Интегративная проблема определения содержания обучения русскому языку в современных условиях представляется острой и актуальной: мир русского языка обширен и значителен. Идея ценности любого языка, тем более родного для его носителей, является созидающей: язык с его реальными свойствами отражает путь нации в прошлом, настоящем и будущем.
Ценностные категории русского языка, воспринимаемые и осознаваемые в процессе изучения, становятся основанием национально-культурной ориентации, успешного общения, интеллектуального развития ученика, его становления как языковой личности.
Категория ценности сама по себе мировоззренческая, культурологическая. Ее нельзя осознать искусственным насильственным путем, но можно и нужно в активном саморазвитии, самопознании, самосовершенствовании. Ф. М. Достоевский в своем «Дневнике писателя» выделяет выражение «обучиться языку» как особенно присущее свойство русским людям и связывает этот процесс самообучения языку с обретением человеком его духовных и умственных основ жизни: «…тем буду я счастливее в жизни, отчетнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее <…>, крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее». Этим отрывком, только в большем контексте, открывается один из учебников [3, с. 8], но его глубокий смысл не сразу (неоднократно проверено на практике) осознается старшеклассниками и даже студентами. Почему? Этому есть ряд причин и среди них – методическая неоснащенность аксиологического подхода в преподавании русского языка.
Драгоценные, по определению А. Платонова, качества языка воспринимаются через ценностный ассоциативный ряд, передаваемый в вербальной форме словесной цепочкой: родной язык – родной народ – образ родины, свойственной нам и любимой. Неразрывность и общность этих понятий – необходимый компонент языкового сознания личности, который приобретается постепенно. Это первый методический постулат. Он точно и содержательно реализуется в пособии Е. А. Быстровой «Диалог культур на уроках русского языка» [1], что позволяет по завершении работы предложить школьникам тему для сочинения «Мой родной язык». Учащиеся не будут глухи к оценкам Н. Гоголя, А. Н. Толстого, К. Паустовского, В. Костомарова и др. Слово в словосочетании родной язык даст ощущение родства, своего по рождению, по духу, по привычкам, дорогого и самоценного. Ответы на вопросы: что такое родной язык? каков он? как связан с жизнью народа? почему так важно знать свой родной язык? – постепенно, по мере изучения предмета, приобретут доказательный вид. Результатом работы станет действенная любовь к родному языку.
Важным условием и содержанием работы с языком на эмоциональном и рациональном уровнях, направляемой и поддерживаемой учителем на всех этапах обучения, является целостная и ценностная характеристика русского языка. Это второй методический постулат. В результате у школьников складывается аргументированная позиция ценностного отношения к языку, активного интереса к его свойствам и постоянного стремления к еще более глубокому познанию.
Восприимчивость учащихся к фонетическим, лексическим, грамматическим свойствам и возможностям русского языка возникает и усваивается в результате разнообразной по форме и видам познавательной деятельности, в которой согласуются линии развития мышления и развития речи. Особое внимание уделяется созданию представлений, затем формулированию суждений и, как результату, появлению убеждений у ученика, думающего и рассуждающего о языке. Приобретается широкий и глубокий взгляд на язык, принадлежащий к национальным культурным ценностям и как таковой составляющий часть мировой культуры. Это третий, и самый важный, методический постулат.
Определенная точка зрения, сфокусированная на свойствах русского языка, шире – идея, связанная с родным языком, складывается из ряда признаков: его содержательности и научности, цельности и уровня сформированности, логичности и доказательности, степени обобщенности и конкретности. Учащиеся думают, и в их сознании появляется понимание свойств русского родного языка: он сложен, но гармоничен («…гармонией упьюсь». А. С. Пушкин); его арсенал огромен и для обслуживания всех сфер человеческой жизни, и для выбора языковых средств («…живой, как жизнь». Н. В. Гоголь); в нем отложилось национально-историческое своеобразие русского народа («…глагол времен». Г. Р. Державин); его формальные структуры способствуют гибкости, оригинальности, самобытности в речепроизводстве («…прекрасный наш язык способен ко всему». А. П. Сумароков).
