Примечания

1

Боккаччо Дж. Генеалогия языческих богов. Кн. XIV, гл. 20. Цит. по: Эстетика Ренессанса. Антология в 2-х т. Т. 1. – М., 1980. С. 59.

2

Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времён Лоренцо Великолепного. Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме. – М.,-СПб., 2001. С. 293.

3

Халдеева Е. П. Un nuovo Parnaso. Девять Муз в цикле фресок Паоло Веронезе на вилле Барбаро в Мазере // Миф в культуре Возрождения. – М., 2003. С. 161.

4

О начальном периоде освоения греческой литературы и мифологии во Флоренции и первых переводах античных авторах см.: Рязанов П. А. Изучение греческой словесности во Флоренции от Боккаччо до Мануила Хрисолора // Вестник Нижегородск. ун-та им. Н. И. Лобачевского. История. – 2007, № 2. С. 207–212.

5

Цит. по: Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времён Лоренцо Великолепного… С. 229.

6

Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. – Л., 1976. С. 13–14; 43.

7

Указ. соч. С. 22.

8

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978. С. 318.

9

Там же.

10

Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времён Лоренцо Великолепного… С. 128.

11

Кудрявцев О. Ф. Меценатство как политика и как призвание: Козимо Медичи и Флорентийская Платоновская академия. Приложение. Письмо Марсилио Фичино Козимо Медичи // Культура Возрождения и власть. – М., 1999. С. 48. Подробное исследование того же автора о Флорентийской Академии: Кудрявцев О. Ф. Флорентийская Платоновская академия: очерк истории духовной жизни ренессансной Италии. – М., 2008.

12

Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М., 1996. С. 172.

13

Лев Африканский. Африка – третья часть света. Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть. – Л., 1983. С. 319–321.

14

Напомним, что разделение Британского музея и Национальной библиотеки в Лондоне произошло лишь после более чем полутора веков их совместного существования, а разделение Румянцевского (теперь – имени А. С. Пушкина) музея и нынешней Российской Государственной библиотеки – после нескольких десятилетий, хотя создатели этих знаменитых музеев мыслили связку музей-библиотека столь же нерушимой, как в древней Александрии.

15

Iusti Lipsii de bibliothecis syntagma. Editio secunda & ab ultima Auctoris manu Antverpiae ex officinnna Plantiniana, apud Ioannem Moretum cum privilegiis Caesareo & Regio duorum regum. – Antverpiae, 1607.

16

Johannis Frederici Gronovii de Museo Alexandrino exertationes academicae. Ludophi Neocori De Museo Alexandrino diatribe // Jacobi Gronovii thesaurus graecarum antiquitatum. T. VIII. – Venetiis, 1735. P. 2741–64; 2767-78.

17

Rechenberg A., Keilhacker J. Schediasma Historicum De Museo Alexandrino. – Leipzig, 1698.

18

Bonamy N. Dissertation historique sur la Bibliothèque. // Mémoires de l'Académie Royale des Inscriptions et Belles-Lettre, IX. – Paris, 1736. P. 397–415.

19

Bonamy N. Description de la Ville d’Alexandrie, telle qu’elle estoit du temps de Strabon. // Op. cit. P. 416–431. Carte: p. 416.

20

Bonamy N. Explication topographique de la Guerre de César dans Alexandrie, après la défaite de Pompie. // Op. cit. P. 432–450.

21

Только через четыре десятилетия, учёные Европы уверенно заговорили о нескольких независимых друг от друга библиотеках, существовавших в городе, как при Птолемеях, так и при римских императорах. Множественное число указано в названии сочинения: [Beck C. D., Beck. J. W.]. Specimen historiae bibliothecarum Alexandrinarum. – Lipsiae, 1779. Nachdruck: 1829.

22

[Jaucort Louis de] Musée // Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers Denis Diderot et Jean le Rond d’Alembert. Vol. X. – Paris, 1765. P. 893–894.

