С расширением Европейского союза в 2004 г. в его истории, равно как и в истории внутриевропейской миграции, начался новый этап. Это расширение стало самым масштабным по числу вновь принятых стран. В мае 2004 г. в ЕС вступили Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика, Эстония (в 2007 г. к ЕС присоединились Болгария и Румыния, в 2013 г. – Хорватия). Таким образом, всего лишь за одно десятилетие число государств – членов ЕС почти удвоилось (в 2003 г. их было 15, а в 2013 г. – уже 28), территория Евросоюза увеличилась более чем на 25%, численность населения возросла на 20% и, по данным на начало 2014 г., составляла уже 505,7 млн человек1.
Но главная особенность нового этапа расширения, несомненно, состоит в том, что оно осуществлялось почти исключительно за счет принятия в Евросоюз бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы (из 13 новых членов ЕС таковыми были 11 стран). Поскольку по уровню экономического развития эти страны разительно отличались от «старых» государств – членов ЕС, их присоединение привело к возникновению массы проблем внутри Сообщества и прежде всего к еще большему росту экономических и социальных диспропорций между государствами – членами Евросоюза, а также к серьезному увеличению затрат на субсидирование экономики стран ЦВЕ. Исходя из этого, некоторые эксперты полагают, что в своем стремлении к расширению на восток Евросоюз руководствуется не столько экономическими, сколько геополитическими целями.
Так как к моменту начала переговоров о вступлении в ЕС экономика новых стран находилась в тяжелом состоянии и уровень безработицы здесь, особенно среди молодежи, был очень высоким, западноевропейские государства не без оснований опасались массового наплыва новых трудовых мигрантов. Неудивительно поэтому, что проблема регулирования миграции из стран ЦВЕ была одной из самых острых во время переговоров по их присоединению к ЕС. Главным предметом обсуждений стал вопрос о том, должны ли новые граждане объединенной Европы получить право на свободное передвижение и свободный выбор местожительства, а также на доступ на национальные рынки труда в «старых» государствах Евросоюза сразу же после присоединения их к ЕС или спустя какое-то время.
В итоге в отношении новых членов был установлен семилетний переходный период, в течение которого 15 государств – «старых» членов ЕС получили право ограничить доступ мигрантов из «новых» – присоединившихся – стран на свои рынки труда. Большинство из них ввели жесткие ограничения и квоты на свободное перемещение рабочей силы из стран ЦВЕ. Лишь четыре государства – «старые» члены ЕС выбрали крайние, хотя и противоположные, меры: Германия и Австрия закрыли свои рынки труда на семь лет, а Великобритания и Ирландия, напротив, не стали применять никаких ограничительных мер по отношению к восточноевропейским мигрантам. В результате «ограничительной политики» Германии и «политики открытости» Великобритании произошла переориентация миграционных потоков: Германия перестала быть основным реципиентом мигрантов – выходцев из стран ЦВЕ, а Великобритания получила одну из самых больших миграционных волн в своей истории. За три года (с мая 2003 по май 2006 г.) более 560 тыс. трудовых мигрантов пополнили ее рынок труда. В дальнейшем численность прибывающих мигрантов снижалась, тем не менее за период с 2007 г. и до начала 2014 г. в эту страну въехали 1,5 млн человек2. Основным «поставщиком» рабочей силы после расширения Евросоюза стала Польша, в 2004 г. на ее долю приходилось 35% всех мигрантов из стран ЦВЕ, в 2012 г. – 32%3.
Многочисленные исследования, проведенные европейскими социологами, свидетельствуют, что, хотя при принятии решения об эмиграции граждане стран ЦВЕ руководствуются разными соображениями, определяющими все же являются экономические мотивы, а именно: разрыв в уровне жизни на родине и в принимающей стране; экономическая конъюнктура в этих странах; ситуация на рынке труда, в том числе острота конкуренции за рабочие места, масштабы безработицы, уровень оплаты труда в принимающей стране, и прежде всего в том сегменте рынка, в котором мигрант намеревается получить работу; состояние системы социального обеспечения, размер социальных льгот и пособий.
