Часть 1 Общее административное право

Раздел 1. Административное право как отрасль права

Тема 1. Административное право как отрасль права

1. Административное право как отрасль российского права.

2. Исполнительная деятельность публичной администрации.

3. Предмет административно-правового регулирования.

4. Метод административно-правового регулирования.

5. Система административного права.

Нормативные правовые акты

Конституция РФ.

ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 17 декабря 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

Закон РФ «О милиции» 18 апреля 1991 г. с последующими изменениями // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 16. Ст. 503.

Закон РФ «О государственной границе» от 1 апреля 1993 г. с последующими изменениями // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.

ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873; 1999. № 10. Ст. 1158.

Правила регистрации граждан и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939.

Дополнительная литература

Административное право: теория и практика. М., 2002.

Административное право зарубежных стран. М., 2003.

Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.

Бахрах Д. Н. Предмет и источники административного права // Административное право на рубеже веков. Екатеринбург, 2003. С. 6–27.

Бельский К. С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995.

Бельский К. С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1997. № 11. С. 14–21.

Бельский К. С. О системе административного права // Государство и право. 1998. № 3.

Бельский К. С., Елисеев Б. П., Кучеров И. И. О системе специальных методов полицейской деятельности // Государство и право. 2003. № 4. С. 11–18.

Бельский К. С., Елисеев Б. П., Кучеров И. И. Полицейское право как подотрасль административного права // Государство и право. 2001. № 12. С. 45–53.

Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988.

Ведель Ж. Административное право Франции. М., 1973.

Воронков А. В. Проблемы теории административного права: сравнительно-правовое исследование. СПб., 2001.

Галлиган Д., Полянский В. В., Старилов Ю. Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. М., 2002.

Драго Р. Административная наука. М., 1982.

Козлов Ю. М. Предмет советского административного права. М., 1967.

Князев С. Д. Административное право Российской Федерации: предмет, система, реформирование // Правоведение. 2001. № 5. С. 37–53.

Мицкевич Л. А. Основы административного права Германии. Красноярск, 2002.

Ориу М. Основы публичного права. М., 1929.

Осинцев Д. В. О предмете административного права // Российский юридический журнал. 1999. № 2. С. 67–76.

Осинцев Д. В. Сущность и основные черты метода административно-правового регулирования // Правовая наука и реформа юридического образования. 1999. Вып.10. С. 142–155.

Рихтер И., Шупперт Г. Ф. Судебная практика по административному праву. М., 2000.

Российское полицейское (административное) право: Хрестоматия. Воронеж, 1999.

Старилов Ю. Н. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии // Государство и право. 2000. № 5. С. 12–21.

Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 3. С. 34–45.

Сорокин В. Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 2002.

Тихомиров Ю. А. О концепции развития административного права и процесса // Государство и право. 1998. № 1. С. 5–14.

Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995.

Хазанов С. Д. Важные вопросы науки административного права // Административное право на рубеже веков. Екатеринбург, 2003. С. 28–46.

Юсупов В. А. Теория административного права. М., 1985.

Темы научных докладов и курсовых работ

Принципы современного административного права России.

Проблемы реформирования административного права Российской Федерации.

Основные концепции предмета административного права.

Государственное управление как сфера административно-правового регулирования.

Административно-правовой режим публичного администрирования.

Административно-правовые институты: понятие, сущность, структура.

Императивность и диспозитивность в административно-правовом регулировании.

Административное усмотрение как правовая категория.

Административная реформа и административное право: грани взаимодействия.

Контрольные вопросы

1. Какие виды административной деятельности вы можете назвать? Определите критерии их разграничения.

2. Назовите отличительные признаки исполнительной деятельности государственной администрации.

3. Назовите принципы административного права и дайте им краткую характеристику.

4. Какие признаки свидетельствуют о том, что административное право является публичным правом?

5. Какие социально-правовые факторы послужили основанием к переходу от полицейского права к административному праву в конце ХIХ начале ХХ веков?

6. Какие группы административно-правовых отношений можно выделить в предмете административно-правового регулирования?

7. Какие юридические приемы реализации метода административно-правового регулирования вы можете назвать?

8. Определите признаки административно-правового института.

9. Назовите административно-правовые институты и подотрасли административного права, входящие в систему административного права.

10. Каково соотношение понятий «исполнительная власть», «административная деятельность» и «административное право»?

11. Какое место в системе публичного права занимает административное право?

12. Какие функции выполняет административное право в правовой системе Российской Федерации?

13. Какой смысл вкладывает современное административное законодательство в понятие «государственное управление»?

14. Что означает категория «административное усмотрение»?

15. Как в механизме административно-правового регулирования используются частноправовые приемы и способы регулирования?

Задания

1. Приведите примеры правоотношений, в которых участвуют органы исполнительной власти, но которые не входят в предмет административного права. В каких правовых актах они закреплены?

2. Выберите в нормативных правовых актах и выпишите в тетрадь несколько отдельных статей, характеризующих метод административно-правового регулирования.

3. Приведите примеры использования в административном законодательстве приемов стимулирования деятельности субъектов административного права.

4. Найдите в Таможенном кодексе РФ нормы, подтверждающие, что таможенное право является подотраслью административного права.

5. Приведите примеры внутриорганизационных отношений применительно к деятельности государственных органов, не являющихся органами исполнительной власти, которые включаются в предмет административно-правового регулирования.

Задачи

1. Глава администрации города подписал постановление «О мерах по улучшению благоустройства городской территории», в котором предусматривалось, что за самовольную установку ларьков, передвижных лотков и иных временных сооружений, предназначенных для мелкорозничной торговли, физические и юридические лица несут административную ответственность в виде административного штрафа с конфискацией самовольно установленных сооружений в муниципальную собственность.

