БАБА
Баба сама себя высекла и пошла жаловаться… Баба может дурить, сколько ей угодно, на то она и баба.
(Осколки московской жизни)
БАБОЧКА
В природе из мерзкой гусеницы выходит прелестная бабочка, а вот у людей наоборот: из прелестной бабочки выходит мерзкая гусеница…
(Из воспоминаний И. А. Бунина о Чехове)
БАНАЛЬНОСТЬ
Волга впадает в Каспийское море. Лошади кушают овёс и сено. (Употребляется в значении: общеизвестное банальное утверждение.)
(Учитель словесности)
БАНЯ
Баня – это место, где царствуют свобода, равенство и братство.
(Мысли и отрывки)
БАРЫШНЯ
Если барышня любит не вас, а вашего брата, то это братская любовь.
(Словотолкователь для «барышень»)
БЕДА
Беда ведь не в том, что мы ненавидим врагов, которых у нас мало, а в том, что недостаточно любим ближних, которых у нас много, хоть пруд пруди.
(А. С. Суворину, 18 октября 1888 г.)
БЕДНОСТЬ
…быть бедным, ничего не копить легче, чем быть богатым.
(Записная книжка I)
*
У бедных просить легче, чем у богатых.
(Записная книжка IV)
БЕЗДАРНОСТЬ
Бездарен, как сивый мерин.
(Записная книжка I)
*
Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто пишет и не умеет скрывать этого.
(Ионыч)
*
[Бездарные] сунулись в литературу только потому, что литература представляет собой широкое поприще для подхалимства, легкого заработка и лени.
(А. С. Суворину, 3 апреля 1888 г.)
*
Бездарный, долго пишущий писатель важностью своей напоминает первосвященника.
(Записная книжка I)
*
Когда бездарная актриса ест куропатку, мне жаль куропатку, которая была во сто раз умней и талантливей этой актрисы…
(Из воспоминаний И. А. Бунина о Чехове)
БЕЗДЕНЕЖЬЕ
Карманный дифтерит.
(Осколки московской жизни)
БЕЗМОЛВИЕ
…высшим выражением счастья или несчастья является чаще всего безмолвие…
(Враги)
БЕЗНАЧАЛИЕ
Нет больше зла, чем безначалие!
(Гадальщики и гадальщицы)
БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ
Ходят часто в театр и читают толстые журналы – и все же злы и безнравственны.
(Записная книжка IV)
БЕЗОБРАЗИЕ
Всякому безобразию есть свое приличие.
(Дочь Коммерции советника)
БЕЛЛЕТРИСТ
Беллетрист должен идти в толпу драматургов-специалистов или генералом, или же никак.
(И. Л. Леонтьеву-Щеглову, 18 февраля 1889 г.)
*
К беллетристам, относящимся к науке отрицательно, я не принадлежу; и к тем, которые до всего доходят своим умом, – не хотел бы принадлежать.
(Автобиография)
*
…не беллетристы должны решать такие вопросы, как Бог, пессимизм и т. п. Дело беллетриста изобразить только, кто, как и при каких обстоятельствах говорили или думали о Боге или пессимизме.
(А. С. Суворину, 30 мая 1888 г.)
БЕЛЛЕТРИСТИКА
Беллетристика – покойное и святое дело.
(A. H. Плещееву, 15 января 1889 г.)
*
Кто не умеет мыслить по-медицински, а судит по частностям, тот отрицает медицину… То же самое и в беллетристике.
(А. С. Суворину, 18 октября 1888 г.)
БЕЛОРУЧКА
Длинные ногти бывают у белоручек.
(Руководство для желающих жениться)
БЕССЛАВИЕ
Зарасти крапивою бесславия.
(Осколки московской жизни)
БЕССМЕРТИЕ
Ни в коем случай не можем мы исчезнуть без следа. Обязательно будем жить после смерти. Бессмертие – факт.
(Из воспоминаний И. А. Бунина о Чехове)
БЕСЧЕСТИЕ
Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь – мы не знаем.
(А. Н. Плещееву, 9 апреля 1889 г.)
БИОГРАФИЯ
Читая его биографию, никто не спросит: зачем? почему? какой тут смысл? Но всякий скажет: он прав.
(Н. М. Пржевальский)
БЛАГО
Когда одни сыты, умны и добры, а другие голодны, глупы и злы, то всякое благо ведет только к раздору, увеличивая неравенство людей.
(Записная книжка I)
БЛАГОГОВЕНИЕ
Из благоговения или из восторга перед достоинствами лучших людей, теми достоинствами, которые делают человека необыкновенным и приближают его к божеству, народы и история имеют право величать своих избранников как угодно, не боясь оскорбить величие божие и возвысить человека до Бога. Дело в том, что в человеке величаем мы не человека, а его достоинства, именно то божеское начало, которое он сумел развить в себе до высокой степени.
(M. E. Чехову, 18 января 1887 г.)
