1.1. Социальное управление: понятие, особенности, виды.
1.2. Понятие и признаки государственного управления.
1.3. Принципы и функции государственного управления.
1.4. Административная реформа: цели, задачи, основные направления реализации реформы.
1.1. Социальное управление: понятие, особенности, виды
Управление – целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений (Ю. Н. Старилов).
Признаки управления:
1) управление характерно для всех организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных);
2) служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами;
3) всегда целенаправленно;
4) предполагает подчинение объекта управления (управляемого элемента системы) субъекту управления (управляющему элементу);
5) неразрывно связано с информацией через сигналы, символы и другие управленческие команды.
Выделяют три вида управления: техническое (управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин, изучается техническими науками), биологическое (управление процессами жизнедеятельности живых организмов, является объектом изучения естественных наук), социальное (воздействие на людей, их группы, коллективы, классы, изучается общественными науками, в том числе юриспруденцией).
Социальное управление – такая общественно значимая деятельность людей, которая осуществляется с целью обеспечения согласованности и упорядоченности совместных действий индивидов и их коллективов в интересах эффективного достижения стоящих перед ними задач (Ю. М. Козлов).
Особенности социального управления:
1) осуществляется там, где действуют те или иные системы людей (государство, семья, общественная организация, общество в целом и т. п.);
2) предполагает совместную деятельность людей для достижения общих целей;
3) оказывает упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, обеспечивает согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности (как дирижер, управляя оркестром, обеспечивает согласованность индивидуальных действий отдельных музыкантов);
4) носит волевой, сознательный, а также властный характер;
5) осуществляется в рамках управленческих отношений;
6) связано с определенными формами, методами, средствами воздействия субъекта на объект.
Виды социального управления: общественное (например, в рамках деятельности политических партий, общественных объединений и организаций), религиозное, семейное, международное, муниципальное, государственное.
1.2. Понятие и признаки государственного управления
Государственное управление осуществляется в любом государстве. Это реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм.
Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу (Г. В. Атаманчук). Государственное управление в широком смысле осуществляется всеми органами власти (представительными, исполнительными, судебными), в узком – представляет собой внутриорганизационную деятельность, осуществляемую в органах государственной власти с целью успешного решения стоящих задач (решение кадровых, финансовых, материально-технических и иных вопросов). Государственное управление в собственном смысле слова представляет собой вид государственно-властной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть1.
Признаки государственного управления:
1) осуществляется специальными субъектами – органами государственного управления, в качестве которых выступают различные органы исполнительной власти;
2) по своей сути, это исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на исполнение, проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных правовых актов путем использования необходимых юридически властных полномочий (распорядительство);
3) универсальный (непрерывный) характер деятельности;
4) носит предметный характер (имеет четкие пространственные границы – территория РФ, отдельного субъекта РФ; осуществляется в отношении конкретных субъектов – граждан РФ, иностранных граждан, находящихся на территории РФ, юридических лиц и т. п.; использует информационные, правовые, финансовые, технические и иные ресурсы);
5) осуществляется органами государственного управления, которые представляют собой специально созданный разветвленный аппарат управления, строящийся по иерархическому принципу;
6) деятельность органов государственного управления и выполнение их функций обеспечивает большой корпус государственных служащих;
7) подзаконный характер управленческой деятельности;
8) принятие в процессе государственно-управленческой деятельности большого числа подзаконных нормативных правовых актов.
Конституция РФ не использует термин «государственное управление», однако в ней содержатся нормы, регламентирующие вопросы государственного управления в современной России. Это нормы, посвященные системе исполнительной власти в РФ.
1.3. Принципы и функции государственного управления
Принципы государственного управления – основополагающие начала, идеи, на которых базируются система, структура и процесс государственного управления. К ним относятся принцип верховенства закона, народовластия, ответственности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, разделения властей, принцип сочетания централизации и децентрализации государственного управления, гласности, отраслевой и функциональный принципы, принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении, плановости, научности, делегирования полномочий и др.
В самом общем виде функции государства и его органов – это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом (Ю. Н. Старилов). Функции государственного управления обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функции предопределено стоящим и перед государством и государственным управлением целями и спецификой объекта государственного управления и включает направление организационно-правового воздействия органа государственного управления на конкретные объекты управления.
1.4. Административная реформа: цели, задачи, основные направления реализации реформы
Главной целью для любой административной реформы является повышение эффективности управления внутренними делами государства. При этом, как правило, речь идет о решении задачи совершенствования в целом системы и механизма функционирования исполнительной власти, ее удешевлении, оптимизации и тем самым о повышении эффективности и «полезности» для общества (А. В. Кирин, Н. И. Побежимова).
Начало административной реформе на современном этапе было положено Указом Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 гг.». Административная реформа направлена на повышение эффективности деятельности системы органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов.
В результате реализации начального этапа административной реформы к 2005 г. были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления. 25 октября 2005 г. утверждены Концепция административной реформы в РФ в 2006–2010 гг. и План мероприятий по проведению административной реформы в РФ в 2006–2010 гг. Целями административной реформы на данном этапе стали повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. На данном этапе была сформирована нормативная и методическая база повышения качества и предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), а также созданы механизмы управления и стимулирования реализации административной реформы.
Следующий этап административной реформы регламентируется Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 гг. и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции». Основные направления реформы включают реализацию общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг; оптимизацию механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных сферах общественных отношений.
Результатом реализации мероприятий в рамках административной реформы должно стать устранение максимального количества избыточных административных барьеров, снижение уровня коррупции и внедрение современных механизмов управления, что позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность российской экономики и обеспечить формирование благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.
Совершенствование системы государственного управления продолжается. Успешность реализации административной реформы во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы с одной стороны и наличия объективной информации о ходе ее реализации с другой. Необходимым фактором успешного проведения реформы также является заинтересованность в ней государственных служащих, призванных обеспечить ее реализацию (Ю. А. Ежов).