Это не случается одномоментно. Вчера вы бегали трусцой и таскали сумки из магазинов, а сегодня не можете разогнуться или видите, что от бега…немножко писаетесь. «Нет, это временное явление, это пройдет: я полечусь у китайцев, я потренирую гимнастику Кегеля, я пойду на йогу, я…я…» И вот в какой-то момент Вы садитесь и плачете, потому что давление скачет, вес, нет, не скачет, он, гад, растет, а проблемы из первого абзаца нарастают, а климакс ( и у мужчин тоже) либо есть сейчас в острой форме ( а это вообще кошмар), либо в пролонгированной (а это тоже не сахар).
Большинство людей в этот период мечутся по замкнутому кругу. Попытки с помощью спорта или каких-то медицинских методик поправить здоровье, временное улучшение, срыв, новые врачи, гимнастики, диеты – свет в конце туннеля – срыв. Ничего не напоминает? Правильно, это описание зависимого поведения. Приведу пример зависимого поведения алкоголика: алкоголик лечится – не пьет – ему лучше- срыв-лечится-не пьет- ему лучше- срыв. Нет, серьезно, очень похоже. Что же это за аддикция (зависимость) у нас такая появляется после 50?
Я называю ее «зависимость от молодости». «А кто не пьет?» – скажет алкоголик. «А кто не хочет быть молодым?»– скажет наш товарищ (господин) 50+. Идеи алкоголиков всячески поддержаны социумом. Алкоголь на каждом шагу, праздники сопровождаются питием, задушевная беседа им же, оздоровление (например, баня) – как без спиртного! То же и с идеей молодости, общество дает понять: если ты не молод – позор! Идет чудовищное давление: сколько человек должен весить, какие кубики на животе, сколько эрекций в неделю, сколько морщин допустимо – все подсчитано и прописано.
Например, есть фитнес-норма веса. Я провела опрос в своем фитнесе, кто соответствует этой норме, из примерно тридцати пяти человек соответствовало две девушки – одна шестнадцатилетняя анорексичная по виду, вторая, правда, реально фитоняша девятнадцати лет. И все остальные: ни мужчины, ни женщины, ни молодые, ни возрастные не соответствовали. Что это за нормы, если им соответствует в специальном месте, где заведомо более тренированные люди, всего пять процентов!
Вернемся к зависимости от молодости. У нее две формы, по моим наблюдениям. Первая: мне уже 50, 40, 30… Чего уж! Я уже старая, возрастная, имею право болеть и пр. (Не напоминает возмущенное: а кто не пьет?). Эти считают себя недомолодыми изначально, чуть ли не с 25 лет. Вторая форма наоборот: Я все смогу: марафон, супер-тренировки, моржевания, что там еще поэкстремальней, …а! триатлон! (Сравните с зависимостью от алкоголя: а я все равно смогу пить и контролировать себя, я справлюсь). Неизвестно, что хуже для наших 50+. Первые отказываются от всего, что вполне могут, вторые реально подрывают свое здоровье сверх- усилиями.
Эльмира ,48 лет: «Я не знаю, что делать. Я не хочу стареть, болеть, у меня мама с 30 лет все стонет и охает. Я хожу, занимаюсь, и все время что-то болит: то колено, то поджелудочная. Мне что сдаться, сесть перед телевизором и не жить?»
Алексей, 54 года: «Об это неудобно говорить, но я не могу уже как прежде всю ночь. Мне стыдно, что я не соответствую. И вообще не хочу больше этого. Этот позор каждую ночь: жена ждет, наверное, а я уже так загоняюсь, что вообще не хочу».
Первая – вариант зависимости от молодости путем изнасилования себя, второй – вариант избегания. Оба весьма далеки от правды. Как оказалось, Эльмира может заниматься определенными вариантами физического оздоровления без проблем со здоровьем, Алексей вполне соответствует ожиданиям жены на секс раз в неделю.
Что с этим делать? В Программе «12 шагов» для зависимых от алкоголя заложен уникальный терапевтический эффект, который может помочь и нам, 50+, зависимым от возраста, если не избавиться от проблем со здоровьем, то минимизировать их и вести максимально возможный для каждого здоровый образ жизни. Трансформируем их.
Первые три шага Программы «12 шагов» говорят о том, что человек признает свое бессилие перед… старением и принимает, что есть Высшая сила (Бог, Природа, Генетика), кто как ее понимает, которая определяет ту зону, которую мы не можем контролировать и в которой мы просто подчиняемся своей судьбе.
С четвертого шага начинается собственная ответственность: «Мы глубоко и бесстрашно исследовали свою жизнь» (для нас важно) с точки зрения нашего физического и психического здоровья. Вот тут мы сами делаем: проходим обследование у врачей и принимаем назначенное лечение, берем консультации у профессиональных фитнес-инструкторов, проходим психологические тестирования и пр. И отделяем зону своей ответственности и зону, неподконтрольную для возрастных изменений.
Как мудро сказано в Молитве о душевном покое: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого».
И самое главное для зависимых – это честность, прекратить отрицание очевидного: мы не можем вернуть молодость и полностью контролировать свое здоровье, но кое-что важное для него мы можем сделать. Почитайте Программу «12 шагов» с точки зрения зависимости от молодости, узнаете еще очень много полезного для своего здоровья и стратегии взаимоотношений с собственным старением, чтобы перестать зависеть от возраста, чтобы стать свободными.
