Оружие Победы: летающая лодка «Каталина» – охотник за кораблями

Б.Е. Андюсев

к. и. н, доцент кафедры истории КГПУ, г. Красноярск

Н.И. Дроздов

д. и. н., профессор кафедры истории России СФУ, г. Красноярск

В.А. Погудин

краевед, заслуженный учитель, учитель истории, МАОУ СШ № 148, г. Красноярск

Аннотация: В год Юбилея Победы мы провели исследование малоизвестной страницы, связанной с Красноярским краем, обороной Диксона и морской летающей лодкой «Каталина». Цель состоит в изучении значимости гидросамолетов на морских коммуникациях и значении «Каталины» в провале операции «Вундерланд». Исследование проведено на основе подходов и методов микроистории на основе отечественных и зарубежных источников информации. Мы обосновали провал операции «Вундерланд» во многом благодаря гидросамолету «Каталина» капитана А. Стрельцова. В статье рассмотрены пути поставок самолетов «Каталина» в СССР, летно-технические и боевые характеристики. Рассмотрена роль тяжелых гидросамолетов, их активное участие в Великой Отечественной войне как один из важных факторов победы.

Ключевые слова: Микроистория, провал операции «Вундерланд», оборона Диксона, PBY-4 летающая лодка «Каталина», ленд-лиз, поставки из США в СССР, боевое использование «Каталины», факторы победы.

WEAPON OF VICTORY: CATALINA FLYING BOAT – SHIP HUNTER

Abstract: In the year of the Victory Anniversary, we conducted a study of a little-known page related to the Krasnoyarsk territory, the defense of Dixon and the sea flying boat "Catalina". The goal is to study the significance of seaplanes in Maritime communications and the significance of Catalina in the failure of operation Wunderland. The research is based on approaches and methods of microhistory based on domestic and foreign sources of information. We justified the failure of operation Wunderland largely thanks to the Catalina seaplane of captain A. Streltsov. The article considers the ways of delivery of Catalina aircraft to the USSR, flight technical and combat characteristics. The role of heavy seaplanes, their active participation in the great Patriotic war as one of the important factors of victory is considered.

Keywords: Microhistory, failure of operation Wunderland, defense of Dixon, PBY-4 flying boat "Catalina", lend-lease, deliveries from the USA to the USSR, combat use of" Catalina", factors of victory.


В 2020 г. исполняется 75 лет как победоносно завершилась Великая Отечественная война. Много сказано и написано об этой войне, но еще не одно десятилетие, а может и столетия умы исследователи будут волновать ее неизвестные страницы. Проводимые исследования в основном связаны с тематикой сражений, оборонительными или наступательными операциями, с участие в войне войсковых подразделений, наиболее значимыми видами танкового, авиационного, морского вооружения. Однако немаловажное значение имели для решения масштабных стратегических и частных тактических задач на море достаточно малоизвестный самолет, который носил ласковое южное имя «Каталина». Одну из этих страниц, связанных с нашим краем и морской летающей лодкой «Каталина», мы и попытались приоткрыть.

Цель исследования состоит в углублении данных о ленд-лизе, выявлении роли и значимости в боевых действиях летающих лодок «Каталина» на морских коммуникациях войны.

Наше исследование проведено на основе подходов и методов микроистории, где глобальные события войны изучены через призму участия в ней морской летающей лодки «Каталины». Наша работа выполнена на основе отечественных и зарубежных источников информации. Это позволило отразить системный подход в изучение вклада стран всей антигитлеровской коалиции и роль поставок по программе ленд-лиза Советскому Союзу по части тяжелых гидросамолетов.

Одной из малоизученных проблем Второй мировой войны в исследованиях военных историков встает провал операции «Вундерланд», связанный с походом тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» на Диксон. План секретной операции состоял в незаметном для русских выходе к устью р. Енисей, захвате штаба Западного сектора Северного морского пути, блокировании и контроле германскими ВМС значительного по протяженности участка Северного морского пути.