В индивидуальном профессиональном творчестве учителя проявляются его эрудиция, способность варьировать методы и приемы обучения, готовность оперативно подготавливать и интерпретировать материал в динамике учебной работы и с учетом действенных контактов с учащимися.
Внутренняя идея изучения родного языка отражена в работе философа и филолога А. Ф. Лосева «Мировоззрение и жизнь»: «Радость познания возбуждает в юноше потребность учиться. Человек становится счастливым, если эта потребность не только не угасает, но еще более распаляется» [3, c. 414]. Как удивительно перекликается А. Ф. Лосев в мысли о том, что дает ощущение счастья, с Ф. М. Достоевским. Язык принадлежит каждому человеку, это его богатство, завещанный ему дар: «И нет у нас другого достоянья!» (И. А. Бунин), «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово» (А. А. Ахматова).
Русский язык как учебный предмет может быть включен в более широкий контекст связей и отношений с другими учебными предметами, прежде всего с литературой и историей, с МХК, с иностранными языками. Интерес методистов-ученых к интеграционным процессам в образовании не случаен. Через интегративный подход в школьном курсе и интегрированные уроки русского языка обогащается их мировоззренческая направленность, реализуется аксиологическая составляющая в преподавании. Так, становится возможным показать школьникам, что была веха осознания образованными носителями языка (Ломоносовым, Державиным, Фонвизиным, Радищевым, Жуковским, Батюшковым, Крыловым, Пушкиным, Далем и другими русскими литераторами и просветителями) достоинств разговорной речи простого народа, что потребовалось время и личности для создания русского литературного языка на основе народного (и более всего этому способствовал А. С. Пушкин). При этом возможно и очень важно для ценностной ориентации учащихся и подчеркнуть, и помочь им понять, что в русском языке были те основы и свойства: легкость, мелодичность, гибкость, способность выражать тонкие душевные переживания, богатство лексики и разнообразие грамматических форм, которые необходимы для литературного языка. «Все это лежит в природе нашего родного языка…» – писал Вс. Рождественский в книге «Читая Пушкина» (этот тезис иллюстрируется отрывком из книги в одном из упражнений уже указанного нами учебника) [3, c. 108].
Органично к такому содержанию работы появляется в беседах о языке еще одна позиция, чрезвычайно важная для духовного развития человека: языковое богатство позволяет индивиду постигать мир теоретически и художественно, по законам логики и красоты. Русский национальный язык дал образцы эстетического освоения действительности, и правомерно в лингвистическом образовании школьника выдвигать задачу формирования языкового эстетического идеала [4]. Широкое включение текстов в структуру дидактического материала учебников и учебных пособий по русскому языку на всех этапах обучения и во всех классах способствует созданию культурного фона, сопряжению языка и культуры, осмыслению феномена русского языка. Особенные черты и качества русского языка обусловлены самобытностью русского народа, черпающего из недр своей жизни все богатство родного языка с его образностью и песенностью, с его многокрасочностью. Учащиеся обязаны узнать о глубокой убежденности в силе и могуществе русского языка, которую выражали Ломоносов и Пушкин, Гоголь и Тургенев, Достоевский и Л. Толстой. Высказывания великих «мыслителей языка» дополняют научную характеристику языка со стороны эмоциональной, образной, но в то же время и называют собственно качества языка, идущие от особенностей языковой системы. Так, открытость русского слога придает русской речи звучность, плавность и гармоничность ее звуковой стороны. При изучении строевых разделов школьного курса можно выявить характерные черты языка, опираясь на закономерности, к примеру, в области словообразования – многообразие типов образования новых слов экономными средствами, чаще с помощью продуктивных аффиксов, в области морфологии – парадигмы форм имени существительного, прилагательного, глагола имеют генетическую природу и обслуживают все нюансы состояний, модальности и т. д. Особенный склад русской речи выкристаллизовывался в борьбе за язык, что может быть продемонстрировано учащимся через лингвоисторические экскурсы. Отметим, как не случаен в современном школьном образовании интерес к истории языка, к церковнославянскому языку, к словесности, к риторике, ведь эти самостоятельные курсы или их элементы, вкрапленные в традиционное содержание, формируют национальное языковое сознание учащихся и воспитывают уважительное отношение к языку как культурному наследию, к этическим и нравственным нормам, обычаям и традициям в речевом поведении. В программе формирования языкового сознания учащихся центральным будет вопрос: «Что составляет культуру народа?» До учащихся следует донести мысль о многообразии функций языка и его значении как основы национальной культуры и национального самосознания.
