Подробнее см.: Мережковский Д. С. Мистическое движение нашего века // Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. Спб.: Наука. 2007. С. 38–94.
В этот цикл входили романы «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895), «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901) и «Антихрист. Петр и Алексей». (1905).
В трилогию входят романы «Павел I» (1908), «Александр I» (1911) и «14 декабря» (1918)
Эти слова приписывают известному русскому поэту и историку Петру Андреевичу Вяземскому (1792–1878).
Гиппиус З. Н. Дмитрий Мережковский // Живые лица. Т. 2. Тбилиси. 1991. С. 246.
Записные книжки и письма Д. С. Мережковского // Русская речь. 1993. С. 34.
Письма Д. С. Мережковского супругам Пети // Новое Литературное Обозрение.1995. № 12. С. 113
Романов Н. М. Император Александр I. Опыт исторического исследования. Спб., 1912.
Подробнее см.: Евгеньев-Максимов В. «Александр I» Мережковского и Департамент Полиции // Жизнь искусства. 1922. № 13 (836). 28 марта. С. 5.
Волкогонова О. Религиозный анархизм Мережковского. Русская идея: мечты и реальность М., 2010. С. 15.
Долинин А. Дмитрий Мережковский // Русская литература ХХ века (1890–1910) / под ред. С. А. Венгерова. М., 1914. С. 322.
Садовский Б. Оклеветанные тени (О романе Д. С. Мережковского «Александр I») // Северные записки. 1913. С. 115–119.
Корнилов А. Исторический роман Д. С. Мережковского «Александр I» // Современник. 1913. № 11. С. 184.
Там же. С. 187–189.
Мельгунов С. П. Роман Мережковского «Александр I» // Голос минувшего. 1914. № 12. С. 79.
Корнилов А. Указ. соч. С. 198.
Мельгунов С. П. Указ. соч. С. 80.
Блок A. A. Дневник (1911–1913). Л., 1928. С. 25.
Лундберг Е. Мережковский и его новое христианство. СПб., 1914. С. 34.
Иванов-Разумник Р. В. Мертвое мастерство // Заветное. О культурной традиции. Статьи 1912–1913 гг. Пг., 1922. С. 125–127.
Луначарский A. B. Цари на сцене // Театр и революция. М., 1924. С. 53.
Лопов С. Александр I (Петроградский драматический театр) // Жизнь искусства. 1922. № 5 (828). 31 янв. С. 1.
Литературная Энциклопедия. М.: ОГИЗ РСФСР. 1934. Т. 7. С. 195–197.
История русской литературы: в 10 т. Т. 10. Литература 1890–1917 гг. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1954. С. 254.
История русской литературы: в 3 т. / гл. ред. Д. Д. Благой. М.: Наука, 1964. Т. 3. С. 765.
История русской литературы: в 4 т. Л.: Наука, 1980–1983. Т. 4. С. 425.
Любимова E. H. Трилогия «Царство Зверя» // Собр. соч.: в 4 т. M.: Правда, 1990. T. IV. С. 657–661.
Прокофьев В. Два императора // Павел I, Александр I. М.: Слово, 1991. С. 3–6.
Михайлов О. Н. Пленник культуры (О Д. С. Мережковском и его романах) // Собр. соч.: в 4 т. М.: Правда, 1990. T. I. С. 3.
Соколов А. Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М.: МГУ, 1991. С. 38–48.
Ломтев C. B. Проза русских символистов: пособие для учителей. М.: Интерпракс, 1994.
Рудич В. Дмитрий Мережковский // История русской литературы: XX век: Серебряный век. М.: Прогресс-Литера, 1995. С. 214–225.
Сарычев Я. В. Религия Дмитрия Мережковского: «Неохристианская» доктрина и ее художественное воплощение. Липецк: ГУП «ИГ “ИНФОЛ”», 2001.
Сарычев Я. В. Указ. соч. С. 152.
Михин А. Н. Роман Д. С. Мережковского «Александр I»: художественная картина мира: дис… канд. филол. наук. Магнитогорск, 2004.
Михнин А. Н. Указ. соч. С. 205.
К роману
Божественная роса – в Св. писании символ блага. Голубица – образ скорби или кротости.
Баронесса Юлия Крюднер (1764–1825) – «пророчица», пытавшаяся воздействовать на Александра I.
Граф Михаил Юрьевич Виельгорский (фамилия передавалась также как Вельгурский, Велеурский и другими способами; польск. Michal Wielhorski; 1788–1856) – русский музыкальный деятель и композитор-любитель польского происхождения.
Головокружения (франц. vertiges).
Барков, Иван Семенович (1732–1768) – поэт, известный непристойными стихами.
Неточно цитируемое стихотворение А. С. Пушкина.
Скептицизм (от лат. scepticus).
Герцог Курляндский Эрнст-Иоганн Бирон (1690–1772), фаворит императрицы Анны Иоанновны, начал свою карьеру в качестве конюха.
Фаворит Павла I и его камердинер Иван Павлович Кутайсов (1759?–1834), по национальности был турок.
Местр Жозеф Мари де (1753–1821) – граф, французский публицист, политический деятель и религиозный философ.
Из баллады В. А. Жуковского «Светлана».
Покровительница злых духов ночи и колдовства (греч. миф.).
В 1819 году было восстание военных поселенцев Чугуевского полка, требовавших отмены военных поселений.
Церковно-служебная книга.
Смертная казнь в России была отменена императрицей Елизаветой Петровной.
Ветхозаветный пророк Илья безбоязненно обличал идолопоклонство и нечестие при царе Ахаве и его жене Иезавели.
В Страстную неделю (седьмица – церковнослав. – неделя), т. е. в неделю Страстей (Страданий) Христа.
Зверь в восточной символике означал разрушительные стихии, злую силу. Действуя по воле сатаны, Зверь несет в себе его черты. Число 666 – имя антихриста, в греческом, как и в церковнославянском, алфавите каждая буква имеет цифровой эквивалент, соответствующий ее месту в алфавите.
Вселенской, всемирной.
Апостолы Петр, Андрей, Иоанн и Иаков были галилейскими рыбаками.
Преподобный Серафим Саровский (1759–1833), один из наиболее чтимых русских святых.
Ритм (франц. cadence).
Апостол – часть Нового Завета, включающая Деяния св. Апостолов, Послания св. Апостолов и Апокалипсис (Откровение).
Вадим Храбрый (?–864) – полулегендарный вождь новгородцев, возглавивший восстание против Рюрика и им убитый.
Темно-коричневый (от франц. puce – блоха).
Глинка, Федор Николаевич (1786–1880) – участник Отечественной войны 1812 г.
Из басни И. А. Крылова «Синица».
Пустословие.
Студент Занд – убийца немецкого писателя Августа Коцебу (1761–1819).
Была не была! (франц.)
За заслуги (франц. pour les mêrites).
Немврод – царь Вавилонский (2-е тысячелетие до н. э.).
Темно-синий (франц. bleu de nuit).
Шарф (франц. êcharpe).
Ряд дырочек, в которые пропускается лента (франц. trou-trou).
Из оды А. С. Пушкина «Вольность».
Из оды А. С. Пушкина «Вольность».
Евангелие от Матфея, XVIII, 5.
Даже (церковнослав.).
Лобанов, Михаил Евстафьевич (1787–1846) – русский писатель, драматург, переводчик. Перевел трагедию Ж. Расина «Федра».