Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине являются зачеты в 3,4 семестрах и экзамен в 5 семестре.
2.1.1 Контрольные вопросы для зачета в 3 семестре.
1. Развитие земной цивилизации в ХХ-XXI вв. и процесс нарастания кризисных явлений, процессов в существовании человеческого сообщества.
2. Сохранение земной цивилизации – общая задача населения и журналистов нашей планеты.
3. Глобализация: сущность и основные направления.
4. Понятия «глобальный мир», «глобализация», «глобалистика».
5. Противоречия глобализации.
6. Сторонники глобализации и движения антиглобалистов и альтерглобалистов.
7. Место России в процессах глобализации.
8. Отражение процессов глобализации в СМИ.
9. Формы проявления цивилизационного кризиса в экологической сфере как актуальная проблема современности, требующая новых исследовательских подходов и управленческих решений.
10. Экологическая проблематика в .
11. Специализированные издания об экологии.
12. Формы проявления цивилизационного кризиса в сфере культуры и этики как актуальная проблема современности, требующая новых исследовательских подходов и управленческих решений.
13. Культурные феномены современной эпохи.
14. Отечественная культура на современном этапе: достижения и утраты.
15. Отражение в СМИ современных культурных процессов.
16. Специализированные журналы о культуре.
17. Научные центры и исследовательские проекты по изучению экологической, демографической и культурологической проблематики.
18. Международный исследовательский проект «Глобализация – вызовы и ответы», предпринятый Горбачев-фондом.
19. Результаты, полученные в ходе осуществления исследовательского проекта «Глобализация – вызовы и ответы».
20. Исследовательские проекты и результаты их работы.
1. Основные понятия миграционных процессов.
2. Миграционные процессы современной России.
3. Освещение миграционных процессов в российских СМИ.
4. Формы проявления цивилизационного кризиса в демографической сфере.
5. Новые исследовательские подходы и управленческие решения в демографической сфере.
6. Современная Россия в мировом демографическом процессе.
7. Отражение демографических проблем в журналистике.
8. Актуальность политической проблематики.
9. Место СМИ в политической структуре.
10. Отражение политической проблематики в российских СМИ.
11. Актуальность экономической проблематики.
12. Экономика России: прошлое и настоящее.
13. Экономическая информация в структуре российской журналистики.
14. Отражение экономических проблем в СМИ.
15. Актуальность социальной проблематики.
16. Что такое социальная журналистика?
17. Российское общество: социальная цена реформ.
18. Модели, функции и механизмы социальной политики.
19. Социальная проблематика в СМИ.
20. Отражение социальных проблем в различных типах СМИ.
21. Актуальность культурологической проблематики.
22. Культура, ее функции и ценности.
23. Культурные феномены современной эпохи.
24. Отечественная культура на современном этапе: достижения и утраты.
25. Отражение в СМИ современных культурных процессов.
26. Российские исследовательские центры и мониторинг современных социальных процессов.
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине в 5 семестре является экзамен (в билет входят два теоретических вопроса и один практический: подготовленное студентом портфолио за 3-5 семестры изучения дисциплины с подборкой работ по одной или нескольким актуальным проблемам современности):
1. Геополитика России в постсоветском пространстве и СМИ.
2. Геополитика России в XXI столетии и СМИ.
3. Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе, Прибалтике и СМИ.
4. США в системе геополитических отношений и СМИ.
5. Геостратегическая политика Китая и СМИ.
6. Геополитика и общественное развитие Японии в СМИ.
7. Индия в мировой геополитической системе и в СМИ.
8. Геополитика мусульманских стран и СМИ.
9. Традиции и геополитика стран Африки и Латинской Америки и СМИ.
10. Проанализируйте геополитические проблемы современности, опираясь на труды Т.В. Грачевой, Н.А. Нартова и др. исследователей.
11. Опыт позитивного участия СМИ в преодолении геополитических конфликтов.
12. Опыт позитивного участия СМИ в преодолении этнических и религиозных конфликтов.