В современном образовании особенно значима методическая (научная и практическая) ориентация на единый процесс языкового, речевого и эстетического развития учащихся. Отметим, как правомерно и своевременно рассмотрена Т. Н. Волковой проблема воспитания человека культуры с особым вниманием к воспитанию у школьников культуры чувств [2]. Средства языка и искусства столь многообразны, что позволяют осуществлять выбор. Так, Т. Н. Волкова излагает теоретическое (концептуальное) видение учебной, воспитательной и развивающей работы, обогащающей личность ученика, со стороны ознакомления с культурологической семантикой слова в произведениях художественной литературы, с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, русской музыки и русской живописи, с региональными культурно-историческими ценностями, русскими романсами и многим другим. Современна методическая позиция Т. Н. Волковой, состоящая в том, что «воспитание эмоционально-художественной чувствительности и развитие интеллектуально-мыслительных сфер психики <…> будут органично соединены в обучении, организованном как деятельностный процесс» [2, c. 25].
Методическая интерпретация указанных выше положений не только возможна, но возможна в широком диапазоне современных методов и приемов, а также технологий. В любой совокупности профессиональных действий учителя продуктивна диалоговая методика, а значит, сотрудничество учителя и ученика, взаимный разговор, обмен мнениями.
В живом интеллектуальном общении со школьниками, в презентации лингвистического и культуроведческого материала возникнет осязаемая связь между языком и личностью, между историческим прошлым и современностью, укрепится система установок, убеждений, предпочтений личности, выраженная в языке и поведении.
1. Быстрова Е. А. Диалог культур на уроках русского языка: Пособие по развитию речи учащихся 7–9 классов общеобразовательных учреждений. – СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2002. – 142 с.
2. Волкова Т. Н. Воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования. – Шуя, 2007. – 170 с.
3. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник для 10–11 классов. – М.: Вербум-М, 2009.
4. Кулаева Г. М. Эстетический идеал в системе формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2008.
Понятие ценности в последние годы отечественного образования соединилось с русским языком как явлением, как культурой и как учебным предметом. Декларируется аксиологический (ценностный) подход к изучению русского языка в школе и вузе. Идет активный процесс поиска методической наукой и педагогической практикой наилучших путей, методов, приемов, средств воплощения, бесспорно, правильной и необходимой идеи осознания учащимися феномена русского языка и формирования ценностного взгляда на язык, прежде всего как родной. К этому побуждает вся история русского языка, его историческая судьба и современная жизнь.
В традиции осмысления роли русского языка важны историческое вехи, когда происходило широкое распространение русского языка в Европе и Азии (с XI века), когда делалось важным практическое изучение разговорного русского языка (в XIV–XVII веках), чему способствовали торговля и дипломатия, когда просветители конца XVII – начала XVIII века отстаивали право русского языка стать учебным предметом.