Однако, не успев достичь скрытно намеченного пункта, 25 августа 1942 г. у о. Белуха в Карском море крейсер был обнаружен экипажем ледокольного корабля «А. Сибиряков», который приняв неравный бой, успел передать на Диксон, о появлении вражеского корабля. Далее координаты «Адмирала Шеера» и точные визуальные описания передал в штаб Северного флота двухмоторный морской разведчик «Каталина», пролетевший над крейсером два часа спустя. [1]

Предупрежденные об опасности защитники Диксона 27 августа 1942 г. подготовились и отразили нападение. В бой с рейдером вступили ледокольный корабль «С. Дежнев» и батарея из двух полевых 152 миллиметровых гаубиц под командованием лейтенанта Н. Корнякова. [2] Командир «Шеера» капитан первого ранга Медсен-Болькен отдал приказ отступить не только по причине стойкости диксонцев. Его встревожила перехваченная радиограмма из штаба Северного флота командиру «Каталины» капитану А. Стрельцову: «Срочно сообщите, когда вы намерены быть на Диксоне». Ответ был дан открытым текстом: «Будем через 40 минут». [3] Отсюда командир рейдера решил, что к Диксону идет не один самолет а эскадрилья морских бомбардировщиков из 9 самолетов с двумя тонами бомб на каждом. И мощный тяжелый крейсер уходит ни с чем от енисейских берегов. Так малоизвестная история самолета «Каталина», обрела роль силы, что поставила последнюю точку в бое за Красноярский Север.

В года Второй мировой войны «Каталина» стала основной машиной морской авиации всех государств антигитлеровской коалиции. Этот самолет вел разведку, наносил бомбовые и торпедные удары, охотился за подводными лодками, перевозил людей и грузы. Трудно назвать крупную операцию, к которой не были бы причастны «летающие лодки», самолеты, история которых уходит в предвоенные годы.

В 1932 г. в США фирма «Консолидейтед» приступила к конструированию патрульной летающих лодок для флота США и уже в 1935 г. под руководством главного конструктора Айзека Лэддена фирма испытывает двухмоторный патрульный бомбардировщик PBY-1 (Пи-Би-Ай-1). [4] С 1939 г. полученные Великобританией первые 50 самолетов PBY–4 получили обозначение «Каталина». [5]

Летающую лодку PBY в 1937 году, в Америке, впервые увидел и даже договорился о закупке лицензии на выпуск самолета полярный летчик Сигизмунд Леваневский. Под обозначением ГСТ летающие лодки стали выпускать в г. Таганроге на авиационном заводе. Точных данных о количестве ГСТ, построенных в СССР, нет, но по мнению работавших в Советском Союзе инженеров Консолидейтед, до нападения немцев в 1941 г. успели выпустить не менее 150. [6]

Самолет совершенствуется; если PBY-1 имел двигатели мощностью 850 л.с., то с декабря 1941 г. модель PBY-5 выпускается с двигателями мощностью 1200 л.с. в вариантах патрульный бомбардировщик и разведчик. Всего было выпущено 3290 «Каталин», всех модификаций; больше, чем любых других летающих лодок или гидросамолетов в истории. [7]

В годы Великой Отечественной войны в рамках поставок вооружения по ленд-лизу наша страна получила самолеты типа «Каталина» в модификации амфибий типа PBY-5А (количество неизвестно), PBY-6а (48 шт.) и летающие лодки PBY-1 «Номад» (Кочевник) (138 шт.). [8]

«Каталина» могла находиться в воздухе около 20 часов, максимальная скорость до 300 км. в час, потолок 5000 метров. Дальность полета около 4000 км. Самолет имел цельнометаллический фюзеляж и представлял собой подкосный моноплан с крылом, высоко поднятым над фюзеляжем-лодкой на мощном пилоне. В носовой части находились швартовый отсек, смотровая башенка с круговым обзором и пулеметом. Два пилота сидели бок о бок в широкой кабине с большими окнами. Позади крыльев слева и справа находились места пулеметчиков, каждый со сдвижными люками. Экипаж – 6 человек. Вооружение 5 пулеметов калибра 7,62 или 12,7 мм. PBY-1 мог нести бомбовую нагрузку до 1000 кг. А PBY-6А уже до 2000 кг. [9]

По программе поставок ленд-лиза «Каталины» прибывали в Советский Союз в основном тремя путями.

Первый, «Северный», для Северного флота, протяженностью 8350 км, по трассе из США через о. Ньюфаундленд (Канада) в Рейкъявик (Исландия). Далее пролегал наиболее опасный путь от Рейкьявика до Мурманска из-за атак немецких истребителей-перехватчиков, базировавшихся на островах и норвежских аэродромах. Сложность пути заключалась и в перелете в 3500 км от Исландии до Баренцева моря без посадок, над открытым морем.

Второй путь для Тихоокеанского флота, «Восточный», 8350 километровый. По трассе с базы на атлантическом побережье Америки (Элизабет-Сити) до Аляски, американского острова Кодьяк через Анадырь, Магадан, Николаев – на-Амуре до Владивостока.