Есть у меня подруга, назовем ее Наталья, дружим почти полвека, со школы, с тех пор как в десятом классе случайно пошли вместе на один французский фильм с Анни Жирардо. Трудно представить более непохожих людей, чем мы с Наташей. Я по характеру интроверт, рационал, типичный стартапер, всю жизнь меня несет вперед, Наталья- экстраверт, консерватор, человек неимоверной эмпатии, целенаправленный профессионал. Я замужем, она нет. Наташа живет в России, я частично, большую часть времени в Турции. У меня двое детей, у нее один. Наташа любит природу, животных, я городской житель. Правда, по профессии я психолог, а Наталья- врач-психотерапевт, что является бесконечным источником тем для обсуждений. А обсуждать мы любим. Как в анекдоте про двух подруг, которые отсидели в одной камере десять лет, вышли из тюрьмы, только разошлись на несколько шагов, одна оборачивается и кричит:
– Стой, послушай, я еще не договорила…
Елена:
– Чтобы быть здоровой, необходимо соблюдать диету и заниматься спортом. Это установленный факт.
Наталья:
– Не все так просто. Начнем с того, что нужно выиграть в генетической лотерее, если есть у тебя в роду долгожители, твои шансы на долгую здоровую жизнь увеличиваются. Минимум 25% определяет наследственность.
Елена:
– Тогда мне повезло, моя бабушка дожила до ста лет на своих ногах, у нее седины было меньше, чем у меня в сорок. И читала без очков.
Наталья:
– Да, «не то, что нынешнее племя».
Елена:
– У них еще естественный отбор работал. У бабы Лизиной матери около двадцати детей было, а дожили до взрослого возраста восемь.
Наталья:
– Ты говоришь, спорт и диета, а Томас Перлз, американский гериатр, утверждает, что умеренной физической нагрузки, вроде прогулок и подняться без лифта достаточно.
Елена:
– Но не будешь же ты спорить, что умственные нагрузки необходимы? Люди с образованием живут дольше.
Наталья:
– Буду, буду спорить, установленный факт: уровень образования не влияет на продолжительность жизни. Вспомни высокогорных долгожителей, кроме школы они нигде не учились. Здесь важнее постоянная умственная нагрузка и формирование новых нейронных связей.
Елена:
– Ты хочешь сказать, что достаточно кроссворды решать и выбирать для прогулок новые маршруты? И все?
Наталья:
– Любая умственная активность пойдет: шахматы, судоку, изучение компьютера, иностранного языка… или поиски потерявшейся козы в горах нашим славным долгожителем. Главное: новые нейронные связи.
Елена:
– Изучение новой профессии…
Наталья:
– Знаю, ты вообще не можешь без нового. Но необязательно так радикально. А вот сейчас я тебя удивлю: для сохранения умственного здоровья врачи-неврологи рекомендуют ручной труд, мелкую моторику, вспомни вечно вяжущих на спицах или крючком бабушек. Вот они сохраняют свое умственное здоровье не хуже, чем профессор с его тысячами книг. Поэтому мой декупаж не хуже твоих сценариев, а в каком-то смысле и лучше.
Елена:
– А я знаю главный фактор, без которого здоровье сыпется на глазах.
Наталья:
– Ну? Открой глаза доктору Наталье?
Елена:
– Помнишь у Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие»?
Наталья:
– А…, ты о стрессоустойчивости.
Елена:
– Ты замечала, насколько здоровее наши ровесники со спокойным, таким философским отношением к жизни? Твоя подруга, например, с ее вечным: «Чего истерить-то?»
Наталья:
– И опять все непросто. С одной стороны, ты права.
Елена:
– Ну, да. Вспомни копинг, или стресс-совладание, он точно сочетается с хорошими показателями здоровья, причем, идеально, если человек сочетает все три стратегии копинга: справляется со стрессом самостоятельно, с помощью поддержки и избегания, причем именно в такой последовательности: сам, если не получается, обращается за помощью, если снова нет, тогда избегает, уходит из ситуации.
Наталья:
– А если, наоборот, сразу пытается выйти из стрессирующей ситуации, избегнуть лишнего стресса?
Елена:
– Не-а, номер не пройдет. Избегание поможет выйти из стрессовой ситуации здесь-и-сейчас, но нельзя все время избегать, появится вторичный стресс из-за затягивания ситуации, здесь важно именно так: сам пытаешься решить- 50%, «случилось чудо- друг спас друга» из того же Карлсона- 30%, а избегание- последняя попытка выйти из разрушительного стресса-20%. Ты тоже что-то хотела сказать про характер.
Наталья:
– Да, ты говорила о специальном характере каком-то антистрессовом, но все не так просто. Есть исследование любопытное про любителей зимнего плаванья, причем где-то на севере, то ли Финляндия, то ли Норвегия.
Елена:
– Есть и такие?
Наталья:
– У них даже есть начало сезона зимнего плаванья. Так вот было исследование состояния эндокринной системы «зимних» пловцов в начале и в конце сезона. Ты же не станешь возражать, что плаванье в холодной воде- отличный пример стресса?
Елена:
– Согласна.
Наталья:
– Так вот, у этих «моржей», улучшается состояние показателей эндокринной и нервной систем, и состояние здоровья в целом к концу сезона.
Елена:
– И что это значит для нас?
Наталья:
– А значит это, что нашу нервную и эндокринную системы не стоит держать в вакууме, их нужно подвергать умеренному стрессу, закалять, и мы возвращаемся к идее «золотой середины»: много стресса-плохо, но совсем окуклиться, сидеть в вате- еще хуже.
Елена:
– Как с иммунитетом…если ребенка держать в стерильном мире, он будет менее защищен?
Наталья:
– Отличный пример. Стерильная жизнь не подходит нам, мы рождены для борьбы с неподвижным образом жизни, чрезмерным аппетитом, леностью ума и… для умеренного стресса.