Общая часть

Глава 1 Адвокатская деятельность и адвокатура

1.1. Понятие адвокатской деятельности и адвокатуры

Адвокат (от лат. advocates – призванный; англ. lawyer, barrister, advocate) – юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь посредством консультации, рекомендаций, защиты обвиняемого на всех стадиях следствия и суда, представляющий интересы потерпевших и т. д.

В Древнем Риме (доимперский период) адвокатом называли родственников и друзей тяжущегося, которых он просил сопровождать его на суд. Во времена Римской империи этим термином стали обозначить судебных защитников.

Как в науке, так и в западноевропейских языках с термином «адвокатура» (advocatio, l'avvocatio, abogacia, the advocacy и др.) соединяется понятие деятельности, отличной от деятельности поверенных, что подразумевает функционирование специального сословия профессиональных юристов.

С середины XIX в. термин «адвокатура» в русском разговорном языке стал означать профессию адвоката, отличающуюся от оказывающих юридическую помощь поверенных, которые могут и не быть юристами. Этим же термином обозначалось объединение адвокатов в какую-либо структуру.

В советский период (1917–1991 гг.) термин «адвокатура» стал обозначать юристов-профессионалов, объединенных в коллегии для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам (разъяснение правовых вопросов, составление договоров, жалоб, представительство в суде и т. п.). Коллегии адвокатов были практически единственной формой объединения лиц, оказывавших юридическую помощь на профессиональной основе. Коллегия адвокатов являлась добровольным объединением лиц, занимавшихся адвокатской деятельностью (ст. 3 Положения об адвокатуре РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г.). Но что такое адвокатская деятельность – не уточнялось.

Большинство современных ученых, занимающихся исследованиями в области адвокатуры и адвокатской деятельности, сходятся во мнении, что адвокатской деятельностью является юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе физическим и юридическим лицам путем правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве; предоставления иных видов юридической помощи в соответствии с законодательством. Это мнение было учтено при разработке законопроекта об адвокатуре. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит легальное определение адвокатской деятельности. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицам, получившим статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицом в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также для обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не признается предпринимательством.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая клиентам:

– работниками правовых служб предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– владельцами и работниками зарегистрированных в установленном порядке организаций, хозяйственных обществ и товариществ, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

– нотариусами, патентными или частными поверенными либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности, не связанной с адвокатской.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» дал официальное определение понятию «адвокат»: лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Он не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности России, государственные должности субъектов Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности. Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Федерации, Федеральной палате адвокатов РФ, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

У государства есть много профессий, которые устанавливают ограничения для своих представителей в силу специфики их деятельности (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, судьи и т. д.). Однако государство компенсирует им эти ограничения предоставляемыми льготами (большая пенсия, ранний выход на нее, увеличенный отпуск и т. п.). Ничего этого государство адвокатам не предоставляет. И в этом отличие адвокатуры как института гражданского общества от институтов государства. Адвокат полностью сосредоточивается на служении обществу, получая за это в основном только моральное удовлетворение от своей деятельности, поощрения от коллег и благодарность граждан.

Адвокатура – это профессиональное сообщество адвокатов, т. е. лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

Не входя в структуру государственной власти и органов местного самоуправления, адвокатура является институтом гражданского общества, с помощью которого общество сохраняет баланс между общественными и государственными интересами и интересами отдельных граждан.

1.2. Задачи и гарантии независимости адвокатуры и адвокатской деятельности

В России как в правовом и демократическом государстве основой и центром правовой системы должен быть человек. Защита его прав и свобод – задача адвокатуры, которая и делает это как институт гражданского общества, взаимодействуя как с другими институтами правового государства, так и с общественными институтами.

Несмотря на усилия по повышению уровня правовой культуры населения, потребность в получении юридической помощи не утрачивает своей значимости. Последовательное урегулирование в нормативном порядке широкого круга общественных отношений откликается вовлеченностью населения в правоотношения по поводу, например, работы и учебы, получения услуг и участия в деятельности общественного объединения, выборов и здравоохранения. Потенциальная или реальная потребность в квалифицированной помощи юриста может возникнуть практически у каждого.

Гарантия государственной защиты прав и свобод человека, закрепленная в ст. 45 Конституции РФ, обусловливает гарантии на получение квалифицированной правовой помощи. Конституционная норма по поводу защиты своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, требует знаний не только об этих запретах, но и о механизме защиты прав и свобод человека. Квалифицированная помощь юристов может выражаться в определении органа, полномочного разрешить жалобу или заявление, в помощи гражданину составить соответствующий документ, в участии в судах в качестве представителей, например истцов, ответчиков, третьих лиц в гражданском судопроизводстве.

