Раздел 1 Историко-социологические аспекты

Тема 1 Введение в курс

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

Краткая характеристика курса, его структуры, трактовки основных понятий, их источники (литература). Теория социальных отклонений и смежные науки. Теория девиантного поведения в системе научных знаний. Предмет, методы и основные направления исследований девиаций.

Подчеркнем взаимосвязь курса «Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи» с криминологией, девиантологией, персонологией, социологией преступности, а также психологией, в том числе ювенальной психологией, психологией девиантного поведения, педагогической психологией, социальной психологией, юридической психологией, иными спецкурсами, читаемыми для разных направлений и специальностей или носящими междисциплинарный характер.

Выделим также рабочие трактовки понятий – исторический подход, исторический анализ, историко-сравнительный метод, исторический объект, историческая изменяемость различия правового и социального неправового явления – применительно к тематике о девиантности и отклоняющемся поведении несовершеннолетнего девианта.

Большинство авторов (криминологи, социологи, педагоги, психологи и психиатры) рассматривали в основном девиантное поведение личности и гораздо реже обращали внимание на социальные отклонения в деятельности групп лиц (объединений).

Социально-негативные явления (процессы), социальные отклонения в деятельности больших и малых социальных групп (коллективов), асоциальное, аморальное и антиобщественное поведение личности, виды девиантного (лат. deviatio – отклонение) поведения – понятия, представляющие собой нарушения политических, нравственных, юридических и иных социальных норм, установленных обществом и государством. Под социальным отклонением здесь понимается отступление, отход от требований существующей той или иной социальной нормы (права, морали, правил человеческого общежития), нарушение ее, не являющееся единственно возможным видом поведения. Нежелательные явления в общественной практике и специальной литературе именуются по-разному: отрицательные, негативные, аномальные, патологические, деструктивные; нонконформное, антиобщественное, антисоциальное, асоциальное, девиантное, делинквентное и преступное поведение.

Заметим, что междисциплинарный подход к личности подчеркивает важность взаимодействия различных отраслей науки, то есть вклада, который могут сделать социологи, антропологи, криминологи, этологи, иные ученые в понимании и нормального, и девиантного поведения человека.

Важно не упускать из виду, что дискуссии между представителями разных дисциплин и научных направлений (в психологии, например) не утихают (естественное состояние для науки) и окончательных вердиктов, надеемся, вынесено не будет[2].

Социальные отклонения определяют такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях, чем и отличаются от эксцессов – случайных, экстраординарных действий, или отдельных видов поведения, для которых нет соответствующих норм (творческой деятельности)[3].

Трактовки отклоняющегося, или девиантного, поведения[4]. В самом общем виде отклоняющееся поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантное поведение – это отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В. В. Ковалев, И. С. Кон, В. Г. Степанов, Д. И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани).

Девиантность – свойство индивида (группы), способность, предрасположенность к девиантному поведению. Определяется она соответствием или несоответствием поступков социальным нормам (ожиданиям), которые могут быть и спорными.

Девиация нередко рассматривается как процесс развития (Н. Смелзер), в ходе которого можно выделить ряд стадий: формирование норм – сущность норм – совершение девиантного поступка – признание поступка девиантным – признание человека девиантом – стигматизация – следствия стигматизации – коллективные или групповые формы девиантного поведения.

Исходным для понимания любых отклонений служит понятие «норма».

В теории организации сложилось единое – для естественных и общественных наук – понимание нормы как интервала, предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем – это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это – естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.

Традиционно рассматривается статистически-адаптационный подход к понятию «норма», которая представляет собой: а) что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы; б) нечто наиболее приспособленное к окружающей среде (М. И. Бобнева).

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Выделяют два подхода к оценке поведенческой нормы и девиации:

1) нормоцентрический – предполагающий оценку деятельности человека с позиции ее соответствия норме, а именно: социальной, психологической, этнокультуральной, возрастной, тендерной, профессиональной, феноменологической;

2) нозоцентрический (психиатрический) – рассматривающий поведение с позиций поиска и обнаружения симптомов болезни (греч. nosos – болезнь), психопатологии (Ю. А. Александровский, С. А. Беличева).

Ясно, что не существует никаких точных границ между нормальным поведением и ненормальным. Среди форм ненормального поведения выделяют: а) кратковременные и случайные (обмолвки, описки, опьянение); б) длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания); в) постоянные дефекты поведения.

