К систематической работе над загадками я пришел не сразу, хотя первые из них появились давно, в середине 60-х гг. прошлого века.
Больше всего детям нравятся загадки. На вопрос: «Хотите отгадывать загадки?» они дружным хором отвечают: «Хотим!» У ребят загораются глаза, и уже на половине текста они начинают с нетерпением поднимать руки, чтобы их спросили, вскакивать с мест, выкрикивать отгадки.
Загадок написано более 600. Нередко я их писал в транспорте по дороге на работу: в метро, автобусе, трамвае, записывал их на случайных листках бумаги. Сочинив сотни поэтических миниатюр, я решил привести их в порядок, расположить по определенной системе.
Что такое загадка? В 4-томном «Словаре русского языка» и 20-томном «Словаре современного русского литературного языка» объясняется так: «Краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно узнать, разгадать» или: «Вопрос, задача, требующие разрешения; то, что неясно или непонятно».
В «Большом энциклопедическом словаре» загадка определена как «Жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
Не буду останавливаться на истории загадок, их значении в народной жизни, в их пользе для развития сообразительности, образности, ритмике и динамичности и других художественных особенностях этих произведений – здесь я хочу сделать акцент на их классификации.
Сначала рассмотрим просто загадки, т. е. такие, в которых нет каких-либо характерных особенностей, необычных приемов – это загадки-вопросы, или стихотворные вопросы. От загадок в прозе они отличаются только стихотворным построением:
Что такое – с тонкой, хрупкой
И овальною скорлупкой?
А в гнезде оно, смотри,
Раскололось изнутри.
Еще один вид загадок – загадки-сравнилки. В них отгадка сопоставляется с другим предметом, понятием, явлением, имеющим и общий признак. Сравнение – вид тропа, в котором одно понятие проясняется через сопоставление с другим и изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку для выявления в объекте сравнения новых, важных свойств. Обычно используются слова «как», «словно», «будто», «точно», «подобно», «похоже». При этом применяются творительный, винительный и родительный падежи. Довольно часто прибегают к метафорам. Это – прямые загадки-сравнилки:
Над землей летит как самолет,
Вверх взлетает круто – как ракета.
Стрекозиный хвост его несет
Небольшой пропеллер. Что же это?
Отрицательные загадки-сравнилки (противопоставлялки) построены по принципу отрицательного сравнения. «Отрицательное сравнение – особая форма образного сравнения, в котором дается не сопоставление одного предмета с другим, как это делается во всяком прямом сравнении, а противопоставление одного предмета другому. О.з.-с. – любимый стилистический прием в русской народной поэзии…» (А. П. Квятковский «Поэтический словарь»). В таких загадках либо отвергаются какие-то свойства, признаки предмета, либо даются совпадающие признаки, но этот предмет не признается, а последовательно исключаются предметы со сходными свойствами, качествами:
Мягкий он, но не подушка.
Скачет он, но не лягушка.
Круглый он, но не арбуз,
С ним играет карапуз.
Следующий вид загадок – загадки-зарифмовки, или досказалки. В них слово-ответ рифмуется с концевым словом другой строки (чаще – предпоследней), помогающим подобрать нужную отгадку:
Он – растение огородное,
Его листья сырыми едят,
А еще он – блюдо холодное,
Называется также…
Интересный вид загадок – загадки-оговорки. Они во многих изданиях располагаются под рубриками «Буква заблудилась» или «Найди ошибку». В словах вместо нужных букв ради шутки ставятся другие, искажающие смысл фраз, обычно выделяемые в тексте:
У косы есть хвост и рожки,
Воду пьет коса из плошки.
Когда слово с неправильной буквой ставится в рифму, получаются загадки-нескладушки.
Здесь и далее используется алогизм – стилистический прием, при котором намеренно нарушаются логические связи для создания комического эффекта. Причем отличаются ключевые слова не одной буквой, а несколькими:
Чтобы жулик влезть не смог,
Служит нам дверной сапог
В следующих двух группах шутливых загадок-зарифмовок рифмуются уже не оба варианта ответа – правильный и ложный, – а только один из них. Однако правильный ответ в них будет зарифмован, с отгадками они становятся обычными стихотворениями:
Хлеб держа, сказал Егорка:
– Очень вкусно пахнет кошка (корка).
В распространенных, встречающихся во многих изданиях загадках-обманках, наоборот, рифмуется только неправильный ответ (он может лишь подразумеваться, но может быть и вписан). Здесь явная попытка обмануть, запутать отгадывающего, подсказать, «подсунуть» ему ошибочное решение, так как правильная отгадка со строчками совершенно не в рифму. Вот пример, когда неправильный ответ подразумевается:
В третьей партии подряд
Королю я ставлю мат.
