Развитию малого бизнеса уделяется большое внимание в подавляющем большинстве стран. Программы его поддержки существуют как в развитых[1], так и в развивающихся странах, ряд международных организаций также оказывает содействие развитию малого бизнеса. Межстрановые сравнения показывают, что более богатые страны имеют и более высокий показатель доли малого бизнеса в промышленном производстве, хотя мы не располагаем эмпирическими подтверждениями, что развитие малого бизнеса напрямую влияет на экономический рост в стране[2].
Для России поддержка малого бизнеса особенно важна, так как в период плановой экономики он практически полностью отсутствовал в отличие от некоторых стран Восточной Европы, где, например, в сфере услуг сохранялась высокая доля малых частных предприятий. С начала переходного периода в течение длительного времени не реализовывались масштабные программы поддержки малого бизнеса, поэтому до сих пор мы наблюдаем в России незначительное присутствие малых предприятий в отраслях, в которых доля малого бизнеса традиционно высока в других странах, например в пищевой и легкой промышленности.
С 2001 г. на федеральном уровне началась реформа по снижению административных барьеров и формированию благоприятного климата для предпринимательской деятельности и инвестиций. В действие вступили законы, предусматривающие упрощение процедур регистрации, лицензирования и проверок малых и средних предприятий. Существенные изменения, внесенные в законы о лицензировании, проведении контрольно-надзорных мероприятий и регистрации предприятий, упростили процедуры государственного регулирования малых и средних предприятий. Данная реформа идет постепенно, ежегодно вводятся новые законы, направленные на снижение административных барьеров и развитие малого предпринимательства. Практика введения новых законодательных норм и степень развития малого бизнеса сильно различаются по регионам и существенно зависят от политики, проводимой региональными властями.
В выступлениях представителей российских властей наблюдается тенденция к определению развития малого бизнеса как одной из ключевых задач для стабильного и долговременного развития страны, а сам бизнес рассматривается как база предпринимательской активности[3].
В условиях финансового кризиса малый бизнес может играть стабилизирующую роль в развитии регионов РФ, так как:
● он предоставляет возможность для создания рабочих мест и обеспечения постоянной или временной работой тех, кто был сокращен в кризисный период (самозанятость населения, семейный бизнес);
● малые предприятия быстрее реагируют на изменение конъюнктуры и могут быстрее приспособиться к изменениям спроса;
● в некоторых отраслях малые фирмы могут быть источником развития новых технологий или способов производства.
Вместе с тем финансовый кризис сильнее сказывается на возможностях доступа малых фирм к внешним источникам финансирования по сравнению с крупными или средними предприятиями. Исследования показывают, что доступ к внешнему финансированию для малых фирм является гораздо более серьезной проблемой, чем для крупных. Например, Beck, Demirguc-Kunt, Laeven, Maksimovic (2006), используя данные World Business Environment Survey (WBES), показывают, что малые предприятия гораздо чаще, чем средние и крупные, называют финансирование в числе основных препятствий роста бизнеса. В условиях кризиса менее выгодное положение малых фирм может усугубиться.
Недавние опросы, проведенные в странах Европейского союза, показали, что доступность внешних источников финансирования в условиях текущего кризиса оказывается одной из наиболее острых проблем для малого бизнеса. В данной работе мы анализируем, как изменилась ситуация с развитием российского малого бизнеса в кризисный период, уделяя основное внимание проблемам кредитования малых предприятий.
Проект ЦЭФИР по опросу руководителей малых предприятий в регионах России ставил целью разработать рекомендации, нацеленные на совершенствование экономической политики. Задача опроса состояла в оценке затрат малого бизнеса, направленных на преодоление административных барьеров, и в разработке экономических мер по их снижению. Эти меры должны значительно улучшить эффективность деятельности существующих компаний, стимулировать выход на рынок новых, а значит, способствовать экономическому росту. Отдельный раздел анкеты посвящен вопросам доступности внешнего финансирования в кризисный период.
Для анализа мы использовали результаты опроса малых предприятий, проведенного ЦЭФИР в конце 2009 – начале 2010 г. Опрос проводился в 20 регионах Российской Федерации[4]. По каждому региону сделана выборка из 100 предприятий, разбитых по следующему принципу: 20 недавно зарегистрированных предприятий (в большинстве случаев во II и III кв. 2009 г.) и 80 давно существующих. Всего было задействовано 2056 предприятий.
Вначале мы даем краткий обзор зарубежного опыта реформы государственного финансирования и программ государственной поддержки малого бизнеса, а также анализируем изменения в административных барьерах для малого предпринимательства, происшедшие в 2009 г. в России. Затем сравниваем доступность внешнего кредитования малых и средних предприятий в России и странах ЕС, а в заключение предлагаем некоторые экономические меры. Детальное описание инструментария, использованного при анализе административных барьеров, представлено в приложении А. Приложение Б содержит подробное описание полученных в ходе опроса результатов.