В декабре 1983 года я в составе группы курсантов третьего курса Ташкентского высшего танкового командного училища проходил практику в учебной части, расположенной недалеко от моста Дружбы через реку Амударья.
Воинская часть располагалась в палаточном городке, с территории части было видно шоссе, ведущее к мосту Дружбы, по которому постоянно шли колонны. В составе колонн находились необычные для нас машины – это были КамАЗы с установленными в их кузовах спаренными 23-мм автоматическими пушками ЗУ-23-2.
И вот, всего пару лет спустя, я с тоской смотрел с уже противоположного берега Амударьи на советскую сторону, когда привез сдавать подорвавшийся на фугасе танк на сборный пункт поврежденных машин, расположенный в афганском городе Хайратон.
В должности командира танкового взвода, в составе подразделений 181-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии, мне приходилось нести службу на сторожевой заставе, выполнявшей охрану участка автомобильной дороги Кабул – Джелалабад, принимать участие в 1986 году в операции армейского масштаба «Маневр», проведении «мероприятий по реализации разведданных» в «Баграмской зеленке», сопровождении транспортных колонн.
В этой книге мне бы хотелось рассказать о боевой и другой технике, армейских автомобилях и оружии, с которыми приходилось иметь дело за время службы в Афганистане.
В ходе боевых действий на территории Афганистана танк Т-62, особенно в модификациях Т-62М, проявил свои наилучшие качества: живучесть, простоту в эксплуатации и техническом обслуживании, экономичность.
Массивная ходовая часть Т-62 неплохо «держала» удары противогусеничных мин. При подрыве на мине разрушалась часть гусеничной ленты, как правило 7–8 траков, и отрывался опорный каток, который благодаря своей массе в более чем 260 кг забирал на себя большую часть энергии взрывной волны.
Приданные мотострелкам и десантникам танковые подразделения при ведении наступательных действий и проведении рейдов существенно повышали огневую и ударную мощь подразделений, являлись подвижным щитом для спешенных пехотинцев и легкобронированной техники.
На заставах и постах сторожевого охранения танки кардинально повышали их боевую устойчивость, при сопровождении транспортных колонн танки могли следовать как в составе колонны и, в случае нападения противника на колонну, занимать позиции на обочине и уничтожать противника огнем с места из орудия и спаренного пулемета, либо танки выдвигались вслед за саперами перед началом движения колонны и занимали позиции в местах, наиболее подходящих для нападения противника на колонну.
БМП-2Д в афганской войне показали себя достойно, особенно впечатляла огневая мощь их 30-мм автоматических пушек, очередь из 30-мм орудия как нож срезала глинобитные дувалы, вместе с теми, кто за ними находился; превращала в щебень стрелковые ячейки душманов, сложенные из камней.
15 февраля 2019 года исполнилось 30 лет со дня вывода Ограниченного контингента советских войск с территории Демократической Республики Афганистан.
В декабре 1983 года я в составе группы курсантов третьего курса Ташкентского высшего танкового командного училища проходил практику в учебной части, расположенной недалеко от моста Дружбы через реку Амударья.
Курсанты 3-го курса ТВТКУ в учебке под Термезом
В учебной части осуществлялась подготовка специалистов (в частности: заряжающих танковых орудий, водителей автомобилей и МТЛБ) для Ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан.
Когда мы ехали в учебную часть из приграничного Термеза, вдоль дороги часто встречались позиции БМ-21 «Град» и 122-мм гаубиц Д-30, стволы которых были направлены через Амударью в сторону Афганистана.
Учебный полк в 2 километрах от моста Дружбы через Амударью
Воинская часть располагалась в палаточном городке; с территории части было видно шоссе, ведущее к мосту Дружбы, по которому постоянно шли колонны; в составе колонн находились необычные для нас машины – это были КамАЗы с установленными в их кузовах спаренными 23-мм автоматическими пушками ЗУ-23-2.
Грузовики с установленными в их кузовах ЗУ-23-2 душманы прозвали шайтан-арба
Также со стороны воинской части были видны афганские горы. А из-за речки Амударьи часто доносилась артиллерийская стрельба, были слышны залпы НУРСов, запускаемых нашими боевыми вертолетами.
Со стороны афганского города Хайратон, расположенного на противоположном берегу Амударьи, шел густой черный дым – это горела афганская нефтебаза – результат диверсии душманов.
И вот, всего пару лет спустя, я с тоской смотрел с уже противоположного берега Амударьи на советскую сторону, когда привез сдавать подорвавшийся на фугасе танк на сборный пункт поврежденных машин, расположенный в афганском городе Хайратон.
