Интеграция России в Таможенный союз совместно с Белоруссией и Казахстаном, создание Единого экономического пространства, вступление России во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО) привели к существенным изменениям положений таможенного законодательства. Приняты многочисленные правовые акты, направленные на адаптацию законодательной базы к международным стандартам. Кроме того, 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе[1]. Указанным договором был учрежден Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) как форма интеграции, в рамках которой обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Таможенного союза. Кроме того, в настоящее время продолжается процесс разработки Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который вступит в силу предположительно в начале 2016 года[2].
В связи с этим перспективы развития правового регулирования института таможенных платежей напрямую связаны с созданием Евразийского экономического союза.
Фискальное направление финансовой деятельности таможенных органов, благодаря которому ими формируется примерно половина доходной части федерального бюджета, предопределяет важность решения вопроса о том, каким должен быть механизм правового регулирования администрирования таможенных платежей в условиях новой формы экономической интеграции.
В последние годы термин «администрирование» применительно к таможенным платежам употребляется в нормативных актах различного уровня[3] (в том числе Федеральной таможенной службой[4]), в судебной практике[5], а также в юридической литературе[6].
Законодатель и судебные органы избегают определения данного понятия, установления границ администрирования таможенных платежей, а в юридической науке отсутствуют комплексные исследования, посвященные указанной проблематике. Недостаточная определенность по рассматриваемому вопросу в условиях реформирования таможенного законодательства влечет за собой различное толкование правовых норм в данной сфере, а неясность правовых положений для субъектов соответствующих правоотношений приводит к ущемлению их законных интересов.
Из изложенного следует, что важными задачами финансово-правовой науки на современном этапе становятся: уяснение сущности категории «администрирование таможенных платежей», установление соотношения ее с категорией «финансовая деятельность государства», выработка рекомендаций для построения нового механизма финансово-правового регулирования администрирования таможенных платежей в условиях Евразийского экономического союза.
Разработка концепции администрирования таможенных платежей в рамках науки финансового права позволит выявить актуальные направления совершенствования положений проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза о таможенных платежах и полномочиях таможенных органов в процессе их взимания.