Юридические службы стали необходимой структурной единицей министерств, органов государственной власти и местного самоуправления, многих предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений. В них работают юристы, специализирующиеся в конкретных сферах, вопросах.

Часть потребностей в юридическом обеспечении удовлетворяются через нотариат. Основы законодательства РФ о нотариате 1993 г. предписывают нотариату защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени России. Нотариусы, например, удостоверяют сделки, выдают свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подписей на документах, перевода документов с одного языка на другой, принимают на хранение документы.

Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям является приоритетной задачей адвокатуры. Законодательно она отделена от государства, чем обеспечивается ее независимость: адвокат может противостоять интересам и стремлениям публичных структур и их должностных лиц; он не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации, и даже просто о сведениях, сообщенных ему в ходе обычного консультирования граждан и организаций.

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ), и реальное наполнение этой нормы может дать только адвокатура, что достигается рядом установленных законом требований к кандидату на право стать адвокатом: наличие 2-годичного стажа работы по юридическим специальностям, сдача квалификационного экзамена, другие предъявляемые требования, особенно морально-этические. Корпорации адвокатов требуют от своих членов их соблюдения при выполнении адвокатских функций и наказывает за их нарушение. Оказываемая адвокатами юридическая помощь является квалифицированной и действенной.

Велика и социальная роль адвокатуры. В условиях построения правового государства адвокатура и ее представители должны формировать у граждан правильное представление о праве и его роли в гражданском обществе и государстве. Недаром адвокатура законом признана институтом гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Еще известный теоретик адвокатуры Е. В. Васьковский отмечал, что «только признание адвокатов уполномоченными представителями общества, а не наемными пособниками частных лиц дает адвокатуре право на существование, и только с этой точки зрения может быть доказана ее необходимость»[4]. Особо квалифицированная помощь необходима людям, находящимся под стражей: в условиях изоляции только опытный защитник, каковым является адвокат, способен выполнить главную задачу адвокатуры – отстоять закон, если он нарушен, поскольку задачи, стоящие перед адвокатурой, могут быть исполнены только на основе принципа законности.

Защитник защищает граждан не от закона, а от нарушений закона в их отношении, и не более того. Своими действиями он способствует укреплению законности, повышению уровня доверия населения к закону, законности и государству. Для обеспечения деятельности и эффективного исполнения обязанностей адвоката государство должно гарантировать адвокатскую неприкосновенность. В соответствии с международным правом это комплекс мероприятий в виде организационных и правовых гарантий правозащитной деятельности адвоката в целях обеспечения юридической помощи населению, что является обеспечением одного из основных прав человека – права на защиту.

Необходимо ориентироваться на международно-правовые акты о роли адвоката в обществе. Основные положения о роли адвокатов приняты Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступлений в 1990 г., основные принципы, касающиеся роли юристов, приняты Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1990 г. Правительство стран должно обеспечить адвокатам следующее:

– возможность исполнить все их профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

– возможность свободно передвигаться и консультировать клиента в своей стране и за границей;

– невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами;

– там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями;

– адвокаты не должны идентифицироваться с их клиентами и делами клиентов в связи с исполнением их профессиональных обязанностей;

– суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, допущенного к практике, представлять интересы своего клиента, если адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения;

– адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письмен ной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе;

– обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе – не позднее окончания расследования и до судебного рассмотрения дела.

Эти положения признаны международным сообществом, и любая страна, считающая себя правовым государством, должна привести свое законодательство в соответствие с вышеперечисленными нормами. Законодательство России содержит ряд положений, создающих гарантии независимости адвокатской деятельности от неуместного вмешательства государства. И хотя проведение всех процессуальных действий в отношении адвоката регулируется, как правило, общими нормами уголовно-процессуального законодательства и не предполагает дополнительных процессуальных гарантий, которые учитывали бы публичный характер адвокатской деятельности, определенный процесс по улучшению ситуации идет. Нередки случаи, когда адвокат, ведущий дело, бывает неудобной фигурой для следователя, осуществляющего предварительное следствие, прокурора, надзирающего за ним, и т. д.

Желая избавиться от «неудобного» адвоката, правоохранительные органы начинают оказывать на него давление. Это выражается иногда в попытках вывести адвоката из дела путем подмены его статуса, т. е. допросив его в качестве свидетеля по делу, могут изъять документы по месту его работы, что затрудняет работу адвоката и является нарушением прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Адвокат сам нуждается в наличии правовых и организационных гарантий своей деятельности.

