Глава 2 Савастополи (Сухум)

Центром колонии Генуи в Абхазии был город Савастополи, нынешний Сухум, по-абхазски Аҟәа, древняя Диоскуриада греков,[19] в римское время Себастополис.

Город располагался на берегу широкой и лучшей во всем Восточном Причерноморье бухты, защищенной от морских бурь с запада Сухумским, а с юга – Кодорским мысом, тогда как с севера его прикрывают от ветров высокие горы. Не случайно именно на этом месте древними греками в VI веке до н. э. была основана Диоскуриада (Дюокооршба), крупнейший в античности торговый центр на Черноморском побережье Кавказа.

Сменившие греков римляне назвали город Себастополис. Из дошедших до нас источников первым автором, упомянувшим Себастополис, был Плиний Старший (Gaius Plinius Secundus), который в четвертой главе шестой книги своего энциклопедического труда «Естественная История» (Naturalis Historia) сразу после упоминания древнеабхазского племени абсилов (gens Absilae) пишет о форте или цитадели Себастополис (castellum Sebastopolis), отстоящей на сотню миль от Фазиса (нынешний Поти). [20]

В римское время, в V веке, в Себастополе располагалась первая конная когорта, носящая имя императорского рода Клавдиев (cohors prima Claudia equitata Sebastopoli).[21] И в средние века город был известен европейцам. Так, о «великом Себастополисе» (Σεβαστοηόλει τῇ μεγάλῃ) пишет в IX веке в «Житие святого Андрея» монах Епифаний.[22]

Следует отметить, что нынешний город Севастополь в Крыму, в византийское время называвшийся Херсонесом, был назван так в 1784 году Екатериной II, на что ее вдохновило римское название древнего Сухума. Принявший после Екатерины царский трон ее сын Павел I, по-видимому, прознав про ошибку матери в наименовании города, в 1797 году исправил ее, переименовав город в Ахтияр, по имени местной татарской деревушки. Однако в 1826 году царский сенат вернул городу чуждое с исторической точки зрения имя, данное ему своевольной Екатериной.

Торговая колония генуэзцев в Савастополи была основана в конце XIII века по договору с местным правителем.[23] Хотя грузинский исследователь Т. Берадзе (1989: 99) пишет, что на открытие фактории в Савастополи генуэзцы якобы получили разрешение от «правительства Грузии», это весьма сомнительно. Дело в том, что покоренного монголами во второй половине XIII века Абхазо-Картлийского царства как единого государства уже не существовало. В 40-х годах XIII века монголы разделили страну на восемь округов (думанов). Вскоре Грузия распалась на два самостоятельных и достаточно рыхлых государственных образования, западное (Абхазия, Мегрелия, Сванетия, Рача, Имеретия) и восточное (Восточная Грузия). К первой четверти XIV века «гpyзинскoe цаpство pacпaлось практически на отдельные политические единицы, которые систематически слабели в междоусобицах и в борьбе с иноземными захватчиками.». [24] К концу XV века дальнейший процесс распада привел к возникновению на территории прежнего царства отдельных царств и княжеств,[25] одним из которых было Абхазское княжество.

И. Фоменко (2011: 207) пишет, что право основать торговую колонию генуэзцы получили от мегрельских правителей Дадиани. Но поскольку князья Дадиани установили контроль над Сухумом в первой половине XIV века, следует полагать, что разрешение на открытие фактории генуэзцам в конце XIII века дал правящий на тот момент в Акуа правитель из абхазского владетельского княжеского дома Чачба. Из генуэзских источников известно, что резиденция (palazzo, т. е. дворец) правителя Савастополи находилась в центре города, лицом к морскому порту (см. Чачибая 2016: 86).

