Татьяна Афанасьевна вдруг как очнулась, посмотрела вокруг и с сожалением отметила, что она едет в поезде одна, нет ни мамочки, ни отца, царство им небесное.
Отец умер в блокаду, так как свой паёк отдавал маленькому, а им говорил, что на работе ест. Мамочка прожила долгую жизнь, умерла, когда её дитятке было под семьдесят, эту потерю Татьяна до сих пор пережить не могла и вспоминала свою мамочку каждую секунду, так как она всё время присутствовала в её жизни, особенно когда Татьяна сама уже стала немолода, они были как две неразлучные подруги, и от этих воспоминаний ей было очень тяжело.
Сын давно уже живёт своей жизнью с женой Галиной, которая старше его на двадцать лет, и поэтому внуков у неё нет и не будет, так сложилось, и она понимала почему, потому что Юра вырос в гиперопеке двух женщин и не смог жить с первой молодой женой, потому что она требовала внимания и заботы, но он не знал, что такое заботиться о женщине, так как всю жизнь женщины заботились о нём.
Первый брак его очень быстро распался, жена обозвала его тюфяком и ушла к другому. Он сразу перешёл на другую работу, чтобы больше никогда с ней не встречаться, где его тут же взяла в оборот Галина Николаевна, завлаб, она очень моложаво выглядела, Юрий видел, что она постарше немного, но это его даже устраивало, так как терпеть не мог сцен типа «ты меня любишь или не любишь?», сюсюканий и тому подобного, что требовали молоденькие капризные женщины. А Галина растворилась в нём и буквально стала жить его интересами, что ему очень нравилось, потому что в душе он был маленький мальчик, ему всегда хотелось внимания, прижаться к своей женщине и пожаловаться на весь мир, который не ценит его гениальность. Они уже жили вместе, как по отделу поползли слухи, и, конечно, молодая сотрудница, которая сразу положила глаз на Юрия, когда узнала об их связи, поспешила открыть ему глаза и спросила напрямую:
– Юрий, правда, что вы ухаживаете за Галиной?
Тот смутился от этой бесцеремонной фразы, так как за ним всегда ухаживали, и лишь слегка кивнул головой: так непонятно, то ли да, то ли нет, то ли просто попрощался и пошёл в свой кабинет. Девушка опешила, как ей показалось, от такого хамства и крикнула ему вслед:
– Да она же старуха, на двадцать лет тебя старше!
Юрий застыл, не поворачиваясь, от этой новости на месте, чуть постоял и пошёл дальше. Оставив девушку в полной растерянности, тем более что от её внезапного крика все повернули головы и смотрели на них удивлённо.
И она вдруг поняла, что теперь она может потерять свою хорошо оплачиваемую работу и быстро, почти бегом, побежала в свой кабинет, утирая на ходу брызнувшие слёзы.
Юрий зашёл в кабинет Галины и спросил напрямую:
– Галя, это правда, что ты старше меня на двадцать лет?!
Галина встала, немного растерявшись от неожиданности вопроса, секунду подумала и сказала:
– А какое это имеет значение, если двум людям хорошо вместе?
Юрий опешил от этого разумного ответа, расставляющего всё по местам, и, вздохнув, быстро вышел из кабинета. После работы он сел в свой автомобиль и уехал к себе домой один.
Татьяна Афанасьевна очень обрадовалась сыну и быстро стала вместе с мамой хлопотать по хозяйству, Юра казался расстроенным, но они никогда ни о чём не спрашивали, пока человек сам не заговорит.
Юрий сидел молча, ковыряясь в тарелке, наконец он поднял глаза и сказал женщинам:
– Вы представляете, оказывается, Галина обманывала меня, я думал, что она меня старше лет на шесть, а она старше на двадцать, почти твоя ровесница мама.
– А ты разве не знал этого или она тебе по-другому сказала?
– Да как-то мы на эту тему не говорили, – ответил Юрий.
– Ну тогда как же она тебя обманывала? Ты не спрашивал, она и не говорила, – промолвила тихо Татьяна Афанасьевна, у неё по жизни тоже были молодые любовники, так как замуж она больше не вышла.
Только на её пути появлялся хороший человек, мамочка сразу отговаривала:
– Танюша, зачем тебе этот мужик? Встречайся сколько хочешь, а замуж выйдешь, переедешь к нему, а им же нужно домработницу бесплатную, да ещё и деньги у тебя отбирать станет, вон как у Люси с двадцатой квартиры: жила себе женщина припеваючи, сына вырастила, уехал, женился, внуки есть, что ещё было нужно, встречайся себе, зачем же именно в таком возрасте замуж? Вот теперь как рабыня живет, плачет, а выгнать не может, прописала.
Ребёнок у тебя есть, а больше мужик ни для чего нам и не нужен!
Есть такие мамы, которым взрослый ребёнок заменяет мужа. Не в прямом, конечно, смысле, а вот такая семья: мама, дочь или сын, а ещё, может быть, собака или кот, дети ходят на работу, приносят зарплату, а мама следит за всем остальным, и всё вроде хорошо, жизнь идёт потихоньку – ну и славненько. Только мамы не понимают, что они заедают жизнь своих детей, в основном их сыновья или дочери остаются одинокими, и, когда их мамы умирают, они остаются одни, пустота звенит в их квартирах, а возраст уже такой, что почти невозможно встретить свою половинку (да и вроде бы уже и ни к чему).