Говорухин обратился в суд с требованием признать данное постановление незаконным, так как согласно ст. 3.7 КоАП РФ конфискацию может применять только суд.


Ваше мнение по данному вопросу? Входит ли в компетенцию главы муниципального образования принятие такого акта?

(КоАП РФ; ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Градостроительный кодекс РФ)


2. Крошкин, занимающий должность федерального министра, обратился в Верховный Суд РФ с просьбой признать незаконным Указ Президента РФ об отставке Правительства РФ, поскольку он (Крошкин) в этот период находился на больничном и согласно ст. 81 Трудового кодекса РФ не мог быть уволен по инициативе администрации.


Разрешите дело по существу.

(Конституция РФ; ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г.; Трудовой кодекс РФ)


3. Сидоров обратился в суд с жалобой на отказ начальника городского управления внутренних дел издать приказ о приеме его на службу в органы внутренних дел, полагая, что нарушены его трудовые права, предусмотренные ст. 64 Трудового кодекса РФ.

В судебном заседании представитель городского УВД заявил, что Сидоров по своим моральным качествам не может быть сотрудником органов внутренних дел.


Ваше мнение по данному вопросу?

(ТК РФ; Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.; Положение о прохождении службы в ОВД от 23 декабря 1992 г.)


4. Судья районного суда вынес определение о приводе свидетеля по делу об административном правонарушении и направил его для исполнения в службу судебных приставов-исполнителей в соответствии с ч. 7 ст. 113 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Старший судебный пристав-исполнитель направил судье мотивированный отказ от исполнения данного определения, так как его исполнение не входит в компетенцию судебных приставов-исполнителей.


Дайте юридический анализ дела. Кто должен исполнять определение судьи, принятое в рамках производства по делам об административных правонарушениях?

(КоАП РФ; УПК РФ; ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.; приказ МВД РФ от 21 июня 2003 г. «Об утверждении инструкции о порядке осуществления привода)


5. Гражданин Колесников, имеющий постоянное место жительства в Челябинской области, приехал в г. Екатеринбург с целью поиска работы. Через десять дней после прибытия он обратился с заявлением в администрацию города с просьбой зарегистрировать его временное пребывание на срок до одного года, предоставив паспорт и договор найма квартиры. Однако в администрации города документы не приняли, пояснив, что, во-первых, первоначально необходимо стать на воинский учет и принести военный билет с отметкой военкомата, а во-вторых, он не имеет права на регистрацию в г. Екатеринбурге на срок свыше шести месяцев.

Колесников обратился с жалобой в суд, указав, что законы РФ не предусматривают подобных ограничений прав граждан.


Были ли соблюдены гражданином Колесниковым правила регистрации граждан РФ по месту пребывания? Какое решение должен вынести суд?

(Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.; Правила регистрации граждан и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.; постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г.)


6. Пенсионер Макашов, являясь инвалидом II группы, проезжая в автобусе, потребовал от гражданина Кострова освободить ему место, специально предназначенное для пассажиров с детьми, инвалидов и участников войны, на том основании, что Главой администрации города утверждены Правила пользования городским транспортом, которые предусматривают создание подобных мест и право соответствующей категории граждан требовать их предоставления. Поскольку Костров отказался освободить место, Макашов обратился в суд с заявлением на бездействия водителя автобуса, полагая, что возник спор, который регулируется административным законодательством.

Суд отказал в принятии заявления за неподведомственностью спора судам общей юрисдикции.


Являются ли отношения, возникшие между Макашовым и Костровым, административно-правовыми отношениями? Возник ли в данном случае спор, вытекающий из административных правоотношений?

(Гл. 25 ГПК РФ)


7. Инспектор ДПС ГИБДД Бескорыстный составил протокол о нарушении правил дорожного движения гражданином Невезучим, выразившееся в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, и изъял его водительское удостоверение. Невезучий обратился с жалобой к начальнику ГИБДД, полагая, что инспектор нарушил требования ст. 3.8 КоАП РФ, которая предусматривает, что лишение специального права назначается только судьей.

Поскольку начальник ГИБДД в жалобе отказал, Невезучий обратился в суд. Суд вынес решение о признании действий инспектора ГИБДД незаконными, поскольку согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.


Дайте юридический анализ дела. Что означает изъятие водительского удостоверения?

(КоАП РФ; ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г.)


8. Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций своим приказом приостановило действие лицензии телерадиовещательной компании «Петербург» в связи с многочисленными жалобами телезрителей на «необъективное и оскорбительное освещение политических событий в стране».

Через несколько дней в средствах массовой информации появилось сообщение, что в Москве, в здании Минпечати прошли переговоры между заместителем министра и руководством ТРК «Петербург», в результате которых был подписан «примирительный протокол». Согласно этому документу ТРК «Петербург» обязуется устранить допущенные нарушения закона о средствах массовой информации, а Минпечати обязуется отменить свой приказ о приостановлении действия лицензии.


Разберите юридическую ситуацию с точки зрения методов административно-правового регулирования. Допускает ли административное законодательство, регулирующее данную сферу отношений, подобное согласование интересов сторон?

(ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.; Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.; Положение о Министерстве печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 1999 г.)