Генуэзцы назвали город, именуемый абхазами Акуа и грузинами Цхуми, Савастополи, что подчеркивало преемственность с именем существовавшего здесь в римское время города-крепости Себастополиса. Население Акуа-Савастополи было смешанным этнически и религиозно. Местным населением были абхазы, однако оживленный портовый город привлекал многих представителей других народов. Анонимный испанский автор рукописной «Книги знаний о всех королевствах…», написанной в 1359–1360 годах и хранящейся в Национальной Библиотеке Мадрида (см. El Libro; Book), среди основного населения «королевства Сант Естрополи» (Sant Estrapoli, т. е. Савастополи) называет команов-христиан (xpianos comanes), а также многочисленных евреев (judios), тоже бывших христианами, которые склоняются больше к грекам (т. е. к православным), чем к латинянам (католикам).[26]

Присутствие в средневековом Сухуме в сколь-либо значительном количестве половцев-куманов, т. е. степных кочевников тюрок-кыпчаков, весьма сомнительно. Комментируя данное сообщение, профессор Ш. Д. Инал-ипа (1992: 30) вполне обосновано полагает, что под «команами»-христианами автор имел в виду гумских абхазов, исконных обитателей района нынешнего Сухума. Название этой центральной абхазской этнографической группы, гәыма́, пограничной между бзыпцами и абжуйцами, происходит от названия реки Гәыма́ / Гәым-сҭа́(< *Гәым-ηсҭа́ ‘гумское ущелье’), омывающей Сухум с северо-запада. Термином «Гума» абхазами традиционно называется и весь предгорный район над Сухумом.

Помимо абхазов, в городе были поселения католиков-итальянцев (в основном генуэзцев), а также, по-видимому, колония евреев, о чем упоминает автор испанской рукописи. Кроме того, в городе жили также торговые люди и других национальностей – греки, армяне, «мусульмане» (ими могли быть татары, турки, арабы, персы). Во время установления контроля над Савастополи князьями Дадиани («Бендианами» генуэзцев), проживали в городе и служилые люди из мегрелов. Несмотря на то, что Т. Берадзе (1989: 97) считал, что основную массу горожан Савастополи «составляли конечно грузины», это не подтверждается имеющимися документами; см. об этом также Маан (2012: 208–212).

В период генуэзской торговой экспансии в черноморском бассейне, Савастополи стал центром генуэзских колоний на Кавказе и одним из крупнейших черноморских торговых портов. С правителями Савастополи поддерживали отношения и близлежащие регионы, в частности, крымская Каффа (Феодосия). Так, из итальянских документов следует, что в 1374–1375 годах власти Каффы потратили 39,600 аспров[27] на организацию посольства в Золотой Орде и в Савастополи.[28]

В Савастополи располагался монетный двор, чеканивший собственную серебряную монету – т. н. «савастопольские аспры», игравшие существенную роль в денежном обращении всего причерноморского региона, в частности, Кавказа и Крыма. Савастопольский аспр, который имел гораздо более высокую пробу, чем серебряная монета Золотой Орды, упоминается в канцелярских книгах каффской Массарии (казначейства) за 1386 г.[29] В Савастополи были в ходу и серебряные подражания трапезундским аспрам, а также золотые венецианские дукаты – одна такая монета была найдена в Сухуме (Воронов 1980: 109). О находке около 20 серебряных монет Савастопольского периода на средневековом абхазском святилище на горе Напра сообщают Ю. Воронов и Р. Кация (1984: 9); в их статье приводится и фотография такой монеты.[30] Генуэзская серебряная монета была найдена в районе Цабала в Абхазии в 2000 году (ныне в собрании Церковно-археологического музея Священной Метрополии Абхазии, Новый Афон). На аверсе монеты, датируемой ок. XIV в., латинская надпись: Conradus: Rex: Romanorum (‘Конрад, король римлян’), на реверсе: A: Ianva Quam: Devs: Protegat: D (‘Генуя, и да защитит ее Бог!’).[31] Конрад – это император Священной Римской империи Конрад III, который в 1139 г. даровал Генуе право чеканить собственную монету (см. илл. 9, 10). См. также обсуждение на интернет-форумах монеты, возможно, генуэзского Себастополиса второй половины XIII в., на аверсе которой изображен святой апостол Матфей.[32]

Генуэзцы содержали в городе консула, массария (бухгалтера), нотариуса, писца, судебного исполнителя и переводчика. Высказывались предположения, что генуэзская коммуна обладала также небольшим воинским контингентом для ее охраны, а также фондако – принадлежащим ей гостевым домом.[33] Помимо этого, город был местом службы католического епископа, назначаемого папой. При миссии имелись католическая церковь и кладбище.

