Введение

Начало третьего тысячелетия в России характеризуется стремительным развитием сферы массовой коммуникации и информации, обусловленным внедрением новых информационных технологий, продолжающейся компьютеризацией, доступностью сети Интернет. Появляются новые теле– и радиоканалы, газеты и журналы, интернет-версии и интернет-приложения к печатным изданиям, а нередко – интернет-издания, не имеющие печатного аналога. Тем не менее, в эпоху бурного развития электронных средств массовой информации газеты продолжают занимать одну из ведущих позиций на рынке современных СМИ.

По информации журнала «Журналист», в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 35,5 тысячи газет, но, по мнению экспертов, из всех зарегистрированных ежедневных и еженедельных газет реально на российском рынке присутствует не более 15 тысяч изданий [1]. Падение тиражей газетной и журнальной периодики исследователи медиарынка связывают со стремительным развитием онлайн СМИ.

Тем не менее, внушительные тиражи российской прессы (8,05 млрд. экземпляров в 2006 году, 7,8 млрд. экземпляров – в 2007 году) свидетельствуют об интересе читательской аудитории к российской периодике. Сегодня рынок современной периодической печати отличается своим разнообразием, а потому каждый читатель может найти «прессу для себя». Для одних газета продолжает оставаться важнейшим и неизменным источником информации, для других является вариантом приятного времяпрепровождения, для третьих она стала способом продвижения собственного товара на рынке. Более того, сегодня российскому читателю доступны периодические издания, представляющие самые разные типологические группы. В нашей стране, как и в большинстве государств мира, продолжают сосуществовать три типа изданий – качественные, массовые и желтые, которые находят своего читателя.

И все же нельзя не признать, что безусловное лидерство по охвату аудитории потребителей информации принадлежит электронным СМИ, преимущественно презентующим аудиовизуальную информацию (телеканалы, интернет-ресурсы), что обусловлено не только высокой степенью оперативности подачи информации, ее доступностью, но и усилением интерактивного и диалогового начала в современной журналистике. Потребитель продукции Масс Медиа может сам стать непосредственным участником информационного процесса (телемосты, ток-шоу, звонки в студию, sms-сообщения и сообщения на пейджер от слушателей и зрителей передач во время прямого эфира, общение на форумах и т. п.).

Однако направление вектора развития СМИ на усиление интерактивного и диалогового начала – отличительная черта не только современных электронных Медиа: подобная тенденция характерна и для прессы. Так, диалогические жанры (к примеру, интервью, беседа, спор) становятся все более востребованными на страницах СМИ. Причем если в качественных изданиях интервью посвящены злободневным проблемам, то в желтых журналисты подчас выстраивают материалы на детализации подробностей из личной жизни «звезд» или «простых смертных», в какой-либо сфере заявивших о себе. Все чаще формы подачи информации и ее сбора представляют собой так называемый «круглый стол» по актуальным на сегодняшний день вопросам, инициаторы которого – различные организации и ведомства. И здесь также видна включенность в информационный процесс не только журналистов, но и массовой аудитории. На страницах изданий (чаще всего региональных) даже выделились постоянные одноименные рубрики – «Круглый стол».

Загрузка...