БЛАГОДАРНОСТЬ
Благодарность есть качество, свойственное душам возвышенным и благородным.
(Праздничные)
БЛАГОДЕЯНИЕ
…говорить о своих благодеяниях и подачках не совсем красиво. Это похоже на попреки.
(Ал. П. Чехову, 2 января 1889 г.)
БЛАГОНАДЕЖНОСТЬ
Если ты политически благонадежен, то этого достаточно, чтобы быть вполне удовлетворительным гражданином; то же самое и у либеральных: достаточно быть неблагонадёжным, чтобы всё остальное было как бы не замечаемо.
(Записная книжка I)
БЛАГОНАМЕРЕННОСТЬ
…и преступники тщатся быть благонамеренными.
(Осколки московской жизни)
БЛАГОЧЕСТИЕ
Лучше развратная канарейка, чем благочестивый волк.
(Не тлетворные мысли)
БЛОХА
…блохи охотнее кушают дам, чем мужчин. Последнее зависит не столько от качеств той или другой крови, сколько от приспособленности женских костюмов к удобнейшему расквартированию насекомых: просторно и вместе с тем уютно.
(Домашние средства)
БОГ
Между «есть Бог» и «нет Бога» лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский же человек знает какую-нибудь одну из двух этих крайностей, середина же между ними ему неинтересна, и он обыкновенно не знает ничего или очень мало.
(Дневниковые записи, 1897 г.)
БОГАТСТВО
…вообще нет и не может быть богатства праведного.
(Записная книжка I)
*
Если человек знает учение о кровообращении, то он богат; если к тому же выучивает еще историю религии и романс «Я помню чудное мгновенье», то становится не беднее, а богаче – стало быть, мы имеем дело только с плюсами. Потому-то гении никогда не воевали, и в Гёте рядом с поэтом прекрасно уживался естественник.
(А. С. Суворину, 15 мая 1889 г.)
*
Не ценят люди того, чем богаты. … что имеем, того не любим.
(Приданое)
*
Чтобы решать вопросы о богатстве, смерти и пр., нужно сначала ставить эти вопросы правильно, а для этого нужна продолжительная умственная и душевная работа.
(Записная книжка IV)
БОЛЕЗНЬ
Если против какой нибудь болезни предлагается очень много средств, то значит болезнь неизлечима.
(Вишнёвый сад)
*
Не болеть, конечно, нельзя, но лучше не болеть.
(О. Л. Книппер, 26 декабря 1900 г.).
*
Секретные болезни. (О венерических заболеваниях.)
(Осколки московской жизни)
*
Увеличилось не число нервных болезней и нервных больных, а число врачей, способных наблюдать эти болезни.
(Записная книжка I)
*
Человек любит поговорить о своих болезнях, а между тем это самое неинтересное в его жизни.
(Записная книжка IV)
БОЛЬ
Если у тебя болит один зуб, то ликуй, что у тебя болят не все зубы.
(Из записной книжки Ивана Иваныча)
*
Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.
(Тоска. Вариант рассказа)
БОЛЬШИНСТВО
На одного умного полагается тысяча глупых, и на одно умное слово приходится 1000 глупых, и эта тысяча заглушает, и потому так туго подвигаются города и деревни. Большинство, масса всегда останется глупой, всегда она будет заглушать; умный пусть бросит надежду воспитать и возвысить её до себя; пусть лучше призовёт на помощь материальную силу, пусть строит железные дороги, телеграфы, телефоны – и с этим он победит и подвинет вперёд жизнь.
(Записная книжка I)
БОРЬБА
Ничего нет скучнее и непоэтичнее, так сказать, как прозаическая борьба за существование, отнимающая радость жизни и вгоняющая в апатию.
(А. С. Суворину, 11 июля 1894 г.)
*
Человечество понимало историю как ряд битв, потому что до сих пор борьбу считало оно главным в жизни.
(Записная книжка IV)
БОЯЗНЬ
Везувия боятся, но ведь живут же возле него!
(Осколки московской жизни)
*
Лисица каждую минуту боится за свою шкуру…
(А. С. Суворину, 3 ноября 1888 г.)
БРАК
Говоря по совести, женихам не следовало бы вилять и ломаться. Где нет браков, говорит наука, там нет населения. Это надо помнить. У нас еще Сибирь не заселена.
(Осколки московской жизни)
*
Ранние браки отнимают у нас лучших кавалеров.
(Юристка)
*
Странно, у нас в пост жениться нельзя, а после Пасхи можно, у евреев же наоборот, в пост можно, после Пасхи нельзя; стало быть, евреи смотрят на брак, как на нечто постное.
(Красная горка)
БРЕВНО
Интеллигентное бревно.
(Название сценки Чехова)
БРЕННОСТЬ
…выеденное яйцо наводит тебя на мысль о бренности всего земного: жило и нет его!
(Два газетчика)
БЮРОКРАТИЗМ
Много бумаги. (Употребляется в значении: бюрократическая, бумажная волокита.)
(Название рассказа Чехова)