Часть I Юридический ликбез

1 Налоговые взыскания

Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.

Оливер Уэнделл Холмс, американский врач

Современные россияне не платят налог на бороду, как при Петре I; налог на тень, как это делают все венецианские кафе и магазины, тень от тентов и крыш которых ложится на уличное, то есть государственное пространство; их не обложили налогом на пыль, как владельцев жилья в Армении. И все же налогов у нас и без этого хватает, и коль уж мы с вами выбрали местом проживания Россию, то обязаны соблюдать выдвинутые государством требования. Однако не все разделяют эту точку зрения и, в попытке уменьшить выплаты в казну, придумывают или используют готовые схемы ухода от уплаты налогов.

Какие меры существуют в налоговом законодательстве РФ относительно неплательщиков и каковы особенности налогового преследования со стороны правоохранительных и налоговых органов?

«Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо. Но налоговая служба напомнит», – пошутил французский журналист Пьер Данинос. В последние годы структура учета налогов претерпела настолько кардинальные изменения, что мы действительно склонны поверить, что налоговая инспекция знает о нас чуть больше, чем даже мы сами знаем о себе. Разница между тем, как выглядела сфера налогов и сборов пять-десять лет назад, и тем, что она представляет собой сегодня, как между Северным и Южным полюсом. Если прежде взаимоотношения с государством основывались по большей части на сознательности и добросовестности плательщика, то теперь специфика ведения бизнеса в России научила налоговиков правилу «доверяй, но проверяй». А это совсем не сложно в эпоху повальной цифровизации банковской и бухгалтерской сфер. Постепенное закручивание гаек привело к ощутимым результатам – очень многие коммерсанты, предприниматели почувствовали на себе груз штрафных санкций, и это видно по количеству фирм, из «черных» перешедших в «серые», а затем и окончательно «побелевших». Выйти из тени оказалось выгодней, потому что ситуаций, при которых можно было бы утаить налоги и потом не быть пойманным, практически не осталось. Даже если вначале хитрые предприниматели и экономили на выплатах налогов, то потом суровый меч Фемиды настигал их, и дополнительные штрафы, пени и неустойки перечеркивали всю экономию в бизнесе. В настоящее время налоговые органы продемонстрировали, что с государством шутить уже не надо!

Фокусы с НДС

Наиболее результативный метод выявления ухода от налогов сегодня – это поиск разрыва в выплате налога на добавленную стоимость (НДС).

Что такое НДС, знает даже человек, который никогда не имел дела ни с бухгалтерией, ни с бизнесом – в каждом чеке в любом магазине рядом со стоимостью товара стоит «НДС 20 %» (до 1 января 2019 года ставка составляла 18 %), реже 10 % (медпрепараты и товары для детей). По сути, эти проценты коммерсант изначально закладывает в стоимость, то есть этот налог ложится на плечи покупателя. Но когда приходит пора перечислять налог государству, расставаться с этими деньгами для некоторых становится ох как тяжело. И НДС пытаются просто не показывать – так возникает разрыв по НДС.

Разрыв по НДС – это разница в суммах в декларациях и книгах покупок/продаж контрагентов, то есть при заявленном вычете не происходит начисления и уплаты налога по конкретной сделке.

Для тех, кто еще не в курсе происходящего: с 2015 года введена в эксплуатацию автоматизированная система контроля АСК НДС-2 – таким образом, налоговая служба получила эффективный инструмент контроля за налогом на добавленную стоимость. Если ранее разрывы выявлялись в результате проводимых проверок, то в настоящее время возросла «прозрачность» НДС, и налоговой службе стало намного проще отслеживать всю цепочку продукта – от производителя до конечного потребителя. К сожалению, не все предприниматели оказались готовы к такому изменению и восприняли АСК НДС-2 как ужесточение налогового администрирования.

Разрыв возникает, если один из участников сделки в отчетных документах задекларировал НДС, а второй – нет. В случае если в сделке участвуют более двух субъектов, то налоговыми органами выстраивается вся цепочка событий между контрагентами. Такой разрыв называется сложным, хотя при сегодняшнем уровне технической оснащенности вычислить его никакой сложности не представляет, так же как не составляет труда определить схему, по которой составлена эта цепочка.