В социальных науках «норма» – интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень» (Е. Э. Смирнова, В. Ф. Курлов, М. Д. Матюшкина). С этой точки зрения проблема «ненормальности» обнаруживается и в пограничных состояниях. В целом, социальная норма – социальные явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию человека.

Социальная норма – необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Она определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого, дозволенного или обязательного поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций (Я. И. Гилинский).

В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного (классово ограниченного, субъективистского, мифологизированного, религиозного) отражения объективных закономерностей. В последнем случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Различные нормативные субкультуры (научные, преступные и иные сообщества) существуют одновременно, и для общества социальные отклонения позитивно или негативно значимы.

Позитивные (социальное творчество: общественно-политическое, научное, техническое, художественное) служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения.

Негативные (социальная патология: преступность, суицид, безнадзорность, беспризорность, наркотизм, пьянство/алкоголизм/, социальный паразитизм, проституция) – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы.

Медицинский подход. Девиантное поведение – отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Педагогический подход. Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому молодой человек принадлежит.

Психологический подход. Девиантное поведение – отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.

Правовой подход. Девиантное поведение – это отклоняющееся от установленных обществом и государством правовых норм и стандартов. Система поступков (действий): от дисциплинарных, административно-правовых, гражданско-правовых, иных правовых проступков до уголовно наказуемых действий (бездействия) – преступлений.

Обратим внимание на современные проблемы отклоняющегося (от норм права, морали, нравственности, правил человеческого общежития) поведения детей, подростков и молодежи[5]. Их девиантное поведение часто называют проблемным. И на практике психологи нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с отклоняемым или отвергаемым, то есть не принимаемым взрослыми поведением.

Виды и типы девиантного поведения подразделяют на следующие подгруппы.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие психопатологии (явной или скрытой). Эту группу составляют такие типы, как астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.

При нарушенной психической деятельности лица, совершившего общественно опасное деяние, суд назначает медицинскую экспертизу. При этом заключение судебно-психиатрического эксперта может быть разным: лицо могут признать вменяемым или может быть диагностировано психическое расстройство и сниженный порог контроля за собственными действиями. Заметим, психическое расстройство это одно, невменяемость – совершенно другое. Определение ограниченной вменяемости есть в ст. 22 УК РФ. Понятие невменяемости содержится в ст. 21 УК РФ, где упоминается медицинский критерий – установление диагноза. Это прерогатива и ответственность психиатра. Для признания человека невменяемым одного лишь наличия психического расстройства недостаточно. Нужно доказать наличие юридического, или так называемого психологического критерия. Он прописан следующим образом: невменяемым является лицо, которое вследствие психического расстройства, и ничего другого, неспособно во время совершения деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо ими руководить. Причем установление юридического критерия является совместной компетенцией профессиональных юристов и медиков-психиатров.

По обобщенным статданным за 2012 год, в России на судебно-психиатрическую экспертизу было направлено свыше 143 тыс. человек, то есть порядка тринадцати из каждой сотни привлеченных к уголовной ответственности лиц. Данный показатель – наиболее высокий за последние годы. Лица с психическими расстройствами из направленных составили 66 процентов. Невменяемыми признаны 7,4 % освидетельствованных – 10 612 чел. Таким образом, невменяемых – примерно один процент из общего числа привлеченных к уголовной ответственности. И это стабильный показатель уже многие годы[6].

Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или правонарушений (преступлений). Соответственно говорят и о поведении: аморальном (безнравственном) или делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном). Отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития поведение проявляется в молодежной среде в разных формах социальной патологии: пьянстве, наркомании, токсикомании, табакокурении, беспризорности, безнадзорности, бродяжничестве, суициде, воровстве и т. д. Перечень их со временем может изменяться.

Тема 2 История вопроса: отклоняющееся (девиантное) поведение несовершеннолетних и молодежи в России и за рубежом

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ)

Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения. Значение социальных норм для человека и общества. Функции и классификация социальных норм. Истоки возникновения соционормативных представлений. Два подхода к нормогенезу: социально-исторический и системно-конструктивный. Понятие и признаки социального отклонения. Генезис и природа социальных отклонений в России. История девиантологических идей, социологии девиантности в России. Социология девиантности и социальный контроль (девиантология) как специальные социологические теории. Образ жизни и социальная норма. Морфологическая структура нормы: диспозиции и императив. Аксиология социальных норм. Норма как регулятор отношений и поведения человека. Социальные нормы как фактор социализации и воспитания. Соотношение понятий «социальная норма», «социальные отклонения» и «отклоняющееся (девиантное) поведение».