Экономический кризис, разразившийся в Европе в 2008 г., и ухудшение ситуации на рынке труда в развитых странах ЕС снизили готовность граждан ЦВЕ покинуть свою родину и переселиться в другие государства. Более того, некоторые мигранты в годы кризиса были вынуждены вернуться обратно, но массового возврата в кризисные и посткризисные годы все же не наблюдалось. Общая численность мигрантов из стран ЦВЕ в западноевропейских странах по-прежнему продолжала увеличиваться, хотя темпы прироста несколько снизились.
Миграция оказывает серьезное воздействие как на страны, «поставляющие» мигрантов, так и на страны, их принимающие. Государствам ЦВЕ, пытающимся справиться с проблемой безработицы, массовый отъезд ее граждан позволяет в определенной мере исправить ситуацию на национальном рынке труда, а денежные переводы от мигрантов дают возможность поддерживать уровень благосостояния их семей, оставшихся на родине. Но в то же время для этих государств массовая эмиграция оборачивается потерей квалифицированных кадров и общим сокращением численности населения.
Что касается развитых западноевропейских стран, принимающих мигрантов, новую ситуацию, в которой они оказались после расширения Евросоюза, нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, она выгодна бизнесу, поскольку позволяет ему использовать труд высококвалифицированных мигрантов, но платить им гораздо меньше, чем местным работникам. С другой стороны, массовый наплыв переселенцев, особенно в условиях наблюдающейся во многих странах рецессии, способствует усилению конкуренции на национальных рынках труда стран – реципиентов мигрантов и увеличению безработицы среди коренных граждан. К тому же мигранты, не сумевшие найти себе рабочее место в новой для них стране, становятся тяжким бременем для государственного бюджета, за счет которого производится финансирование разнообразных льгот и пособий, в том числе предоставляемых безработным мигрантам и членам их семей.
В государствах – «старых» членах ЕС, в наибольшей мере ощущающих на себе негативные последствия новой миграционной волны, усиливаются антииммигрантские настроения. Все большее число коренных граждан этих стран выражают свою симпатию политическим партиям и движениям, выступающим за изменение иммиграционной политики, за принятие мер по ограничению и даже полному запрету иммиграции.
Данный номер журнала «Актуальные проблемы Европы» дает представление о миграционных процессах, протекающих в странах Евросоюза после присоединения к нему государств Центральной и Восточной Европы. В статьях, помещенных в журнале, подробно рассматривается законодательство, регулирующее пребывание граждан государств – членов ЕС на территории Сообщества, а также причины и масштабы новой миграции. Значительное внимание уделяется описанию негативного воздействия новой волны миграции на страны – реципиенты мигрантов, зреющего в них недовольства «засильем» мигрантов из бедных европейских стран и все шире разворачивающейся дискуссии о необходимости ревизии одного из фундаментальных принципов функционирования Евросоюза – принципа свободы передвижения граждан Европейского союза внутри ЕС.
Интенсивное перемещение трудовых ресурсов наблюдается не только в Европе, но и в России, однако миграция здесь имеет свои, ярко выраженные особенности. Учитывая важность миграционных процессов и их воздействие не только на экономическую, но и на социальную ситуацию в нашей стране, редакция журнала сочла необходимым опубликовать материалы, содержащие подробный анализ факторов, обусловивших появление новых, специфических видов миграции. Особое внимание в них уделяется исследованию самого масштабного за последние годы миграционного потока, выразившегося в форме массового переселения жителей Крайнего Севера и Дальнего Востока из мест своего постоянного проживания в европейскую часть России. Именно эта форма миграции, известная под названием «западный дрейф», оказывает серьезное влияние на геополитическое положение нашей страны и потому по праву считается наиболее значимой в истории современной России.