Войдя в новую Россию с Положением об адвокатуре 1980 г. на разных этапах идущей в настоящее время правовой реформы это положение хотели заменить новым законом об адвокатуре, но получилось это только в 2002 г., т. к. российское общество вышло на новый этап развития в области экономики и права.
Работали два фактора. Первый состоял в том, что в Положении об адвокатуре 1980 г. его создатели, зная, что оно реально в условиях социалистического строя (варианта СССР) невыполнимо, включили в него пункты, основанные на международном праве, действующем и по настоящее время, и когда идеологические «шоры» были отброшены, Положение реально заработало и вполне удовлетворяло общество. А второй фактор состоял в том, что поменявшаяся власть и сама толком не понимала, кто она есть и что ей вообще нужно. Тем более, что страна стала жить по принципу «Что не запрещено, то можно» и поэтому на определенном этапе развития Положение 1980 г. и удовлетворяло общество, т. к. сами адвокаты в работе коллегий основывались больше на Конституцию 1993 г. как на базу своего корпоративного законодательства.
Но на новом этапе развития правовой реформы считаться с Положением 1980 г. стало невозможно, и был принят новый Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
Рассмотрим сначала, на какие международные акты ориентируется законодательство об адвокатуре.
Среди рассматриваемых документов особое место занимает Устав ООН принятый 26 июня 1945 г.
Он провозгласил право людей различных наций без разделения по признакам пола, языка, религий на создание условий, в которых бы уважались права человека и соблюдалась законность.
В декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в которой утверждались принципы равенства всех перед законом, вводились презумпция невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела в суде и, самое главное, гарантии защиты, что очень важно для деятельности национальных адвокатур в разных странах.
Следующим по значению документом стал Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в Нью-Йорке 19 декабря 1966 г. Этот пакт подтвердил основные положения предыдущих документов и детализировал их.
О чем в нем говорилось?
Во-первых, он утверждал право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
Во-вторых, каждому арестованному при аресте должны быть сообщены причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение.
В-третьих, каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке должно доставляться к судье или к другому должностному лицу, которому по закону принадлежит право осуществлять судебную власть. Арестованные или задержанные имеют право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение.
При этом содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.
И в заключение, каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.
Последующий пункт должен напоминать власти об ответственности за незаконные и необоснованные аресты.
Следующим по значению стал документ, принятый в 1950 г. в Риме. Он назывался Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
В ней, в частности, подтверждалось право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе, как в определенных случаях в порядке, установленном законом.
Конвенция провозгласила, что каждый обвиняемый в совершенном преступлении имеет следующие права:
а) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного обвинения;
б) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;
в) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, получить защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия.
Данная конвенция неоднократно дополнялась, и в нее вносились изменения (21.09.1970, 20.12.1971, 01.01.1990, 6.11.1990, 25.05.1992, 11.05.1994).
Эти изменения показывают, что Конвенция – живой механизм, она работает, а выявленные в ходе практического применения недостатки устраняются.
В декабре 1988 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был утвержден «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме».
В соответствии с этим сводом принципов, любое задержанное лицо имеет право на получение юридической помощи со стороны адвоката. Вскоре после ареста оно информируется компетентным органом о своем праве, и ему предоставляются разумные возможности для осуществления этого права.
Если задержанное лицо не имеет адвоката по своему выбору, оно во всех случаях имеет право воспользоваться услугами адвоката, назначенного для него судебным или иным органом, без оплаты его услуг, если это лицо не располагает достаточными денежными средствами.
Следующий принцип состоит из пяти пунктов:
1) предусматривает право задержанного или находящегося в заключении лица связываться и консультироваться с адвокатом (п. 1);
2) задержанному или находящемуся в заключении лицу должны быть предоставлены необходимое время и условия для проведения консультации со своим адвокатом;
3) право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним, без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда по мнению судебного или иного органа это необходимо для поддержания безопасности и порядка;
4) свидания задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но не слышать;
5) связь задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом не может использоваться как свидетельство против обвиняемого или находящегося в заключении лица, если она не имеет отношения к совершаемому или замышляемому преступлению.
В феврале 1996 г. Комитет Министров Совета Европы принял Резолюцию «О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам» (18.02.1996. № 76).
Цель принятия этого документа – устранить препятствия экономического характера для доступа к правосудию для неимущих и малоимущих.
Эта резолюция рекомендуется правительствам предоставлять юридическую помощь всем на тех же условиях, что и своим гражданам.
