиры, я снимал у нее две комнаты через квартирьерскую службу отряда, за окном раздался звук клаксона. Князь с собой даже водителя не взял. Мы подъехали с ним к мастерской, арендованной мной в Мариенбурге, погрузили один мешок, что немало удивило князя, и через двадцать минут остановились у станции Дудергоф, свернув с дороги направо. Здесь была дача какого-то генерал-майора, который выскочил из дверей веранды, где потреблял завтрак, и на ходу застегивал мундир.
– Ваше Высочество! Да как же я рад вас видеть!
– Я не к вам, Петр Данилыч, извините, что побеспокоил старика.
– Да что Вы, Выше Высочество! Полноте, как Вы можете побеспокоить? Это ж мы, старики, иногда не вовремя смотрим в окошко. Прошу, заходите, не откажите в возможности лицезреть вас.
– Сейчас нет времени, господин Беклемишев, дела. – и князь демонстративно взялся за лямку длинного чехла планера.
– А не такой и тяжелый.
– Тяжеловатый, почти на восемь килограммов тяжелее, а облегчить нет возможности.
Пока поднимались в гору, князь дважды просил остановиться и передохнуть.
– Вот карские – они все такие, скачут себе по горам, как козлы. Мы – народ равнинный, нам такие горки в тягость!
Пришлось извинятся, что загрузил, и вешать мешок на плечи. Удивительно, но в кармане князя оказался секундомер, с помощью которого он засек время изготовки планера к полету. Через 12 минут я пристегнулся к системе.
– А я?
– Я сделаю один круг и вернусь сюда же, это его первый вылет, сразу давать полную нагрузку не будем.
– Хорошо, а я посмотрю на ваш взлет и схожу вниз, забыл кое-что в машине.
Я разбежался и через шесть шагов почувствовал, что поймал поток и изменил положение тела, поймал петли для ног и опробовал виражи, снижение и набор высоты. Внимательно осмотрел все видимые расчалки. Подлетел обратно и пришлось делать еще один круг, так как князь только преодолел половину пути к вершине. Дав ему время не спеша подняться, я встал на глиссаду и практически остановился перед приземлением. Даже пробежка не понадобилась. Еще раз проверил натяжение основного троса. Все в порядке. Александр Михайлович сам принес свою подвеску. Я завернул карабин, подставил козлы и великий князь попробовал лечь и поймать ногами петли.
– Управлюсь! – сказал он. – Как взять с собой карабин?
– Его в первом полете с собой лучше не брать.
– А если маузер?
Пришлось лезть в карман и доставать две широкие резинки, которыми мы притянули кобуру к ноге.
– Учить бегать строем офицеров уже не нужно, а так, с незнакомыми, требуется отработать равномерный бег. Теперь ловим ветер.
Дождавшись уверенного порыва, дал команду: «Бегом марш!» и чуть не ошибся сам! Здесь бегают и шагают с другой ноги, но я вовремя об этом вспомнил. К счастью, встречный ветерок чуть усилился и буквально вырвал из-под нас землю. Я мотнул головой, давая команду лечь князю, сохраняя угол и направление взлета, затем чуть опустил нос на пикирование и лег сам. Набрал скорость и приступил к набору высоты. Князь громко, практически, прокричал:
– Лечу! Ух! В жизни бы не поверил, что лечу!
Над озером я ему показал: как производятся виражи, набор высоты и пологое пикирование. Затем передал управление полностью ему, даже не касаясь перекладины. Князь, казалось бы, забыл обо всем. Он виражил, скользил вправо-влево, приближался к земле и набирал высоту. Через двадцать минут предложил мне взять управление и пройтись над озером. А сам вытащил кобуру, пистолет из нее, присоединил ее к рукояти, попытался расстрелять спасательный круг, который почему-то оказался на середине озера. Несколько раз промахнулся, затем уверенно попал в воду внутри круга.
– Отлично! Можно возвращаться. Хочу попробовать посадку.
– Это еще рано, Вашсочество. Нос разбить при посадке довольно просто. Здесь навык нужен, как и при стрельбе с воздуха. И воздух чувствовать. Новичкам всегда кажется, что они готовы, но это совершенно не так.
Выполнили заход, с объяснениями, пардон, но пришлось делать второй заход, так как князь не смог освободить одну из ног. Требуется изменять подвеску, чтобы стравливалась, поначалу у всех не все получается. Я ему сказал об этом, и со второго раза мы сели, практически в том месте, откуда стартовали.
– А Николя – жадина! Я ему так и скажу! Прекрасная машина, я никогда таких ощущений не испытывал. Однако, время! Нас ждут великие дела!
Князь достал из внутреннего кармана металлическую плоскую флягу, сделал несколько глотков, и протянул ее мне. Пока я делал пару глотков французского коньяка, похоже, что это был «Луи Тринадцатый», князь схватил мешок со сложенным планером и зашагал вниз по тропе. Мою попытку помочь ему он отверг.
