Парадокс XXI века: чем больше комфорта – тем сильнее депрессия

Существует миф, что стресс появился только в XX веке – во время «холодной войны», локальных боевых спецопераций по всему миру, противостояния двух ядерных мировых держав и пр. На самом деле нервное напряжение существовало всегда. Разве дележ охотничьей добычи нашими далекими предками мог обходиться без бурных эмоций, особенно когда вместо мамонта приходилось делить зайчонка? И вряд ли патриции, принявшие в сенате выгодный для них закон, не волновались, когда трибун накладывал на него вето. Но вот парадокс, возникший только в современном человеческом обществе: чем большим комфортом окружает себя человек, тем больше в его жизни бушует эмоциональных штормов. Более того, стресс грозит стать одной из основных причин смертности людей в ближайшие 20 лет, пророчат психологи. Почему же возник такой парадокс?

Согласно утверждениям генетиков, современный человек как вид возник 150 тысяч лет назад. Это означает простой факт: человек идеально приспособлен к тому образу жизни, который существовал именно в то время. А тогда были актуальны всего две основные опасности – хищники и соседние племена. В результате человеческий организм выработал единую реакцию на опасность – «нападение – бегство». Он моментально мобилизуется для борьбы, приходит в боевое состояние, готовится встретить врага или убежать.

Эта мобилизация происходит помимо нашего сознания – на подсознательном уровне. А в организме на уровне физиологии запускается целый завод по производству гормонов стресса. Первым делом непроизвольно напрягаются мышцы. Вместе с мускульным напряжением повышается частота сердечных сокращений, учащается дыхание, поднимается артериальное давление. Усиливается потоотделение. Гормоны стресса расщепляют животный крахмал (гликоген), накопленный в печени и мышцах, в результате чего в крови повышается уровень сахара (глюкозы) и жиров. Одновременно происходит торможение деятельности систем организма, которые не нужны на момент стресса, – пищеварительной и иммунной. Такая реакция на стресс была выработана всем ходом эволюции, она помогла нашим предкам выжить в условиях дикой первобытной природы.

Что же происходит в организме сейчас, когда мы уже не охотимся на диких зверей и не прячемся от хищников? Наша естественная реакция на стресс и тревогу стала не благом, а бедствием. Человек, который попал в автомобильную пробку и начал сердиться, вызывает в своем организме все те же самые «древние» изменения. Но при этом не двигается – не может потратить все свои запасы энергии. В результате давление остается повышенным в течение нескольких часов, а жиры, скопившиеся в крови, откладываются на стенках сосудов – возникает атеросклероз. То же самое происходит и на работе при общении с грозным начальством. Просмотр телевизора, чтение газет, разговоры за обеденным столом о работе и политике – также примеры получения стрессовой информации при полной неподвижности тела.

В итоге постоянная тревожность приводит к истощению и гибели нейронов и умственным нарушениям. Происходит уменьшение на 7–15 процентов важнейших структур мозга: гиппокамп, кора лобных долей, миндалевидное тело атрофируются. Хронические стрессы физически уменьшают размер мозга. И результатом является диагноз «клиническая депрессия». Поэтому каждое поколение становится все более и более восприимчивым к негативу.

Кроме того, за 150 тысяч лет появился очень важный отрицательный фактор, который мешает современному человеку жить спокойно и счастливо. Так, древний человек жил в племени, которое состояло примерно из 40–50 человек. Все эти люди являлись родственниками, и каждый из членов племени знал обо всех абсолютно всё. Появление любого незнакомца являлось событием из ряда вон выходящим и крайне опасным. Ведь для древнего человека встреча лицом к лицу с чужаком означала войну не на жизнь, а на смерть. Сейчас ничего не изменилось – мы по-прежнему воспринимаем незнакомцев как источник стресса. Все мы хорошо помним различие этих ощущений: состояние, когда ты один сидишь в комнате, разительно отличается от состояния, когда в комнату заходит кто-то еще. Другого человека, а тем более постороннего, начинаешь чувствовать, что называется, всей кожей. Поэтому человек чувствует неосознанную тревогу, когда находится и в метро, и в толпе демонстрантов, и даже в переполненном офисе. Он ее подавляет, но она никуда не исчезает – просто сидит в нас и разрушает организм. Все это напрягает, раздражает, вызывает усталость и опустошает человека. Но самое страшное, что тревога, депрессия, стресс, постепенно накапливаясь, преждевременно изнашивают тело и душу человека, приближая болезни и старость.

Самый наглядный пример пагубного воздействия тревожных состояний – это тот факт, что они замедляют процессы заживления ран. К этому выводу пришли британские исследователи из института психиатрии при Королевском колледже Лондона. Ученые провели исследование, которое показало, что скорость заживления ран в два раза быстрее у людей, которые находятся в спокойном, расслабленном состоянии.