23

Lee Paula Young. The Musaeum of Alexandria and the formation of the ‘Museum’ in eighteenth-century France // The Art Bulletin. FindArticles.com 02 Apr., 2009. Р. 1. // htpp // findarticles.com /mi_m0422 /is_n3_v79/ ai_20824243/

24

Op. cit. P. 10–13.

25

Norden Frederic Louïs. Voyage d'Egypte et de Nubie ouvrage enrichi de Cartes & de Figures dessinées sur les lieux par d’Auteur méme. Tome Premiere. – A Copenhaguae, MDCCLV (1755).

26

D’Anvillle. Memoires sur l’Egypte ancienne et moderne. Paris, 1765. P. 54.

27

Description de l'Egypte ou Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Egypte pendant l'expédition de l'armée française. T. 5. Paris, 1829.

28

Parthey G. Das Alexandrinische Museum. – Berlin, 1838. Nachdruck: Parthey G. Das Alexandrinische Museum. – Nabu Press, 2010.

29

Parthey G. Wanderungen durch Sizilien und die Levante. Zweiter Theil. Das Nilthal. – Berlin, 1840. Oписание Александрии: S. 17–81.

30

Дройзен И. История эллинизма. Т. 1. История Александра Великого. – СПб, 1997. С. 7.

31

Parthey G. Das Alexandrinische Museum… S. 2.

32

Klippel G. H. Ueber das Alexandrinische Museum. – Göttingen, 1838. Nachdruck: Klippel G. H. Ueber das Alexandrinische Museum. – Nabu Press, 2011.

33

Parthey G. Das Alexandrinische Museum… S. 60. Bemerk. 2. Для полноты картины следует назвать ещё небольшую брошюру Г. Деделя 1823 г., посвящённую Александрийской Библиотеке. Разбитая на три главы (птолемеевский, римский периоды и начало арабского владычества), она является подборкой сообщений античных авторов с комментариями. В третьей главе приведены фрагменты арабских историков (с латинскими переводами), повествующие о завоевании Египта арабами: Dedel G. Responsio ad quaestionem literariam, a nobilissime ordine philosophiae theoreticae et litt. human. Academiae Lugduno-Batavae propositam, historia critica bibliothecae Alexandrinae: quae praemio ornata est die VIII mensis Februarii A VDCCCXXIII. – Lugduni Batavorum, MDCCCXXIII (1823).

34

Ritschl Fr. Die Alexandrinischen Bibliotheken unter den ersten Ptolemäern und die Sammlung der Homerischen Gedichte. – Breslau, 1838.

35

Hannak Emanuel. Das Museum und die Bibliotheken in Alexandria. – Wien, 1867.

36

Баумгартен Ф. / Поланд Ф. / Вагнер Р. Эллинистическо-римская культура. – СПб., 1914. С. 149.

37

Дюрант Вил. История цивилизации. Т. 2. Жизнь Греции. – М., 1997. С. 593.

38

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 3. От Еврипида до Александрии. – М., 1992. С. 243.

39

Левек П. Эллинистический мир. – М., 1989. С. 93.

40

Weniger Prof. Dr. Das Alexandrinische Museum, eine skizze aus dem gelehrten Leben des Altertums // Sammlung gemeinverständlicher wissenschaftlicher Vorträge herausgegeben von Rud. Virchow und Fr. V. Golbendorf. X-serie. – Berlin, 1875. S. 1-32.

41

Parthey G. Das Alexandrinische Museum… S. 60.

42

Wilamowitz-Moellendorff U. von. Antigonos von Karistos. – Berlin, 1881. S. 291.

43

Boyancé P. Le culte des Muses chez les philosophes grecs. – Paris, 1937.

44

Müller-Graupa E. Museion // Real-Encyclopädie der classischen Altertumwissenschaft. Bd. XVI (31 Hbbd.) – Stuttgart, 1933. Sp. 797–821.

45

Roux G. Le val des Muses et les Musées chez les auteurs anciens // BСH An. 78 (1) – Paris, 1954. P. 22–48.