Вмешательство в профессиональную деятельность адвоката, осуществляемую в рамках законодательства, и препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается (п. 1 ст. 18 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Адвокат не может быть привлечен к дисциплинарной, гражданской, административной или уголовной ответственности за мнение, выраженное им при осуществлении своей профессиональной деятельности. Истребование от адвокатов, а также от других работников, адвокатских кабинетов, адвокатских бюро, адвокатских палат субъектов Федерации или Федеральной палаты адвокатов РФ сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретному делу, не допускается.

В случае угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество адвоката или членов его семьи, связанной с осуществлением им своей профессиональной деятельности, адвокат имеет право обратиться в соответствующий территориальный орган внутренних дел, который обязан принять необходимые меры по обеспечению безопасности этих лиц и сохранности принадлежащего им имущества.

Уголовное дело в отношении адвоката может быть возбуждено только по решению прокурора с согласия суда. Следствие по возбужденному уголовному делу проводится следователем прокуратуры (ст. 448 УПК). Задержание, арест, проникновение в жилище или рабочее помещение адвоката, в личный или используемый им транспорт, производство там обыска или выемки, личный обыск адвоката, арест и выемка его корреспонденции, арест принадлежащих ему документов и имущества, проведение в отношении него оперативно-розыскных мероприятий не могут осуществляться иначе как на основании решения суда и только в связи с уголовным преследованием адвоката. Законодательством могут быть предусмотрены иные гарантии обеспечения беспрепятственного осуществления адвокатом своей деятельности в рамках закона на благо общества и отдельных граждан.

1.3. Социально-правовая необходимость адвокатуры и адвокатской деятельности

Институт адвокатуры важен и необходим обществу не менее чем любой другой правовой институт государства. Но если нельзя представить себе общество без государства (а некоторые мыслители даже считают, что общество будет лучше), то общество без правозащиты представить трудно, поскольку этот институт приносит пользу без побочных эффектов, как это происходит в случае с государством. Более того, если правозащита необходима в безгосударственном обществе, то при наличии государства она необходима вдвойне.

Государство для достижения своих целей систематически применяет насилие. Конечно, всеобщее насилие возможно и без государства, в виде войны всех против всех, но только в государстве оно превращается в систему, обоснованную законом. В государстве человек знает (или может узнать), в каком случае к нему может быть применено насилие, а в каком нет. Общеобязательные нормы поведения, систематическая совокупность которых в качестве общего определения и есть право, устанавливаются государством. Государство как таковое действительно и разумно.

Государство устанавливает пределы допустимого поведения своих граждан. Пределы такого поведения очерчены правом. За пределами правового поведения находится неразумное поведение. Те, кто допускает неразумное поведение, нарушают право, чем ставят себя вне права. Государство охраняет разумное, т. е. законное, поведение, защищает правомерно действующих людей от людей неразумных, избирающих в жизни неправовую линию поведения вне зависимости от мотивации.

За правонарушение всякий может быть подвергнут насилию со стороны государства. Пределы, формы и способы насилия государство устанавливает посредством права. Насилие становится легитимным и оправданным в глазах общества, т. е. законным.

Однако граждане не всегда приходят к согласию относительно правомерности поведения друг друга. Между ними имеют место постоянные споры, взаимные обвинения в противоправных действиях. За защитой своих прав люди обращаются к государству как к арбитру, чтобы оно легитимным насилием разрешило спорную и угрожающую всеобщему порядку ситуацию в разумных пределах. Закон является нормой выражения права, доступной для всеобщего понимания. Будучи формой, закон не должен препятствовать принятию справедливого, разумного решения. Какова бы ни была форма выражения, право всегда дает возможность сделать существование общества разумным.

В какой момент эта разумность имеет наибольшую вероятность нарушений? Закон позволяет принять разумное решение, но кто его принимает и исполняет? Принимает и исполняет решение о легитимном насилии не государство, а его антропологическое выражение – чиновник, государственный служащий, т. е. человек. Чиновник всегда имеет двойственную природу: с одной стороны, это часть государства, его выражение, а с другой – рядовой член общества, обычный человек со всеми присущими ему страстями и пороками.

Чиновник иногда искажает разумность права и государства. Поскольку на него возложена тяжелая функция по охране права от его преступления другими лицами и принятию решения о применении к преступившему права легитимного насилия от имени государства, то объективно, в силу своей человеческой составляющей, чиновник и допускает больше несправедливостей, чем любой другой обычный человек.

Несправедливость вынужденно сопутствует правоохранительной деятельности, вынужденно допускается обществом. Но несправедливость должна иметь разумные пределы, за которыми перестает быть терпимой со стороны общества и верховной власти[5].

Как общество вынуждено смириться с некоторым минимальным, неснижаемым уровнем преступности, от которой невозможно избавиться, так ему приходится допускать и некоторую долю несправедливостей в деятельности правоохранников. Несправедливость, как и обычная преступность, есть применение к человеку неправа, нарушение его прав человека, покушение на разумное отношение к нему. От неправа не застрахован никто – ни рядовой член общества, ни чиновник любого ранга.