Включение русского языка в учебные планы народных училищ в конце XVIII века при Екатерине II стало мощным фактором развития отечественной (русской) школы, в которой русский язык приобрел статус и предмета изучения, и средства обучения. К этому времени сложились благоприятные и необходимые условия для такого перспективного гуманного государственного шага: была научная книга М. В. Ломоносова о русском языке как о системе, появились словари, закреплявшие языковые нормы, расцвела русская литература, давшая образцы функционирования языка. Весь XIX век – мощнейшее укрепление русского языка со стороны русской литературы, неоценимый вклад А. С. Пушкина в дело создания русского литературного национального языка, создание писателями-классиками шедевров мировой литературы. XX век расширил границы распространения русского языка, усилил интерес к его изучению, накопил на русском языке огромную научную информацию и развил культуру мирового значения.
К началу XXI века исторически сложилась традиция внимания к русскому языку «на громадном пространстве в длительном времени» (В. Г. Костомаров). В традиции такого внимания к развитию самобытного, многомерного, сложного и уникального русского языка, в условиях «созидательного творчества многих поколений» (В. Г. Костомаров) сложилась жизнь русского языка.
Процесс творчества в живом языке продолжается и сегодня, в других социокультурных условиях. «За» сохранение традиции осознанного внимания к русскому языку, что должно отражаться в практике его преподавания, тысячелетний опыт культуры слова русского народа, сама уникальность языка, обеспечивающего все потребности его носителей: государственные, национальные, общечеловеческие.
Методика преподавания русского языка, начавшая свой путь осмысления от Ф. И. Буслаева, давно стала наукой, имеющей свои методологические основания. Ценность может рассматриваться в ее понятийном аппарате широко: как понятие, как категория, как универсалия, как концепт. Задача современной методики – в этом и ее инновационный путь – не только характеризовать ценностный объект, каковым является русский язык, со стороны привлекательности, но сделать эту характеристику цельной, полной, системной (не путать характеристику языка с разбором отдельных языковых явлений). Теоретическая сторона проблемы заключается в упорядочении свойств русского языка как культурно-национального феномена, в определении тезауруса понятий, в создании развернутой аргументации для тезиса о культурной ценности русского языка, в отборе критериев оценивания, позволяющих судить о языке не только эмоционально, но истинно, рационально, доказательно. Практическая сторона проблемы состоит в особенностях реализации идеи восприятия и отражения культурных смыслов, связанных с русским языком. Конструктивно выстроенная деятельность, несомненно, позволит получить позитивный результат – ценностное отношение к русскому языку. Для этого следует подойти к проблеме и со стороны компетентностного целеполагания, и со стороны текстоориентированного преподавания, и со стороны личностных мировоззренческих позиций учащихся.
В открытом образовательном пространстве школы именно здесь, в аксиологическом аспекте изучения предмета «Русский язык», происходит сопряжение языка и речи, языка и культуры, языка и национального характера, национального самосознания.
Решение инновационной проблемы формирования ценностных представлений обучающихся русскому языку в школе и вузе лежит в разных направлениях и в их совокупности. Прежде всего это подготовка учителя к профессиональной деятельности, требующая философского (аксиологического) содержания на уровне методической компетентности. Назовем и другие направления:
• обращение к живому языку современной эпохи с вниманием к особенностям репрезентации аксиологических значений;
• анализ текста с позиции его смысловой ценности и его культурных концептов, осваиваемых в активной познавательной деятельности;
• открытие ценностного потенциала для изучения лексики, грамматики, культуры речи, стилистики и т. д.
Каждое из них связано не только с содержанием школьного курса и организацией уроков, но в очень большой степени с воспитанием личности, ее эстетическими и духовно-нравственными оценками, ее идеалами (языковым, речевым, эстетическим, коммуникативным) и ее готовностью выступать защитником, хранителем русского языка и русской культуры.
1. Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы Международ. науч.-практ. конф. (19–20 марта 2009 г.) / Науч. ред. и сост.: А. Д. Дейкина, А. П. Еремеева, Л. А. Ходякова, В. Д. Янченко. – М.: МПГУ; Ярославль: Ремдер, 2009. – 496 с.
2. Дейкина А. Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку // Русский язык в школе. – 1993. – № 5. – С. 5–8, 13.