Танюша опять вздыхала и слушала маму, боясь лишиться своей комфортной жизни.
Правда, один раз, когда мамы уже не было в живых, сделала такую глупость: вышла замуж. Ей было шестьдесят восемь, ему семьдесят пять, генерал в отставке.
Он недолго к ней приглядывался, жена у него умерла два года назад, и он искал себе хозяйку в первую очередь, так как устал сам следить за бытом, да и не приучен был к этому. Татьяна Афанасьевна, несмотря на свой возраст, была женщина с шармом, кокетлива, всегда ухожена и, главное, очень интеллигентна и образованна, всё-таки из дворян, и потом, её образ напоминал ему его любимую певицу Клавдию Ивановну Шульженко.
Генерал собрался с духом и сделал ей предложение руки и сердца. Татьяна несколько смутилась, она не привыкла быть замужем, но, прикинув так и этак, посоветовавшись с сыном, решила ответить: «Да!»
Тем более что пенсия генерала, его дача и большая квартира были нелишними. Они даже сыграли небольшую свадьбу для близких друзей, расписались во Дворце бракосочетания, где очередь была три месяца, но, в силу их возраста и боевых заслуг генерала, их расписали через неделю!
Молодые уехали в свадебное путешествие, в санаторий на Чёрное море, и, казалось бы, жизнь улыбнулась Татьяне: статусный супруг, положение в обществе, материальный достаток, положенный отдых и лечение в военных санаториях на Чёрном море, живи и радуйся, ан нет!
После поездки в Ялту, где всё очень понравилось, Татьяна думала жить, как прежде, в своём размеренном темпе, наслаждаться хорошей жизнью под крылом заботливого супруга, да не тут-то было.
Генерал привык командовать всем и вся, не терпел возражений, на отдыхе в санатории все бытовые вопросы были решены, так что там он своего истинного характера не проявлял, всё было гармонично в жизни этой пары, ему очень нравилось, что, когда они гуляли по ялтинской набережной, люди смотрели на их пару с восхищением!
Они очень красиво смотрелись вместе: элегантная ухоженная женщина и спортивного телосложения седовласый мужчина с военной выправкой, он был очень галантен, люди думали: «Какая шикарная пара, много лет уже прожили вместе, а как любят друг друга, с какой нежностью муж поддерживает жену, и она смотрит на него очень ласково, и так прекрасно светятся от счастья её глаза».
Проходящие мимо люди не знали, что это молодожёны и совместная жизнь у них только началась.
Так что отдых прошёл на высоком уровне.
Но когда они вернулись домой, муж закрылся на полдня в кабинете и перед обедом вынес большой лист ватмана, расчерченный по дням недели с распорядком дня на месяц.
Шесть утра – подъём и пробежка по парку два километра, потом, когда они прибегали домой, Татьяна должна идти готовить завтрак, а он в душ, после душа генерал завтракал, читая свежие газеты, а Татьяна Афанасьевна принимала душ с обязательным обливанием из ведра холодной водой и только потом шла завтракать. Затем она должна была делать уборку и готовить обед и на возражения, что, дескать, она никогда этого в своей жизни не делала и есть соседка, которая этим занимается у неё в доме уже много лет, получила твёрдый ответ, что в своём доме он прислуги не потерпит.
И началась вот такая полувоенная жизнь. Татьяна сначала честно пыталась всё более-менее выполнять, но к концу первой недели уже совсем скисла, хотя её домработница потихоньку приносила приготовленную еду, но остальное она делать не могла, так как хозяин почти всё время находился дома или рядом с ним.
Настроение у Татьяны испортилось, она очень уставала, муж совсем ни в чём не помогал, а целый день либо писал мемуары, либо смотрел новости или уходил в парк играть в шахматы с соседом. Единственные приятные моменты были в списке генерала – это походы в филармонию или театр (обычно по субботам), Татьяна очень любила искусство, и этот день стал для неё единственной отрадой, как и вечерние прогулки перед сном по парку спокойным шагом под ручку вдвоём.
Она совсем растерялась от такой ситуации и, так как, по сути, она давно не жила с мужчиной вместе и не вела домашнее хозяйство почти никогда, стала задумываться, как бы ей эту ситуацию поменять, но пока на ум ничего правильного не приходило. Подругам она не могла рассказать всей правды, так как не хотела, чтобы её жизнь выглядела в неприглядном свете, все ей очень завидовали, и она не хотела понижать планку своего замужества. Но тут жизнь сама внесла свои коррективы.
В одно прекрасное утро генерал проснулся, встал в туалет и, наклонившись за тапочком, задвинутым случайно под кровать, громко, на всю спальню, пукнул и даже не извинился.