Возможное нарушение разумности права чиновником должен пресекать другой чиновник, который также может допустить несправедливость. Появляется система «спецконтроля над спецнадзором». Это тот же надзирающий контроль в иерархической системе чиновничьего аппарата. Он, безусловно, нужен, ибо только сами чиновники могут восстановить действенное право, справедливость по крайней мере посредством легитимного насилия. Гражданское общество, человек из этого общества правом на легитимное насилие не обладает, если не считать усеченные его формы, как то: крайняя необходимость, удержание, необходимая оборона, которые разрешены законом.

Но общество должно и обязано контролировать право. Только при стремлении к справедливости общество может быть органически здоровым, развиваться. Не имея права на легитимное насилие, общество может высказывать свое мнение о нарушении права, допущенных чиновниками нарушениях. Применить к чиновникам-правонарушителям легитимное насилие, восстановить право как реакцию на обращение общества может от имени высшей государственной власти только верховная власть. Глава государства как лицо, в наименьшей степени обремененное пороками, и есть олицетворение справедливости государства. Общество может непосредственно апеллировать к нему как к гаранту права.

Общественный надзор за соблюдением и применением права при отсутствии полномочий на легитимное насилие диктует необходимость правозаступнической деятельности, осуществляемой обществом в своих интересах. Однако заниматься правозаступнической деятельностью может не общество, а отдельные его представители – правозащитники. Будучи организованы в особый общественный институт, они и составляют адвокатуру.

Без общественного контроля над процессом осуществления права сильна опасность того, что право так и не будет осуществлено или вообще погибнет, утратив все моральные и духовные начала. Без правозащитного института, адвокатуры не может быть истинного права. Никто не в силах реализовать разумность права повсюду, где творится несправедливость, а государство может закрыться от народа с помощью тирании, выдавая ее за разумную необходимость, введенную как бы временно во имя блага народа. Заканчивается это, как правило, ухудшением положения населения, так как никогда тирания, задержавшаяся надолго, не приводила к положительным результатам.

1.4. Адвокатура как особый субъект правозащитной деятельности

Конституция РФ недвусмысленно определила человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Это аксиологическое предпочтение определяет перспективы правозащитной деятельности в России. Правозащитная деятельность представляет собой интеграцию всех форм активности государственных и негосударственных структур, формальных и неформальных организаций, внутригосударственных и международно-правовых институтов, индивидуальных и групповых, организованных и неорганизованных действий, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина от нарушений и посягательств[6].

Правозащитная деятельность институтов гражданского общества сориентирована на выявление и искоренение нарушений прав и свобод человека и гражданина публичными структурами и их представителями, на оказание правовой помощи пострадавшим, восстановление нарушенных прав всеми доступными им средствами. Правозащитная деятельность публичных (государственных и муниципальных) органов должна основываться только на тех правозащитных средствах, методах и приемах, которые прямо предусмотрены (дозволены) Конституцией РФ, иными нормативными правовыми актами.

Правозащитным звеном «от гражданского общества» является адвокатура. Конституция РФ, употребляя слова и «адвокат (защитник)» (ч. 2 ст. 48), и «адвокатура» (п. «л» ч. 1 ст. 72), не указывает на их природу. Однозначный ответ на этот вопрос дан в ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которой они относятся к институтам гражданского общества, не входят в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

В отличие от иных институтов гражданского общества правозащитная деятельность адвокатуры конкретизирована законодательством в части установления набора форм и средств защиты прав и свобод человека и гражданина. Правозащитная деятельность адвокатуры состоит в оказании квалифицированной юридической помощи на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Отнесение адвокатуры к институтам гражданского общества не исключает взаимодействия адвокатов и органов власти всех уровней в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Последние служат гарантом независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь российским гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством. При необходимости они выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи. Все это делается в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи (п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). При этом цель согласуется с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ: в обоих актах речь идет о «каждом» или «населении». Однако бесплатная юридическая помощь, исходя из норм Закона (п. 3 ст. 3, п. 2 ст. 7, п. 9, 10 ст. 25, ст. 26), оказывается только российским гражданам, в чем видится противоречие не только положениям Конституции РФ (ч. 2 ст. 48, ч. 3 ст. 62), но и «целевым заявкам» самого Закона, поскольку население страны составляют не только ее граждане. Представляется необходимым внести изменения в Закон, заменив словосочетание «российский гражданин» на слово «каждый» (в соответствующем падеже и числе).