3. Дейкина А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка: Монография. – М.; Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2009. – 305 с.
Русский язык – уникальное явление национальной культуры русского народа, и его состояние, его сущность в наши дни является предметом горячих обсуждений.
Русский язык как учебный предмет отечественной школы также уникален: его учебное назначение связано прежде всего с начальной школой последней трети XVIII века – с народными училищами, созданными по указу Екатерины II с включением «природного» языка для его изучения и обучения на нем. Природный – родной – язык стал предметом грамоты и грамотности, именно родной язык «призван представить ребенку целостную картину мироздания в самых общих и принципиально важных его чертах» [1, с. 98].
Аксиологическая сущность самого феномена русский язык как ценностного объекта не всегда осознается носителями языка: слишком привычен объект понимания, это ведь часть среды, в которой обитает человек и частью которой являются воздух, вода, пища, другие люди, деревья, т. е. все то, без чего человек не живет. Еще И. А. Гончаров писал: «Да, язык есть весь человек в глубоком, до самого дна его природы, смысле. <…> Язык <…> всасывают с молоком матери – учатся и играют в детстве по-русски, зреют, мужают и приносят пользу по-русски. Он то же для человека, что и родной воздух!» [5, c. 322]. Прагматическая ценность этих объектов все же существует в сознании даже наивных носителей языка, однако роль и место языка как исключительного ценностного объекта закрыта, затенена. Ценность языка и ценность культуры, следовательно, должны утверждаться в сознании их представителей как высокого уровня избирательное отношение к данным объектам. Из этого утверждения вытекает уважение к национальному языку и национальной культуре, чувство национального самосознания.
Оценить в должной мере язык – значит оценить его соотносительность со всем, что есть в мире, обрести социокультурные ценности русского народа, постичь ценностную картину мира. Область ценностного содержания предмета «Русский язык» связана с расширением потребности ученика как личности в самопознании, самовыражении, самоутверждении. Через содержание учебной дисциплины намечаются и формируются ценностные основания: любовь к слову, интерес к словесному творчеству, сознательные представления о языке как национально-культурном феномене, осознание эстетической функции русского языка в его самобытности и уникальности, приобщение к традиционным духовно-нравственным ценностям, отразившимся в русском национальном менталитете, сохраняющимся в генетической памяти народа.
Обратим внимание на следующие моменты:
• интерес к проблемам аксиологии проявляется в разных научных дисциплинах – это теоретический интерес;
• аксиология интерпретируется как философская основа любых научных дисциплин, объектом которых является выявление системы духовных ценностей, принятых в социуме;
• система аксиологических ценностей репрезентируется в языке (в языковой «модели мира»);
• существуют различные способы языковой репрезентации аксиологических значений в рамках национального языка и реальной речевой деятельности говорящего;
• на уровне языка маркируется система ценностей, типичная для каждого носителя языка [1, с. 21–22].
В методическом освещении проблемы аксиологической сущности преподавания русского языка важны оба аспекта проблемы: теоретический и практический. Континуум этих аспектов может быть отражен:
• в методологическом освещении проблемы;
• в определении гуманистического содержания обучения русскому языку, начиная с начальной школы;
• в выборе современных технологий.
Говоря о континууме применительно к методике преподавания русского языка, приведем определение этого понятия, данное А. Ф. Лосевым: «…континуум есть диалектическое слияние раздельной системы со сплошными и непрерывными переходами одного ее момента в другой» [4, c. 394].
Методология проблемы заключается в понимании ментальности и особенностей национального менталитета, в теории формирования у школьников ценностного взгляда на родной язык, в отборе современных принципов в преподавании русского языка (функционально-коммуникативного, эстетического, культуроведческого и др.), в определении системы ценностных приоритетов для современного социума.