9. Шарапов обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным п. 2.1.2. Правил дорожного движения РФ, в соответствии с которым водители и пассажиры должны быть пристегнутыми ремнями безопасности. В противном случае законодательство предусматривает административную ответственность. Шарапов же полагает, что ремни не влияют на безопасность других участников дорожного движения, а для водителя и пассажиров создают неудобства, поскольку давят на грудь. Кроме того, Конституция не предусматривает обязанности граждан заботиться о своем здоровье, поэтому данное правоограничение не соответствует требованиям ст. 55 Конституции РФ.


Следует ли суду удовлетворить данное заявление?

(ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г.; Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья; Правила дорожного движения. Утв. постановлением Совета министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г.; КоАП РФ)


10. Заместитель областного министра Черный решил выдвинуть свою кандидатуру для избрания депутатом Законодательного собрания области. Однако в областной избирательной комиссии отказались зарегистрировать его кандидатуру, пояснив, что лица, занимающие государственные должности, не вправе быть депутатами представительных органов государственной власти.

Предприниматель Белый изъявил свое желание стать федеральным инспектором в Уральском федеральном органе. Конкурсная комиссия отказала принять заявление об участии в конкурсе Белого, поскольку лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, не может быть государственным служащим.

Черный и Белый обратились в суд с жалобой на решения комиссий, мотивировав это тем, что нарушаются их конституционные права.


Как следует разрешить данные дела?

(ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.)


11. Субъект РФ в своем законе установил особый порядок привлечения к административной ответственности депутатов своего законодательного органа государственной власти: для привлечения депутатов к административной ответственности необходимо было получить согласие законодательного органа.

Прокурор субъекта РФ принес протест в связи с принятием данного закона, так как органы государственной власти субъекта РФ вышли за пределы своей компетенции, поскольку они не вправе регулировать неприкосновенность депутатов.


Дайте юридический анализ дела.

(ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.; постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1995 г.; постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г.)

Юридическое эссе

Гражданин Ландо был доставлен сотрудниками ОВД в медицинский вытрезвитель, поскольку находился на улице в состоянии алкогольного опьянения. В медицинском вытрезвителе он содержался с 22.00 до 8.00.

Гражданин Ландо обратился в юридическую консультацию с просьбой разъяснить, какими правовыми актами регулируется данная ситуация и какова юридическая природа тех отношений, в которых он участвовал.

Подготовьте письменное разъяснение.

Тема 2. Нормы и источники административного права

1. Понятие, структура и особенности норм административного права.

2. Критерии классификации и виды норм административного права.

3. Действие норм административного права во времени и в пространстве.

4. Основные способы реализации норм административного права.

5. Понятие, система, особенности и виды источников административного права.

6. Система и структура административного законодательства.

Нормативные правовые акты

Конституция РФ.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

Закон РФ «О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. // ВВС. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.

ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. // ВВС. 1993. № 32. Ст. 1227.

Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3605.

Указ Президента РФ «О классификаторе правовых актов» от 15 марта 2000 г. // Российская газета. 2000. 22 марта.

Дополнительная литература

Бахрах Д. Н. Конституционные основы действия правовой нормы во времени // Журнал российского права. 2003. № 5. С. 40–53.

Бачило И. Л. Структура российского законодательства нуждается в совершенствовании // Журнал российского права. 1997. № 3. С. 3–12.

Демин А. В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998. № 2. С. 15–21.

Лившиц Р. З. Судебная практика как источник права // Журнал российского права. 1997. № 6. С. 49–57.

Концепция развития административного и административно-процессуального законодательства // Концепции развития российского законодательства. М., 1998. С. 55–84.

Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М., 1978.

Коренев А. П. Кодификация советского административного права. М., 1970.

Костенников М. В., Куракин А. В. К вопросу о кодификации норм административного права России // Государство и право. 2002. № 4. С. 19–29.

О развитии административного законодательства // Государство и право. 1996. № 7. С. 3–18.

Спектор Е. И. Судебный прецедент как источник права // Журнал российского права. 2003. № 5. С. 86–96.

Студеникина М. С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. 2000. № 7. С. 10–21.

Судебная практика как источник права. М., 2000.

Тихомиров Ю. А., Юртаева Е. А. Кодекс в системе законодательных и иных правовых актов // Журнал российского права. 1997. № 4. С. 7–13.

Юсупов В. А. Правоприменительная деятельность в сфере государственного управления. М., 1976.

Темы научных докладов и курсовых работ

Административный закон: понятие, сущность, виды.

Соотношение административных законов и подзаконных актов.

Роль судебной практики в регулировании административно-правовых отношений.

Решения Конституционного Суда РФ как источник административного права.

Решения Верховного Суда РФ как источник административного права.

Проблемы систематизации административного законодательства.

Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере административного и административно-процессуального законодательства. Понятие и сущность административного правоприменения.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются нормы административного права от норм конституционного, уголовного и гражданского права?

2. Что означает императивность административно-правовых норм? Как она выражена в конкретных нормах административного права?

3. Как соотносятся между собой материальные и процессуальные нормы административного права? Чем отличаются процессуальные нормы от процедурных?

4. Каковы особенности изложения структурных элементов административно-правовых норм в нормативных правовых актах?

5. Каковы признаки административно-правового института?

6. В чем заключаются трудности кодификации административного законодательства? Приведите примеры кодификационных актов.

7. Как соотносятся понятия «отрасль административного права» и «административное законодательство»?

8. Назовите особенности административных законов. Какие формы административных законов вы знаете?

9. Назовите правила разрешения коллизий административно-правовых норм?

10. Какое место в системе источников административного права занимают административные договоры и судебные акты?

