Введение

В фокусе анализа исследователей, опубликовавших свои работы в данном сборнике, оказались важнейшие проблемы трансформаций в трансатлантических отношениях, вызванные новыми явлениями в международных реалиях.

В настоящее время странами – участницами НАТО ведутся дискуссии по поводу выработки новой стратегии Североатлантического союза, которая обновляется примерно раз в десять лет. Она должна быть утверждена на саммите в Лиссабоне в конце 2010 г. В ходе этой дискуссии министр обороны США Р. Гейтс на семинаре, посвященном новой стратегической концепции, определил ключевой вопрос дебатов в столицах государств – членов Альянса: должна ли НАТО оставаться организацией коллективной обороны или ее надо превратить в союз, обеспечивающий безопасность во всемирном масштабе? [Gates]. В свою очередь генеральный секретарь НАТО А. Фог Расмуссен подчеркнул: «Для меня превращение НАТО в институт по обеспечению безопасноcти с глобальными функциями (globally connected security institution) – это не дело выбора, а необходимость. Глобализация становится необратимым жизненным процессом» [Rasmussen Fogh].

В некоторых европейских столицах появились опасения, что обновление функций Альянса приведет к его «глобализации». По мнению министра обороны ФРГ К. – Т. цу Гуттенберга, в вопросах безопасности НАТО может выходить за границы действия Вашингтонского договора, но при этом Североатлантический альянс не должен превращаться в глобальную структуру [Guttenberg].

О своем несогласии с идеей «глобализировать» НАТО заявил и министр иностранных дел Франции Э. Морен. Он сказал: «Обновление стратегической концепции, обновление задач Альянса не должно, на наш взгляд, вести к созданию “глобальной НАТО”» [Морен]. Имея в виду неприятие «старой Европой» самой идеи «глобализации НАТО», можно предположить, что новая стратегия НАТО в этом вопросе в окончательном виде будет являться компромиссом между подходами США и крупнейших европейских союзников.

Каким же образом Москва реагирует на данные высказывания и на ведущуюся дискуссию? В Военной доктрине Российской Федерации, принятой в феврале 2010 г., в списке основных внешних военных опасностей на первом месте стоит «стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока» [Военная доктрина Российской Федерации]. Здесь наше внимание привлекает оговорка, что Россию беспокоят глобальные функции НАТО, если они реализуются в нарушение норм международного права. Такой подход закреплен в официальном документе. Но в целом очевидно, что «Москва обеспокоена новой стратегией НАТО и глобальным охватом ее деятельности» [Лавров].

Другой источник беспокойства России наряду с обсуждающейся идеей «глобального охвата» – продолжающееся расширение НАТО. Понятно, что расширение Организации Североатлантического договора не только приближает инфраструктуру НАТО к границам РФ, но и способствует росту ее военного потенциала. Хотя заметим, что расширение заметно усложняет и замедляет процедуру принятия согласованных решений, что сказывается на эффективности работы этой международной организации. Подробное освещение причин и хода расширения Альянса, и в том числе «наступления НАТО на пространство «ближнего зарубежья» России», содержится в работе А. Беблера.

Сегодня мы наблюдаем, как закладывается основа для дальнейшего расширения сферы влияния Альянса в Евразии. Роль НАТО в большой мере будет зависеть от успехов стратегии и тактики Альянса на Кавказе и в Каспийском регионе. О значении Кавказа, и в частности Грузии, для североатлантических стран красноречиво говорит в одной из своих статей Зб. Бжезинский: «По причинам как стратегического, так и исторического характера ни Соединенные Штаты, ни ЕС не должны закрывать глаза на тот факт, что, если бы грузинскому правительству предназначено было быть низвергнутым, стратегически жизненно важный для Запада доступ к Азербайджану, Каспию и Центральной Азии был бы перерезан в ущерб нашим общим интересам [Brzezinski, p. 57]. Действительно, природные ресурсы, а также геополитическая привлекательность и неурегулированность межэтнических конфликтов сделали Кавказский регион важным сюжетом для евроатлантических институтов. Анализируя подходы ведущих международных игроков, С.М. Маркедонов рассматривает кавказскую проблематику как вопрос европейской и трансатлантической безопасности.