В ноябре 1985 года я прилетел на военно-транспортном самолете АН-12 из военного аэропорта «Тузель» (г. Ташкент) в аэропорт Кабула.
После двухнедельного пребывания в пересыльном пункте, расположенном в районе аэропорта, я получил предписание в 181-й мотострелковый полк.
181-й мотострелковый полк входил в состав 108-й мотострелковой дивизии; местом дислокации полка был северный район Кабула, носивший среди наших войск название «Теплый стан».
В должности командира танкового взвода, в составе подразделений полка, мне приходилось нести службу на сторожевой заставе, выполнявшей охрану участка автомобильной дороги Кабул – Джелалабад, принимать участие в 1986 году в операции армейского масштаба «Маневр», проведении «мероприятий по реализации разведданных» в «баграмской зеленке», сопровождении транспортных колонн.
В этой книге мне бы хотелось рассказать о боевой и другой технике, автомобилях и оружии, с которыми приходилось иметь дело за время службы в Афганистане.
С самого начала боевых действий выявилась неготовность войск Советской армии к войне в условиях гор.
Боевая техника разрабатывалась с учетом ее использования, по большей части, на европейских театрах военных действий.
Так, танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, боевые машины десантные и боевые разведывательно-дозорные машины имели малые углы вертикальной наводки вооружения, не позволявшие поражать противника, находящегося на высотах.
Бронетранспортеры и боевые машины пехоты не имели бойниц в крышах корпусов, которые позволяли бы десанту вести огонь из стрелкового оружия по противнику, занимающему высоты.
Недостаточными для условий высокогорья были тяговые характеристики карбюраторных двигателей бронетранспортеров БТР-60 и БТР-70, а также БРДМ-2.
Ввиду отсутствия площадей для развертывания и маневра оказались невостребованными танковые части в виде танковых полков.
Основная тяжесть боевых действий в афганской войне пришлась на тактические подразделения: батальоны, роты и взводы, вследствие чего на первый план выходили: одиночная подготовка каждого военнослужащего, организация взаимодействия между родами войск и даже видами вооруженных сил, начиная с уровня взвода.
Исходя из опыта применения боевой техники, вносились изменения в организационно-штатную структуру подразделений, частей и соединений 40-й армии:
– из штатов 5-й и 201-й мотострелковых дивизий были выведены танковые полки;
– в 108-й мотострелковой дивизии танковый полк был заменен на мотострелковый, таким образом, стало 4 мотострелковых полка, что наилучшим образом соответствовало задачам этой дивизии, зона ответственности которой простиралась от перевала Саланг и до Джелалабада;
– в то же время танки были введены в состав воздушно-десантных войск в виде отдельного танкового батальона и отдельной танковой роты в 103-ю воздушно-десантную дивизию и 345-й отдельный воздушно-десантный полк соответственно;
– были сформированы 2 уникальных для Советской армии соединения – 66-я и 68-я мотострелковые бригады, в состав которых помимо традиционных танковых и мотострелковых батальонов вошли по одному десантно-штурмовому батальону и смешанному артиллерийскому дивизиону;
– увеличено в танковых подразделениях количество танков, оснащенных бульдозерным оборудованием, с одного на танковую роту (согласно штатам частей, расположенных в Союзе) до трех, также была увеличена доля танков, оснащенных зенитными пулеметами ДШКМ.
В ходе войны в Афганистане появился новый класс бронированных машин – бронированные машины разминирования (БМР), выполненные на танковых шасси.
Основными подразделениями танковых войск в частях и соединениях Ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан являлись танковые батальоны.
Танковый батальон мотострелкового полка или отдельной мотострелковой бригады состоял из управления, штаба, трех танковых рот и подразделений обеспечения, представленных взводом связи, взводом обеспечения и медицинским пунктом батальона.
В полном составе танковые батальоны, как правило, не применялись, а поротно и повзводно придавались мотострелковым, горнострелковым, разведывательным, а иногда – противотанковым и артиллерийским подразделениям. К примеру, танки двух рот танкового батальона 181-го мотострелкового полка находились на сторожевых постах и заставах от города Чарикар до города Джелалабад (расстояние между этими городами более 220 км). Танки третьей роты повзводно или по одному придавались подразделениям 3-го горнострелкового и 1-го мотострелкового батальонов, а также разведроте полка при проведении войсковых операции и рейдов, при сопровождении колонн.
Приданные танковые подразделения и отдельные танки при ведении наступательных действий и проведении рейдов существенно повышали огневую и ударную мощь подразделений, являлись подвижным щитом для спешенных пехотинцев и легкобронированной техники.