Задания

1. Выберите из актов, являющихся источниками административного права, и выпишите в тетрадь не менее трех примеров:

а) регулятивных и охранительных административно-правовых норм;

б) обязывающих, запрещающих, уполномочивающих административно-правовых норм;

в) материальных и процессуальных административно-правовых норм.

2. Найдите в нормативных правовых актах и выпишите в тетрадь несколько статей (норм), в каждой из которых изложена:

а) только диспозиция, а гипотеза подразумевается или отсутствует;

б) гипотеза и диспозиция;

в) диспозиция и санкция;

г) гипотеза, диспозиция и санкция.

3. Найдите в нормативных правовых актах рекомендательные нормы административного права. Каково ваше мнение об условиях целесообразности их применения?

4. Найдите в нормативных правовых актах нормы, которые могут быть отнесены к внутриаппаратным. Каковы особенности вступления в силу и действия этих норм административного права?

5. Расположите в порядке иерархии следующие правовые акты, если они могут быть источниками административного права:

Указ Президента РФ; Федеральный закон; распоряжение Правительства РФ; постановление Правительства РФ;

совместный приказ министра обороны РФ и министра внутренних дел РФ;

решение Совета Безопасности РФ;

приказ министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

закон субъекта РФ; инструкция Центрального банка РФ;

указ губернатора области;

постановление представительного органа муниципального образования;

инструкция Министерства РФ по налогам и сборам.

6. Выберите и запишите в тетрадь по три примера административных договоров, являющихся источниками административного права, и судебных актов, являющихся источниками административного права.

Задачи

1. Водитель Потапов, подъезжая на автомашине к перекрестку, увидел, что его останавливает инспектор ГИБДД, но не подчинился, за что был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ. В жалобе, поданной Потаповым в районный суд, он указал, что согласно примечанию к п. 13.6 Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ, утвержденного приказом МВД РФ от 20 апреля 1999 г. (БНА, 1999. № 24), запрещается останавливать транспортные средства перед перекрестком, поэтому он вправе был не останавливаться.

В суде представитель ГИБДД пояснил, что содержащаяся в Наставлении норма относится к внутриаппаратным и не регулирует права и обязанности водителей.


Ваше мнение по данному вопросу.

(КоАП РФ; Правила дорожного движения. Утв. постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090)


2. Сутягин обратился в областной суд с заявлением, в котором просил признать недействующим ряд статей областного закона о правовых актах, предусматривающих, что областные законы по вопросам административной ответственности вступают в силу на следующий день после их официального опубликования, а правовые акты областных министерств вступают в силу с момента их подписания.

Областной суд признал оспариваемые статьи областного закона недействующими, указав, что в соответствии в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» нормативные правовые акты должны вступать в силу не ранее чем через 10 дней после официального опубликования.


Дайте юридический анализ дела. В каком порядке вступают в силу законы субъекта РФ, содержащие административно-правовые нормы? В каком порядке вступают в силу нормативные правовые акты областных органов исполнительной власти?


3. В мае 2001 г. Правительство РФ приняло постановление, в котором указывалось, что с 1 января 2001 г. продолжает действовать порядок ценообразования на энергоносители, действовавший в 2000 г.

Пожарский обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил признать указанное постановление недействительным на том основании, что нарушен порядок вступления в силу актов Правительства РФ, установленный ст. 23 ФКЗ «О Правительстве РФ», предусматривающей, что акты, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. В данном же случае, по его мнению, акт вступил в силу досрочно, то есть с 1 января 2001 г.

Верховный Суд отказал в удовлетворении жалобы, указав в своем решении, что Правительство не нарушило порядка опубликования своего правового акта.


Ваше мнение по данному спору? Каким образом взаимосвязаны между собой порядок вступления акта в силу и пределы действия акта?


4. В п. 11 Положения о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты, утвержденного Центральным банком РФ и Государственным таможенным комитетом РФ от 12 января 2000 г., говорится, что настоящее положение вступает в силу с момента его официального опубликования в «Вестнике Банка России». Гражданин Круглов обратился в Верховный Суд с заявлением, в котором просил признать данный пункт не соответствующим действующему законодательству, в частности ст. 5 Таможенного кодекса РФ и Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти».

В суде представитель Центрального банка РФ заявил, что порядок опубликования данного акта полностью соответствует требованиям ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г.


Ваше мнение по данному вопросу? Что означает официальный источник опубликования? В каком порядке публикуются совместные акты?


5. Петренко был задержан таможенными органами в аэропорту Шереметьево за то, что 18 марта 2003 г. пытался провести через таможенную границу 2000 долларов США без декларации. Согласно действовавшим на тот момент правилам, физические лица могли вывозить иностранную валюту без декларации на сумму, не превышающую 1500 долларов США. В отношении Петренко было начато производство по делу о нарушении таможенных правил по ст. 16.1 КоАП РФ.

Через несколько дней вступил в силу новый порядок вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты, разрешающий вывозить без декларирования иностранную валюту в размере, не превышающем 3000 долларов США. Петренко обратился с ходатайством о прекращении в отношении него дела о нарушении таможенных правил на основании КоАП РФ, полагая, что данный порядок отменил ответственность за совершенное им правонарушение, следовательно, имеет обратную силу.

Начальник таможни аэропорта Шереметьево отклонил данное ходатайство, поскольку изменился не закон, устанавливающий административную ответственность, а прядок вывоза иностранной валюты, а эти нормы обратной силы не имеют.


Как следует разрешить данное дело?