Важным явлением в сфере трансатлантических отношений можно считать знаменательное событие в новейшей истории Альянса – возвращение Франции в военные структуры НАТО. Новый характер взаимоотношений Пятой республики с НАТО и США раскрывается в статье Ю.И. Надточея.

По мнению многих известных аналитиков, например Зб. Бжезинского, сегодня происходит смещение геополитического центра на земном шаре: пятисотлетнее господство евроатлантических держав заканчивается. На смену им приходит новая сила – Азия, и в первую очередь Китай и Япония. К этим странам следует также прибавить Индию и Россию [Brzezinski, p. 53–54]. Однако в ближайшие годы Соединенные Штаты, ключевая страна НАТО, рассчитывают сохранить центральное положение в международных отношениях и пытаются упрочить позиции НАТО на современном этапе, предпринимая попытки придать себе международную легитимность в качестве лидера, определяющего пути развития самой организации и пока еще воздействующего на все мировое развитие. Одно из средств удержания лидерства, по мнению Зб. Бжезинского, – проведение нового курса управления миром, сердцевиной которого является идея создания нового тесного союза между США и ЕС, причем главной структурой трансатлантических связей должна оставаться НАТО [там же].

Эта идея претворяется в жизнь, и в нашем журнале непростому характеру взаимоотношений НАТО и ЕС посвящена статья Н.Ю. Тузовской «Пределы “стратегического партнерства” ЕС и НАТО». В статье вскрываются политические сложности отношений, связанные с позициями государств-членов, и проблемы структурного характера, проистекающие из несовершенства самих механизмов диалога. В практическом плане взаимодействие НАТО и ЕС проявляется в урегулировании международных кризисов. Н.Ю. Тузовская полагает, что наиболее показательный опыт – это проведение совместной полицейской операции в Боснии и Герцеговине «Алтея».

Следует отметить, что среди задач Североатлантического альянса на передний план выходит урегулирование региональных конфликтов, которые разрушают исторически сложившиеся системы коллективной безопасности, вовлекают в свою сферу страны, до этого не участвовавшие в противостоянии. Поиск согласия между сторонами конфликта при помощи переговоров – лучший способ урегулирования конфликтов. И эта точка зрения постепенно пробивает себе дорогу, что отражается в том числе и в деятельности НАТО в Афганистане, где применение средств вооруженного присутствия все больше сочетается с попытками найти несиловые методы стабилизации ситуации в стране.

В данном выпуске журнала рассматриваются проблемы, связанные с военной операцией международной коалиции, руководимой НАТО в Республике Афганистан. Как известно, антитеррористическую операцию в Афганистане Соединенные Штаты начали с целью свержения режима талибов и уничтожения «Аль-Каиды» с последующей демократизацией государства, что, по мнению администрации Дж. Буша, соответствовало задаче обеспечения национальной безопасности США. Но с 2003 г. операция проводится под руководством НАТО. Задачи вооруженной акции поменялись. Суть нынешней политики Альянса в Афганистане выявляется в статье О.В. Кулакова «Стратегия НАТО в Афганистане». Под иным углом зрения рассматривается операция в Афганистане в работе О.Н. Новиковой. Автора интересуют позиции отдельных стран – участниц военной миссии, их подходы и причины разногласий между союзниками.

Большая группа исследователей из США и Европы, анализируя причины ряда неудач международных сил под управлением НАТО в Афганистане, выявляет общие закономерности урегулирования региональных конфликтов. Например, руководитель Отдела истории и политологии Университета Пердью (штат Индиана, США), известный специалист по проблемам расширения НАТО и деятельности международных организаций Ричард Рапп отмечает: «Там, где местные конфликтующие стороны не готовы сложить оружие и выступают против развертывания иностранных войск, международное вмешательство, имеющее цель навязать соглашения, почти неизбежно терпит поражение. Усилия Запада в Афганистане и Дарфуре безуспешны, потому что Запад наталкивается на стойкое вооруженное сопротивление, и западные страны не хотят и не могут развернуть там экспедиционные воинские подразделения, необходимые для победы над этими силами» [Rupp, p. 106].

