Почему семь этажей здоровья, а не каких-нибудь отделов или цехов? Это, конечно, образ, ассоциация, но в этом заложен и конкретный смысл.
Любой высотный жилой дом состоит из своих этажей, каждый из которых живет своей жизнью. Но тем не менее жители этого дома для сохранения его целости должны выполнять общие задачи, которые позволяют им всем жить в тепле, покое, чистоте.
Если, например, на одном этаже засорили мусоропровод, страдают все этажи или большинство. Прохудилась водопроводная труба – в целях ее ремонта отключают воду во всем доме и т. д. Но действия жителей дома должны быть совместными, даже если действия выполняет ремонтная бригада.
Жителям после ремонта надо продолжать совместно существовать и в целях профилактики нарушений коммуникаций выполнять обязательные требования. Всем! Иначе жизнь в таком доме превратится в кошмар.
Наше тело – это тоже дом в своем роде. Есть свои этажи, есть свои двери, форточки, замки, ключи, жители. Но и эти, «этажи» также связаны едиными коммуникациями под названием «функциональные системы», влияющие друг на друга и, если хотите, зависящие друг от друга.
Например, сердечно-сосудистая система, объединяется двумя кругами кровообращения – большим, переходящим в малый и наоборот. Эта система протягивается по всем этажам и отдельно может рассматриваться только хирургами, которые, как ремонтные бригады, латают дыры (АКШ, стенты, клапаны и пр.) время от времени. Но если все система кровообращения будет существовать сама по себе, без понимания ее зависимости от других функциональных систем (например, бронхолегочной, желудочно-кишечной, мочеполовой, костно-мышечной), и ремонтные бригады ей не помогут восстановить свою функциональность. И, наоборот. Обратившись за взаимопомощью к своим «соседям», можно вполне благополучно продолжать свое «функционирование». Все в нашем теле, в нашем организме находится в плотном взаимодействии. Об этом прекрасно осведомлены физиологи, цитологи, гистологи, биохимики. Но эти естественные науки изучаются только на первых курсах медицинского вуза. А начиная с 4-го курса изучаются только отдельные нарушения целостности и функциональности отдельных органов. И поэтому с 4-го курса начинается скоропомощное и ремонтное обучение будущих врачей, которые к тому же ещё и медиализируются на каком-нибудь одном или двух органов. Таблетка «от головы», «от живота», от «почечной колики» и т. д. Одни хирурги оперируют сердце, другие ЖКТ, третьи суставы.
Все это, конечно, нужно. Как говорится, каждый из нас хоть раз в жизни может попасть в какую-нибудь неприятную ситуацию, связанную с ухудшением здоровья. И здесь все нуждаются в медицинской помощи, будь то терапевтической, будь то хирургической. Часто вопрос заходит и о спасении жизни, и здесь все средства (лечебные) хороши. Никто не спорит. Но почему человек ничему не учится? Пришла беда – подпрыгнуло артериальное давление. Обратился к врачу – получил таблетку и запрет на активную жизнь. Отныне нельзя нервничать, перенапрягаться, много спать и мало кушать и т. д. Головные боли, боли в животе и, наконец, боли в спине и суставах когда-то приходят 1-й раз, и, как вы уже догадались, пациент (отныне он не свободный человек, он, обратившийся к врачу, уже пациент) получает свою таблетку, и его ставят на учет. Еще запрещают думать о своем здоровье, за которое будут отвечать врач и вовремя принятая таблетка. Так повелось, так принято и трудно думать по-другому. Но, тем не менее, кто-то хочет выбраться из болезни, жить без оглядки на болезнь, без подсчёта часов и килограммов, отведенных на режим сна, отдыха и нагрузок. Для этого и надо знать правила здоровья и правила этажей тела, отвечающих за это самое здоровье.