Генуэзский документ 1449 года упоминает «крепость Партусургии, расположенную в Авогазии близ Савастополи» (castrum Partusurgii, situm in Avogaxia, prope Savastopolim)[34] Итальянский историк Микеле Джузеппе Канале (Canale 1855: 291), который ошибочно считал средневековый Савастополи находящимся в Крыму,[35] пишет, что укрепленным замком в Савастополи владели генуэзцы и венецианцы, однако присутствие в городе венецианцев по дошедшим до нас документам малозаметно (но см. также ниже).

В качестве укрепленного форта в самом городе генуэзцы, по-видимому, использовали постройки времен римского Себастополиса, в частности, восстановив участки приморской стены «в тех ее частях, где замечено использование деревянных «лежней» вместо кирпичных прослоек, а также средняя башня, в которой найдены обломки пифосов и поливной посуды, стеклянные браслеты и другие изделия, относящиеся к XIII–XIV вв…средняя башня до разрушения представляла собой многоэтажное четырехугольное в плане сооружение. Облик башни скорее генуэзский, чем турецкий. Поэтому не исключено, что в стены турецкого времени составной частью вошли постройки генуэзцев.» (Воронов 1980: 111).

Помимо экспорта рабов (см. ниже), из савастопольского порта на внешние рынки отгружался хлеб, в основном из Зихии (Черкесии) и Грузии. Так, 28 апреля 1360 г. и 21 мая 1374 г. власти Кафы направили в Савастополи и Фассо (Поти) корабли для закупки зерна.[36] В 1387 году, находясь в осадном положении со стороны Солгата (Судака), Каффа запросила помощи у колоний, и в Савастополи генуэзцами был послан корабль для закупки продовольствия. [37]

Другой статьей савастопольского экспорта было вино. В 1351 году властями Каффы был установлен налог на вино, импортируемое из Савастополи (impositione fiende in vino quod defertur de partibus Turchie et Savastopoli in dictum locum[38] «наложение налога на вино, которое поступает в вышеназванное место из регионов Турции и Савастополи») -10 аспров за ботте (баррель), что являлось, наряду с налогом на вино из Турции, одной из существенных статей дохода каффской казны. В XV веке этот налог составлял 11 %. Известно также, что группе купцов из Савастополи была дана «франкизия» (освобождение от данного налога) за ввоз вина (Карпов 1990: 129).

Другим традиционным продуктом, экспортировавшимся в большом количестве из Савастополи и вообще из Абхазии, был воск, имевший торговую марку «воск Савастополи» (итал. cere de Savastopoli), вывозившийся, в частности, в Константинополь, а оттуда в Венецию. Так, согласно счетной книге венецианского купца Джакомо Бадоэра от 20 августа 1447 г., некий Гиорги Мегрел (Giorgi Megrel) привез в Константинополь из Савастополи три бруска воска весом три кантаро (157 кг) за 23 и одну четверть иперпира.[39] В книге от 23 августа 1447 г. упоминается Бенедетто де Маньере, привезший из Савастополи 2 бруска воска весом больше одного кантаро. Воск был перегружен на другое судно и отправлен в Италию. В XVI веке абхазский воск поставлялся и в Каффу.[40]

Имеются некоторые сведения об экспорте из Савастополи также риса (см. Карпов 1990: 103). В середине XVI века, уже при турках, согласно «Уставу Сулеймана I для Кафской [т. е. Феодосийской] ливы», который датируется 1542–1543 гг., постановлялось: «Если прибудет рис из Сохума и из других областей, и если (те, кто привез его) захотят узнать у кади о твердой цене, чтобы продать его самим, взимать 50 или 100 ахче[41] по усмотрению; если (рис) в мешках, взимать по ахче с мешка».[42]

Из порта Савастополи осуществлялся также вывоз шелка-сырца, причем значение этого порта в торговле шелком возросло в конце XV – начале XVI веков.[43] В «Уставе Сулеймана I для Каффской [Феодосийской] ливы», в части, касающейся поставок товаров на рынок в Каффе, говорится: «Если придет шелк-сырец из Сохума или из других областей, то… взимать по 50 ахче с каждой тысячи».[44]

Загрузка...