Регламент Европейского суда по правам человека, принятый 4 ноября 1998 г., содержит положение, согласно которому каждая сторона имеет право получить помощь от советников и адвокатов.
Сами юристы не стоят в стороне от этого процесса. На VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана? 27 августа – 7 сентября 1990 г.) были приняты основные принципы, касающиеся роли юристов. Эти принципы сформулированы и в ряде положений, которые страны участники должны выполнять. Эти положения касаются:
– доступа к юристам и юридическим услугам;
– специальных гарантий в вопросах уголовного правосудия;
– квалификации и подготовки кадров;
– функций и обязанностей;
– гарантий в отношении выполнения юристами своих обязанностей;
– свободы убеждений и ассоциаций;
– профессиональных ассоциаций юристов;
– дисциплинарных мер, принимаемых за ненадлежащее выполнение юристами своих обязанностей.
В августе 1990 г. в Нью-Йорке на VIII Конгрессе ООН были приняты основные положения о роли адвокатов.
Перечисленные документы в настоящее время являются правовой основой для создания национального законодательства, если оно должно соответствовать международному праву.
Основа Российского законодательства об адвокатуре была заложена в следующих документах:
1. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР).
2. Конституция Российской Федерации 1993 г.
Ст. 48 Конституции гласит «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».
3. Аналогичное положение содержится и в ст. 37 Декларации прав и свобод. В обоих документах речь идет о правовой помощи, а не об услугах. При этом помощь должна быть квалифицированная, а значит, ее могут оказать только специалисты.
4. Процедурные вопросы оказания этой помощи определены в УПК РФ.
5. На данный период основным документом, регламентирующим деятельность адвокатуры в России, стал Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
В Законе определены все вопросы о деятельности адвокатуры, коллегий адвокатов, названия бюро, кабинетов, права и обязанности адвокатов.
6. Ряд вопросов, относящихся к деятельности адвокатуры, регулируются инструкциями Министерства юстиции РФ в соответствии с Законом (например, Приказ Министерства юстиции РФ «Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Федерации»).
7. Корпоративные акты – уставы палат адвокатов, их коллегий, акты ревизионных комиссий и т. п. Причем роль корпоративных актов будет постоянно возрастать ввиду большой самостоятельности адвокатов и структурных подразделений адвокатуры.
В соответствии с Положением об адвокатуре 1980 г., коллегия адвокатов является добровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.
В субъекте Федерации может быть одна или несколько коллегий, могли образовываться межтерриториальные коллегии. До 1991 г. в каждом субъекте существовала одна коллегия. Создание новых коллегий было обусловлено ростом потребностей страны об адвокатах, а коллегии, существовавшие до 1991 г. были достаточно закрытыми и не смогли быстро перестроиться. В дальнейшем права и обязанности как старых, так и новых коллегий были уравнены и напряженность в отношениях между коллегиями, а также в отношениях с органами государственной власти была устранена и к 2001 г. Практически не ощущалась.
Конкуренция между коллегиями также стала не возможна, т. к. адвокатские объединения – не коммерческие организации, а правовая культура адвокатов требовала отрицательные отношения к проявлениям не корректности, бестактности, к погоне за клиентами и т. п.
Безотносительно ко времени создания коллегий, сама природа деятельности фактически привела адвокатские объедения к единой цели: обеспечения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи и защиты, т. е. адвокатура становится реальным инструментом гражданского общества.
Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии, а ее исполнительным органом – президиум, а контрольно-ревизионным органом – ревизионная комиссия.
Структурно коллегия состояла на юридических консультаций, которые возглавлялись заведующими. Консультация создавались по согласованию с органами юстиции и местной администрацией. Одновременно в коллегиях создавались адвокатские специализированные бюро на правах консультаций.
Идущая в России правовая реформа, обобщив опыт развития юридического образования, учла его в новом Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Новый закон объединения адвокатов в единое сообщество, что безусловно придает адвокатский деятельности уверенность, большую целеустремленность в защите прав граждан и организаций, а также защиту самих адвокатов от государственных структур в случае нарушения ими закона.
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установил новую организацию адвокатского сообщества в России, а старым структурам (коллегии, консультации) придал совершенное иное значение.
Высшим органом адвокатского сообщества законом определена Федеральная палата адвокатов Российской Федерации.
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов Российской Федерации.
Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских плат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Федеральная плата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной платы адвокатов, не допускается.
Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов и является ее основным учредительным документом.
Федеральная палата адвокатов подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.