(КоАП РФ; Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ»; Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2001 г. по делу гр. Скородумова)


6. В Тюменской области был принят закон об административной ответственности за рекламу эротической продукции на территории области. Статьей 5 указанного закона была установлена административная ответственность юридических и физических лиц за несоблюдение предусмотренных им положений в виде административного штрафа в размере от 25 до 250 МРОТ с конфискацией незаконно рекламируемой продукции.

Прокурор области принес протест в связи с принятием данного закона, так как органы государственной власти субъекта РФ вышли за пределы компетенции, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях.


Дайте юридический анализ дела. Определите компетенцию субъекта РФ в области законодательства об административной ответственности.

(Конституция РФ; КоАП РФ)


7. Правдивцев обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействительным указания Центрального банка РФ «О порядке работы с наличной иностранной валютой». Во-первых, форма акта, по его мнению, не соответствует требованиям, установленным Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. А во-вторых, это указание было опубликовано через 30 дней после его государственной регистрации, тогда как согласно Указу Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» оно подлежало опубликованию в течение 10 дней после государственной регистрации.

Представитель ЦБ РФ в суде пояснил, что согласно ст. 7 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» ЦБ РФ самостоятельно определяет порядок введения в действие своих актов.


Дайте юридический анализ дела.

(Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.; ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г.; Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.)


8. 20 сентября 2002 г. Министр внутренних дел РФ подписал приказ, предусматривающий введение особого порядка въезда и выезда в Чеченскую Республику. В приказе предусмотрено вступление его в силу с момента подписания.

21 сентября на въезде в Чеченскую Республику был задержан грузовой автомобиль, принадлежащий ОАО «Ставропольлес», который не был пропущен в город Грозный, несмотря на наличие правильно оформленных товаросопроводительных документов, со ссылкой на действие приказа МВД РФ.

ОАО «Ставропольлес» обратилось в суд с жалобой на незаконное действие особого порядка въезда и выезда в Чеченскую Республику.


Дайте юридический анализ дела. Какие виды приказов вправе подписывать министр внутренних дел? В каком порядке они вступают в силу?

(Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.; Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.; ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г.; Положение о Министерстве внутренних дел РФ от 18 июля 1996 г.)


9. Водитель Пискунов был остановлен инспектором ГИБДД (ГАИ) с целью проверки документов. В ходе проверки выяснилось, что автомобиль, которым он управлял, не прошел государственный технический осмотр. Инспектор ГИБДД потребовал от водителя снять передний государственный номер, объяснив, что забрать его он сможет после прохождения технического осмотра.

Пискунов обратился в районный суд с жалобой, в которой просил признать действия должностного лица незаконными, указав, что согласно примечанию к ст. 12.19. КоАП РФ снятие государственных регистрационных знаков запрещено.

Суд отказал в удовлетворении жалобы на том основании, что инспектор ГИБДД правомерно запретил эксплуатацию транспортного средства в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.


Дайте юридический анализ дела. (КоАП РФ)


10. Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании недействующим областного закона 2000 г., поскольку он был подписан и обнародован Председателем Областной думы, а не Губернатором области. Такой порядок, по мнению прокурора, не соответствует ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и правовым позициям Конституционного Суда РФ.

Представитель Областной думы в суде пояснил, что согласно Уставу области законы, принятые в порядке преодоления вето главы исполнительной власти субъекта РФ, подписываются и обнародуются Председателем Областной думы. Кроме того, порядок, установленный федеральным законом, в 2000 г. не действовал, так как этот федеральный закон в ст. 30 предусматривает два календарных года для приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с ним.


Дайте юридическое заключение по данному делу.

(ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г.)

Юридическое эссе

Гражданин Ландо обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил признать недействительным приказ МВД СССР от 30 мая 1985 г. «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел», в соответствии с которым сотрудники милиции доставляют граждан, находящихся в состоянии опьянения в общественных местах, в медицинские вытрезвители. В обоснование своих требований Ландо заявил, что приказ МВД СССР никогда не публиковался в официальном издании, не прошел регистрации в Минюсте России в соответствии с новыми правилами, нарушает требования ст. 15 Конституции РФ и не должен применяться на территории РФ.

Письменно прокомментируйте аргументы сторон.

Тема 3. Административные правоотношения

1. Понятие и основные черты административно-правовых отношений.

2. Структура административно-правовых отношений.

3. Виды административно-правовых отношений.

4. Субъекты административно-правовых отношений.

5. Юридические факты в административном праве.

Нормативные правовые акты и судебная практика

Конституция РФ.

КоАП РФ.

Таможенный кодекс РФ.

Налоговый кодекс РФ.

Градостроительный кодекс РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Гражданский кодекс РФ.

ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. с посл. изм. // Ведомости СНД И ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. «По делу о проверке конституционности пункта “б” ч. 1 ст. 1 Закона Республики Мордовия “О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью”» // ВКС. 1997. № 4.

Дополнительная литература

Козлов Ю. М. Административные правоотношения. М., 1976.

Коваль Л. В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979.

Магазинер Я. М. Общая теория права на основе советского законодательства // Правоведение. 2000. № 1. С. 257–271.

Петров Г. И. Советские административно-правовые отношения. Л., 1972.

Сорокин В. Д. Административно-процессуальное отношение. Л., 1968.

Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

Юсупов В. А. Теория административного права. М., 1985.

Темы научных докладов и курсовых работ

Юридические факты в административном праве.

Особенности «горизонтальных» административных правоотношений.

Особенности координационных административных правоотношений.

Взаимодействие охранительных и регулятивных административных правоотношений.

Особенности субъектного состава в административных правоотношениях.

Применение норм гражданского права в административных правоотношениях.

Контрольные вопросы

1. Можно ли утверждать, что все общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти, имеют форму административно-правовых отношений, то есть урегулированы нормами административного права?

