Сегодня в бизнесе используется множество моделей и структур, и охватить все и каждую практически невозможно. Мы написали эту книгу, чтобы помочь вам разобраться в самых важных концепциях – понять, как они появились, когда и как используются и каковы их основные преимущества и недостатки.
Мы назвали книгу «25 моделей MBA Need-to-Know», чтобы подчеркнуть, что все эти модели изучают студенты бизнес-школ, получающие степень MBA (магистра делового администрирования). MBA представляет собой курс широкого профиля: в него входит изучение основ важнейших аспектов бизнеса. В данной книге мы придерживаемся такого же всеобъемлющего подхода. В ней пять разделов, которые соответствуют основным направлениям в рамках типичной программы первого года MBA. Рассматривая в каждом разделе всего по пять моделей, мы упоминаем и другие, чтобы читателю стал ясен масштаб полноценного курса.
Для кого предназначена эта книга? Студентам MBA она позволит получить представление об основных изучаемых на курсе моделях, полезные рекомендации по их применению и перечень дополнительных материалов для более углубленного изучения соответствующих тем.
Для руководителей и менеджеров, которые не учились в бизнес-школе, эта книга станет полезной памяткой: она выручит, если подчиненные или коллеги будут употреблять термины, изученные ими на курсе MBA. На самом деле большинство концепций в бизнесе довольно просты – наша книга подробно расскажет о двадцати пяти самых важных из них и позволит наверстать упущенное.
И наконец, эта книга будет интересна всем, кто только собирается получить степень MBA (и хочет подготовиться к программе заранее) или просто рассматривает такой вариант. Если описанные модели и концепции покажутся вам полезными и интересными, решайтесь и поступайте на курс. Здесь мы приводим модели, «которые нужно знать», – изучаемый в рамках MBA материал, естественно, гораздо объемнее того, что можно включить в одну книгу.
Подбирая темы для этой книги, мы проанализировали учебные материалы бизнес-школ, с которыми работаем или в которых работают наши друзья (в том числе Лондонской школы бизнеса, Школы бизнеса Ричарда Айви, Европейского института управления бизнесом, Уортонской школы бизнеса и Гарвардской школы бизнеса), и определили самые важные модели, структуры и концепции, рассматриваемые в рамках базовых программ. (В большинстве бизнес-школ после базовых программ идут курсы по выбору в зависимости от специализации.) Затем мы попросили группу студентов и выпускников оценить важность каждой отобранной нами модели, после чего и выделили вошедшие в книгу двадцать пять тем.
Мы максимально ответственно подошли к процессу отбора материалов, однако окончательный перечень моделей всё же весьма субъективен. Он чем-то похож на списки самых влиятельных людей в истории или лучших фильмов последнего двадцатилетия. Есть данные, на которые можно опираться, но играют роль и личные предпочтения. Поэтому мы не рассчитываем на то, что другие люди на сто процентов согласятся с двадцатью пятью пунктами, на которых мы в конце концов остановились. Также отметим, что еще мы руководствовались стремлением включить в каждый раздел как классические, так и современные модели, чтобы читатель мог следить за развитием темы.
Эта книга состоит из пяти разделов, соответствующих пяти важнейшим областям или предметам программы MBA. В каждом разделе представлено по пять моделей, «которые нужно знать», а также дается краткое описание того, как они взаимосвязаны. Безусловно, в каждой из пяти областей есть существенные вопросы, не вошедшие в книгу, – поэтому в конце глав приводится перечень ресурсов, где можно найти дополнительную информацию.
Структура, которую мы выбрали, отражает традиционный взгляд на бизнес. Есть бизнес-школы, придерживающиеся междисциплинарного или интегративного подхода к преподаванию (в некоторых, например, основным предметом изучения становятся реальные проблемы бизнеса). Но таких меньшинство; большая часть по-прежнему организует программы так, как это сделали мы.
Чтобы книга не получилась слишком объемной, нам часто приходилось делать сложный выбор. Мы не включили в нее модели, описывающие макросреду бизнеса, будь то в сфере экономической теории, государственной политики, права или торговой деятельности. Мы не привели базовые статистические модели и инструменты и совсем немного внимания уделили психологии личности и началу бизнеса с нуля. Мы также приняли непростое решение не включать в книгу разделы по бухгалтерскому учету и управлению производством. Это важные темы, но, по нашему опыту, они перестали занимать центральное место в учебной программе бизнес-школ, и всё меньше выпускников выбирают работу в данных областях. Мы в основном сосредоточились на вопросах, касающихся компаний или бизнеса в целом, ведь именно в этом должны разбираться руководители организаций.
В этой книге слово «модель» используется в очень широком смысле, означая структуры, концепции, модели и инструменты. Мы решили, что важнее осветить основные темы, которые изучают студенты MBA, нежели четко придерживаться узких определений. Так, концепция открытых инноваций занимает важное место в современном мире новаторских разработок и стратегии, поэтому мы посвятили ей отдельную главу, – однако по сути она не является моделью.
С формальной точки зрения модель – это упрощенная версия чего-то более сложного: она помогает понять конкретное явление, определяя его ключевые элементы. Структура – это способ схематичного представления и понимания многогранного явления, часто сводящий вместе ряд разноплановых элементов. Концепция – это общая идея, способ по-новому взглянуть на мир. А инструмент – это механизм применения знаний к решению практической задачи. Данные определения интересны лишь в теоретическом ключе; суть в другом: в книгу вошли самые важные, с нашей точки зрения, модели, структуры, концепции и инструменты в каждой области.
Для большинства читателей эта книга станет в первую очередь справочником, который поможет освежить в памяти особенности применения конкретной модели или разобраться в ранее не встречавшейся концепции. Кому-то она позволит оперативно познакомиться с предметом: например, если вас интересует маркетинг, прочитайте раздел о пяти маркетинговых инструментах, и вы быстро войдете в курс дела. А читателям, делающим первые шаги в мире бизнеса, мы советуем читать книгу от корки до корки.