От авторов Кто станет лидером через 10–20 лет?

Если сравнить топ-20 компаний – лидеров по капитализации двадцать лет назад и сейчас, вы увидите, что лидерство сохранила только одна компания – Microsoft. Saudi Aramco, Cisco, IBM, ExxonMobil, PetroChina, General Electric: что общего у этих компаний?

Все они занимали первую в мире позицию по капитализации. Значимая их часть сейчас не входит даже в первую десятку.

Быстрая смена технологий сокращает срок жизни бизнес-моделей и ускоряет процесс смены лидеров.

В этой книге мы отобрали и проанализировали компании с интересными бизнес-моделями, которые меняют свои индустрии или создают новые. Значительная часть таких компаний-дизрапторов (нарушителей сложившегося порядка) уже достигла капитализации в $1 млрд на частном или публичном рынке, при том что их средний возраст около 10 лет.

Традиционные компании плохо меняются. Не Ford или Toyota сделали массовый электрический автомобиль. Не Sony сделала iPhone или iTunes. Даже сравнительно новые технологические компании с трудом запускают инновационные проекты. Google купил YouTube, закрыв свой видеохостинг, но полностью проспал социальные сети, включая TikTok, для создания которого были все предпосылки. Microsoft купил Skype, но пропустил лидерство Zoom. Apple после смерти Джобса не запустил значимых новых продуктов (часы и наушники не тянут на революцию).

И это легко объяснить. В сложившихся компаниях и индустриях усилия направлены на сохранение достигнутого. Если компания хорошо управляется, у нее нет лишних ресурсов на новые идеи. Не терпит она и рисков. Представьте себя на месте менеджера компании, где рождается идея нового направления или продукта. Чтобы запустить его, менеджеру придется рискнуть своим годовым бонусом или даже карьерой. Ему проще отказаться от любой новой идеи.

Потому риск – удел новичков, новаторов на рынке в целом или в отдельных отраслях. Таким новатором может оказаться любой предприниматель. Это можете быть и вы. Мы приводим описание 50 бизнес-моделей компаний, которые призваны вдохновить вас.

Книга разделена на три части, в которых каждый из трех соавторов описывает свой набор компаний. В каждой части даны «уроки единорогов», которые мы сформулировали независимо друг от друга. В конце есть приложение с перечислением современных трендов, которые мы упомянули в книге, а также диаграмма с технологическими прорывами последних 30 лет, повлиявшими на формирование новой экономики, и алфавитный указатель компаний.

Правда, не все компании из этой книги станут единорогами. У многих очень небольшой рынок, например рынок любителей спорта. Петли TRX, очки FORM, питание Infinit Nutrition или даже социальная платформа Strava вряд ли добьются миллиардной выручки, но мы все же решили включить их в эту книгу – как прекрасный пример современного предпринимательства, основанного на технологиях. Кто знает, может, копируя их подход, вы создадите компанию, которая заменит Microsoft в топ-20 по капитализации.

Загрузка...