Третий, «Южный», для Черноморского и Северного флотов 18635 км. Пилоты летели из Пуэрто-Рико через Тринидад, Белем и Натал в Бразилии, Банджул в Гамбии, Кенитру в Морокко, Габес в Тунисе, Египет, Багдад, Баку, до Севастополя. Часть пути в 3373 км от Америки до Африки шли 18 часов беспосадочного броска. [10]

Перегонять «Каталины» было поручено группе специального назначения из наиболее подготовленных экипажей морских летчиков Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Экипаж состояли из шести человек (летчик, второй пилот, штурман, бортинженер, борттехник, радист). Возглавлял группу вначале североморец полковник В. Васильев, после его гибели в норвежском фиорде, – тихоокеанец полковник М. Чибисов. [11] Кроме летчиков данной группы, по южному маршруту одноразовые полеты совершили несколько экипажей полярной авиации Красноярской перегоночной трассы «Алсиб». [12]

Поставленные Советскому Союзу «Каталины» активно использовались для охраны союзнических конвоев, следовавших в Мурманск. Стояли на вооружении Северного, Тихоокеанского, Черноморского флотов. США и Великобритания использовали «Каталины» для патрулирования и активной борьбы с японскими и немецкими кораблями и подводными лодками в качестве разведчиков, корректировщиков, бомбардировщиков, торпедоносцев.

Советское командование интенсивно использовало «Каталины» в северных морях при спасении экипажей судов конвоя PQ-17 у побережья Новой земли. Так, В.В. Дремлюг, Почетный полярник вспоминал: «Хорошо помню свою ночную вахту 16 июля 1942 года. "Мурманец" стоял на якоре в заливе Малые Кармакулы на западном побережье Новой Земли. Здесь же на рейде находились два гидросамолета ледовой разведки. Около двух часов ночи, когда мы со вторым помощником капитана находились в штурманской рубке, раздались частые орудийные выстрелы. Выскочили на мостик и увидели сквозь туман подводную лодку, которая обстреливала гидросамолеты и здание полярной станции. Командир экипажа одной из «Каталин» был замначальника Главсевморпути Героя Советского Союза И.П. Мазурука». [13]

Или второй случай. «Недалеко от берегов Норвегии три немецких боевых корабля с потушенными огнями, выключенными радиопередатчиками и торпедными аппаратами наизготовку медленно двигались навстречу подходившему к Мурманску конвою союзников. Командир соединения фашистских эсминцев был уверен в неуязвимости своего плана и не обратил внимания на одиночный двухмоторный гидросамолет, пролетевший беззвучно на значительном удалении. Однако спустя полчаса, слева по курсу из кромешной тьмы вдруг возникли два английских крейсера и советский эсминец, шедшие с большой скоростью наперерез гитлеровским кораблям.

Почти одновременно появился все тот же гидросамолет, но уже в тылу гитлеровской эскадры и «завесил» в ночном небе САБы – осветительные авиабомбы. Они вмиг превратили «неуязвимые» германские эсминцы в четкие мишени. Гитлеровская Германия недосчиталась двух эсминцев; транспортные суда союзников с грузом для фронта, прибыли в Мурманск. Успешно выполнив поставленную задачу вернулась на базу и «Каталина». [14]

Всего за годы войны десятки немецких подводных лодок были потоплены непосредственно летающими лодками или с их участием. Только на Северном флоте «Каталины» совершили 340 вылетов и 14 раз атаковали подводные лодки противника. Так 22 апреля 1945 г. лодка «Каталина» пилотируемая экипажем капитана Н. Лятина обнаружила в 12 милях от мыса Цып-Наволок подводную лодку в надводном положении. В результате внезапной атаки было достигнуто прямое попадание в корму вражеской субмарины. Как считают англичане, именно «Каталина» поставила точку в морской войне с Германией, потопив 7 мая 1945 г. немецкую субмарину у берегов Восточной Англии. [15]

Когда Советский Союз по договору с союзниками начал боевые действия против Японии на Дальнем Востоке, 9 августа 1945 года на Тихоокеанском флоте в строю имелось 49 летающих лодок и 21 амфибия. «Каталины» участвовали в ближней разведке и высадке десантов 24 августа десант в Порт-Артур и Дайрене, высадке десантов на южном Сахалине и Курильских островах. Две «Каталины» сели на один из аэродромов острова Итуруп 27 августа, выгрузив под прикрытием бортовых пулеметов команду автоматчиков; аэродром был захвачен. [16]

На подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии советская делегация во главе с генерал-лейтенантом К. Деревянко 2 сентября 1945 г. была доставлена к американскому линкору «Миссури» именно на «Каталине» капитана П. Цурбанова. [17]

После окончания войны большая часть «Каталин» осталась на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах, и вошла в состав разведывательных полков. В гражданской авиации гидросамолеты эксплуатировались в основном в Сибири, в Полярных районах и на Дальнем Востоке. Там они использовались для перевозок пассажиров, грузов, аэрофотосъемок. На базе трассы «АлСиб» получив материальное наследство, успешно развивались базирующиеся в Якутском аэропорту 14-й и 46-й транспортные авиаотряды, летавшие на PBY «Каталина» и Си-47 «Дуглас». А в Красноярском аэропорту эти самолеты использовались 26-м транспортным и учебно-тренировочным отрядом до 1957 г. (25) Под обозначением КМ-2 одна из «Каталин» с бортовым номером Н-481 эксплуатировался в Арктике до 1958–1959 гг.

В гражданской авиации в разных странах, эти самолеты вплоть до 1950-х гг. применялись как пожарные, грузопассажирские, особенно на островах Карибского бассейна. Такими машинами пользовались геологи, геофизики, картографы, океанологи. Наиболее известным самолетом, стала амфибия «Калипсо» II, участвовавшая в экспедициях Ж. Кусто. [18]

Таким образом, наше краткое исследование посвящено малоизвестной странице Великой Победы, в немаловажной постановке ее роли в истории Енисейского Севера в годы Войны. Мы выдвинули и вполне обосновали версию о возможном провале операции «Вундерланд» именно благодаря летающей лодке «Каталина» капитана А. Стрельцова. Летно-технические и боевые возможности «Каталины» предопределили уход «Адмирала Шеера» без принятия боя от Диксона. Мы тем самым затронули вопрос о вкладе в победу всех без исключения видов и типов советского и экспортного оружия, всех представителей Армии и Флота.

Список литературы:

1. Самсонов В. «Морской пират «Адмирал Шеер»» // Журнал «Уральский следопыт». 1993 г., № 7. – С. 18.

2. Щипко Л.М. «Защитники Карского моря. Хроника военных событий». Красноярск. 1985. – С. 34.

3. Каневский З. «Чего испугался на рейде Диксона капитан фашистского рейдера «Адмирал Шеер»?» // Газета «Воздушный транспорт». 1991 г. № 25.

4. Котельников В.Р. «Летающая лодка Консолидейтел «Каталина»». – С-Пб, изд. «Гангут», 1995. – С. 3.

5. Иванов С.В. «PBY. Catalina». «Война в воздухе». № 118, изд. «Нота», Беловецк. 2004. – С. 22.

6. Там же. Иванов С.В. «PBY. Catalina». «Война в воздухе» – С. 15

7. Котельников В.Р. «Летающая лодка Консолидейтел «Каталина»». – С-Пб, изд. «Гангут», 1995. – С. 32.

8. Там же. Котельников В.Р. «Летающая лодка Консолидейтел… – С. 34.

9. Летающая лодка "Каталина" – амфибия PBY-1 Catalina (ГСТ) hobbyport.ru› PBY-5A Catalina.

10. Операция «Зебра»: chibisov1. / jpg forum.worldofwarplanes.ru

11. Там же. Операция «Зебра»: chibisov1. …

12. Котельников В.Р. «Летающая лодка Консолидейтел «Каталина»». С-Пб, изд. «Гангут», 1995. – С. 29.

12. Гидросамолеты «Каталина» в советской морской авиации в годы войны // almanacwhf.ru›index.php.

13. Слава Сталинграда и Курска Секретная трасса мужества. «Трасса АлСиб – вчера, сегодня, завтра…» //pobeda.krskstate.ru›slava/part3

14. Котельников В.Р. «Летающая лодка Консолидейтел «Каталина»». С-Пб, изд. «Гангут», 1995. – С. 25.

15. Там же. Котельников В.Р. «Летающая лодка Консолидейтел… – С. 36.

16. Иванов С.В. «PBY. Catalina». «Война в воздухе». № 118, изд. «Нота», Беловецк. 2004. – С. 67.

17. Там же. Иванов С.В. «PBY. Catalina». «Война в воздухе»… – С. 69.

18. Ж.И. Кусто, И. Паккале. Сюрпризы моря // LikeBook.ru›Книги›…/186062/.

Загрузка...