46

Parsons Ed. Al. The Alexandrian Library: Glory of the Hellenic World. Its Rise, Antiquites and Discriptions. 3-d print. – N. Y.: Amer. Elsevier, 1967. Первое издание: London: Cleaver-Hume Press, 1952. Так получилось, что это издание оставило «в тени» появившуюся через два года публикацию лекции В. Л. Вестермана, американского исследователя, много лет занимавшегося птолемеевскими папирусами. Лекция была прочитана в холле университета в Александрии, но, несмотря на то, что предназначалась студентам и широкой публике, заслуживает внимания, поскольку подробно освещает последние века существования Библиотеки: Westermann W. L. The Library of Ancient Alexandria. – Alexandria, 1954.

47

Parsons Ed. Al. The Alexandrian Library… P. IX.

48

Op. cit. P. 56.

49

Во время египетского похода Наполеон черпал сведения о стране из книги «Путешествие по Египту и Сирии», автором которой был ориенталист, философ и вольнодумец, отрицавший земное бытие Иисуса Христа, Франсуа Вольней. Египту посвящён весь первый том. Вольней начинает своё описание с Александрии, но лишь кратко перечисляет уже известные памятники. Его гораздо больше восхитили сирийские развалины Пальмиры и Баальбека. Эта книга Вольнея, выдержавшая много изданий, равно как и другие его сочинения, создавшие романтический ореол вокруг древних руин, повлияли на принципы их музеефикации, которая традиционно осуществляется без «новодела», с сохранением фрагментарности разрушенного временем памятника. Наиболее читаемым было не первое издание «Путешествия», которое держал в руках Наполеон, а более позднее, вышедшее в Париже уже после возвращения к власти Бурбонов: Volney C.-F. Voyage en Syrie et en Ėgypte, pendant les annėes 1783, 1784 et 1785. T. 1. – Paris, 1822.

50

Memoir sur l’antique Alexandria ses fauxbourgs et environs, découverts par les fouilles, sondages, nivellements et autres recherches faits d’aprés les ordres de S. A. Ismail Pasha par Mahmoud Beg Astronome de S. A. – Paris, 1867.

51

Kiepert H. Zur Topographie des alten Alexandrien // Zeitschrift der Gesellschaft für Erdkunde zu Berlin. Herausgegeben von Prof. Dr. W. Koner. Bd. VII. – Berlin, 1872. S. 346.

52

В 1888 году в Александрию прибыл знаменитый Генрих Шлиман, уверенный, что сможет отыскать гробницу, но так и не получил разрешение властей копать на территории мечети.

53

Expedition Ernst von Sieglin. Ausgrabungen in Alexandria. Bd II. Die Graechische-Ägyptische Sammlung Ernst von Sieglin. – Leipzig, 1913.

54

Alexandrea ad Aegyptum. Guide de la ville ancienne et moderne et du musée Gréco-Romain par E. Breccia. – Bergamo, 1914. В 1922 году путеводитель был переиздан на английском языке. В нём присутствует, в частности, совершенно несоответствующая реалиям, но до сих пор часто публикуемая реконструкция Александрийского Маяка (р. 92). Достоинство книги – широкий исторический и культурный фон, на котором показана жизнь птолемеевской и римской Александрии. Мусею и Библиотеке уделено по одной странице (р. 36–38), при этом, Мусею даётся эпитет: Universités d’Occident. Карта (р. 57) почти полностью воспроизводит карту Махмуда Бея. Очень подробно дано описание коллекций Греко-Римского музея на тот период его существования.

55

Fraser P. M. Ptolemaic Alexandria. V. 1–3. – Oxford, 1972.

56

Fraser P. M. Ptolemaic Alexandria. V. 1… Р. 305–335.

57

Op. cit. P. 811–812.

58

Empereur J. – Y. Diving on a sunken city // Archaeology. – N. Y., 1999. Nr. 2. March – April. P. 36–43.

59

Empereur J. – Y. Alexandria Rediscovered. – L.-N. Y., 1998.