Вопрос о том, происходит ли в современных условиях изменение национальной ментальности, соответственно происходят ли изменения в системе ценностных значений и ценностной иерархии, обсуждается в научных и общественных кругах, принимаются меры для сохранения языка как аксиологической системы во имя национальных интересов государства. К примеру, в теледискуссии по вопросам развития языка (ТВ 14.02.2011) лингвисты Виктор Живов, Максим Кронгауз, представители литературы Александр Кабаков, Юрий Кублановский и другие деятели культуры обсуждали ряд вопросов: происходит ли порча языка (слово порча употреблено в оценочном значении) или происходят закономерные изменения, какова скорость изменений в языке, как они связаны с современной жизнью, что не устраивает в речевой практике и др. Ответы не однозначны. Появление новых слов (можно сказать, выброс и даже, по оценке участников дискуссии, резкий выброс) привело к снижению стилистической нормы (появился низовой язык) и в то же время обозначило новые явления (блог и другие слова технического словаря делаются массовыми словами, являясь новыми профессиональными терминами; дискурс приживается в профессиональной научной среде; гламур, частотность употребления которого чрезвычайно велика, – это пена, по выражению поэта Ю. Кублановского). Изменения в массовой культуре в устах большого числа говорящих нарождаются в основном бессознательно, что лишний раз доказывает необходимость работы по выработке сознательного отношения к языку, уважения к феномену наличия в культуре нации документально зафиксированных и постоянно востребованных норм языка, понимания значимости факта существования тысячелетней письменности и литературы, осознания языковой памяти народа. Среда родного языка взрастила несколько поколений русских гениев. О связи языка и культуры народа писал Ф. И. Буслаев: «Язык есть выражение не только мыслительности народной, но и всего быта, нравов и поверий, страны и истории народа. Единство языка с индивидуальностью человека составляет народность. Искренние, глубочайшие ощущения внутреннего бытия своего человек может выразить только на родном языке. Внутренняя нераздельность языка и характера народа особенно явствует из отношения языка к народной образованности, которая есть не иное что, как непрестанное развитие духовной жизни, а вместе с тем и языка» [2, с. 340].
К настоящему моменту очевидно, что методическое решение аксиологически направленного преподавания находится в широком диапазоне возможностей:
• работы с высказываниями о русском языке;
• работы с пословицами, поговорками, фразеологизмами и другими фактами родного языка;
• анализа концептов (дом, путь, сердце, добро, истина, благо, милость и др.);
• путем создания характеристики русского языка;
• путем выработки эстетического идеала в восприятии русской речи;
• путем исторического комментария на основе сопоставления с древнерусским языком (церковнославянским языком);
• путем организации межпредметных связей;
• путем риторического анализа текста как средства воспитания ценностного отношения к культуре русской речи;
• путем ознакомления с региональной культурой на уроках связной речи;
• путем сравнений с другими языками с целью совершенствования межкультурной коммуникации.
Взаимопроникновение языков и даже споры о взаимопроникновении совершенствуют, обогащают язык.
В статье известного методиста Е. П. Прониной названы приемы воспитания ценностного отношения учащихся к русскому (родному) языку в концепции аксиологического аспекта образования: создание условий для активной речевой коммуникации учащихся, использование текстов для лингвистического анализа, разнообразные приемы анализа лексической основы текста (авторских зарисовок), сопоставление описаний. Но это только малая часть возможностей (методов, приемов, технологий).
Отдельно скажем о тексте как ценностной категории активной познавательной деятельности учащихся. Комплексная работа с текстом активизирует когнитивную деятельность и развивает когнитивные способности и проводится в трех направлениях: 1) лингвосмысловой анализ и анализ структурно-смысловой организации текста (коммуникативная интенция, организующие текст в смысловое целое компоненты (иерархия семем, логоэпистемы, предикаты)), контекстно-ситуативный анализ; 2) анализ значения слов и концептов (сопоставительный анализ словарного значения слова и его значений в русской ментальности); 3) продуцирование текстов.
