1

Райков Б. Е. Методика и техника ведения экскурсий. 1922. С. 6.

2

Вопросы экскурсионного дела. Пгр., 1923. С. 105.

3

Вагин А. А., Сперанская Н. В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959; Карцов В. Г. Очерки методики обучения истории СССР в 8–10-х классах. М., 1955; Зиновьев М. А. Очерки методики преподавания истории. М., 1955; Райков Б. Е. Общая методика естествознания. М.-Л., 1947 и др.

4

БСЭ. 2 изд., т. 48. С. 407.

5

Культурно-исторические экскурсии. М., 1923, ч. 1. С. 9.

6

Великая дидактика! «Открытая дверь к языкам» (книга «Видимый мир в картинах» переводилась на русский язык ранее).

7

Герд А. Я. Об естественно-исторических экскурсиях // Учитель. 1866, № 7. С. 251.

8

Полн. собр. Законов Российской империи. Собр. 3, т. VIII, 1888. Спб., 1890. С. 164.

9

Отчет Императорск. российск. историч. музея им. Александра III в Москве за 1909 г. М., 1910. С. 42.

10

Поздняков П. В. Политехнический музей и его научно-просветительная деятельность в 1872–1917 – Труды научно-исследовательского института музееведения. Вып. 1. М., 1957. С. 134.

11

Пятидесятилетие Политехнического музея в Москве (1872–1922 гг.). М., 1922. С. 30.

12

Описание императорского столичного города Москвы… собранное в 1775 г. В. Г. Рубаном. Спб., 1782; Путеводитель к древностям и достопамятностям московским, руководствующий любопытствующего… М., 1792; Историческое и топографическое описание первопрестольного града Москвы… М., 1796.

13

Белгородский А. Ученические экскурсии (Краткий исторический очерк. Значение и организация их). П., 1916. С. 4.

14

Герд В. А. Экскурсионное дело. М.-Л., 1928. С. 91.

15

Вестник воспитания. 1899, № 2. С. 42.

16

Комиссией было создано Центральное экскурсионное бюро. «Труды Комиссии по организации экскурсий для учащих и учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа» под ред. В. И. Комарницкого и др. М., 1911. С. 12, 13.

17

Вестник просвещения. 1925, № 8. С. 87. (Комиссия выпустила руководство для учителей «1 опыт плана осмотра Москвы учениками средней школы». М., 1912.)

18

Русская школа. 1915, № 4. Критика и библиография. С. 2.

19

Русский экскурсант. 1916, № 5. С. 61.

20

Педагогический листок. 1914, кн. 1. С. 27.

21

Русский экскурсант. 1915, № 1. С. 9.

22

Экскурсионный вестник. 1914, № 1. С. 6. «Экскурсионный вестник» издавался до 1916 г. (всего выпущено 9 номеров). Материал группировался в 4-х разделах: 1) хождение по Руси и за рубеж; 2) культурные центры; 3) хроника; 4) библиография.

23

Народное образование. 1916, № 11.

24

Путеводитель по Москве, изданный Моск. Архитектурным обществом для членов V съезда зодчих в Москве. М., 1913; Москва. Путеводитель под ред. Е. А. Звягинцева, М. И. Коваленского, М. С. Сергеева, К. В. Сивкова. М., 1915.

25

По Москве (Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям) под ред. Н. А. Гейнике, Н. С. Елагина, Е. А. Ефимовой, И. И. Шитца. М., 1917. С. VI–VII.

26

Вестник воспитания. 1916, № 6. С. 126.

27

Отчет о состоянии городских начальных училищ и других учебных и просветительных учреждений. ХХХХУ, 1912, 1913 уч. год. 1914 г. Приложение № 6. С. 2.

28

КПСС в резолюциях. 1953. Т. 1. С. 420.

29

Народное просвещение. 1918,№ 23–25. С. 17.

30

Ленинский сборник. Вып. ХХХУ. С. 21, 22.

31

Смирнов И.С. Из истории строительства социалистической культуры в первый период Советской власти (Октябрь 1917 – лето 1918 гг.). М., 1952. С. 208, 209.

32

К 1929 г. в Москве их стало 235, т. е. в 3,5 раза больше, чем до революции. История Москвы. М., 1959, т. VI, ч. II. С. 242. На наш взгляд, эти данные, приведенные в «Истории Москвы», недостаточно обоснованы.

33

Собрание узаконений и распоряжений рабочих и крестьян правительства 1918 г., № 39. С. 511.

34

Искусство. 1933, № 3. С. 152.

35

Пламя. Пгр., 1918, № 11. С. 14.

36

Внешкольное образование. 1919, № 2–3. С. 11.

37

Герд В. А. Экскурсионное дело. М.-Л., 1928. С. 98.

38

Вестник просвещения. 1922, № 9. С. 265.

39

Современная школа. М., 1923. С. 135.

40

ЦГАОР, ф. 2306, оп. 1, ед. хр. 163, л. 8.

41

Там же, ф. 2306, оп. 1, ед. хр, 163, л. 8.

42

Московская общегородская конференция пролетарских культурно-просветительных организаций 23–28 февраля 1918 г. С. 24 .

43

ЦГАОР, ф. 2306, оп. 1, ед. хр. 1954, л. 13.

44

Там же, ф. 2306, оп. 15, ед. хр. 8, л. 101.

45

Просветительное о-во «Культура и свобода», Справочный бюллетень. № 3, декабрь 1918. С. 12.

46

Народное просвещение. 1918, № 18. С. 14, 15.

47

ЦГАОР, ф. 2306, т. 5, ед. хр. 8, л. 253.

48

Герд В. А. Экскурсионное дело. М.-Л., 1928. С. 98.

49

Ленин В. И. Соч., т. XXIX. С. 310.

50

Внешкольное образование. 1919, № 4–6. С. 182.

51

Единые краткосрочные курсы политико-просветительной работы (Положение, инструкции, программы, учебные планы). М., 1921. С. 33.

52

ГАОР МО, ф. 972, оп. 1, ед. хр. 235, л. 4.

53

ЦГАОР, ф. 2306, оп. 1, ед. хр. 663, л. 6.

54

На путях к новой школе. 1924, № 10–12. С. 109.

55

ЦГАОР, ф. 2306, оп. 1, ед. хр. 163, л. 49.

56

ГАОР МО, ф. 972, оп. 1, ед. хр. 79, л. 215.

57

Единые краткосрочные курсы политико-просветительной работы (Положение, инструкции, программы, учебные планы). М., 1921.

58

«Кремль – средневековая крепость», «По Остоженке», «По слободам XVII в.», «Пейзаж Москвы» и др. «Культурно-исторические экскурсии». М., 1923.

59

ЦГАОР, ф. 2306, оп. 28, ед. хр. 75, л. 15,25.

60

Архив ГИМ. Фонд Д. М. Банина.

61

Культурно-исторические экскурсии. М., 1923. С. 6.

62

Экскурсионное дело. 1922, № 4, 5, 6. С. 314.

63

Вестник просвещения. 1922, № 9. С. 268.

Загрузка...