2. Идентичны ли понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правового отношения»?

3. По каким признакам (чертам) административные отношения отличаются от конституционных, трудовых, гражданских, уголовно-правовых правоотношений?

4. Как соотносятся между собой понятия «предмет» и «объект» административных правоотношений?

5. В чем различие «вертикальных» и «горизонтальных» административных правоотношений?

6. Дайте характеристику понятия «властеотношения».

7. Чем объясняется, что содержание административных правоотношений не имеет взаимно-представительского характера, в отличие от гражданских трудовых правоотношений?

8. Почему административно-правовые отношения относятся к категории публичных правоотношений?

9. Какие юридические факты в административном праве имеют доминирующее значение как основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений?

10. В системе административных правоотношений имеются правоотношения, возникающие на основе соглашений между субъектами административного права. В чем их отличие от гражданских договорных отношений?

11. В чем проявляется ограниченность судебного порядка разрешения споров, вытекающих из административно-правовых отношений?

Задания

1. Налоговая инспекция провела на заводе «Фарфор» проверку правильности уплаты налога за 2002 г.; ГИБДД запретил эксплуатацию 10 грузовых автомобилей в автохозяйстве по причине технической неисправности; председатель областного суда отменил постановление районного судьи о наложении административного наказания; Степанов подал заведующему городским отделом образования жалобу на директора школы, выражая протест против отчисления сына за недисциплинированность; отдел вневедомственной охраны ГУВД заключил договор с администрацией музея на охрану ценностей; Министерство обороны РФ своим приказом обязало военкоматы обеспечить исполнение Указа Президента РФ о призыве военнообязанных на военные сборы.


Определите, какие из правоотношений, возникающих на основе вышеприведенных фактов, являются горизонтальными, а какие вертикальными?


2. Весенний разлив северо-западных рек Волхова, Щелони, Ловати создал угрозу затопления улиц и площадей городов Великого Новгорода, Старой Руссы и других населенных пунктов области. Администрация области приняла решение о мерах по борьбе с наводнением. Согласно решению все автотранспортные организации обязаны были выделить в распоряжение специальных комиссий автомашины для подвозки стройматериалов к местам возведения дамб и других сооружений, в местах, где создалась непосредственная угроза затопления.


Охарактеризуйте юридические факты и структуру возникших на их основе правоотношений?


3. Проанализируйте юридическую природу следующих правоотношений, выделив среди них административно-правовые:

а) Президент РФ подписал Указ об отставке Правительства РФ;

б) Президент РФ дал распоряжение заместителю Председателя Правительства РФ о необходимости решения ряда кадровых вопросов;

в) Правительство РФ отменило приказ Министерства здравоохранения РФ;

г) Министерство транспорта РФ обратилось в Министерство здравоохранения РФ с предложением увеличить количество врачей, подготавливаемых для медицинских учреждений железнодорожного транспорта;

д) областное управление юстиции зарегистрировало устав общественного объединения;

е) прокурор вынес предписание об устранении губернатором области нарушений закона;

ж) арбитражный суд выдал приказ на арест расчетного счета акционерного общества;

з) муниципальное предприятие «Тепловые сети» прекратило подачу тепла заводу «Керамик» за нарушения правил пользования тепловой энергией;

и) отдел здравоохранения администрации города заключил договор со строительной организацией на ремонт здания горбольницы;

к) налоговая инспекция в безакцептном порядке списала с расчетного счета предприятия недоимку по уплате налога на прибыль;

л) Правительство РФ и правительство субъекта РФ заключили соглашение о разграничении полномочий;

м) Министерство по налогам и сборам и Министерство внутренних дел заключили соглашение о порядке проведения совместных контрольных проверок;

н) акционерное общество обжаловало в арбитражный суд постановление государственной санитарно-эпидемиологической службы о привлечении общества к административной ответственности.

Задачи

1. В соответствии с законом субъекта РФ «О чрезвычайных мерах по борьбе с экстремистской деятельностью» лица, подозреваемые в причастности к деятельности экстремистских группировок, могли быть подвергнуты задержанию в административном порядке сроком на 30 суток.

Прокурор области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать данный закон недействующим, поскольку он противоречит ст. 27.5 КоАП РФ.

Суд заявление прокурора удовлетворил, указав в своем решении, что предметом регулирования данного закона являются не административно-правовые отношения, а уголовно-процессуальные.


Дайте юридический анализ дела. Какова юридическая природа правоотношений, составивших предмет регулирования оспоренного закона?

(КоАП РФ; УПК РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. № 11)


2. Начальник Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора вынес постановление о привлечении ООО «МММ» к административной ответственности по ст. 9.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 МРОТ.

Уплатив административный штраф, ООО «МММ» обжаловало это постановление в арбитражный суд, который вынес решение о признании его недействительным. После того как данное решение вступило в силу и была возвращена взысканная сумма административного штрафа, ООО «МММ» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Госархстройнадзора процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ.

Арбитражный суд в иске отказал.


Проанализируйте ситуацию. Можно ли применить к данным правоотношениям положения ст. 395 ГК РФ?


3. 24 июня 2003 г. налоговой инспекцией Верх-Исетского района было выявлено правонарушение, совершенное индивидуальным предпринимателем Монеткиным, выразившееся в нарушении срока постановки на учет в налоговом органе, которое было квалифицировано по ст. 15.3 КоАП РФ.