Почему я так дотошно разжевываю эту ситуацию? Да потому что вызовы в налоговые органы коснулись практически каждого руководителя организаций, поводы только есть разные. Приходится отвечать либо за свою деятельность, либо пояснять деятельность партнера. И если вас еще не вызвали побеседовать, то, поверьте моему опыту, это вопрос времени.

Запрос по поводу разрыва НДС – один из самых частых запросов от фискальных органов[1], к которым относится Федеральная налоговая служба. Есть такие цепочки и схемы, когда одна организация переводит средства другой, хотя никаких услуг при этом не оказывается и товаров не продается. На деле вторая организация (поставщик мнимых услуг) просто возвращает оговоренную сумму «покупателю». В народе эта операция получила название «обнал». По документам у них все чисто, и обе стороны спят спокойно в надежде, что придраться налоговикам не к чему, но очень ошибаются. Инспекторы, восстановив всю цепочку сделки, видят, где возник налоговый разрыв. И начинают эту цепочку проверять. Выявляются и фирмы-однодневки, и сомнительные посредники, а в итоге остается одна «белая» фирма, на которую вешаются и НДС, и пени, и штрафы, причем сейчас налоговикам даже не требуется бумажной отчетности фирмы. Вся картина сразу, без всяких запросов и ожидания документов, предстает перед ними в электронном виде: от кого поступил платеж, куда его перекинули и сколько раз. Малейшее несовпадение – программа выделяет эту серию сделок красным цветом, обозначая, что здесь есть нарушение.

При выявлении разрыва следует проверка: всем контрагентам направляется запрос с просьбой представить первичную документацию. Коммерсанты, никак не отреагировавшие на запрос, совершают серьезную ошибку. Молчат они, как правило, по двум причинам. Либо боятся и на всякий случай решают пересидеть в надежде, что ситуация рассосется сама – ведь это не камеральная[2] и не выездная проверка, а так, преданализ. Либо не понимают, что любое требование госорганов имеет временно́е ограничение, реагировать надо здесь и сейчас, а не как-нибудь потом, когда руки дойдут. С этого момента начинаются гарантированные проблемы.

Если вы храните обет молчания и не подтверждаете сделку первичной документацией, ее признают несуществующей. А раз ее не существует, будет считаться, что налог фирма утаила.

Помимо схем радикального ухода от налогов через обналичивание денежных средств, которыми увлекаются преимущественно компании, работающие «по-черному» и «по-серому», встречаются схемы, при которых НДС «прячется». Когда на счету к концу отчетного периода образуются средства, то предприниматель решает, что выводить их надо через прибыль. Это влечет за собой целый ряд оплат, совершать которые никому не хочется. И тогда фирма прячет эти деньги под видом каких-либо издержек и убытков. Якобы что-то купили, якобы получили какую-то услугу – все это идет в счет издержек, тем самым уменьшая НДС и налог на прибыль, который должна выплатить фирма. Вроде бы никакого криминала, но подобные схемы также прекрасно проверяются и вскрываются. После проверки налоговики запрашивают первичные документы (договор, счет-фактуру, накладные, акты выполненных работ). Если их нет, то вряд ли кто-то поверит на слово заботливому владельцу бизнеса, который в явной фирме-однодневке закупил вагон скрепок и авторучек для своих сотрудников. При наличии документов подобная забота тоже вызовет вопросы, но все же опровергнуть сделку и признать ее недействительной повода не будет.

На заметку: по статистике, в первую очередь вызывают подозрение и подпадают под проверку налоговых служб транспортные услуги. Следующие в рейтинге – рекламные, консалтинговые, исследовательские, маркетинговые и тому подобные услуги, которые нельзя взвесить или сосчитать, и «аршином общим не измерить», сколько они могут стоить.

Думаю, ни для кого не секрет, что ответственность за выбор своего партнера лежит на ваших же плечах, поэтому, прежде чем отправлять денежные средства на счета партнера, проверьте, чтобы организация была в «зеленом окрасе», а не в «красном», и тогда можно смело делать перечисление. Если же вы отнесетесь халатно к этой процедуре, то будете долго и упорно разыгрывать спектакль перед налоговым инспектором, объясняя, как вы сотрудничали с организацией с «высокими финансовыми рисками» (кстати, кто бывал уже на таких беседах, узнают этот термин и понимают, о чем речь).

Русский авось

Что такое фирмы-однодневки и для чего их создают?