Специальное конституционное обращение к понятию «адвокат» связано с определенным процессуальным статусом лица (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ). Нужно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ. В постановлении от 27 июня 2000 г. № 11-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой В. И. Маслова отмечается, что Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, ч. 1 ст. 45), предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48) и, кроме того, предусматривает, что «каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения» (ч. 2).

Закрепляя это право как непосредственно действующее, Конституция РФ не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным признанием лица подозреваемым либо обвиняемым, а следовательно, с моментом принятия органом дознания, следствия или прокуратуры какого-либо процессуального акта и не наделяет федерального законодателя правом устанавливать ограничительные условия его реализации. Норма ч. 2 ст. 48 Конституции РФ определенно указывает на сущностные признаки, характеризующие фактическое положение лица как нуждающегося в правовой помощи в силу того, что его конституционные права ограничены. Право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным.

Конституционный Суд РФ уточнил, что по буквальному смыслу положений, закрепленных в ст. 2, 45 и 48 Конституции РФ, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, реально ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, включая свободу передвижения: удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность.

В соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ адвокатура как правовое регулирование адвокатской деятельности находится в совместном ведении России и субъектов Федерации. Совместное ведение означает, что федеральными законами очерчиваются основные рамки правового регулирования, а конкретное наполнение осуществляется законами субъектов Федерации.

Правозащитная деятельность адвокатов регулируется нормами морали в той же степени, что и нормами права. Отношения клиента и адвоката строятся на доверии, которое невозможно в случае безнравственного поведения адвоката в процессе осуществления правозащитной деятельности.

Правозащитная деятельность адвокатуры, как и иных субъектов, актуализируется вследствие нарушения прав и свобод человека. Она должна выражаться в своевременном когерентном воздействии субъектов правозащитной структуры на сферу защиты прав и свобод человека и гражданина в России с целью ее положительного изменения и качественного преобразования в интересах человека, общества и государства.

Контрольные вопросы

1. В какой период в России термин «адвокатура» стал обозначать юристов-профессионалов, объединенных в коллегии для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам?

2. Что является адвокатской деятельностью?

3. Какая юридическая деятельность не является адвокатской?

4. Кто является адвокатом?

5. Какие должности вправе занимать адвокат?

6. Что такое адвокатура?

7. Какие задачи ставятся перед адвокатурой?

8. Какие процессуальные действия не могут осуществляться в отношении адвоката?

9. В чем выражается социально-правовая необходимость адвокатуры?

Глава 2 Адвокатское право как отрасль права, как наука и учебная дисциплина

2.1. Предмет и метод адвокатского права

В юридической лексике укоренилось, что предметом отрасли права являются общественные отношения, регулируемые нормами права этой отрасли. Адвокатское право можно определить как комплексную отрасль права, представляющую собой систему правовых норм разной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются или санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере адвокатской деятельности.

Предметом регулирования в адвокатском праве (предметом адвокатского права) следует считать общественные отношения в сфере адвокатской деятельности и адвокатуры. Круг этих отношений широк, и они носят комплексный характер, что обусловлено сложной комплексной структурой адвокатской деятельности и адвокатуры. Правоотношения в сфере адвокатской деятельности и адвокатуры, помимо специальных нормативных актов, регулируются нормами разных отраслей права: конституционного, уголовного, административного, гражданского, трудового, налогового и др., а в определенной части и нормами международного права, причем нормами как материального, так и процессуального права.

Все эти разнородные по характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак – они всегда возникают в связи и по поводу оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Наличие этого признака позволяет утверждать о наличии самостоятельного вида общественных отношений – адвокатских. Комплексность этих отношений позволяет судить о комплексности адвокатского права как отрасли законодательства об адвокатуре, регулирующей общественные отношения, которые условно можно разделить на следующие три группы:

1) связаны с организацией адвокатуры и ее взаимоотношениями с государством и его органами, общественными организациями;

2) складываются в ходе осуществления самоуправления на основе корпоративных актов между адвокатами и их объединениями;

3) формируются при осуществлении адвокатской деятельности.

Отношения в первой группе регулируют деятельность субъектов адвокатского права, связанную с взаимодействием института адвокатуры с институтами государства. Государство:

– законодательно закрепило правовую природу адвокатуры как института гражданского общества, осуществляющего полномочия по защите прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц от имени гражданского общества; определило понятие, задачи и содержание адвокатской деятельности; установило правовой статус субъектов, осуществляющих адвокатскую деятельность, их права и обязанности; определило права и обязанности других институтов государства по отношению к институту адвокатуры;

– осуществляет финансовый контроль над деятельностью адвокатуры в форме налогообложения их доходов, оплачивая труд адвокатов по назначению органов предварительного следствия и суда из средств федерального бюджета; гарантирует адвокатам социальное обеспечение;

– контролирует адвокатскую деятельность в рамках, определенных федеральным законом (контроль налоговых органов, право на обжалование в суде действий адвоката, право органа юстиции в случае обнаружения нарушения закона адвокатом на обращение в суд с требованием о прекращении статуса адвоката).