26 сентября 2003 г. предприниматель Монеткин получил повестку с требованием явиться 1 октября 2003 г. к мировому судье для рассмотрения дела об административном правонарушении. В ходе слушания дела Монеткин заявил, что совершил не административное, а налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 116 Налогового кодекса РФ, а срок давности взыскания налоговых санкций, предусмотренный ст. 115 НК РФ, уже истек, и он не может быть привлечен к ответственности.


Дайте юридический анализ дела. Какую ответственность в связи с совершенным правонарушением будет нести предприниматель Монеткин?


4. Территориальное управление федерального антимонопольного органа своим постановлением привлекло к административной ответственности двух директоров акционерных обществ за нарушение обязанности уведомить о создании коммерческой организации в соответствии с п. 4 ст. 17 Закона о конкуренции. В соответствии со ст. 19.8 КоАП РФ на каждого из них был наложен административный штраф в размере 50 МРОТ.

Прокурор области принес протест на данное постановление, считая, что директора акционерных обществ на основании ст. 322 ГК РФ должны нести солидарную ответственность, с установлением объема вины каждого нарушителя и поэтому необходимо распределить размер административного штрафа между ними.


Ваше мнение по данному вопросу? Подлежит ли применению к данным правоотношениям Гражданский кодекс РФ?

(Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.; КоАП РФ; ГК РФ)


5. Областное управление по налогам и сборам в соответствии со ст. 212 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговой санкции с Удальцова за уклонение от явки по вызову налогового органа для дачи показаний по делу о нарушении законодательства по налогам и сборам на основании ст. 128 Налогового кодекса РФ.

Арбитражный суд прекратил производство по делу, указав, что согласно ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы вправе самостоятельно налагать административные штрафы на физических лиц.

Областное управление Министерства по налогам и сборам подало апелляционную жалобу на определение суда о прекращении дела, указав, что в данном случае должны применяться нормы Налогового кодекса, а не КоАП.


Дайте юридический анализ дела. К какому виду ответственности привлекался Удальцов?

(Налоговый кодекс РФ; КоАП РФ; АПК РФ)


6. Прокурор области обратился с заявлением в областной суд о признании недействующим и не подлежащим применению областного закона «Об органах регистрации актов гражданского состояния», поскольку отношения по государственной регистрации актов гражданского состояния являются предметом регулирования гражданского законодательства, а в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации.

В суде представитель Областной думы пояснил, что данный закон определяет структуру, организацию деятельности, порядок формирования и подчиненность государственных органов субъекта РФ, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния.


Ваше мнение по данному вопросу?

(ФЗ от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния»; Определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2001 г. № 248)


7. Индивидуальный предприниматель Беспутный, находясь в зале судебного заседания арбитражного суда, в ходе слушания дела допускал проявления неуважения к суду, сидя отвечал на вопросы, громко кричал, комментируя ход судебного слушания, не реагировал на замечания председательствующего.

Судебным приставом был составлен протокол о совершении Беспутным административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.3 КоАП РФ, и направлен на рассмотрение в районный суд.

Судья районного суда возвратил материалы дела судебному приставу, указав, что Беспутный должен нести ответственность на основании ст. 119 Арбитражного процессуального кодекса РФ в виде судебного штрафа.


Дайте юридический анализ дела. Какова юридическая природа штрафа, предусмотренного АПК РФ?


8. Сотрудник ОВД Пирожков приказом начальника ГУВД области был уволен из органов внутренних дел за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным и нравственным качествам сотрудника милиции.

Пирожков обратился в суд с заявлением о признании своего увольнения незаконным, так как трудовое законодательство не предусматривает подобного основания для увольнения.


Проанализируйте ситуацию с позиции действующего законодательства. О каких правоотношениях идет речь в данном казусе?

(Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.; Положение о прохождении службы в ОВД от 23 декабря 1992 г.; ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г.; Трудовой кодекс РФ)

Юридическое эссе

В своем заявлении в Верховный Суд РФ Ландо утверждал, что при выписке из медицинского вытрезвителя с него потребовали плату за пребывание. Однако поскольку речь идет о применении принудительных мер медицинского характера, он не обязан их оплачивать. Кроме того, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, не допускается навязывание платных услуг населению.

Представители МВД РФ утверждали, что законодательство о защите прав потребителей к данным правоотношениям неприменимо, поскольку плата за обслуживание является компенсацией затрат государственного органа на выполнение публичной функции по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Дайте критическую оценку аргументам сторон.

Раздел 2. Субъекты административного права

Тема 4. Административная правосубъектность физических лиц

Занятие 1. Общий и специальные административно-правовые статусы граждан

1. Понятие и структура административной правосубъектности физических лиц.

2. Административно-правовой статус граждан: понятие, признаки, элементы.

3. Виды административных прав и обязанностей граждан.

4. Специальные административно-правовые статусы граждан: понятие, особенности, виды.

5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Нормативные правовые акты и судебная практика

ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3032.

ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. // СЗ. 1995. № 31. Ст. 2990.

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 22. ст. 1475.

ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 30. ст. 3030.

ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. (в ред. ФЗ от 16 июля 1998 г.) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014; 1998. № 29. Ст. 3395.

Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. Утв. постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 45. Ст. 4520.

Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание. Утв. постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 45. Ст. 4516.

Постановление Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ «О вынужденных переселенцах».

Дополнительная литература

Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3. С. 16–24.

Хаманева Н. Ю. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. М., 2000.

Витрук Н. В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.

Андриченко Л. В., Белоусова Е. В. Статус беженцев и вынужденных переселенцев: сравнительно-правовой аспект // Журнал российского права. 1999. № 5/6. С. 108–115.

