Предлагаемый читателям номер журнала целиком посвящен актуальным проблемам Восточной Европы. Во многом это объясняется тем, что данный регион и сегодня продолжает сохранять свою «особость» и специфические черты развития.
Напомним, что происходившие в 1990-е годы процессы смены систем в восточноевропейских государствах, их последующей политической и социально-экономической трансформации, формирования гражданских обществ и всеобъемлющей демократизации обусловили приближение названных стран к западноевропейским стандартам. Собственно, это и было целью мирных, «бархатных» революций на востоке Европы. Все общественные перемены того времени проходили под знаками «возвращения в Европу», «преодоления прошлого».
Исходя из этого, большинство исследователей и политиков определяли основной вектор развития этого региона в начале 2000-х годов в направлении общеевропейской интеграции. И действительно, в тот период происходили кардинальные изменения, подтвердившие эту стратегическую линию развития: прием в 2004 г. первой группы восточноевропейских стран в ЕС; очередное расширение НАТО за счет стран, ранее входивших в СЭВ и Организацию Варшавского договора. Закончилась холодная война, шло активное сближение и даже структурное слияние востока Европы с Западом.
Эта новая реальность давала основания для теоретического осмысления происходящих процессов. В политическом дискурсе того времени стала все больше укрепляться идея законченности исторического развития, «конца истории» (согласно формулировке Ф. Фукуямы). Ее основной смысл сводился к тому, что человечество завершило свою идеологическую эволюцию, поскольку произошло утверждение западной либеральной демократии как окончательной формы правления. Поэтому было заявлено о наступлении постисторического мира.
Вместе с тем последующее мировое развитие, в том числе и стран восточноевропейского региона, отнюдь не выглядело (не выглядит и сегодня) как «почивание на лаврах» после достижения поставленной цели. Более того, становилось ясно, что новые условия существования и модернизации восточноевропейских стран связаны с достаточно высокими требованиями, предъявляемыми как к элите, так и к обществам в целом.
Если на начальном этапе трансформации постсоциалистических стран и их сближения с Западом будущее выглядело довольно привлекательно, то реальные процессы оказались значительно сложнее, а результаты не столь успешны. Даже трансформация Восточной Германии, которой надо было лишь «встроиться» в уже имевшиеся структуры (при значительной финансовой и кадровой поддержке со стороны ФРГ), затянулась на десятилетия.
Безусловно, одна из причин последующих сложностей кроется в первоначально упрощенном взгляде на эволюцию и трансформацию стран Восточной Европы. Явно недостаточно учитывался фактор дуальности в их развитии: на протяжении десятилетий многое менялось, но многое, по сути своей, оставалось без изменений. Характерно, что и сегодня, одновременно с интеграцией в Евросоюз, национальные восточноевропейские государства все громче заявляют о своем праве на суверенитет, на собственную идентичность. Особенно заметна эта тенденция в Венгрии и Польше. Никуда не исчезли и этнонациональные противоречия в странах региона1.
Общественное сознание на востоке Европы оказалось в плену магических установок в том смысле, что необходимость в модернизации бывших социалистических стран, коренных реформах воспринималась как потребность в вестернизации. Запад с его материальным благополучием и индивидуальной свободой вызывал почти обожание со стороны восточных европейцев. К настоящему времени многие мифы развеялись, появилось разочарование от членства в Евросоюзе, недовольство ущемлением интересов со стороны брюссельской бюрократии. В этих условиях некоторые исследователи стали выдвигать новые тезисы, трактующие происходящие процессы. Один из них – тезис о «возвращении истории». Иначе говоря, история продолжает свое развитие, но с несколько новыми акцентами.
Материалы данного выпуска журнала отражают современные явления и особенности жизни восточноевропейских обществ. Наглядной иллюстрацией происходящих в «новой Европе» процессов является формирование взглядов такого яркого лидера, каким стал венгерский премьер Виктор Орбан. На примере его политической биографии прослеживается одна из очевидных тенденций – отход политических элит ряда стран от идеологии либерализма и упрочение позиций отстаивания национально-государственных интересов.
В статьях, посвященных Польше и Румынии, рассматривается еще одна примечательная черта современности – актуализация так называемой исторической политики. Взгляд из ХХI в. на историю века ХХ высвечивает по-иному многие события, расставляет новые акценты в осмыслении прошлого, и прежде всего в развитии этих стран после Второй мировой войны. При этом исторические события становятся нередко не только инструментом научных исследований, но и инструментом политики правящих элит. В этом случае интерпретация истории происходит в соответствии с политическими, партийными мотивами, желанием убедить общество в справедливости предлагаемых трактовок. Естественно, в каждой стране переоценка истории проявляется по-своему, отличается методами и политическими задачами. Но острота борьбы на арене истории от этого не уменьшается.
Переплетение комплекса проблем и разных точек зрения мы находим в статье, посвященной современной ситуации на Балканах, которые продолжают оставаться полем борьбы между Западом и Россией за влияние в этой части Европы. Научный интерес представляют материалы, связанные с понятийным аппаратом современных восточноевропейских исследований, где дается анализ дефиниций «евроатлантизма», «евроскептицизма» и «популизма», пополнивших современный политический лексикон.
С привлечением большого числа данных и документов раскрывается особо важная для Восточной Европы тема – расширение НАТО на восток. Детальное изложение военно-политических решений и их реализации показывает, что этот регион вновь стал передовой линией противостояния Запада и России. Безусловно, усиление милитаризации порождает проблемы долгосрочного характера, ставит страны Восточной Европы перед сложной дилеммой: либо в ущерб своим интересам пойти на дальнейшее ослабление экономических связей с Россией, либо поставить вопрос о сокращении военного присутствия НАТО в регионе.
В большинстве статей приводятся данные социологических опросов, отражающие общественные настроения «новых европейцев» и их оценки происходящего. В целом представленные в журнале научно-информационные материалы – это своеобразная мозаика современной картины изучаемых стран, дающая представление об особенностях и тенденциях развития Восточной Европы.