Выше было сказано о характеристике языка, при этом имелось в виду создание текста оценочного характера, отражающего основные свойства русского языка, аргументирующего каждое свойство и несущего в себе убеждение автора в отношении языка – сложнейшей системы, языка – высокой гармонии, языка – совершенного явления, языка – национальной культуры. В характеристике могут быть рассмотрены все уровни: фонетики, графики, орфоэпии, лексики, фразеологии, грамматики.
Действенной может быть методика параллельного изучения русского языка и иностранного языка, русского языка и элементов его истории, русского языка и литературы и т. д.
Если определять самое важное, необходимое, составляющее сущность аксиологического содержания в преподавании русского языка, то существен любой из параметров: мировоззренческий, семантический, коммуникативный, системный. Существо нашего педагогического дела в преподавании русского языка в раскрытии внутреннего содержания языка. Если идти от смыслов, отраженных в словарной статье в словаре В. И. Даля, то сущный (существенный) интерес заключается в том, чтобы объяснить материю языка через его важнейшие (главные, основные, коренные) свойства. Язык отличает человека от животных, но и в своей среде по самому существу его. Сущность – состояние сущего (истинного, подлинного, настоящего) [3, с. 638]. Чтобы определить сущность предмета, нужно воспринять объект и сердцем (эмоционально), и разумом (рационально). Последнее отражается в суждениях носителей языка (учащихся и учащих), т. е. в высказываемом мнении, заключении, реализуемом в процессе высказывания.
Очевидно, что именно школа как государственный институт, поддерживающий норму, призвана:
• сохранять и оберегать «языковой капитал», по выражению современного лингвиста Виктора Живова;
• вырабатывать позитивную оценку нашего замечательного языка, не давая обесценивать его и тем более понижать планку оценки;
• регулировать пользование языком и национальной культурой, обращаясь к лучшим образцам;
• помогать критически осмысливать изменения в языке;
• направлять учащихся в творческом освоении языка, в развитии способности качественного выбора или отбора;
• сохранять связь с исторической и культурной традицией.
Наши учащиеся должны получать от изучения русского языка положительный заряд, и именно в этом проявляется интеллектуальная способность учителя – интеллигента по своей профессии. Образовательный процесс, особенно по русскому языку, – это процесс с аксиологическими измерениями, учитывать которые следует на протяжении всей школьной жизнедеятельности детей, начиная с первого класса, и личностные представления учащихся о значимости родного языка отражают результативность обучения и связаны с моральным удовлетворением обучающихся и обучающих.
1. Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы Международ. науч.-практ. конф. (19–20 марта 2009 г.) / Науч. ред. и сост.: А. Д. Дейкина, А. П. Еремеева, Л. А. Ходякова, В. Д. Янченко. – М.: МПГУ; Ярославль: Ремдер, 2009. – 496 с.
2. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка / Сост. И. Ф. Протченко, Л. А. Ходякова. – М., 1992.
3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 736 с.
4. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. В. К. Радзиховская, А. П. Кирьянов, Т. А. Пекишева и др.; Под общ. ред. В. К. Радзиховской. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
5. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е. М. Виноградова и др.; Под ред. Н. А. Николиной. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 584 с.
Тема ценности и смыслов, поставленная в контексте методической науки, обязывает развивать мысль о жизненных приоритетах личности и роли языка в приобретении ценностных смыслов учащимися, находящимися в образовательной среде своей школы. Направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, их рассмотрение и понимание их сущности обеспечивается задачами обучения. Интеллектуальное внимание к такому объекту, как родной язык, следует развивать в непрерывном образовательном процессе от 1-го до 11-го класса. Язык – ценность, и его качества – «драгоценные» (по определению А. Платонова). Через осознание целостной и ценностной характеристики языка, представленной драгоценными качествами языка, осуществляется эмоциональное и рациональное познание и соответственно погружение в смыслы, передаваемые языком.