60

McKenzie J. The Architecture of Alexandria and Egypt 300 B. C. – A. D. 700. – New Haven & London, 2007. Р. 50. Александрийские гиды, сопровождающие группы туристов по античным развалинам, шутят: для того, чтобы найти Мусей, Библиотеку и гробницу Александра Македонского нужно всего лишь полностью снести весь современный город.

61

The Library of Alexandria. Centre of Learning in the Ancient world. Ed. by Roy MacLeod. With a foreword by Ismail Sebageldin. – Cairo, 2002.

62

Canfora L. The Vanished Library: A Wonder of the Ancient World (Hellenistic Culture and Society). – University of California Press, 1990.

63

El-Abbadi Mostafa. Life and Fate of the Ancient Library of Alexandria. 2nd edition. – Paris, 1992. Обзор различных мнений о судьбе Библиотеки в классической европейской и мусульманской литературе, их сопоставление, дано в опубликованной в том же году статье Дианы Дельи: Delia D. From Romance to Rhetoric: The Alexandrian Library in Classical and Islamic Traditions // AHR Vol. 97, 1992. Р. 1449–1467. По словам автора, печаль о судьбе Библиотеки породила в европейской интеллектуальной традиции своеобразную преувеличенную «песнь скорби» (mourning romance) о ней.

64

Nesselrath H.-G. Das Museion und die Große Bibliothek von Alexandria // Alexandria (Comes 1). Hrsg. Tobias G., Albrecht F., Feldmeier R., Kaden M., Martsch Ch. – Tübingen, 2013. S. 65–88.

65

Деревицкий А. Н. О начале историко-литературных занятий в древней Греции. – Харьков, 1891. С. 125.

66

Обнорский Н. П. Музей Александрийский // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. 20 (39). // htpp://www.vehi.net/brokgauz – (Библиотека «Вехи»).

67

Лурье С. Я. Архимед. – М.,-Л., 1945. С. 42–59.

68

Подобная же оценка, выраженная уже не столь резко, имеется в сочинении А. Боннара, швейцарского франкоязычного учёного, придерживающегося хотя и не ортодоксально-марксистских, но социалистических взглядов. Его переведённая на русский язык «Греческая цивилизация» в 3-х томах, в начале 1960-х гг., была самым читаемым трудом по античности в кругах творческой интеллигенции Москвы и Ленинграда. В этом переводе появляется написание Мусейон. Он характеризуется как первый университет, где после полутора столетнего творческого взлёта воцарились догмы геоцентризма и неподвижности Земли, паровая машина Герона не нашла применения при рабовладельческом способе производства, а поэзия творилась не для читателей, но для самих поэтов. Главы XI–XVI третьего тома, озаглавленного «От Еврипида до Александрии» потом не раз пересказывались в наших популярных трудах, создав стереотип восприятия александрийской культуры: Боннар А. Греческая цивилизация… Т. 3. С. 256–341.

69

Фрейберг Л. А. Литературная критика в эпоху александрийской образованности // Древнегреческая литературная критика. – М., 1975. С. 185–216.

70

Борухович В. Г. В мире античных свитков. – Саратов, 1976. Электронная версия: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1272988172.

71

Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. – М., 1988.

72

Чистяков Г. П. Эллинистический Мусейон (Александрия, Пергам, Антиохия // Эллинизм: восток и запад. Под ред. Е. С. Голубцовой. – М., 1992. – С. 298–315.

73

Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики. (Общество. Личность. Власть). – СПб, 2002. С. 8.

74

Указ. соч. С. 588.

75

Розеншток-Кюсси О. Распевы Муз // Розеншток-Кюсси О. Язык рода человеческого. – М.,-СПб., 2000. С. 318.

76

Varin-Bohein H. de. Museum. // Encyclopaedia Britannica. V. 12. – L., 1974. P. 649.