Фирмы-однодневки, или, как их еще называют сотрудники налоговых органов, «организации с высокими финансовыми рисками» – это компании, создаваемые исключительно ради «экономии» на налогах, для обналичивания денежных средств и транзита денежных средств на счета иностранных компаний. Сегодня про однодневки наслышаны даже школьники, что уж говорить о коммерсантах, для которых подобная экономия – один из рычагов масштабирования бизнеса: зачем отдавать свои кровные, когда можно не отдавать, а пустить в дело? Особенно если речь идет не о нескольких десятках тысяч, а о миллионах. На таких «рачительных» предпринимателей и рассчитаны фирмы, порхающие по жизни так же недолго, как бабочки-однодневки – возникающие как будто ниоткуда и исчезающие в никуда. Фирмы-однодневки потому так и называют, что используют их в течение очень короткого периода времени, а затем закрывают или бросают. Основное занятие их хозяев – пропускать через свой счет деньги тех, кто хочет снизить налоговую нагрузку или получить нал.

Предполагаю, что хотя бы раз в жизни каждый предприниматель ловил себя на мысли: «А не поработать ли мне с однодневкой?» Ведь так привлекательна идея уйти от НДС или получить кэш без всяких «отступных» государству. И бывает, что наш родной, легендарный русский авось перевешивает все разумные доводы и инстинкт самосохранения. Авось пронесет! Но мало кто из рисковых задумывается: а если не пронесет? Так вот, если не пронесет, последствия могут быть весьма серьезные. Но сначала давайте познакомимся с этим представителем фауны – фирмой-однодневкой.

В настоящий момент количество фирм-однодневок настолько сократилось, что скоро их можно будет заносить в Красную книгу и охранять, как вымирающий вид на финансовом рынке (шутка, конечно). Однодневка – это подставная фирма, создающаяся исключительно для того, чтобы та или иная компания могла, не привлекая внимания и под благовидным предлогом, перечислить туда средства для обналичивания (с самыми разними целями: на свои собственные нужды, на выплату «серой» зарплаты сотрудникам, на откаты и взятки). Однодневка может быть детищем самого́ заинтересованного в уходе от налогов предпринимателя, а может являться чьей-то карманной фирмой, оказывающей знакомым предпринимателям «дружеские» посреднические услуги (за соответствующее вознаграждение, естественно). В этом случае ее клиенты знают, на что идут, и, в принципе, должны быть готовы к тому, что их схватят за руку. Но в схему с подставной фирмой могут быть втянуты и совершенно непричастные коммерсанты – и это самое обидное, так как, даже если вы не подозревали, что перед вами однодневка, отвечать будете по всей строгости закона. Здесь работает правило «Всем сестрам – по серьгам»: сложности и неприятности, вызванные взаимодействием с фиктивной компанией, лягут не только на плечи этой самой компании, но и на вполне добропорядочные фирмы, осуществлявшие с ней расчеты. Поэтому, как я уже говорил, перед перечислением средств смотрим «окрас» организации: зеленый или красный – простое действие, а не хуже таблетки избавляет от лишней головной боли.


ФНС периодически обращается к предпринимателям, призывая проявлять осмотрительность в работе с контрагентами, и дает рекомендации, как можно определить ненадежных партнеров.

Приведу выдержки из письма ФНС.

«Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом»[3].

Процитированная информация выглядит заумно, но прошу впитать это требование налоговых органов на века, чтобы не пришлось в дальнейшем мямлить в многолюдном кабинете «а я не знал, что они такие».

«Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей»[4].

Еще чуточку вашего внимания на занудные, но важные моменты. Письмо ФНС РФ от 24 июня 2016 г. N ЕД-19-15/104 рекомендует для вычисления сомнительных контрагентов обращать внимание на следующие признаки:

• отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность,

• отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей,

• отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ,

• отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг[5].

Как вычислить фирму-однодневку?

Налоговая инспекция выявляет потенциальные однодневки через автоматизированные системы учета, регистрирующие все наши телодвижения практически мгновенно. Достаточно проверить фирму на наличие массовости по трем критериям: кто гендиректор, по какому адресу зарегистрирована организация и сколько в ней сотрудников. Ну и еще в последнее время пошла тенденция спрашивать сайт организации.

