Ян не хотел, чтобы Лиана нашла себе работу или занялась чем-то по душе, считал, что место женщины на кухне и рядом с ребенком, а потому все домашние хлопоты должны быть на ней. Зачем им няня, ясли или сад, если дома неработающая жена?! Лиана эти его взгляды не разделяла и решила действовать. В тот же день, после неприятного разговора с мужем, она решительно взяла в руки ноутбук и принялась искать няню, которая разгрузит ее хотя бы на пару часов в день, чтобы заняться своими делами.
Она так увлеклась, что не заметила, как пролетело полтора часа. Сын, к ее счастью, все это время был занят игрушечным черно-желтым роботом, разбирал его на части и собирал обратно.
Лиана взяла сына на руки, поднялась на второй этаж, постучала в дверь рабочего кабинета мужа, и после того, как он разрешил войти, спросила, когда он сможет посмотреть на потенциальных кандидаток на должность няни.
Ян вскипел, ему не понравилось, что жена провернула подобное за его спиной, не посоветовавшись, и вообще отрезал эту затею. Лиана пыталась мягко объяснить, что дико устала и больше просто не может тянуть все заботы о сыне на себе. Ей, как воздух, требуется отдых, если не устраивает помощь няни, подойдет его помощь, но муж ничего не хотел слышать. Его все устраивало и менять Ян ничего не хотел.
Ситуация казалась тупиковой. Бессмысленно пытаться изменить другого человека, проще взять ситуацию в свои руки. Лиана задумалась, как сильно изменилась за время декрета. До появления Лео на свет она излучала жизнерадостность, выделялась округлыми, аппетитными формами, цепляла жадные взгляды мужчин и завистливые – женщин, носила изысканные обтягивающие платья и элегантные костюмы, а сейчас исхудала так, что любая одежда из гардероба висела на ней мешком. Лео на руках захныкал, а молодая мама чувствовала себя крайне разбитой и униженной.
Внизу, в гостиной, плавно переходящей в кухню, она села на диван, уставилась на стену, и слезы ручьем потекли из глаз. Какое-то время Лиана просидела так, пока сын носился туда-сюда с очередной игрушкой, а потом сжала руки в кулаки и решительно настроилась закончить начатое. Никто не смеет ей указывать, что делать! Ей необходима помощь со стороны и она ею воспользуется, потому что так для нее будет лучше!
***
Ян не общался с ней неделю, после того, как к ним домой пришла пожилая и очень милая женщина на должность няни. В этом вопросе Лиана не стала спрашивать его мнения, поскольку муж в принципе против, чтобы ей кто-то помогал с материнскими заботами. А потому все взяла в свои руки, полчаса пообщалась с Амалией и наняла ее на три часа по будним дням, с понедельника по пятницу. Какая-никакая, а уже помощь.
Амалия понравилась Лео с первых минут, собственно, как и самой Лиане, поскольку кое-чем напоминала ей Риту. Такая же жизнерадостная, энергичная и мудрая, и что забавно – имела утонченный вкус в одежде и выглядела великолепно на свой возраст. Волосы нежного пепельно-пурпурного оттенка женщина подкручивала на плойке в крупные кудри, зеленая блузка из атласа и плотные темно-серые брюки придавали ей элегантности. На ногах утонченные туфельки на удобном каблуке. Своим внешним видом Амалия восхищала прохожих на улице. Вежливая, энергичная и чудесная женщина согласилась приступить к работе с завтрашнего дня, то есть со среды. Все важные моменты они обсудили быстро, Амалия уже много лет работала няней, а до этого воспитательницей в детском саду, так что опыта у нее достаточно, чтобы справиться с маленьким непоседой.
Несмотря на то, что муж заблокировал ее карту, у Лианы сохранились свои сбережения, накопленные еще до заключения брака, так что она могла запросто расплатиться с Амалией, и уже мысленно осознала горькую правду – похоже, в скором времени ей самой придется обеспечивать себя и сына материально, поскольку с таким успехом, Ян просто уйдет из дома и неизвестно, что будет дальше. «Скорее нас выгонит из своего дома, а не уйдет», – поправила она саму себя.
Больше всего огорчало, что они совершенно не разговаривали, не обсуждали назревшие между ними проблемы, не озвучивали то, что накопилось у каждого на душе, ведь при любом конфликте стоит в спокойной обстановке поделиться наболевшим, выяснить, что произошло, хотя бы попытаться встать на место другого, найти точки соприкосновения и наладить отношения, если оба этого хотят. Но Ян предпочел просто закрыться и, вероятно, вычеркнуть Лиану из своей жизни. Похоже, восстановить взаимопонимание с женой совершенно не входило в его планы.
Перспектива искать работу Лиану нисколько не радовала. Куда идти, с маленьким сыном на руках? Куда ее возьмут? Работать где угодно, лишь бы ее взяли, она хотела меньше всего, особенно после такого тяжелого послеродового периода, когда предстояло еще собирать себя по кускам и особенно – не помешало бы восстановление. Лиана прокручивала в голове разные варианты и задумалась над тем, какая профессия могла бы принести ей удовлетворение и денежное вознаграждение.
К сожалению, ни одна дельная мысль не пришла ей в голову, как будто внутренний голос спал, а потому отчаявшаяся и расстроенная молодая мама на нашла ничего лучше, как вскрыть сразу несколько бабушкиных конвертов, чтобы они немного придали ей сил и успокоили в данную минуту.
«Страх – всего лишь слово! Мы так застряли в привычной круговерти событий, в непробиваемой рутине, любим стабильность, ненавидим перемены, боимся, что впереди нас ждет что-то страшное и опасное. Только, вот что, цветочек, мир постоянно меняется, не стоит на месте, время бежит быстротечно, так что ты окажешь самой себе огромную услугу, если просто замахнешься на свою мечту и ухватишься за нее.