77

ICOM statutes. Art. 2. Definitions // htpp://www.museum.or.jp/icom/statutes.html#2

78

Bazin G. From the Museum Age. Foreword // Museum Studies. An Antology of Contexts. – Blackwell Publishing LTD, 2004. P. 18–19.

79

Alexander E. P., Alexander M. Museums in Motion. An Introduction to the History and Functions of Museums. – AltaMira Press, US, 2007. P. 3–4.

80

Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века. – СПб, 2004. С. 70–97.

81

Указ. соч. С. 64.

82

Указ. соч. С. 66.

83

Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003. С. 13–22.

84

Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. – СПб, 2008. С. 40–45.

85

Поршнев В. П. Мусей в культурном наследии античности. – М., 2012. С. 19. Цитата приводится по второму изданию книги. В первом издании, выпущенном малым тиражом в Санкт-Петербурге, в 2006 г. (Издательство СПбГУКИ), имеются таблицы, обобщающие все известные на то время археологические и письменные свидетельства об античных Мусеях. Табл. I: Пространственный облик античных Мусеев: с. 245–252. Табл. II: Античные союзы служителей Муз: с. 253–258. Табл. III: Празднества в долине Муз времени эллинизма и Рима (виды состязаний и их участники): с. 259–260.

86

Lilii Gregorii Ziraldi Ferrariensis Syntagma de Musis. – Argentorati, 1511.

87

Krause J. H. Die Musen, Grazien, Horen und Nymphen mit Betrachtung der Flussgötter. – Halle, 1871.

88

Roediger F. Die Musen. Eine mythologische Abhandlung (Besondere Ausdruck aus dem achten Supplementbande der Jahrbücher für Classische Philolgie. – S. 253–291). – Leipzig, 1875. Reprinted: Kessinger Publishing (US), LLC, 2010. В этом исследовании (S. 280–287) впервые приводится подробный перечень всех известных на то время (в основном по письменным источникам) Мусеев.

89

Otto W. F. Die Musen und der göttliche Ursprung des Singens und Sagens. – Darmstadt, 1954. Nachdruck: 1971.

90

Larson J. Greek nymphs: myth, cult, lore. – Oxford, 2001.

91

Грейвс Р. Белая богиня. Избранные главы. – СПб., 2000. С. 146–203.

92

Каган М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ч. 1, 2 и 3. – Л., 1972. С. 11–12.

93

Песнь о Хельге, сыне Хьёрварда, 5–6 // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. – М., 1975. С. 253.

94

Речи Гримнира, 36 // Указ. соч. С. 213.

95

Zanker P. The Mask of Socrates. The Image of the Intellectual in Antiquity. – Berkeley, Los Angeles, Oxford, 1996. P. 271. Fig. 246.

96

Op. cit. P. 273. Fig, 247. См. также: Kleiner Fred S. A History of Roman Art. Enchanced Edition. – Boston, 2010. P. 275. Fig. 18–19. Специальный раздел этой книги посвящён саркофагам с изображениями Муз (Philosopher Sarcophagi): P. 274–275.

97

Vita Pind., 2 // Жизнеописание Пиндара, 2 // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. – М., 1980. С. 5.

98

Этих животных Павсаний не перечисляет, но о том, как могла выглядеть вся композиция может дать приблизительное представление римская мозаика III в. от Р. Х. (Палермо, Museo Аrcheologico regionale Antonino Salinas, inv. 2287). Там, вокруг фигуры певца, разместились лев, тигр, леопард, бык, олень, змея, черепаха, ящерица, страус, павлин, антилопа, попугай, осёл, медведь и разные мелкие представители фауны. Немного беднее «зоопарк» мозаики из Удны (Тунис, музей Бардо, inv. 109), но там есть изображение обезьяны. Идентичный ряд животных и птиц показывает мозаика так называемого дома Орфея в испанской Цезаравгусте (Colonia Caesar Augusta; совр. Сарагоса, Museo de Zaragoza, Sección de Arqueología, sala 5, inv. 7588), где особо выделяются фигуры льва, медведя, тигра, леопарда. Мозаика из Эдессы, 194 г. от Р. Х. (США, Техас, Даллас, Dallas Museum of Art, inv. 1999.305) добавляет нам вепря, козла и ворона.