Отношения во второй группе регулируют деятельность Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокатских палат субъектов Федерации, других структурных подразделений адвокатов между собой, определяя цели, задачи, формы взаимодействия, построенные на законе.

В третьей группе это отношения, складывающиеся между адвокатом, с одной стороны, а с другой – физическим или юридическим лицом (граждане, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, индивидуальные предприниматели, органы государства и местного самоуправления).

Метод адвокатского права есть совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются отношения между субъектами.

Любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования три юридические возможности: предписание, запрет и дозволения. Они в совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

Предписания – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты – фактически также предписания, но иного характера, а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Методы правового регулирования – это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Отношения между субъектами адвокатской деятельности и адвокатуры носят комплексный характер, зачастую регулируются разными отраслями права. Используется такое сочетание дозволений, запретов и предписаний, которые в совокупности представляют собой отдельные элементы императивного и диспозитивного методов в нужном сочетании. Императивный метод основан на строгом и точном выполнении нормы закона, например ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» формулирует обязанности адвоката.

Диспозитивный метод основывается на возможности выбора варианта поведения субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Так, граждане и юридические лица сами решают, обратиться ли им за помощью адвоката или нет; адвокат сам вправе избирать форму адвокатского образования и место осуществления своей деятельности, но должен уведомить об этом палату в определенный срок.

2.2. Принципы адвокатского права

К принципам адвокатского права относятся независимость и самоуправляемость, добровольность вступления в ряды адвокатуры, законность деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии, корпоративность, равноправие адвокатской деятельности.

Принцип независимости. Предполагает независимость прежде всего экономическую; в настоящее время юридически еще недостаточно оформлен; в дальнейшем нуждается в совершенствовании в русле государственной политики в области адвокатской деятельности. В целях ее обеспечения и доступности для населения органы государственной власти должны устанавливать гарантии независимости адвокатуры в России, предусматривая для адвокатов финансирование расходов по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам, оказывают содействие адвокатам и их организациям в получении необходимых служебных помещений, средств связи, оргтехники и т. п. При этом адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, не подчиняется им и контролируется только законом.

Численный состав, штат, смета доходов и расходов коллегии адвокатов не утверждаются исполнительными органами субъектов Федерации. Ограничены функции Минюста России по установлению правил оплаты труда адвокатов, поскольку при наличии соглашения адвоката с клиентом ставка гонорара определяется ими самими. Минюст России не заслушивает отчеты руководителей адвокатских структур и т. д.

Принцип самоуправляемости. Адвокатура управляется органами, выбранными на общих собраниях адвокатов. Выбранные собранием органы могут различаться по своему статусу (президент, руководители форм и т. п.), но их задача заключается в осуществлении оперативного управления структурами адвокатов в сфере организации деятельности (подбор помещений, средств связи и др.). В осуществлении адвокатской практики каждый адвокат независим и подчиняется только закону.

Принцип добровольности вступления в ряды адвокатуры. Подразумевает согласие гражданина стать адвокатом, выполнять добровольно обязанности, возлагаемые законом, и пройти для этого процедуры, предусмотренные законом или корпоративными актами (например, сдача квалификационного экзамена), а также соблюдать этические правила поведения адвоката.

Принцип законности деятельности. На этот принцип необходимо обратить особое внимание. Строгое следование требованиям закона – обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний, и т. п.

Адвокат – не слуга клиента, он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты при неизменном условии: не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных притязаний). Поэтому и существует соглашение сторон, при котором клиенту необходимо пояснить его права и обязанности, свои права и обязанности и получить его согласие на ведение дела согласно выбранной позиции по делу.

Принцип гуманизма. Означает гуманное отношение как к преступнику, так и к потерпевшему. Это баланс отношений, когда необходимо следить, чтобы неотвратимость наказания и его обязательность не переходила в жестокость и мучения. Требования закона должны соблюдаться неукоснительно, но сам закон не должен быть жесток, а процедуры его исполнения не должны носить мстительного характера.

Принцип соблюдения нравственных начал профессии. Речь идет об адвокатской этике, т. е. внутренних факторах, выработанных адвокатами, душевной сфере, о которой однозначно ответить нельзя, так как мораль в ряду регуляторов общественных отношений занимает большое место.

Адвокат должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, обязан постоянно совершенствовать свои знания, повышать свой профессиональный уровень и следить за деловой репутацией. Все это охватывается адвокатской этикой.

Принцип корпоративности адвокатской деятельности. Корпорация – это группа лиц, объединенных общностью интересов.