Татьяна подскочила от неожиданности как ужаленная, прошипев:
– Какая невоспитанность, потрудитесь извиниться, что за невежество, что за манеры? Вас этому учили в армии, солдафон?! – выпалила она в один миг и, схватив свой халатик, с возмущённым видом покинула спальню, даже не дождавшись извинений от супруга, который, нахмурив брови, выслушал эту пламенную речь, даже не поняв, за что его так обозвали. Он только крикнул ей вслед:
– Выбирайте выражения, дорогая, это естественный процесс!
Но Татьяну понесло, она быстро оделась и, хлопнув дверью, убежала к себе домой, вздохнув с облегчением! Когда женщина долго ищет выход из создавшейся ситуации и не может его найти, выход сам находит её!
Придя в свою квартиру, она сварила себе кофе, села за свой любимый круглый столик в уютной маленькой кухоньке, включила тихую музыку, достала вазочку, налила варения и с наслаждением сидела, болтая одной ножкой легко и радостно, как маленькая девочка, наслаждаясь сладостью малинового варения и вкусом терпкого кофе, который когда-то называли «дьявольским напитком». Она вдруг поняла, что такой муж оказался лишним в её жизни, так как она гораздо счастливей себя чувствовала сейчас, именно в эту минуту полной свободы и одиночества.
Позже приехал сын Юрий с невесткой Галиной, генерал уже позвонил им и возмущённо нажаловался на неё, они как родители быстро собрались и приехали вразумить неразумное дитя, то есть маму!
Татьяна объяснила свои жизненные принципы, что она не может жить с плохо воспитанным человеком, который позволяет себе выпускать газы ей под нос, и что только развод вернёт её к спокойной жизни, она не девочка, чтобы с её нервами переносить такое.
Юра молчал, так как знал свою мать и где-то подспудно понимал, что она просто не могла ни о ком заботиться, а всё остальное – это надуманный повод для возвращения в свою привычную жизнь, он потихоньку встал и вышел на балкон покурить, то есть тоже отстраниться от проблемы, которая, как ему казалось, его совсем не касалась, так как он был достойный сын своей матери.
Галина решила использовать возможность высказаться, пока Юрия не было в комнате, и выпалила очень темпераментно свекрови свои доводы:
– Подумаешь, пукнул, он старый человек, у него от напряжения так получилось, ну что вы, в самом деле, Татьяна Афанасьевна, как маленькая?
– Даже слушать ничего не хочу! – отрезала Татьяна Афанасьевна и встала, что называется, в позу.
Тогда Галина решила высказать ей последний аргумент:
– А как ваш сыночек пердит мне под нос каждый день и не извиняется, что же мне, тоже с ним разводиться!?
– Что ты, Галя, сравниваешь, вы уже давно живёте вместе, да и потом, молодому мужу всё можно простить, тем более я думаю, что ты преувеличиваешь!
И потом, он меня не удов-лет-во-ря-ет! – произнесла по слогам Татьяна, округлив глаза.
– Что-о-о?!! – подскочила на стуле Галина.
– То-о-о! – произнесла чётко Татьяна.
– Всё, разговор окончен, развод и только развод! – закончила она свою речь и, довольная собой, вышла из комнаты.
На это заявление у Галины доводов не нашлось!
– Юра, – позвала Галина, – ну что ты скрылся, всё время уходишь от проблемы, что делать будем?
Юрий ответил ей очень спокойно:
– А что нам делать? Мама взрослая девушка, хочет жить одна, пусть разводится, поехали, я устаю от этих разборок, – и, попрощавшись с мамой, вышел из квартиры. Галине ничего не оставалось, как последовать за ним.
Сказано – сделано, развод, как говорится, и девичья фамилия, потом она не раз пожалеет об этом, но это будет потом! А сейчас упрямство идеалистки правило миром, обвиняя, оскорбляя, унижая всех и вся, кто хоть на йоту нарушил правила приличия. Она не думала, что сейчас безвозвратно разрушает своё вновь обретённое счастье навсегда! Как говорится, опять заклинило мозги напрочь!
Время пошло своим чередом, и вдруг Татьяна узнает, что её лучшая подруга Любаша приняла предложение от генерала руки и сердца и согласилась! Это было возмутительно!
– Как она посмела так поступить?! Она предала нашу сорокалетнюю дружбу! – высокопарно говорила всем знакомым Татьяна Афанасьевна, хотя все слушали с недоумением.
– Вы же сами его бросили!
– Ну и что, – говорила Татьяна, – она не должна была так поступать… – И прекратила все отношения с Любой.
Генерал с Любашей всё равно поженились и стали жить прекрасно, для Любы все требования супруга были понятны, и её ничего не раздражало в нём. Они зажили счастливо, и, так как дома их находились рядом, Татьяна часто видела в окно, как они шли на пробежку вдвоём, гуляли вечерами под ручку вдвоём и как голубки о чём-то ворковали, а она злилась сама на себя за нетерпение, а иногда вздыхала:
– Ах, если бы всё вернуть, я бы действовала по-другому и тихонечко бы поправила отношения в свою пользу.
Но вернуть уже было ничего невозможно, да и одинокие генералы больша-а-ая редкость на территории необъятной России!
Так и осталась она до конца дней своих у разбитого корыта!
А счастье было так возможно, но увы и ах!