Чаще всего книги, авторство которых принадлежит сразу двум членам сообщества ведьм и язычников, выходят из-под пера супругов или коллег, работающих в одной традиции, ковене или группе сходного типа. Но это точно не наш случай. Джейсон – ведьма[1] из гарднерианской[2] традиции, я же являюсь ведьмой современного толка, практикующей традиционное колдовство. А это означает, что мы нередко смотрим на вещи под разными углами. Тем не менее мы обнаружили, что нас зачастую объединяют не только наши длинные вьющиеся локоны, но и общие взгляды, практичность, магия и сарказм.
Мы принялись писать на пару эту книгу шутки ради примерно в то время, когда Джейсон работал над своей второй книгой в этой серии – The Witch’s Book of Shadows («Колдовская книга теней») (первой была The Witch’s Athame), а я – над моей первой, «Котел ведьмы». Каждый из нас вносил свой вклад в книги другого, поэтому мы начали обмениваться мыслями о серии в целом. После того как мы рассказали друг другу о том, кому что нравится (и не нравится) освещать, мы поняли, что, в принципе, могли бы написать книгу в содружестве! Между делом мы поделились этой мыслью с нашим любимым редактором. Вероятно, прочитав наше электронное письмо, она хмыкнула (с доброй улыбкой), а затем велела закончить книги, над которыми мы работали.
В конце концов редактор одобрила идею нашего совместного авторства этой книги. (Я не утверждаю, что ее покорили фотографии кошек, хотя и это не исключено.) Считаю необходимым отметить, что не последнюю помощь в создании книги нам оказали стаканчики горячительного, общие ритуалы и ночные бдения над текстом.
Мы оба помешаны на алтарях и разделяем пристрастие к статуэткам. Идеи для этой книги появились естественным образом. Тот факт, что мы пришли из разных традиций, у каждой из которых своя история, лишь обогащает материал, изложенный здесь для читателей. Независимо от того, работаете вы в группе или в одиночку, практикуете церемониальную магию или порхаете у своего котла, здесь вы найдете для себя ценный совет. Мы считаем, что особенно полезно помнить о том, что нет единственно правильного способа использовать, воспринимать или создавать алтарь. Мы представляем различные точки зрения, но это обстоятельство призвано не смутить вас, а показать, что в вашем распоряжении есть много разных вариантов и идей. Это чувство осознанности и свободы в действительности является тем духом, к которому вам нужно приобщиться, когда вы создаете свой алтарь ведьмы и работаете с ним.
У меня и моей жены Ари семь домашних алтарей. Одни из них посвящены исключительно магическим операциям, а другие олицетворяют смену времен года и божеств, которых мы лично почитаем. Один из этих семи алтарей находится в моем кабинете. Он заполнен в основном магическими предметами, призванными пробуждать мое творческое начало и подвигать меня писать. (Тот факт, что эта книга находится в ваших руках, означает, что эти предметы, судя по всему, сделали то, что от них требовалось.) Но один из наших алтарей значит для нас больше, чем другие. Он настолько важен в нашей практике, что мы даже называем его тем самым алтарем.
Упомянутый алтарь представляет собой довольно потрепанный прямоугольный стол высотой 60 см и размерами 80 на 50 см. Для такого маленького стола он на удивление прочен. У нас бывали люди, которые сидели на нем во время ритуала, причем без всяких для себя последствий. Понятия не имею, из чего он сделан, но древесина у него довольно бледная, а в некоторых местах ее трудно разглядеть под брызгами краски. Да, тот самый алтарь покрыт множеством белых пятен краски, не говоря уже о многочисленных вмятинах, сколах и царапинах. (Слава богам за алтарные покрывала!)
Удивительнее всего в этом алтаре то, что я понятия не имею, откуда он взялся. Во время учебы в колледже и примерно десять лет после этого я обычно жил в больших старых домах и делил комнату с соседями. В одном из таких домов и появился однажды наш алтарь, служивший какое-то время обычным приставным столиком. В течение нескольких лет он только и делал, что собирал журналы и служил подставкой для лампы, пристроенной рядом с диваном.
В одном из этих домов на протяжении многих лет проводились десятки ведьмовских ритуалов, причем почти всякий раз – в нашей гостиной, где стоял этот приставной столик. Поначалу мы использовали его как алтарь из утилитарных соображений. Он стоял прямо там, в комнате, в которой мы проводили ритуал, так зачем же нам использовать что-то другое? Когда ритуал заканчивался, на стол возвращали журналы и лампу, но с какого-то момента я стал осознавать, что мне очень нравится использовать этот столик в качестве алтаря. Он был подходящего размера и достаточно высокий для того, чтобы мне не приходилось наклоняться всякий раз, когда нужно было что-то с него взять.
Алтарь до и после
Через несколько лет после того, как мы начали использовать наш приставной столик в ритуалах, мы переехали в новый дом, где выделили пространство для практики. Наш столик по-прежнему имел двойное назначение, но нам он до того понравился, что мы переносили его из гостиной в нашу комнату для ритуалов, на саббаты и эсбаты. Когда три года спустя мы переехали в Калифорнию, этот алтарный столик стал одним из немногих предметов мебели, которые мы взяли с собой.
Через год после переезда в Калифорнию мы с женой основали новый ковен, обряды и ритуалы которого в конце концов переместились в гостевую спальню нашего дома. Когда мы обустроили эту комнату, наш столик окончательно превратился в алтарь. У нас не было никаких сомнений в том, что происходит в центре комнаты и каким должен быть алтарь нашего ковена. Спустя несколько месяцев, подготавливая однажды вечером место для практики, я заметил своему брату по ковену Мэтту, что Ари время от времени подумывает, не избавиться ли нам от основного рабочего алтаря. Мэтт ответил: «О нет, он никуда не денется».
Мэтт был не совсем прав насчет того, что наш алтарь никуда не денется. Я так люблю этот алтарь, что беру его с собой в другие места. Каждый день наш алтарь держит на себе наши главные рабочие инструменты (среди них атамы, Книги Теней и котлы), впитывая их энергию. Наши ритуалы в буквальном смысле вращаются вокруг нашего алтаря, а магия, которую мы пробуждали на протяжении многих лет, питала его энергией. Надо сказать, что наш алтарь явственно присутствует, даже когда его менее выдающиеся черты не прикрыты алтарным покрывалом.
За некоторыми исключениями, наш алтарь присутствовал на каждом ритуале, который проводил ковен, и это единственный имеющийся у нас инструмент, который был задействован в каждом ритуале в нашем доме. У меня три атама, и у нас с Ари есть девять чаш, но только один действующий алтарь. Когда мы с Темпест обсуждали, о чем мы будем писать книгу на пару, мой взгляд упал на этот старый, потрепанный алтарь, и я сразу понял, о чем писать. Алтари часто недооценивают и игнорируют, но это один из самых мощных инструментов ведьмы.
Мой алтарь, скорее всего, некогда принадлежал одному из моих друзей. Кстати, когда мы с Темпест сели писать эту книгу, мы понимали, что нам понадобится помощь друзей, для того чтобы довести ее до ума. С этой целью в наш текст включены несколько своеобычных воззрений на алтари, под заголовком «История алтарей». Все эти вставки написаны нашими друзьями, практикующими ведьмовство. На мой взгляд, они многое добавляют к нашей книге и действительно помогают расставить все точки над «i», когда дело касается полного понимания алтаря и того, что он может сделать для нас, практикующих ведьмовство.