В соответствии с этим принципом адвокатура организована и осуществляет свою деятельность в качестве добровольного союза профессионалов, объединенных общими интересами и целью. Адвокатское сообщество самостоятельно решает внутренние вопросы, связанные с деятельностью адвокатов и их дисциплинарной ответственностью.

Принцип равноправия адвокатской деятельности. Лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката, становится полноправным членом адвокатского сообщества и имеет право самостоятельно выбирать форму адвокатского образования, в рамках которого будет осуществляться его деятельность (коллегия, адвокатское бюро, адвокатский кабинет). Адвокат вправе свободно выражать свое мнение по всем вопросам деятельности адвокатских структур. Независимо от стажа адвоката он обладает правом на единообразное применение к нему законодательства.

2.3. Источники адвокатского права

Источники адвокатского права – это международные нормативные правовые акты и договоры России, нормативные правовые акты России и субъектов Федерации, корпоративные акты адвокатских образований.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Нормы актов международного права, в которых участвует Россия, имеют приоритет перед актами внутреннего законодательства. Если таким международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, применяются нормы международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Основная задача адвокатуры – защита прав, свобод и интересов физических и юридических лиц – осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными рядом международных договоров по вопросам прав и свобод человека и гражданина. В этом ряду важнейших для защиты прав и свобод человека особое место занимает Устав ООН 1945 г. Он провозгласил право людей разных наций без разделения по признакам пола, языка, религий на создание условий, в которых уважались бы права человека и соблюдалась законность.

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой утверждались принципы равенства всех перед законом, вводились презумпция невиновности, право на беспристрастное и открытое рассмотрение дела в суде и главное – гарантии защиты, что важно для деятельности национальных адвокатур в разных странах.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. подтвердил основные положения предыдущих документов и детализировал их.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах:

– утверждалось право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом;

– каждому арестованному при аресте должны быть сообщены причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение;

– каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке должно доставляться к судье или другому должностному лицу, которому по закону принадлежит право осуществлять судебную власть. Арестованные или задержанные имеют право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение.

При этом содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.

Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой. Это положение Международного пакта о гражданских и политических правах должно напоминать власти об ответственности за незаконные и необоснованные аресты.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. подтверждает право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в определенных случаях в порядке, установленном законом. Каждый обвиняемый в совершенном преступлении имеет следующие права:

– быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного обвинения;

– иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

– защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, получить защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод неоднократно дополнялась, в нее вносились изменения в 1970, 1971, 1990, 1992 и 1999 гг.). Они показывают, что Конвенция – развивающийся механизм – работает, а выявленные в ходе практического применения недостатки устраняются.

В 1988 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН утвержден Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Любое задержанное лицо имеет право на получение юридической помощи со стороны адвоката. Вскоре после ареста оно информируется компетентным органом о своем праве, и ему предоставляются разумные возможности для осуществления этого права. Если задержанное лицо не имеет адвоката по своему выбору, оно во всех случаях имеет право воспользоваться услугами адвоката, назначенного для него судебным или иным органом, без оплаты его услуг, если это лицо не располагает достаточными денежными средствами.

Следующий принцип состоит из пяти пунктов:

1) предусматривает право задержанного или находящегося в заключении лица связываться и консультироваться с адвокатом (п. 1);

2) задержанному или находящемуся в заключении лицу должны быть предоставлены необходимое время и условия для проведения консультации со своим адвокатом;

3) право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и связь с ним без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда, по мнению судебного или иного органа, это необходимо для поддержания безопасности и порядка;

4) свидания задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но не слышать;

5) связь задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом не может использоваться как свидетельство против обвиняемого или находящегося в заключении лица, если она не имеет отношения к совершаемому или замышляемому преступлению.

В 1996 г. Комитет министров Совета Европы принял Резолюцию «О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам». Цель принятия этого документа – устранить препятствия экономического характера для доступа к правосудию для неимущих и малоимущих. Резолюция рекомендует правительствам предоставлять юридическую помощь всем на тех же условиях, что и своим гражданам.

Регламент Европейского суда по правам человека 1998 г. содержит положение, согласно которому каждая сторона имеет право получить помощь от советников и адвокатов.

На VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа – 7 сентября 1990 г.) были приняты основные принципы, касающиеся роли юристов. Эти принципы сформулированы в ряде положений, которые страны-участники должны выполнять. Положения касаются доступа к юристам и юридическим услугам; специальных гарантий в вопросах уголовного правосудия; квалификации и подготовки кадров; функций и обязанностей; гарантий в отношении выполнения юристами своих обязанностей; свободы убеждений и ассоциаций; профессиональных ассоциаций юристов; дисциплинарных мер, принимаемых за ненадлежащее выполнение юристами своих обязанностей. В Конгрессе ООН были приняты основные положения о роли адвокатов.

