Распад Советского Союза привел к образованию нового геополитического пространства, получившего название постсоветского пространства, где существуют 15 независимых государств. Одни из них, страны Балтии, сразу же взяли курс на вступление в евроатлантические структуры. Вступив в марте 2004 г. в НАТО, а в мае того же года – в Европейский союз, страны Балтии лишились статуса «постсоветских» и стали составной частью Запада. Остальные страны решили начать «плавание» в неспокойных водах мировой политики в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), безусловным лидером которого стала Россия. Последовавший вслед за крушением Советского Союза развал единого хозяйственного комплекса существенно ограничил экономическую жизнеспособность большинства новых независимых государств (в том числе и России). Столкнувшись с необходимостью укрепления национального суверенитета, решения многочисленных острых социальных и экономических проблем, постсоветские государства были вынуждены начать поиски внешних покровителей как среди глобальных игроков, так и некоторых региональных держав. Этому в немалой степени способствовала слабая дееспособность СНГ, не сумевшего по ряду причин, в том числе и объективного характера, предложить такой интеграционный проект, который продемонстрировал бы способность Содружества эффективно решать проблемы стран-участниц.
Этой слабостью быстро воспользовались внешние силы, оценившие выгоды от освоения постсоветского пространства, государства которого обладают не только богатыми природными ресурсами, но и значимым с геополитической точки зрения географическим положением. Среди основных игроков на постсоветском пространстве – Европейский союз, который после интеграции в него сателлитов бывшего Советского Союза начал проводить активную политику сотрудничества с восточными соседями расширенного ЕС. Анализу этой политики посвящена первая группа материалов данного выпуска журнала. Работы авторов охватывают все географические направления активной деятельности Евросоюза на постсоветском пространстве (Европейскую часть, Закавказье, Центральную Азию) и выявляют региональную специфику политики ЕС, имеющей в своем арсенале разнообразные механизмы и инструменты для расширения своего присутствия и влияния.
Вторая группа материалов содержит обзоры политики России в отношении стран Содружества. Очевидно, что изменение обстановки в регионе, ослабление позиций и влияния РФ не могли не вызвать соответствующей реакции в Москве. Предметом анализа является выяснение того, какие меры Российская Федерация предпринимает для адаптации к новым условиям, сколь успешны эти меры и каковы перспективы России на пространстве Содружества.