Глава I. Теоретико-исторические и институциональные основы таможенной дипломатии

§ 1. Таможенная дипломатия на современном этапе

Роль таможенной дипломатии состоит в том, что она способствует не только улучшению взаимопонимания между таможенными службами различных стран, но и содействует развитию торгово-экономических отношений с иностранными государствами.

Зарубежными учеными признана существенная роль осуществления «рекламы» или «позиционирования» своей страны в решениях экономического сотрудничества с ней[6]. Поэтому проводимые форумы государств, заседания международных организаций и другие встречи на различных площадках мирового уровня дают возможность экономическим дипломатам не только отстаивать национальные интересы, но и на практике сравнивать конкурентные преимущества, находить оптимальные пути их реализации, создавать положительный имидж своего государства, как надежного экономического партнера.

Прошло более 20 лет с того момента, как Казахстан и Россия стали самостоятельными участниками международных отношений[7]. В силу своей исторической и геополитической значимости Россия является важным стратегическим партнером Казахстана[8]. В Казахстане экономическая дипломатия рассматривается как фундамент внешней политики. При этом основными интеграционными векторами таможенной дипломатии страны были и остаются следующие:

1) формирование Евразийского экономического союза;

2) диверсификация структуры экспорта, повышение конкурентоспособности и деловой активности в условиях формирования единого рынка на Евразийском пространстве;

3) вступление Казахстана в ВТО.

В целом, казахстанско-российские международные связи являются наиболее успешной моделью сотрудничества. Эти страны сумели не только сохранить историческую общность и вековые связи, но и научились строить взаимоотношения на принципах равноправия и взаимовыгодного партнерства. В частности, торговля является одной из наиболее важных областей казахстанско-российских отношений. Российская Федерация занимает первое место в пятерке основных торговых партнеров Казахстана. На ее долю приходится 24,7 % от общего объема товарооборота страны, 75 % от товарооборота со странами СНГ, а в рамках ЕАЭС она достигает 90 %. Казахстан, в свою очередь, входит в десятку основных внешнеторговых партнеров России[9].

В феврале 2016 года, в публикации «Новые задачи Главы государства по активизации экономической составляющей казахстанской дипломатии», Министр иностранных дел Казахстана Е. Идрисов определил, что «сложившаяся экономическая ситуация в мире требует, в первую очередь, усовершенствования методов и расширения инструментария «экономической дипломатии»[10].

Взаимодействие с казахстанскими коллегами осуществляется по всему спектру вопросов таможенного дела, которые возникают в условиях непростых интеграционных процессов, от таможенного оформления до правоохраны.

Российское представительство в Казахстане участвует в практической реализации таких общих процессов, как сквозной контроль за перевозками по единой таможенной территории товаров и транспортных средств в соответствии с процедурой транзита и контроль за фактическим вывозом российских экспортных товаров через казахстанский участок таможенной границы.

Представительство в Казахстане обеспечивает применение совместных таможенных технологий информационного обмена, учета и контроля временного ввоза и вывоза легковых автомобилей и автотранспортных средств международной перевозки, а также обмен электронной информацией о товарах, перемещаемых по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом.

В XXI в. экономическая дипломатия, под которой понимается использование экономических инструментов и экономических возможностей государства в целях реализации его национальных интересов и достижения внешнеполитических целей, приобретает возрастающую роль в международной деятельности Китая[11].

В международных таможенных отношениях с Китаем в настоящее время организована работа в рамках Подкомиссии по таможенному сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. Функционируют семь российско-китайских рабочих групп по основным направлениям таможенного взаимодействия. В настоящее время в таможенной сфере реализуется порядка 10 совместных проектов. Основные силы сосредоточены на внедрении проекта «Зеленый коридор», а также взаимного признания результатов таможенного контроля. В 2016 году заметно активизировалось сотрудничество ФТС России и Главного таможенного управления Китая в многостороннем формате в рамках сопряжения строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути[12]. Во взаимодействии с таможенными службами Казахстана, Белоруссии, Финляндии и Словакии ФТС России и Главное таможенное управление КНР разрабатывают проект по упрощению транзита товаров из Китая в Европу и обратно через территорию Российской Федерации. Данный проект основан на взаимном признании результатов таможенного контроля, что будет способствовать значительному сокращению времени следования товаров до пункта назначения. Аналогичное соглашение было подписано в 2016 году ФТС России с таможенными службами Китая и Монголии на трехсторонней основе[13]. Двустороннее сотрудничество ФТС России с таможенной службой Монголии также активно развивается. Готовятся к запуску проекты по взаимному признанию результатов таможенного контроля товаров и по обмену снимками инспекционно-досмотровых комплексов в целях повышения эффективности таможенного контроля.

Изначальное стремление выступать самостоятельным субъектом международных отношений ведёт к становлению дипломатической системы Европейского союза. Пример самостоятельной наднациональной политики ЕС в международной жизни можно назвать беспрецедентным[14]. Однако сегодня формирование наднациональной дипломатии посредством организации союзов государств становится ведущим трендом развития дипломатии будущего. Так, особенности деятельности представителей ФТС России в Королевстве Бельгия характеризуются широким комплексом задач по линии двустороннего и многостороннего таможенного сотрудничества. Благодаря настойчивым действиям представителей в Брюсселе Россия сохранила членство в политической комиссии Всемирной таможенной организации и впервые вошла в Комитет по аудиту этой структуры.

Представительства являются теми структурами, которые наводят мосты сотрудничества и стали действенным инструментом в создании благоприятных условий для работы российских и иностранных законопослушных компаний. Видя искренность в развитии контактов, зарубежные партнеры делают встречные шаги, направленные на углубление отношений.

§ 2. Всемирная таможенная организация как институциональная основа международного сотрудничества в области таможенного дела

В последнее время внешнеэкономическая деятельность претерпевает серьезные изменения. Это связано, в первую очередь с теми тенденциями глобализации и интеграции мировой экономики, которые влекут за собой необходимость унификации различных сторон жизнедеятельности общества. Глобальный мировой порядок предполагает наличие общих норм регулирования. Решить данную проблему возможно только через деятельность международных организаций, которые могли бы выработать такие правовые нормы, позволяющие сблизить национальные правовые системы и единообразно регулировать те или иные виды общественных отношений.

Процессы глобализации в международной торговле влекут за собой необходимость обеспечения высокого уровня согласованности в области таможенного регулирования и унификации таможенных систем, т. к. вопросы таможенного дела оказывают большое влияние на процессы развития международного товарообмена. Те различия в нормах национальных правовых систем, которые в настоящее время существуют и имеют отношение к таможенному регулированию, значительно осложняют международный товарооборот и препятствуют развитию международных связей. Поэтому важнейшей задачей в области международного таможенного сотрудничества является разработка норм, которые могли бы единообразно регулировать общественные отношения в области таможенного дела.

Первым документом, регулирующим взаимодействие государств в области таможенного дела стала Конвенция о создании Международного союза по публикации таможенных тарифов от 5 июля 1890 г.[15], опубликованная в Брюсселе (Бельгия), направленная на осуществление контроля за государствами в части тарифного обложения и недопущения ими случаев повышения таможенных тарифов без их предварительного опубликования.

Загрузка...