Международные документы являются правовой основой для создания национального законодательства, и оно должно соответствовать международному праву.

Внутригосударственные источники адвокатского права, т. е. правового регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры в зависимости от юридической силы, делятся на законы и подзаконные акты.

Базовым законом России является Конституция РФ. На ее нормах основывается вся правовая система страны. Конституцией РФ определены форма правления, основы государственного устройства, политический режим России, права и свободы человека и гражданина, основные принципы организации и деятельности органов государственной власти, другие важнейшие ценности демократического общества – свобода экономической деятельности, частная собственность и др.

Конституция РФ обладает верховенством. Это означает, что все иные нормативные правовые акты в России, в том числе регулирующие вопросы организации адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности, не должны противоречить Конституции РФ, они могут только детализировать и развивать ее нормы.

Глава 2 Конституции РФ посвящена основным правам и свободам человека и гражданина: на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу совести, мысли, слова и др. Они имеют непосредственное отношение к адвокатской деятельности, поскольку определяют ее содержание. Именно эти права (а также иные, поскольку указание в Конституции РФ на конкретные основные права и свободы не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина) должны защищаться адвокатами в процессе их профессиональной деятельности.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Кроме того, каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Право па рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, гарантируется каждому ст. 47 Конституции РФ. Конституционное право каждого на получение квалифицированной юридической помощи закреплено ч. 1 ст. 48. Обязанность государства по защите прав и свобод граждан подразумевает необходимость создания государством соответствующих механизмов такой защиты. Функцию одного из них выполняют адвокаты при осуществлении своей деятельности. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Это конституционное положение стало основой для введения в законодательные акты (УПК, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») норм, закрепляющих основания и порядок оказания бесплатной адвокатской помощи.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ).

Статья 49 Конституции РФ закрепляет основополагающий принцип уголовного процесса – презумпцию невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Соблюдение этих и других прав призван гарантировать институт адвокатуры. В этом главная задача адвокатуры.

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51 Конституции РФ). Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Статья 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» устанавливает такой случай: адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или с ее оказанием.

Гарантируется охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52 Конституции РФ). Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Конституция РФ как базовый нормативный правовой акт определяет исходные положения, подлежащие развитию и детализации в законодательстве об адвокатуре и адвокатской деятельности. Другие источники правового регулирования организации адвокатуры и осуществления адвокатской деятельности должны соответствовать конституционным нормам.

В развитие конституционных положений принимаются нормативные акты, иерархия которых установлена Конституцией РФ. По юридической силе различают федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также законы субъектов Федерации.

Законы – нормативные правовые акты, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти и регулирующие наиболее важные общественные отношения. В их числе Федеральные законы «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Подзаконный акт – правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции в соответствии и во исполнение закона. К подзаконным относятся акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, Положение о Минюсте России, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, определяет формы взаимодействия Минюста России с адвокатскими образованиями в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Подзаконными актами являются постановления Правительства РФ, так как они принимаются только на основе законов или указов Президента РФ. Правительство РФ принимает свои акты в необходимых случаях, иногда напрямую, если это установлено в законе. Так, в соответствии с п. 9 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, и порядок компенсации адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам России бесплатно, устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с Положением о Главном управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 22 октября 2004 г. № 285, Главное управление является территориальным органом Минюста России, действующим на территории субъекта (субъектов) Федерации. Во исполнение своих основных задач, в частности по реализации государственной политики в сфере юстиции, обеспечению единства правового пространства России на территории субъекта Федерации, обеспечению прав и законных интересов личности, общества и государства, обеспечению установленного порядка деятельности судов Главное управление ведет реестр адвокатов субъекта (субъектов) Федерации, выдает удостоверения адвокатов, принимает участие в работе квалификационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката.

Федеральные законы, регламентирующие адвокатскую деятельность и адвокатуру, можно классифицировать по следующим основаниям:

– по источнику материального права – Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ;

– по источнику процессуального права – Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

По своему предмету источники можно разделить на специальные, посвященные только адвокатуре и адвокатской деятельности, и общие, регулирующие отдельные вопросы адвокатской деятельности среди прочих.

В зависимости от того, насколько систематизированы нормы того или иного нормативного правового акта, источники правового регулирования делятся на кодифицированные, отличающиеся систематизированностью правового материала и более широким его охватом, и некодифицированные.

Основополагающим специальным источником адвокатского права является Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». К общим кодифицированным источникам, затрагивающим в том числе вопросы адвокатуры, относятся Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Налоговый кодекс РФ.

Загрузка...