99

Уэст М. Орфические поэмы. C. 25 // htpp: www.nsu.ru.classics

100

О проблеме авторства см.: Позднев М. М. К вопросу об авторстве платоновских эпиграмм. // Материалы и исследования по истории платонизма. Вып.1. СПб., 1997. С. 83–97.

101

Басаргина Е. Ю. Наглядное обучение астрономии в V веке до н. э. // Некоторые проблемы истории античной науки. Сб. научн. работ. – Л., 1989. C. 58–62.

102

Подробно об орфическо-пифагорейской модели Космоса см.: Житомирский С. Античная астрономия и орфизм. – М., 2001.

103

Диоген Лаэртский о Филолае Тарентском (VIII, 1, 46), но в другом месте (VIII, 6, 84–85) родиной философа называет Кротон.

104

Он уроженец Флиунта, но в Таренте учился у Филолая и Еврита. В списке Ямвлиха, возможно, в качестве тарентийца назван его тёзка.

105

Дильс Г. Античная техника. – М., 1934. С. 61.

106

Возможно, идея игрушки была навеяна мифом о Геракле, который с помощью медной погремушки распугал стимфалийских птиц (Diod. Sic, IV, 13).

107

См.: Huffman С. A. Archytas of Tarentum: Pythagorean, Philosopher and Mathematician King. – Cambridge, N. Y., 2005. P. 82.

108

Цит. по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. – M., 1989. С. 456.

109

См.: Щетников А. И. Развитие учения о музыкальной гармонии от Пифагора до Архита // Пифагорейская гармония: исследования и тексты. – Новосибирск, 2005. С. 25–65.

110

Цит. по: Эллинские поэты. – М., 1999. С. 346–247.

111

Указ. соч. С. 200.

112

В русском переводе труда Феофраста написано: «…серебристый тополь в школьном саду» (Феофраст Исследование о растениях. – М., 1951. С. 163). В оригинале говорится: έν τω Μουσείφ. У Плиния Старшего, который, очевидно, цитирует Феофраста, написано: in museo. У авторов часто слово Мусей употреблялось в значении «учебное заведение», «школа» (как синоним к διδασκαλεΐον). Вероятно, поэтому M. E. Сергеенко дала такой перевод. Стагирское святилище Муз, действительно могло быть учебным заведением, и не исключено, что Феофраст, проживший в родном городе Аристотеля несколько лет и владевший там имением, не только наблюдал за деревьями в саду, но и преподавал в стагирском Мусее. Подробнее см. в следующей главе.

113

Шахермайр Ф. Александр Македонский. – М., 1986. – С. 19.

114

Указ. соч. С. 20.

115

Παντερμαλής Δ. Δίον. Η ανακάλυψη. – Αθήνα, 2001.

116

Перевод на русский язык см.: Поршнев В. П. Мусей в культурном наследии античности. – М., 2012. С. 182–189.

117

Ныне эти плиты хранятся в портике двора старейшего публичного музея Европы – музея Франческо Шипионе Маффеи (Museo Lapidario Maffeiano; Museum Veronense) в Вероне (Италия). Текст Завещания был опубликован уже в первом каталоге музея, вышедшем в 1749 году (Museum Veronense. – Verona, MDCCXLIX. P. XIV–XXIX).

118

Описание и реконструкцию см.: Roux G. Le val des Muses et les Musées chez les auteurs anciens // BCH An. 78 (1). – Paris, 1954. – P. 22–48. P. Bonnard: reconstruction. – Fig. 2–3. Carte. – P. 23.

119

Первая публикация и подробный анализ: Jamot P. Le Monument des Muses dans le bois de l'Hélicon et le poéte Honestus // BCH An. 26, I. – Paris, 1902. – P. 129–160.

120

Полный перечень см.: Paus. X, 9, 3-10, 2.

Загрузка...