…Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма…
Первые слова воспоминаний о моих предках. С детских лет под впечатлением рассказов взрослых о своем времени, прожитом и близких людях я понял, как важно задавать вопросы представителям старшего поколения, слушать и слышать их, запоминать события, имена и даты из прожитой жизни, с тем, чтобы потом определить своё место в родовом сообществе. Я удовлетворял своё любопытство и хранил в своей памяти многое из былой жизни многочисленных родственников. Однако глубокое понимание важности знаний об историческом прошлом нашего рода пришло ко мне значительно позже. Сокрушаюсь о том, что не приступил к написанию родословной нашего рода, ограничившись лишь короткими разрозненными записями о близких и далеких предках. А ведь мог бы этим заняться сразу после войны, когда еще, будучи на службе в группе советских войск в Германии и ГДР (1945–1950 гг.), стал задумываться над этой благородной работой и купил специальный красочный альбом, в помощь тем, кто занимался написанием родословной. Но, к сожалению, завертело меня в вихре жизни: служба вдали от Родины, учеба в вузе, производственная работа, постоянная напряженность педагогической деятельностью, принятый мною ритм жизни все дальше и дальше отодвигали мои благие намерения на будущие времена. Так этот альбомчик и сохранился у меня без использования на долгие годы. Надо сказать (не в своё оправдание), что и в целом в нашем обществе, и прежде всего, в моем окружении не было принято и не было модным составлять родословную. Все при этом ссылались на отсутствие времени, а затем – и живых свидетелей прошлого. Осознанное желание писать свою родословную, к сожалению, приходит к нам уже поздно, а до реального его осуществления, зачастую, дело не доходит. И вот почему мы в конечном итоге уподобляемся «Иваном, не помнящим родства». Мне известно, что эти слова были сказаны в далекие времена и они, по-видимому, характеризуют, к сожалению, особенность менталитета многих россиян. И это крайне негативная реальность.
В 80-х годах прошлого столетия первые шаги в написании истории нашего рода сделал мой далекий родственник Кантур Федор Иванович (о Кантур Ф. И. ниже написано отдельная статья). В 1979 г. он разыскал меня в г. Краснодаре (здесь проживали его однополчане) и поделился со мной результатами своих творческих поисков. Федор «поднял» родословную за 300 лет, найдя родственников по всей территории. Ближайшие родственники оказались в Каневском районе Краснодарского края, там, где родился и я. Жена Федора Слюсарь Дарья Антоновна родилась в нашей станице. Жителей с фамилией Кантур в станице Челбасская проживало много, в России также порядочно: в интернете я насчитал около 2000 человек. Революции, экспроприация, коллективизация прервали родственные связи многих. И в результате родившиеся после 1924 г. могли встречаться в последующие годы и не знать, что они родственники, а не просто однофамильцы.
Ф. И. Кантур, будучи в Краснодаре в последующие годы и общаясь со мной настоятельно приглашал к себе в гости в Евпаторию. Он знал уже, что мы каждое лето отдыхаем в Ялте, обижался, что не заезжаем к нему и оставил нам свой служебный телефон. На территории Евпаторийского горсовета находилась созданная им военно-морская база, которой он (контр-адмирал) командовал. Я пообещал непременно заехать летом. Такая встреча произошла в 1981 году. Вот тогда-то и состоялся наш длительный разговор и достигнуто согласие сообща продолжать работу по поиску родственников и составлению родового древа. К нам присоединилась моя сестра Ульяна, которая много сделала для осуществления задуманного.
Я кратко ознакомил моих читателей только с одним из родственников. У меня же их много, с некоторыми из них я поддерживаю отношения, переписываюсь. Мы звоним друг другу, поддерживаем в трудные времена, разделяем радость успехов и приятных событий, а также горестные события. Пытаемся вспомнить прошлые события и родных, их судьбы. И у меня создается впечатление, что мы делаем чрезвычайно важную работу. Постепенно пополняем древо нашего рода, новыми именами и фамилиями. Древо разрастается, растут внуки, появляются правнуки. Я стараюсь всячески внушить им мысль о том, как важно помнить, чтить и знать имена и главные подробности жизни своих предков. Подробно рассказываю родственникам о себе, и о событиях и фактах, отложенных в моей памяти, с тем, чтобы дать им основу для будущего развития истории нашего рода.
Переселение казаков на Кубань прошло на редкость организованно. Документально известно, что среди переселенцев из Борзенского повета Черниговской губернии прибыли с семьями казаки: Кантур Ф. Г., Кантур П. Т., Кантур И. О., Кантур Л. Г., Кантур И. В., Кантур И. И., Кантур Р. Г., Кантур Т. П., Кантур Т. В., Кантур К. В.
Судя по тому, что у некоторых фамилий разное отчество, то получается, что это семьи не только отцов и сыновей, но общих родственных Кантур.
Всего во время переселения 1809–1811 гг. в Каневском куренном селении осело 1492 души мужского и 1232 – женского пола.
Исследую родственные связи Кантуров Щикальцова Ольга Ивановна пришла к выводу что, Кантуры переселились на Кубань после 1806 года. В Каневском курене семья Кантуры появились – одни в 1811 г. из Борзенского повета Черниговской губернии; а другие Кантуры – в 1828 г. из Батуринского куреня. Скорее всего все они наши родственники. В станицу Новонижестеблиевской они попали в 1839 г. из Каневского куреня, а в Челбасскую переселились в 1885 г. В Черниговской области и сейчас есть деревня Кантури, рядом с селом Хорошее Озеро очень вероятно, что наши родственники из этих мест.
Черниговская область, село Хорошее Озеро
Кантуры – 1781–1963
Семья Кантура Григория Елизаровича (родители, сёстры, братья)
Ниже приведены копии документов, которые использовались для составления родовой таблицы. Все они были любезно собраны нашей землячкой – челбасянкой Щекольцовой Ольгой. Она прислал очень много документов по которым можно проследить всю последовательность рода Кантуров с 1681 года, здесь приводятся несколько из них.
Здесь нижняя запись о Кантуре Елизаре Андреевиче (1885–1963) и его братьях. При оформление казацких документах было правило указывать только лиц мужского рода, так им и полагалось служить и получать разные блага (землю). Женщины – жёны и дочери часто не упоминались.