– Требуется привыкать носить его самому. Я механика с собой не взял, потому, как «стучит» он в третье отделение, и ничего не попишешь, так ему приказали. Я ж почему с собой пистолет взял, чтоб доказать, что не было у тебя и мысли содеять непоправимое. Без пристрелки попасть с воздуха по земле достаточно сложно, даже для такого стрелка, как я. Я же видел, что ты управлял аппаратом так, чтобы иметь постоянную скорость и высоту. И я пробовал сам управлять им одной рукой. Это очень тяжело, она реагирует на малейшее изменение положения ручки, одной рукой удержать ее сложно. Так?
– Да, конечно. Внешне вроде как просто, а на весу и скорости довольно сложно.
– Макаров обвинил тебя в попытке покушения на государя, при мне.
Макаров был министром внутренних дел, до этого – сенатором, долго министром не просидел, но в 11-м году был в силе и фаворе.
– Тогда не брать механика не стоило.
– Да соглядатаев на озере и без него хватало. Николя знал: куда я еду. Поэтому и говорю: «Нас ждут великие дела»! Садись, поехали.
От выбежавшего из калитки Беклемишева, он просто отмахнулся. Остановившись перед домом, после того, как выгрузили планер, приказал надеть парадный мундир. Но по дороге говорили только о делах, связанных с производством алюминиевых сплавов. Он, оказывается, дал телеграмму Гуго фон Вогау, и вызвал его в Адмиралтейство, в Особый комитет. До этого хочет успеть повидаться с царствующим племянником. У того есть специальное время для родственников. Поэтому летели, как сумасшедшие. Князь с остервенением жал на грушу клаксона, распугивая всех. Визит к императору несколько затянулся, потому что большую часть времени Великий князь передавал тому свои ощущения от полета, но твердо заявил, что при управлении одной рукой аппарат рыскает, и прицелиться практически невозможно. С земли это незаметно, но это так. Человек, свободный от управления, может произвести и прицельный выстрел, но все зависит от «управляющего», чтобы выбрать поправку, требуется пристрелка. Теоретически, управляющий планером пилот может бросить бомбу или гранату, но точность будет, как у тех цветочков, которые покрыли достаточно большую площадь.
– Я тебя понял, Александр Михайлович. Обвинение Макарова абсурдно по отношению к подполковнику. Он хотел произвести впечатление, и сделал это весьма успешно. Дома только и разговоров об этом, а Анастасия, похоже, вообще голову потеряла. Он для нее герой, почище Зигфрида, и, кажется, собралась воочию убедиться, что у него между лопатками есть кленовый листик. Он у вас есть, подполковник?
– Мне об этом говорили, а сам туда я посмотреть не могу.
– Даже если он есть: не показывайте его Анастасии! – государь шлепнул рукой по ручному звоночку, что-то шепнул вошедшему адъютанту и ловко перевел разговор на технику и проблемы вокруг нее. Внесли коньячок из императорских подвалов, под него удалось оговорить несколько условий: во-первых, поставки дельтапланов императорской семье будут произведены только с металлическими трубами, а не из бамбука. Государь объявит строительство Волховской электростанции и алюминиевого завода по технологии Эри приоритетной задачей на этот и следующий год. На очереди Свирский каскад, потому как мощности требуется наращивать, бокситов у нас достаточно. Господина Гуго фон Вогау приняли не в Адмиралтействе, а в Зимнем дворце, тот растаял и влип, как оса в мед свежей откачки. Пусть жужжит, но императорский двор приказал патенты военные никому не продавать и не отдавать, а авиационные патентовать за государственный счет. В общем, немного обезопасили самих себя и будущее производство. Так и требовалось действовать, если понимать глобальность стоящих перед страной проблем. Закончился прием совершенно удивительно: Александр Михайлович, выйдя из дворца, а мы были ну, вежливо говоря, под шафэ, вызвал себе машину, а мне – шофера.
– Ключи и документы на нее забирай себе, как приедешь, механик поездом доберется. Вечером тебе завезут дарственную.
– Не понял, а как же Вы?
– У меня еще есть, не беспокойся, но ты мне должен такой планер, из металла. Но – первым из Романовых! Договорились?
– По рукам!
– Учти, кто бы не просил! Я – первый!
Аванс в виде «Rolls Royce», королевской комплектации и ручной сборки, за простейший планер – позволял отправить любого встать в очередь и ждать исполнения этого заказа. Особенно, если ты Николашку и в грош не ставишь. Если честно, то 100% успеха обеспечил именно Александр Михайлович, я был чем-то вроде рекламного плаката, на который ссылались, когда переговоры заходили в тупик. Факир на час. Любимчики у императора появлялись и исчезали мгновенно. Кто успевал откусить кусок пирога от его милости, кто-то – нет. Переменчивый характер и дикая внушаемость были его характерными особенностями. Чтобы «закрепиться» требовалось понравиться его супруге, а она была весьма «своеобразной» женщиной, с весьма примитивными взглядами на жизнь. Женщина-загадка, из варианта: «хрен знает, что ей будет интересно в этот момент времени». В следующий момент может потребоваться совершенно противоположное. Было совершенно понятно, что больше всего ее беспокоит судьба «наследника», но генетические болезни неизлечимы, и я не лекарь, а инженер. Общих точек соприкосновения не было и быть не могло. Этот вариант отпадал сам собой. Я же не Григорий, чтобы предсказывать, хотя точно знаю, что произойдет.