Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью [47].
По определению А. И. Антонова, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства и родства, тем самым в семье осуществляются воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализация детей и поддержка существования членов семьи [4].
Семья выступает институтом первичной социализации. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Воспитание ребенка в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение с ребенком определяют гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяет задачи, средства, тактику сотрудничества и кооперации с родителями. Именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи [33].
Семейное воспитание – одна из форм воспитания подрастающего поколения, сочетающая в себе целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи. К целенаправленным действиям родителей относятся действия и поступки, смысл которых состоит в том, чтобы научить, дать образец, побудить к подражанию, объяснить и пр.
Семейное воспитание имеет достоинства, неповторимые характерные особенности. К ним относится эмоциональный, интимный характер отношений. Его главной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родителям. Семья – первая школа чувств для ребенка. Незаметно для себя ребенок впитывает в себя интересы окружающих его членов семьи, приобретает те или иные симпатии [9].
Для семейного воспитания характерны сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений.
Уникальность семейного воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них.
Для воспитания в семье характерна индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку.
Семейное воспитание отличается постоянством, длительностью воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи. Оно осуществляется постоянно словом и делом, интонацией, личным примером [9].
Наиболее благоприятным периодом для образования хорошей эмоциональной связи между матерью и младенцем называют два последних месяца перед родами. Плод развивается в осмысленном матерью состоянии защищенности.
Развитие пренатальной педагогики показало, что процесс воспитания ребенка начинается еще до его рождения. Исследователи подчеркивают, что ребенок внутри матери не только развивается физически, но и уже является чувствующим и эмоционально реагирующим существом. Ученые считают, что зародыш очень чувствителен к нервным стрессам матери. Поэтому важен эмоциональный климат в семье, психическое здоровье женщины во время беременности, общение с неродившимся еще ребенком [2].
В семье воспитание осуществляется на основе авторитета взрослых, их примера. Одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка – постоянное стремление иметь перед собой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Главные основания авторитета: жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, знание жизни, помощь ребенку и ответственность за него. Разрушает авторитет чаще всего использование двойной морали. А. С. Макаренко писал о разных видах авторитета: истинный и ложный. Ложный авторитет возникает, когда единственной целью родителей становится лишь послушание детей и их собственное спокойствие. Такой авторитет неустойчив и недолговечен. По мнению А. С. Макаренко, корни истинного авторитета лежат в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения, работу, мысль, привычки, чувства, стремления [38].
К положительным сторонам семейного воспитания можно отнести общение людей разного возраста с различными интересами и профессиональной деятельностью. Члены семьи имеют разную жизненную позицию, идеалы, убеждения, один и тот же человек может быть как воспитуемым, так и воспитателем. Члены семьи оказывают друг на друга комплексное влияние. В семье создается обстановка общения с детьми родственников разных возрастов.
Как отмечает Т. А. Маркова, игры и занятия старших дошкольников с младшими братьями и сестрами, а также соучастие в домашнем труде родных, в их общественно-трудовой деятельности, опосредованное приобщение старших дошкольников к производственному труду родителей создают большие возможности для организации воспитательного процесса [9].
Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций.
Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. В условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.
К достоинствам семейного воспитания относится наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную (воспитательную) деятельность семьи, опосредованное приобщение их к труду родителей.
В исследованиях Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Марковой отмечается: если ребенок-дошкольник, как и другие члены семьи, выполняет трудовые обязанности, живет интересами и заботами семьи, то он становится действительно полноправным членом семейного коллектива, привыкает уважать труд матери, отца, что способствует воспитанию у него заботливости, ответственности, трудолюбия. Это способствует гармонизации семейных взаимоотношений, повышает возможности педагогического влияния родителей на ребенка [9].
По мнению ученых, чем сплоченнее семья, тем эффективнее ее воздействие на ребенка. Сплоченность семьи предполагает ценностное единство, приоритеты семьи, подчинение интереса индивида семейным нормам. Однако, если эта приоритетность абсолютизируется, то происходит формирование конформистского поведения, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи. Отсутствие сплоченности, дезорганизация семьи, по мнению А. И. Антонова, открывает двери для внесемейных влияний [4].
Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, на ребенка воздействует вся семейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности (И. С. Кон). Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростка или юноши, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. И. С. Кон считает, что семейные условия, включая социальное положение родителей, вид их занятости, материальный уровень и уровень образования, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка [31].