Что означает «массовость»? Например, генеральным директором организации значится Иван Иванович Иванов. И он же числится генеральным директором или учредителем еще в двадцати организациях. И все эти организации чудесным образом угнездились по одному и тому же юридическому адресу. В таком случае предприятия господина Иванова ждет налоговая проверка, так как налицо признаки, что он возглавляет однодневки, или же, вероятнее всего, блокировка счета банком по ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ. На этом законе остановимся в дальнейшем отдельно, это особая песня-боль в данном концерте: действия налоговых органов и сотрудников безопасности банков дополняют друг друга в уничтожении однодневок.


Старая как мир схема массового директорства давно не срабатывает, однако среди коммерсантов, только-только вступающих на рынок, все еще встречаются желающие открыть Америку. При первой же автоматической проверке они терпят фиаско – гениальная комбинация родом из каменного века выявляется за считанные секунды. А если к тому же организация с массовым адресом и директором только что создана, и зарегистрировано в ней не более трех работников, то ее автоматически записывают в разряд однодневок – это значит, что дела у фирмы не пойдут, потому что с самого момента рождения она уже у всех «на карандаше».

Признаки фирмы-однодневки:

• массовый юридический адрес,

• массовый директор и учредитель,

• зарегистрировано не более трех работников, их оформленные зарплаты минимальны,

• фирма недавно создана,

• отсутствие фактического офиса,

• отсутствие сайта.


Как я упомянул выше, согласно ФЗ № 115 банки сегодня выказывают серьезную активность в пресечении деятельности однодневок и попросту парализуют их работу, за что отдельное спасибо Центральному банку России – это его ноу-хау. Банк, который ненадлежащим образом следит за своими клиентами, в дальнейшем может лишиться банковской лицензии. Поэтому у руководителей банков не остается иного выбора, как душить фирмы-однодневки, иначе не будет лицензии, и они начинают блокировать счета клиентов с массовым директором, массовым юридическим адресом и единственным работником в лице того же гендиректора. Были случаи, когда однодневка так и не успевала совершить ни одного «трудового подвига»: люди успели только зарегистрировать ее и открыть счет, который при первом же поступлении средств был заблокирован банком. Какие бы миллионы ни прокачивал этот клиент, для банка он невыгоден и даже опасен. В соответствии с федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[6] Центробанк предоставил местным банкам широкие полномочия, позволяющие блокировать любые подозрительные сделки, самостоятельно выявлять «серые» схемы, контролировать и регулировать вопросы, связанные с обналичиванием. Банковским специалистам отлично известны многие схемы вывода денег, и потому подобные сделки очень хорошо просматриваются и опознаются. Владелец фирмы, имея на руках соответствующие документы по транзакции и сделке, приходит и затевает разбирательство, пытаясь выручить деньги. В ход идут доводы, что с поступивших средств ему необходимо перевести определенную сумму своим подрядчикам, а блокировка ставит палки в колеса его бизнесу. Но с тем же успехом он может предъявить свои претензии глухому коту – правила у банков на сей счет жесткие, и единственный шанс, который они могут дать фирме (а могут и не дать) – это перевести поступившую сумму на свой счет в другой банк. Что остается нашему хитрому, но невезучему коммерсанту? Бежать в другой банк, спешно открывать там счет и перечислять на него из строптивого банка максимально возможную в рамках одной операции сумму.

Но радоваться ему рано, потому что первая же операция в новом банке становится последней. Догадаетесь, почему? Правильно – специалисты нового банка нисколько не глупее, и их точно так же напряг анамнез фирмы с директором, числящимся еще в двадцати организациях. Плюс к этому, деньги, переброшенные с непонятной целью со счета фирмы на ее же счет, имеют явный неприятный запашок, поэтому новый банк вряд ли станет рисковать своей репутацией, ведь он несет очень серьезную ответственность. Если банк допускает сомнительные операции, то его ждет проверка из Центробанка, и, в случае подтверждения фактов, лицензия у банка отзывается. А что такое банк без лицензии? Никому не нужное юридическое лицо. Банк может попытаться выгородиться – ой, мы не усмотрели, не уследили – но такая игра в простачков контролирующие органы не убеждает, так как чаще всего означает причастность к операциям самих же сотрудников или руководителей банка.

Бывают случаи, что банки перебарщивают и блокируют счета по чистым переводам, в таком случае они обязательно требуют явиться генерального директора с документами, подтверждающими его полномочия, и просят предоставить документы по данной операции.

