1) Древнегреческий философ, учитель Аристотеля. Один из основателей идеалистического направления (идеализма) в мировой философии.
Философская концепция, в основе которой лежит утверждение о первичности идей по отношению к материи.
2) Родом из аристократической семьи. В 387 году до н.э. основал в Афинах собственную Академию.1
3) Платон полагал, что философия – это единственный путь к познанию истины и самого себя.
Основное средство познания – умственные размышления, благодаря которым возможна систематизация недостоверных и разрозненных чувственных впечатлений
4) Мыслитель говорил о существовании двух миров: мира идей и мира вещей (форм).
Все объекты материального мира, по его мнению, являются лишь неполным воплощением своих собственных идей, по «проекту» которых устроены.
Высшей в иерархии, обусловливающей существование всех остальных идей, является идея Блага.2
5) Платон выделил в человеческой душе три начала:
• Разумное (сознание, расположенное в голове);
• Яростное (благородная воля, обитающая в груди);
• Страстное (чувственные инстинкты желудка).3
6) Утверждал, что государство состоит из трех сословий.4
1 Семья философа происходила из знатного рода, поэтому с приобщением к образованию проблем не возникло. Аристокл – именно так, согласно многим исследованиям, по-настоящему звали мыслителя, а прозвище «Платон» придумал якобы Сократ, ввиду «широкой» фигуры его ученика.
После смерти Сократа Платон из Афин направился в путешествие по соседним странам (посетил Египет, Южную Италию, Сицилию) с целью расширения своих знаний. По возвращении в Афины организовал Академию – общедоступную школу, где всех желающих обучали философии, астрономии, геометрии, ботанике и другим наукам.
2 К одной из основных заслуг Платона принадлежит выделение, по сути, двух типов бытия: феноменального (видимого материального мира) и метафизического (сверхчувственного, постигаемого интеллектом пространства «идей»). Все единичные объекты материального мира начинают и прекращают свое существование (деревья появляются и умирают, моря иссыхают и т.д.), но причины, заставляющие, грубо говоря, появляться новые деревья и наполняться моря, остаются неизменными. Эти невидимые, но вездесущие причины и законы Платон называет «идеями», и смысл познания человеком действительности он видит именно в познании этих идей, производимого с помощью наблюдения за чувственным миром и логического выведения общих понятий.
3 Душа каждого человека является творением мира идей. Материальные объекты, хотя и не являются полным отражением своих идей, частично наделены их красотой, вызывающей в душе воспоминания об «идеальном» мире и любовь, которая тем ценнее, чем более освобождена от чувственных влечений («платоническая» любовь).
4 К высшему сословию Платон относил мудрых правителей – философов. К сословию стражей – воинов, которые обеспечивают безопасность государства. Сословие граждан – это ремесленники и крестьяне, снабжающие воинов и государство питанием.