9 КАК ПОДАТЬ ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ – ЧИТАТЬ ИЛИ РАССКАЗЫВАТЬ?

Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей. (Уинстон Черчилль)


Итак, текст вашего выступления написан изумительно. Как же не потерять эту изумительность – просто прочитать весь текст, не отрывая взгляд от бумажки, или совсем в эту бумажку не заглядывать и все рассказать? Если вы обладаете суперпамятью и можете до запятой запомнить всё вами написанное, то, конечно, лучше рассказать.


Но даже у уникумов бывают сбои.

И если вы не хотите потерять свою мысль в самый ответственный момент, то лучше иметь под рукой шпаргалку. Это может быть клипборд с полным текстом вашего выступления или карточки с тезисами.


В истории человечества были два великих оратора (просто пример – не более того) – Адольф Гитлер и Уинстон Черчилль (не зря я его слова поставил в эпиграф). Первый почти всегда выступал без бумажки. Второй позволял себе погружаться в текст своего выступления достаточно надолго. Но ведь оба вошли в историю, как сильные ораторы.


Поверьте, тех, кто осудит вас, что вы иногда заглядываете в свою шпаргалку, будет гораздо меньше тех, кто этого просто не заметит. Не так много в мире спикеров, которые могут провести многочасовое выступление, абсолютно не подглядывая в сценарий. Да, в идеале надо к этому стремиться. Но иногда лучше с точностью до запятой донести ту или иную мысль, прочитав ее, нежели в самый ответственный момент потерять эту самую мысль и начать «бэкать» и «мэкать», пытаясь вернуть ее назад в голову.


Но понимание того, что можно время от времени погружаться глазами в текст, не отменяет многочасовых репетиций. Не надо расслабляться и надеяться, что вы всегда можете спокойно прочесть что-то, а не произнести это без «бумажки». Ведь и зачитывать надо так, чтобы это хорошо звучало, а не было простой бубнёжкой. Чтение «с листа» – это, как ни крути, отдельный навык, над которым надо долго и упорно работать. Дальше, кстати, будет глава о том, как шлифовать такое умение.


Задание. Возьмите любой текст из заданий выше. Запишите на видео, как вы подаете его без бумажки и сделайте еще одно видео, на котором вы зачитаете текст данного выступления. Теперь сравните обе записи – почувствовали разницу? После этого сделайте еще одно видео, где часть текста вы рассказываете, а часть – зачитываете. И сравните все три записи. Зачитывание всего текста вам не понравится больше всего. Вывод назреет сам: либо вообще без «бумажки», либо поглядывая в нее время от времени.

Загрузка...