Эксперимент заключался в следующем: вначале ученые попросили добровольцев заполнить анкету со стандартными вопросами, чтобы оценить уровень стресса участников. Затем им наносили колотые проникающие раны наподобие тех, что получаются при проведении биопсии. Далее в течение трех недель с помощью УЗИ наблюдали за скоростью затягивания раны. Медикам удалось установить взаимосвязь между присутствующим в крови уровнем кортизола (гормона стресса) и скоростью исцеления больных. Кроме того, выяснилось, что стрессы являются причиной астмы и даже рака.

А профессор Тиан Ху, генетик из университета Йеля, утверждает, что множество разных причин может стать пусковым механизмом запуска смертельной болезни – рака. И среди них не только инфекции и воспаления, но и самое главное – постоянное тревожное состояние. Не зря мудрые люди говорят: все болезни – от нервов. Теперь это научно доказано. Ученые нашли убедительные подтверждения тому, что ежедневный стресс является детонатором для роста опухолей.

– Физические и эмоциональные травмы, которые имеют отпечаток на нашем душевном состоянии, могут спровоцировать мутацию раковых клеток и создать из них «убийственный коктейль», – объясняет профессор Тиан Ху.

Особенно подвержены влиянию стресса женщины, и потому они в первую очередь находятся в группе риска. По словам специалистов, у них значительно больше шансов заболеть раком груди. Если работа морально изматывает, то риск этого недуга повышается на 30 процентов. Это подтвердили медицинские наблюдения за 36 тыс. шведскими женщинами в возрасте от 30 до 50 лет. И у 767 из них врачи нашли прямую связь между нервным напряжением и появлением рака груди.

Кстати, понятие «стресс» ввел ученый Ганс Селье в середине XX века. И получил за это Нобелевскую премию. Он выяснил, что в сложных ситуациях в организме запускается ряд однотипных реакций: учащенный пульс, повышенное артериальное давление, напряжение в мышцах, затрудненное дыхание. Если подобные ситуации часто повторяются, они могут привести к развитию психосоматических болезней. Здесь следует сделать одно уточнение – все свои открытия Ганс Селье делал на белых лабораторных крысах. Он морил их голодом, заставлял плавать в ледяной воде, травил ядами, заражал болезнями. В результате оказалось, что на все эти совершенно разные неприятности организм крыс выделял особые гормоны (глюкокортикоиды), которые помогали бедным животным хоть как-то сопротивляться этим жестоким экспериментам.

Впоследствии другой ученый – Ричард Лазарус установил, что в отличие от животных люди реагируют на неприятности по-другому, потому что они как бы преломляют возникающие проблемы через свой жизненный опыт, убеждения и психологические установки. Однако общие механизмы ответа на стресс есть у всех организмов – как обладающих разумом, так и действующих на основе инстинктов. Оказывается, что на первой стадии испытаний, которые устраивал крысам Ганс Селье, эти гормоны существенно усиливали защитные силы организма, в том числе – их иммунитет. Так выяснилось, что стрессы бывают полезными. Но вот если мучения крыс затягивались, стресс начинал делать свое черное дело – защитные силы постепенно падали, пока крысы не погибали.

Ученые, конечно, ищут механизмы появления тревожности с тем, чтобы ее контролировать. Медики разработали много форм терапии страха, например, фармакологическое лечение, психоанализ, разные формы когнитивной терапии. Но не всегда беспокойство поддается лечению, потому что иногда не ясны причины его появления. Одну из версий появления стресса выдвинули ученые из Университета Айова-Сити. По их мнению, чувство тревоги может возникать от врожденного страха перед удушьем и основано на механизме, направленном на предупреждение угрожающего смертельного удушья.

Дело в том, что у людей с повышенным содержанием углекислого газа в крови в состоянии испуга чувства обострены. И во избежание угрозы смертельного удушья возникает реакция страха на повышенную концентрацию углекислого газа в крови. Исследователи заинтересовались, как действует сигнал тревоги в головном мозге. В своих опытах они выявили, что в возникновении страха принимает участие специальный белок под названием ASIC 1a. Этот белок реагирует на изменение водного баланса: он падает, когда содержание углекислого газа в крови поднимается. Ученые предположили, что и сам ASIC 1a также действует как сенсор двуокиси углерода. Чтобы проверить это предположение, ученые наблюдали за мышами с различной концентрацией углекислого газа в крови. При пятипроцентной концентрации животные занимали открытые площади. А это симптом испуга, поскольку открытые площади предоставляют врагам немало возможностей для нападения. При повышении концентрации до 10 процентов мыши цепенели, замирали. У многих животных такое поведение служило показателем серьезного испуга.

Некоторым мышам ученые выключали ASIC 1a в миндалине, таким образом показатели уровня кислотности (pН) в данном участке их мозга не изменялись, и животные не проявляли таких признаков испуга, как при повышенной концентрации углекислого газа. Возможно, что эти научные выводы помогут в разработке новых методов лечения людей с повышенным чувством тревожности. Но пока в будущем…

Загрузка...