Можно было бы предположить, что внимание при проверке привлекают только значительные суммы, и некоторые коммерсанты, дабы избежать этого внимания, пытаются закамуфлировать перевод в однодневку, раздробив его не несколько небольших, якобы безобидных платежей. Но сумма здесь особой роли не играет – опять же в силу того, что проверка проводится автоматически. Роботизированной программе все равно, сразу 10 000 000 вы перевели или сто раз по 100 000 рублей с разрывом в несколько минут, – она четко отслеживает все действия по счету и вычисляет подозрительную фирму.

Кто загребает жар вашими руками?

Проверяем добропорядочность поставщиков

Если предприниматель по своей воле идет на риск и связывается с однодневками, то для него претензии налоговиков вполне предсказуемы. Но бывает, что он со своей стороны все сделал честно и благородно, а в итоге неожиданно вынужден расхлебывать серьезные проблемы.

Давайте попробуем порассуждать от лица владельца фирмы, которая ищет способы уйти от налогов или «выйти в кэш». Заключив очередную сделку и получив от клиентов деньги, часть которых, в свою очередь, он обналичит через фирму-однодневку, владелец бизнеса задумывается: а зачем гонять деньги туда-сюда, если можно напрямую выставить клиенту счет от однодневки? И втягивает в сомнительную сделку вполне добропорядочную компанию. Так может случиться, если она впервые что-то приобретает у совершенно незнакомого поставщика или поставщик дает реквизиты не своей, а какой-то сторонней фирмы – кстати, очень распространенное явление в настоящее время. Здесь на помощь компании-покупателю приходят компьютерные технологии, о которых я уже говорил: при перечислении средств через «1С» система сразу присваивает получателю красный или зеленый «окрас». «Краснеет» организация с высоким финансовым риском, а в переводе на обычный язык – та самая однодневка, с которой лучше вообще не иметь никаких дел, чтобы не стать впоследствии участником подозрительной сделки.

Но подставить могут даже проверенные партнеры, с которыми вы сотрудничаете, быть может, не один год. Вот распространенный пример: вы прекрасно сработались с неким региональным заводом. И вдруг однажды получаете от него счет на оплату, где указано совершенно непонятное ООО «Рога и копыта», к заводу не имеющее никакого отношения. Директор доверительно, даже дружески обращается к вам: по такой-то причине завод не может действовать от своего имени, поэтому прошу тебя, дорогой товарищ, давай пропустим этот заказ через другую компанию. Вы, будучи добросовестным партнером, производите перечисление ставленникам завода (по сути, какая покупателю разница, кому платить – лишь бы отгрузили все в полном объеме и вовремя, особенно если он сам связан сроками и обязательствами). Далее, как обычно, получаете товар и успокаиваетесь. Но потом вдруг возникают проблемы: налоговики начинают вытряхивать из вас информацию, откуда в вашей жизни взялись эти непонятные «Рога и копыта». Сказать проверяющим, что завод сам дал вам левые реквизиты, нельзя – тогда проблемы начнутся и у завода, а вам с ним еще работать и работать. Приходится на ходу входить в образ и сочинять легенду, что действительно сотрудничали с «Рогами», действительно совершили у них эту закупку, и даже помните, что директор у них – коренастый дядечка с окладистой бородой. Одна уступка породила целую цепочку обмана, и еще неизвестно, удастся ли вам из него выкрутиться. А пресечь эту скользкую ситуацию можно было на корню – сразу отказавшись платить незнакомой фирме.

Стоит ли овчинка выделки?

В наше время следить за любыми коммерческими сделками становится все проще и проще, при этом проверка может нагрянуть не сразу по горячим следам, а стать сюрпризом года эдак через два-три. Если в послужном списке вашей организации есть сделки с незнакомыми, разовыми поставщиками, то обязательно позаботьтесь о том, чтобы на руках у вас был полный пакет первичных документов с настоящими подписями и печатями фирмы: договор купли-продажи или договор оказания услуг, счет, товарная накладная, счет-фактура, акт выполненных работ, приложения к договору. Хранить эти документы надо как минимум три года, а еще лучше – пять лет, чтобы хоть как-то обезопасить себя, если проверка догонит вас не сразу, а спустя некоторое время.

Загрузка...