Не секрет, что операция в Афганистане в значительной мере определяет дальнейшую судьбу Альянса. Поражение НАТО будет означать ее неспособность отвечать основным вызовам современности. Под поражением мировое общественное мнение подразумевает не поражение в прямом военном столкновении, а несостоятельность Организации в плане решения поставленных ею самой задач.

Стремлению евроатлантических стран обеспечивать безопасность во всемирном масштабе и развивать концепцию глобального партнерства противостоит политика сильного соперника, претендующего на роль мирового лидера, – Китая. Проникновение Китая на «Черный континент» и прочное закрепление на нем объясняется острой потребностью бурно растущей экономики Поднебесной в энергоресурсах. В.Н. Рябцев полагает, что, давая новое прочтение концепту «трансатлантической солидарности», асимметричной в своей основе (т. е. с безраздельно доминирующим североамериканским ядром), американцы отдают себе отчет в том, что в Африке объединенная Европа для них – не конкурент. Более того, автор уверен, что «Европа превращается как бы в “третьего лишнего” в той бескомпромиссной борьбе за природные ресурсы планеты, которую ведут сегодня Китай и США». Здесь стоит заметить, что в ходе дебатов по поводу будущей стратегии Организации Североатлантического договора прослеживается мысль о необходимости определения в качестве одной из приоритетных задач Альянса обеспечение энергетической безопасности, т.е. доступа к мировым энергоресурсам.

При анализе перспектив реализации новой стратегии НАТО Российской Федерации предстоит не только разобраться в сути нового подхода, не только выявить новые моменты в политике Альянса, но и понять, какие новые возможности может создать будущая стратегия НАТО для интересов нашего государства.

Литература

Военная доктрина Российской Федерации, 2010 г. – 5 февраля. – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/461

Лавров С. Сергей Лавров: «Новая Стратконцепция НАТО предусматривает глобальный охват деятельности». – 18 февраля 2010. – Режим доступа: http://natomission.ru/security/article/security/artnews/111/? PHPSESSID=bac59bd38bc8ba6bdb2018a9ef360103

Морен Э. Интервью Associated Press: Франция против глобальной роли НАТО. – Режим доступа: http://www.inosmi.ru/world/20090318/ 247955.html (Дата последнего обращения – 01.03. 2010).

Brzezinski Zb. Major foreign policy challenges for the next US President // International affairs. – L., 2009. – Vol. 85, N 1. – P. 53–60. – Mode of access: http://www3.interscience.wiley.com/cgi-bin/fulltext/121637300/PDFSTART

Gates R.M. NATO Strategic concept seminar. Remarks as delivered by Secretary of defense Robert M. Gates, National defense university, Wash., D.C., 2010. – 23 Feb. – Mode of access: http://www.defense.gov/speeches/ speech.aspx?speechid=1423

Guttenberg will Einstimmigkeits-Prinzip der Nato kippen / Spiegel online Politik Montag, 2010. – 1. Mаrz. – Mode of access: http://www.spiegel. de/politik/deutschland/0,1518,676390,00.html

Rasmussen Fogh A. Speech by NATO Secretary General Anders Fogh Rasmussen at Georgetown university, 2010. – 22 Feb. – Mode of access: http://www.nato.int/cps/en/natolive/opinions_61566.htm

Rupp R. Best intentions or false promises: Multilateral interventions in Darfur, Afghanistan, and Southern Lebanon // Mediterranean quarterly. – Wash., DC, 2007. – Vol. 18, N 2. – P. 85–106. – Mode of access: http: // web.ebscohost.com

Загрузка...