Борисова Н. Е., Дмитриев Ю. А. Проблема возрастных ограничений в российском законодательстве // Государство и право. 1999. № 11. С. 25–30.

Гражданин и аппарат управления в СССР. М., 1982.

Дмитриев Ю. А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. М., 1994.

Куракин А. В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Государство и право. 2001. № 6. С. 25–34.

Патюлин В. А. Государство и личность в СССР. М., 1974.

Петров Г. И. Административная правосубъектность граждан СССР // Правоведение. 1975. № 1. С. 24–31.

Малько А. В. Основы теории законных интересов // Журнал российского права. 1999. № 5/6. С. 65–72.

Новоселов В. И. Граждане как субъекты советского административного права // Субъекты советского административного права. Свердловск, 1985. С. 26–37.

Новоселов В. И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. В 2 т. Саратов, 1976, 1977.

Якимов А. Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4. С. 5–10.

Темы научных докладов и курсовых работ

Возрастные ограничения при реализации административной правосубъектности граждан.

Административно-правовые процедуры реализации прав и обязанностей граждан.

Административно-правовое регулирование права граждан на информацию.

Административно-правовое регулирование права граждан на оружие.

Административно-правовые ограничения прав и свобод граждан.

Специальный административно-правовой статус отдельных категорий граждан.

Административно-правовой статус иностранных граждан.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия «правовой статус» и «административно-правовой статус» граждан? Регулируют ли нормы Конституции РФ административно-правовой статус граждан?

2. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность граждан?

3. Что означает понятие специальной административной право– и дееспособности? Приобретению каких прав она должна предшествовать?

4. В чем заключаются особенности административной правоспособности и дееспособности, по сравнению с гражданской право– и дееспособностью?

5. От каких факторов зависит объем и содержание административной правосубъектности граждан?

6. Перечислите права, включаемые в административно-правовой статус гражданина РФ.

7. Что такое специальные административные права? В каком порядке они приобретаются?

8. Может ли быть ограничен административно-правовой статус граждан? Каковы основания и пределы подобных ограничений?

9. Каково соотношение общего и специальных административно-правовых статусов граждан? Какие виды специальных статусов можно привести в качестве примеров?

10. Какие права граждан РФ не могут реализовать иностранцы и лица без гражданства?

Задания

Заполните карту сравнительного анализа:


Задачи

1. 16-летний Иван Дурнев обратился в отдел ЗАГС с заявлением, в котором просил переменить ему фамилию и имя, пояснив, что не желает больше иметь в школе кличку, унижающую его достоинство, а имя является слишком распространенным и не оригинальным. Начальник отдела сказал, что необходимо согласие родителей, без чего он не может удовлетворить его просьбу. Иван пояснил, что родители не считаются с его желанием и рассматривают его как несерьезное. Начальник посоветовал ему подождать еще один год или обратиться в суд, который вправе удовлетворить его просьбу.

Районный суд в принятии заявления отказал.


Разрешите казус на основе действующего законодательства.

(ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.; ГПК РФ; Семейный кодекс РФ)


2. Временно проживающий на территории РФ Д. Питерсон, являющийся лицом без гражданства, работающий журналистом одной из телерадиокомпаний, был остановлен при въезде на территорию Чеченской Республики. Поскольку у него отсутствовало специальное разрешение, он был задержан органами внутренних дел. После установления его личности, он был выдворен к месту временного проживания.

Питерсон обратился в юридическую консультацию за разъяснением, были ли нарушены его конституционные права.


Дайте заключение по делу.

(ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г.; постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» от 11 октября 2002 г.; ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г.)


3. Налоговый инспектор Десяткин вызвал повесткой 16-летнего Копейкина для решения вопросов, связанных с уплатой налогов, полученных им от предпринимательской деятельности. Поскольку Копейкин не явился, он был привлечен комиссией по делам несовершеннолетних к административной ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ.

Копейкин обжаловал в суд привлечение к ответственности, указав, что не явился по вызову, так как в этот день отсутствовал его законный представитель – усыновитель Добролюбов, с согласия которого, на основании ст. 26 ГК РФ, он осуществлял деятельность по получению доходов, а без его согласия он не вправе и не обязан являться по вызову в налоговую инспекцию.

Суд отказал в принятии жалобы, так как Копейкин не обладает гражданской процессуальной дееспособностью.


Разрешите дело по существу.

(КоАП РФ; ГК РФ; ГПК РФ)


4. В сентябре 2000 г. при проверке документов у водителя Скоростнова было установлено, что водительское удостоверение ему было выдано в 1988 г. и не было переоформлено к 1 июля 2000 г., как того требуют правила выдачи водительских удостоверений. Инспектор ГИБДД изъял утратившее силу водительское удостоверение, поскольку оно не соответствовало новым требованиям.

Скоростнов обратился в суд с жалобой, указав, что ограничение прав граждан может осуществляться только федеральным законом, а в данном случае оно произведено правительственным актом. Кроме того, КоАП РФ не предусматривает изъятие утратившего силу водительского удостоверения.


Какое решение должен вынести суд?

(КоАП РФ; ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г.; Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г.; Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД РФ. Утв. приказом МВД РФ от 20 июля 2000 г.)


5. Моторин обратился с заявлением в ГИБДД с просьбой допустить его к сдачи экзамена для получения права управления транспортным средством категории «С». При проверке поданных документов выяснилось, что полгода назад по решению мирового судьи Моторин был лишен права управления транспортным средством категории «В» сроком на один год. Начальник ГИБДД отказал Мото-рину в допуске к экзаменам.

Загрузка...