Естественным в плане обретения смыслов является обращение к семантической основе гуманитарного знания. Для ментальности человека, его культурных и ценностных ориентиров, его жизнедеятельности важно понимать слово в его способности создавать идею и его же способности дифференцировать мысль. Это и другие научные положения А. А. Потебни позволяют рассмотреть наш объект с разных сторон: аксиологической, акмеологической и когнитивной, чтобы более тонко воспринимать язык и учить языку в связях с окружающей жизнью. В слове аккумулируются самые разные суждения о мире: «…как о единстве образа мы знаем только через представление и слово, так и ряд суждений о предмете связывается для нас тем же словом. Слово может, следовательно, одинаково выражать и чувственный образ, и понятие» [1, с. 120]. Ценностное отношение к языку – это отражение личностного мировидения и способ интерпретации реальности с помощью языка.
Методический контекст может быть связан с разнонаправленным осмыслением темы. Это одинаково касается и рефлексии над словом, и работы с разными типами текста. Второе – работа с текстом – отвечает ориентированности современного учебного процесса по русскому языку как в направлении анализа готового текста, так и в направлении текстопорождения. При этом в первую очередь следует опереться на ученика (любого: младшего или старшего), владеющего самыми разнонаправленными ассоциациями. Текст же – неисчерпаемый источник ассоциаций и, конечно, неисчерпаемый источник когнитивного материала. Смысл, по определению А. Н. Щукина, «фактическое значение высказывания (текста), обусловленное контекстом и речевой ситуацией. Одно и то же высказывание в разной ситуации может иметь различные значения» [2, с. 310].
Приобретение смыслов на основе ценностного восприятия русского языка будет тем успешнее, чем более внимания будет уделено в дидактическом процессе способности языка разными средствами передавать внеязыковую действительность. Ставя на первое место ценность как категорию, связанную с преподаванием, подчеркнем словами К. Д. Ушинского роль внимания в обучении: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» [3, с. 34]. Безусловно, внимание направляется учителем. Современные публицисты, общественность, государственные деятели придают огромное значение русскому языку в качестве предмета особого внимания и оценивают роль учителя как чрезвычайно ответственную в духовно-нравственном воспитании и интеллектуальном развитии школьников. «Современный учитель должен… осознавать свою миссию, миссию просветителя и педагога… он должен закалять душу человеческую, не давать расфокусироваться совести молодого человека, которого соблазняют многие нынешние “приоритеты”», – пишет Ю. Кублановский [4].
Русский язык – сосредоточение культурных концептов, начиная с определения языка как родного. Родной – не чужой, не иной, свой, близкий – имеет богатое ассоциативное поле. Воображение и мышление работают вместе, подбирая смысловое окружение слова родной. Ценностный ассоциативный ряд, передаваемый в вербальной форме словесной цепочкой: родной язык – родной народ – родина – «свойственная нам и любимая родина» (А. Платонов), иллюстрирует общность и неразрывность этих понятий, что и должно войти в сознание учащихся. Смысловая сфера личности (сначала наивного носителя родного языка, по определению социологов) развивается по мере активизации смысло-образования. Категория ценности является мировоззренческой, культурно-логической. Осознать ее можно не насильственным, искусственным путем, а в активном саморазвитии, самопознании, самосовершенствовании. Методически обусловленной поддержкой развития являются специальные условия, в которых возникает диалог и приходит понимание значимости предмета диалога и вырабатываются ценностные суждения. Чтобы суждения были оформленными, методика предполагает оценочные задачи, побуждающие учащихся изложить свои ценностные суждения. «Степень значимости для человека того или иного явления, объекта, действия в контексте его интересов, потребностей и жизненного пути в целом осознается как смысл», – пишут авторы одной из статей по актуальным вопросам современного образования [5, с. 213]. Здесь понимание смысла, безусловно, более широкое, чем то, что было приведено выше в качестве дефиниции. Это тот приобретенный в ходе учебы ценностный смысл, который служит личностной и социальной ориентации человека. Отсюда внимание современной методики к дискуссии, проектной деятельности, публичным речевым жанрам.