Основные подходы, объясняющие эти феномены: учение о социальной норме, социальном контроле и институте норм в структурализме Т. Парсонса; теория связи абсолютных норм с культурными нормами и относительность норм и отклонений П. Уорсли; теория социальных детерминант коллективного поведения, девиаций и социального контроля Н. Дж. Смелзера; теория социальной аномии Э. Дюркгейма; биопсихологические концепции нормы и патологии в теориях З. Фрейда и Ч. Ломброзо. Преступность как естественное отклонение от средней нормы поведения, отклоняющееся поведение – двигатель прогресса (Э. Дюркгейм). Типы девиаций, их характеристика (по Р. Мертону, Т. Парсонсу).

Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статистика К. Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа франко-бельгийского ученого, математика-статистика Л. А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.). В ней, опираясь на статистический анализ, он пришел к выводу, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и порядок преступлений, вытекающих из его организации.

По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Выявлено особое значение разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой (деклассирования). Исследования, проведенные представителями чикагской школы социологии в 30-е гг. ХХ в., выявили влияние внутригородских различий на уровень преступности: районы самые «преступные» – те, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации. Проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения до сих пор остается дискуссионной.

Во все времена общество пыталось устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и подавлять их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство, наркотизм, проституция, суицид и т. п.

Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации – в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень ее организации (организованности[7]), чем система динамичнее, тем больше значат изменения как средство сохранения (по выражению И. Пригожина – «порядок через флуктуации»).

Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с жизнедеятельностью (человеческой, или коллективной сознательной предметной деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются также путем девиантного поведения.

Напомним, что под девиантным (лат. deviatio – уклонение) поведением понимают:

во-первых, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); во-вторых, социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии; во втором – предмет социологии и социальной психологии, а также рассматривается в криминологии как фоновое для преступности явление.

В Союзе ССР отклоняющееся (девиантное) поведение длительное время изучалось преимущественно в рамках спецдисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и др. В ХХ в. (конец 60-х – начало 70-х) В. С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, И. В. Маточкин, Я. И. Гилинский начали социологические же исследования девиантного поведения. В развитии и институализации социологии отклоняющегося поведения большая заслуга принадлежит академику В. Н. Кудрявцеву[8].

В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни привели к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от социальных норм.

В реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Наряду с ростом позитивных девиаций – научное и художественное творчество, экономическая предприимчивость, политическая активность населения, – усиливаются девиации негативные – коррупция, корыстная и насильственная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинквентность, аморальность.

В условиях роста социальной незащищенности граждан объективно повышается осознаваемый не всегда и не всеми субъектами социального управления спрос на научные исследования социальной патологии: девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей. Исследование негативных явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою роль и в становлении социологии как науки. В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная (частная) социологическая теория – социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля[9].

Социология девиантного поведения относится к «сквозным» теориям, присущим различным сферам общественного бытия (труд, политика, быт, досуг). Специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм. У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм (Dürkheim), а конституированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана Р. Мертону и А. Коэну.

Э. Дюркгейм ввел понятие аномии: состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились; это состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которая вызывается резкими изменениями, скачками. Заметим, что в данной трактовке это, скорее, социальная дезорганизация.

Г. Беккер утверждал, что некоторая степень безнормативности (безнормности) имеет место в любом обществе из-за несовершенства социализации, внутренних конфликтов и новшеств.

Аномия – это и анормальное поведение (апатия, разочарование, самоубийство), процесс разрушения базовых элементов культуры в аспекте этических норм. Таким образом, она может возникнуть и вследствие личностной кризисной ситуации, способной перестроить всю систему убеждений индивида, коренным образом изменить его моральные нормативные установки.

Р. К. Мертон считал, что аномия представляет собой результат конфликта или рассогласованности между «культурой» и «социальной структурой», нормальными, законными средствами и побуждениями к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей. Он выделил 5 способов «аномического приспособления» как реакцию на аномическое напряжение в различных формах адаптации: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж.

Конформизм (соответствие) – единственный тип независимого поведения.

Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (шантаж, рэкет).

Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры и согласие использовать социально одобряемые средства.

Ретритизм (отступление) наблюдается в случаях, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения (бродяги, наркоманы).

Мятеж (бунт) – стремление заменить старые цели и средства на новые, а не только отрицание того и другого.

Н. Дж. Смелзер выделяет три компонента девиации:

• девиант – индивид, которому свойственно определенное поведение;

• норма (ожидание), которая является критерием оценки девиантного поведения;

• реакция некой социальной группы или другого индивида на поведение девианта.

Итак, девиация определяется соответствием или несоответствием

поступков социальным ожиданиям. Если придерживаться мнения о том, что в нонконформизме заложен рост конструктивного начала человеческого «Я» (В. А. Петровский, Э. Фромм), и публично демонстрирующий подчинение навязываемому мнению конформист – это обыватель, то в идеальной поведенческой норме сочетаются гармоничная норма с креативностью, творческой составляющей индивида. Возможно, что столкновение «норм-идеалов» с проявлениями индивидуальности субъекта и порождает проблему девиантного поведения.

Говард и Ормен представили теорию дифференцированных возможностей. Тогда как в распоряжении членов какой-либо социальной системы имеются законные средства различного масштаба, далеко не каждому индивиду открыт доступ к нелегальным средствам.

Согласно известной теории дифференцированной ассоциации, сформулированной Сазерлендом, девиантному поведению учатся в интеракции с другими индивидами в процессе коммуникации, который включает в себя усвоение: а) техник реализации девиантного поведения, б) специфического мотивационного направления и оправдания этого поведения.

Тема 3 Проблемные вопросы применения теорий девиантного поведения в новейшее время

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

Проблема позитивных и негативных отклонений. Социология творчества как социология позитивных девиаций. Концепция необходимости для общества девиантов, помогающих понять и сохранить нормы (Э. Эриксон). Концепция «агрессивного поведения подростков как формы самоутверждения» (А. Бандура, А. Басс, М. Лазарус). Концепция лабелинга – «запятнанной репутации»; теория стигматизации – «наклеивания ярлыков» (Э. Гоффман, Г. Беккер и др.). «Этогенический подход» Р. Харре к изучению социальных отклонений и девиантного поведения.

Американские исследователи Д. Хьелл и Д. Зиглер полагают, что основные положения о природе человека образуют фундамент, на котором моделируются и проверяются взгляды на личность. Существующие теории личности они оценивали с точки зрения шести ключевых критериев: верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономность, широта охвата и функциональная значимость.

Кроме того, они предположили, что новые исследования человеческой личности будут осуществляться по пяти основным направлениям:

1) изучение когнитивных процессов и их взаимоотношение с иными аспектами психологического функционирования;

2) изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их вклад в поведение;

3) изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности;

4) изучение личностного развития в среднем и пожилом возрасте;

5) изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека[10].

В отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я. И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Авторская позиция имеет право на существование, так как дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время разных авторов объединяет стремление найти единый источник причинности (детерминированности) для различных форм девиаций.

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, наркотизм (алкоголизм) способствует усилению агрессивного поведения (хулиганства). В иных случаях, наоборот, установлена обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и суицида).

Теория социализации дает развернутое и продуктивное объяснение причин и истоков девиантного поведения. Рассматривая особенности социализации подростков, необходимо разобраться, прежде всего, в наиболее общих подходах к этому явлению. Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой-либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Человеческое поведение, с позиций теории социализации, генетически не является предопределенным. Человек в момент рождения еще только потенциальный «кандидат в человека» (А. Пьерон). Это связано с тем, что видовой опыт человека зафиксирован во внешней форме – во всей совокупности предметов материальной и духовной культуры. И каждый индивид может стать достойным представителем рода человеческого, только если он усвоит и воспроизведет в себе этот опыт.

Усвоение или присвоение общественно-исторического и культурного опыта есть специфически человеческий путь онтогенеза. Отсюда образование (точнее, воспитание и обучение) – общественно выработанные способы передачи человеческого опыта, которые обеспечивают облигатное (обязательное, непременное) и факультативное развитие человека.

Важную роль в становлении правового сознания и правового поведения выполняет правовая социализация личности – процесс интернализации, освоения личностью стандартов нормативного, правомерного поведения; процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности.

Выделяют три вида правовой социализации – социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и символическую социализацию. Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм. Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.

Социализация – освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Загрузка...