Так у Коли и у Сашки
Я выигрываю в… (в шахматы).
По рифме же напрашивается (и дети выкрикивают) «в шашки».
Каверзные загадки построены в форме каверзных вопросов. Каверза в данном случае – шалость, шутливая выходка, подвох, имеющие целью запутать. В народном творчестве много таких загадок прозаических, но есть и стихотворные. Их можно сгруппировать следующим образом.
О буквах. Это сравнительно большая группа, которая может быть разбита на несколько подгрупп по способу соотношения букв, их месту в слове и строке. Но принцип этих загадок один: кажется, что речь идет о каких-то предметах, явлениях, понятиях, действиях, а на самом деле подразумевается игра слов, их характерные особенности, схожесть или различие. Немало загадок построено на перенесении размеров (длины) предметов на длину слов, на сопоставление этих длин (таких загадок в книге несколько). Иногда обыгрывается место буквы в слове, например, в середине его, и в начале одного и на конце другого. Но вопрос опять-таки задается как бы не по словам, а по предметам. Бывает, что делается обманная попытка объединить понятия в связи с одинаковым расположением каких-то букв в разных словах, т. е. общность предметов связывается с общностью букв.
Некоторые известные поэты (например, Г. Р. Державин) писали стихотворения, в которых отсутствовала одна из букв («Л», «Р» и др.). Это – липограмма, или липограмматический стих.
Следующая группа каверзных загадок – загадки-задачи. В них, на первый взгляд, речь идет об арифметических действиях, а на самом деле – проверяется сообразительность, способность мыслить нестандартно. Например, слово «осталось» подразумевает не результат вычитания, а месторасположение предмета, вещи, животного:
В небе клин гусей скользил,
Десять птиц куда-то мчалось.
Злой охотник двух убил,
Значит, сколько птиц осталось?
Еще одна группа каверзных загадок – вопросы-шутки. Тут уж смекалка должна работать в полную силу. Очевидный ответ (хотя он тоже может быть правильным) не принимается – отгадка должна быть с улыбкой:
Кто на Волгу, кто в Анапу —
Отпусков пришла пора.
Почему мы купим шляпу
Там, где солнце и жара?
Любопытный вид загадок – переставлялки. В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при правильной перестановке слов (обычно выделяемых в тексте) становятся «нормальным» стихотворением, при этом ритм, стихотворный размер не меняются.
Переставлялки делятся на несколько групп по использованию в них разных частей речи. В существительных, или предметных, нужно менять местами слова, обозначающие предмет:
МЫШЬ имеет длинный хобот,
РАК кольцом лежит, как обод,
УЖ ползет хвостом вперед,
А в подвале СЛОН живет.
В прилагательных абсурд создается при использовании неподходящих, несоответствующих определений, например, не того цвета. В числительных не на своих местах находятся цифры.
Особняком стоит усложненная загадка – шарада. Произошло слово от франц. charade – «шарада», которая в свою очередь восходит к окситанскому charrado – «беседа», «болтовня». Как объясняется в «Большом энциклопедическом словаре», это – «род загадки: загадываемое слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом… и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок», т. е. образно описываются и каждая часть, и целое слово.
В традиционной шараде искомые слова разбиваются обычно по слогам. Но оно может разбиваться на смысловые части и произвольно. О многообразии форм этих загадок сказано в «Краткой литературной энциклопедии»: «Более сложная форма шарады (производные слова составляются из всех или некоторых букв исходного слова, взятых в любом порядке) называется логогриф». Схожее определение логогрифа и в «Словаре русского языка»: «Род шарады, для решения которой надо отыскать загадочное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв». Такие шарады можно разделить на следующие подгруппы.
Отбрасывание букв от слова. В «Поэтическом словаре» это – первое значение слова логогриф – «стилистический прием построения фразы или стиха путем подбора таких слов, последовательное сочетание которых дает картину постепенного убывания звуков (или букв) первоначального длинного слова». (См.: пчелка – челка – елка).
Если не отнимать буквы, а прибавлять, перейдем к метаграмме. В «Поэтическом словаре» сказано: «Метаграмма… стихотворная загадка, в которой указывается, что с прибавлением к заданному слову по одной букве получаются новые слова».
Если в словах переставлять буквы в произвольном порядке, получается анаграмма, а согласно «Словарю литературоведческих терминов» это – «перестановка букв в слове, образующая новое слово… часто встречается в псевдонимах, применяется в загадках, шарадах».