13. Опыт позитивного участия СМИ в преодолении экономических кризисов.
14. Опыт позитивного участия СМИ в преодолении экологических катастроф и стихийных бедствий.
15. Необъективность отражения реальных событий в угоду определенным социальным и политическим силам.
16. Сокрытие информации о жизненно важных для общества обстоятельствах.
17. Намеренная дезинформация общества средствами массовой информации в освещении отдельных вопросов.
18. Манипулирование сознанием в средствах массовой информации.
19. Социальная ответственность и компетентность журналистов как факторы, способствующие адекватному отражению в СМИ проблем современности и действенному участию в их решении.
20. Духовно-религиозная проблематика в СМИ.
21. Проблемы детства в информационном поле СМИ.
22. Ювенальная юстиция в освещении СМИ.
23. Молодежная проблематика в СМИ.
24. Антикриминальная проблематика в СМИ.
25. Проблематика антинаркотических публикаций.
26. Проблематика антиалкогольных публикаций.
27. Гендерная проблематика в СМИ.
28. Проблематика благотворительной деятельности в СМИ.
1. Понятия «глобальный мир», «глобализация», «глобалистика».
2. Опыт позитивного участия СМИ в преодолении геополитических конфликтов.
3. Портфолио «30 шагов профессионального успеха по мере освоения дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика», включающее Ваши материалы (журналистские и /или научные статьи, эссе, презентации, индивидуальные творческие задания и др. по выбранной теме (темам)) и работы ученых и журналистов, соответствующие изученным проблемам.
Промежуточной формой контроля знаний, умений и навыков студентов в 3 и 4 семестрах являются зачеты:
– оценка «зачтено» выставляется студенту, если он знает материал курса, грамотно и по существу излагает его; правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач; знает основные актуальные проблемы современности; не испытывает затруднения в подборе примеров из журналистской практики;
– оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не знает основной курс дисциплины; допускает грубые ошибки в ответе; не способен грамотно сформулировать ответ, нарушает логическую последовательность в изложении программного материала; не ориентируется в общественноисторическом процессе; не знает основные актуальные проблемы современности; не может привести примеры из журналистской практики.
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков студентов в 5 семестре является экзамен:
– «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал теоретического курса; исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает; умеет тесно увязывать теорию с практикой; свободно справляется с поставленными задачами и вопросами; правильно обосновывает принятые решения; называет необходимые термины и понятия; не затрудняется привести примеры из журналистской практики; прекрасно ориентируется в общественно-историческом процессе; знает основные актуальные проблемы современности;
– оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, допуская несущественные неточности в ответе на вопрос; правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач; знает основные актуальные проблемы современности, но испытывает небольшие затруднения в подборе примеров из журналистской практики;
– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который не знает отдельные части программного теоретического материала; допускает существенные ошибки в изложении материала; неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно; недостаточно хорошо знает основные актуальные проблемы современности; не может привести примеры из журналистских материалов;
– оценка «не удовлетворительно» выставляется студенту, если он не имеет знаний по основному курсу дисциплины; допускает существенные ошибки, неточности в ответе; не способен грамотно сформулировать ответ, нарушает логическую последовательность в изложении программного материала; не ориентируется в общественно-историческом процессе; не знает основные актуальные проблемы современности; не может привести примеры из журналистской практики.
П р и м е ч а н и я
1. Коллоквиумы студентам предлагаются по самым актуальным проблемам современности. Изучение дисциплины рассчитано на 3 семестра, поэтому такие формы практических занятий необходимо провести в каждом семестре. Можно предложить студентам проведение 1 коллоквиума в 3 семестре, а в 4 и5 семестрах целесообразно провести по 2 коллоквиума, поскольку в учебном плане и рабочей программе на практические занятия в этих семестрах отводится наибольшее количество часов (40 и 43 соответственно, против 25 часов – в 3 семестре) и в лекционном курсе предусмотрено изучение наиболее сложных тем.