Нельзя полагаться только на судьбу и надеяться на лучшее, в то время, как счастье исключительно в твоих руках и именно от тебя зависит очень многое. Мы не в силах контролировать все, но можем подстроиться под сложившиеся ситуации и выйти из них победителем. Другого не дано, так я считаю!
Когда идет дождь, мы берем в руки зонтик, одеваемся по погоде и выходим на улицу, а можем и вовсе переждать ливень. Не ругаем погоду, метеорологов, синоптиков или бог еще знает кого, кто в этом виноват (пишу, и самой смешно). Нет, конечно, есть и такие, их хлебом не корми, дай повод кого-нибудь обвинить во всех грехах и своих бедах, но, прожив столько лет, могу точно сказать, что брюзгой быть совершенно не выгодно. Она вечно всем недовольна, часто болеет и меньше живет на свете.
В детстве ты очень любила мечтать, и совершенно не видела никаких преград на своем пути. Вообще, представляешь? Мы с твоей мамой всегда этому поражались и даже восхищались. Я сразу сказала ей, что ты добьешься очень многого, всего, чего пожелаешь, все пути будут перед тобой открыты, а тебе лишь останется выбрать тот, что отзовется в сердце. Вспомни эту девочку и возьми у нее несколько уроков…»
Следующее письмо задело Лиану за живое:
«Сегодня твоя мать повезла меня на ферму альпак, и я пищала от радости, представляешь?! Я, старуха, которой уже за сотню лет, бегала вокруг этих прелестных созданий и улыбалась до ушей. Наверное, это глупо смотрелось со стороны, но мне было совершенно все равно. Мнение окружающих уже давно меня не цепляет. Все равно, каждый в первую очередь думает о себе и что подумают люди о нем, а на тебя если и обратят внимание, и осудят, то, вероятно, уже через пять минут выбросят из головы и не вспомнят, даже если вы когда-нибудь снова пересечетесь.
С ума сойти, такие милые пушистые существа дарят столько радости просто своим присутствием. Пообещай, что и ты как-нибудь посетишь это место, мама даст тебе точный адрес, я его не знаю и даже не записала…
Цветочек, не забывай, что жизнь конечна. Главное – не упустить возможность насладиться ею сполна. Делай то, что просит душа, направь фокус внимания туда, что может помочь тебе, подарит радость, а не туда, где только боль и разочарование. Все, убегаю, твоя мама в честь моего дня рождения пригласила к нам мастера по чайной церемонии, жду этого с нетерпением. Сегодня вечером увидимся с тобой за праздничным столом по видеосвязи, но уверена, что это мое письмо ты прочтешь уже значительно позже, когда настанет время…»
Кроме этого, бабушка описывала и свою жизнь, как обожала сажать цветы, когда была помоложе, странствовать по миру, сколько всего повидала, с какой страстью танцевала и пела даже в свои сто с лишним лет. Она описывала все это с таким пристрастием, что у Лианы вылетели из головы все мрачные мысли. И все же напоследок она решила вытянуть еще один конверт, на этот раз не по порядку, а любой, какой попадется под руку. Бабушкины послания стали для нее настоящим бальзамом для души.
Лиана быстро развернула письмо с цифрой 17 в верхнем правом углу.
«Ничто так не закаляет нас, как материнство, дорогая моя. Честное слово, это понимаешь только тогда, когда сама проходишь через это. Иногда кажется, что с появлением младенца в твоей жизни весь мир рушится, настроен против тебя, проверяет тебя на прочность и хочет тебя беспощадно сломать, как сухую ветку. Ты жертвуешь собой, своим сном, нервами, подстраиваешься под внешние обстоятельства и нового члена семьи, которому совершенно наплевать на твои желания и потребности. В его мире он – самый важный для матери и всех, кто его окружает, и все тут. А ты тем временем мучаешься от бессилия, возможно, даже страдаешь от невыносимой усталости, сбита с толку и не знаешь, сколько еще выдержишь в таком сумасшедшем темпе. И все же просто будь уверена, что ребенок подрастает, и матери становится гораздо легче. Смысл во всем этом есть, цветочек, поверь старухе.
Помню, как долго обижалась на свою маму, твою прабабушку, когда она злилась на меня, тихонько плакала в подушку, кричала из-за каких-то пустяков, как мне тогда казалось, ругала, наказывала, ставила в угол. Подростком я считала, что моя мама была несправедлива ко мне во многих вопросах. И как только у тебя самой появляется ребенок, многое становится на свои места, ты становишься более мягкой по отношению к своим родителям, прощаешь их с нежностью и искренней любовью, открываешь им свое сердце еще шире и ценишь каждую минуту, проведенную с ними. До тебя наконец-то начинает доходить, почему они вели себя в конкретной ситуации так, а не иначе.
Твоя мать обожает тебя всем сердцем, просто знай это, я вижу отражение этой любви в ее глазах каждый раз, когда она говорит о тебе. Материнская любовь необъятна, ее сила крепче стали, дорогая. Пусть ты этого еще не осознала, обижаешься на нее и иногда не звонишь по несколько дней, но ребенок для матери – чудесное создание, которому она готова простить все на свете…»
После прочитанного письма Лиана мигом побежала к телефону и набрала маму. Они действительно уже не общались несколько дней. Из-за поисков няни, конфликтов с мужем и материнских забот она забывала позвонить родительнице, и поставила себе цель во что бы то ни было общаться с ней чаще. Кроме того, Лиана словила себя на мысли, что неспроста прочитала сразу несколько бабушкиных писем, особенно последнее, где речь шла о материнстве. И, что удивительно, послания Риты действительно утешали и дарили внутреннее умиротворение.