Два или несколько слов могут отличаться одной буквой, согласной или гласной. В шарадах используются слова, которые при чтении с начала имеют одно значение, а при чтении с конца – другое. Некоторые слова отличаются только ударением.
Очень интересный вид загадок – загадки-акростихи. Акростихов у меня написано много – и для взрослых, и для детей. Здесь я остановлюсь только на используемых как загадки. Слово «акростих» происходит от греческого acrostichis – «крайний» и stichos – «строка», «стих». У В. И. Даля в «Толковом словаре» это – «стихотворение, где начальные буквы стихов составляют имя, слово или речь; краестишие, иместишие». В «Словаре литературоведческих терминов» – акростих объясняется как «стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу». Реже встречаются стихотворения, где используются слоги или слова, конечные или средние буквы. В «Литературном энциклопедическом словаре» читаем: «Акростих из последних букв стихов называется телестих, из средних – месостих; они могут сочетаться в очень сложные фигуры». В «Словаре литературоведческих терминов» вторая форма названа мезостихом.
Русские поэты давно пишут акростихи: например, «Загадка акростическая» Ю. А. Нелединского-Мелецкого, написанная 200 лет назад.
Интересные сведения об акростихах приводятся в книге Г. В. Сумарукова «Затаенное имя. Тайнопись в "Слове о полку Игореве"». «…У древнерусских книжников акростихи были излюбленным видом тайнописи. Обычно акростихи были именными». Существовали разные их названия – началострочие, началограние, краеграние, краестрочие, первобуквие. По данным автора, акростих встречается «с XII века, а по некоторым данным – с XI века». Азбучный акростих – древнейший на Руси; в книге он упоминается как азбучная молитва 894 г. Автор пишет: «Известны многочисленные варианты тех или иных разновидностей акростихов. Так, чаще всего записи проявляются при чтении снизу вверх». И далее: «Акростих в древнерусских письменных источниках представляет собой наиболее распространенную и разнообразную по вариантам систему тайнописи».
В традиционной, ныне самой распространенной форме загадки-акростихи прямые. У Г. В. Сумарукова они названы классическими, или правильными. Темы могут быть любые: животные, явления природы, инструменты, азбука и т. д. Чтобы убедиться в правильности ответов, нужно прочитать первые буквы всех строк сверху вниз:
Двери в нем,
Окошки в нем,
Мы уютно в нем живем.
В обратных акростихах ответ также читается по начальным буквам, но снизу вверх. В книге Г. В. Сумарукова, именно этот вариант использовался на Руси чаще других. Примеры обратных акростихов представлены в разделе «Загадки-акростихи».
Теперь о телестихах (греч. tele – «далеко» и stichos «стих»). Сегодня этот термин, не имеющий отношения к телевидению, представляется неудачным. Более подходящее название – концевые акростихи, поскольку ответ получается из последних букв строчек. Они могут быть прямыми и обратными. Пример прямого:
Длинный клюв, крыло – в полоску,
С хохолком, но не урод,
Он из птичьих очень броско
Выделяется пород.
Последние буквы строк при чтении сверху вниз образуют название птицы, слово «удод».
Сочетание традиционных акростихов и концевых (телестихов) – двойные акростихи. Вот пример двойного прямого акростиха:
Пусть ребенок криклив, непокорно упрям,
Ананас не прельщает его и клубника,
Потихоньку рукой проведут по вихрам,
А потом поцелуют – и нет больше крика.
По первым буквам сверху вниз получается – «папа», по последним – «мама».
Представлена в данной книге и «Азбука в загадках». У некоторых авторов под таким названием даются загадки о каких-либо предметах или животных, начинающихся на определенную букву. Это неверно, так как получаются загадки в «Азбуке» или «Азбука из загадок» (т. е. составленная из загадок). В «Азбуке в загадках» загадыва-ются элементы азбуки, а отгадки не предметы на какую-то букву, звери или растения, а сама буква. При этом обыгрываются ее внешний вид, отличительные элементы формы, конфигурации, иногда – звучание.
«Цифры, в загадках» также создаются по отмеченному выше принципу – должны обыгрываться их конфигурация, внешнее сходство с известными предметами или животными, возможность изменения их для превращения в другие цифры.
Если спросить случайного читателя, сколько он знает видов загадок, он может ответить просто: «Какие еще виды? Загадка – она и есть загадка!» Я, начиная заниматься загадками, не предполагал, что их так много: с видами, группами и подгруппами – их порядка 150 (!) разновидностей.
Автор с благодарностью примет и внимательно рассмотрит замечания филологов, работников дошкольных учреждений, преподавателей школ и вузов, и просто читателей.