Подготовка к интервью
Не буду подробно останавливаться на элементарных аспектах подготовки к интервью. Их знает любой мало-мальски грамотный журналист, да и любой здравомыслящий человек. Кратко перечислю основные. Подробнее же остановлюсь на более тонких и незаметных аспектах подготовки к интервью, а именно на отборе и анализе вопросов.
Итак, элементарные, но совершенно необходимые действия при подготовке к интервью.
Во-первых, необходимо прочитать или хотя бы просмотреть все доступные материалы, включая материалы из Интернета относящиеся к герою интервью (ГИ). При этом не забывайте, что материалы из Интернета нуждаются в дополнительной проверке, поскольку там могут быть и фальшивые (фейковые) статьи.
Самые важные на ваш взгляд материалы надо прочитать вдумчиво, чтобы заметить какие-то особенные черты характера, факты биографии, события из жизни ГИ. Они вам обязательно помогут, если не в ходе самого интервью, то, возможно во время предварительного разговора по поводу интервью.
Во-вторых, надо заранее созвониться с героем интервью и договориться о времени, месте и способе проведения интервью, а также о его длительности. Это надо обязательно сделать, иначе вас могут прервать в самом начале или в середине интервью, сказав, что времени больше нет. Время, место, способ и длительность интервью имеют колоссальное значения.
В-третьих, подумайте о своём внешнем виде.
Ваш внешний вид может вызвать совершенно разную реакцию. Естественно, он будет зависеть, прежде всего, от того, с кем вы встречаетесь, а также от времени и места проведения интервью.
В-четвертых, позаботьтесь о технической стороне дела. Если вам разрешено пользоваться техническими средствами (видео-, фото-, аудио записывающей аппаратурой), то обязательно проверьте состояние и готовность всей техники к работе. Берите (по возможности) все средства, которые вам разрешены. При отказе или неожиданном запрете на один видов техники, вы всегда сможете воспользоваться другими. Не забывайте о таких простых вещах, как запас батареек или power bank.
В-пятых, постарайтесь добыть и запомнить хотя бы элементарные сведения о характере деятельности героя будущего интервью, чтобы не выглядеть совсем уж некомпетентным. Это особенно важно для редких, сложных или экзотических видов деятельности (космонавты, нейрохирурги, укротители, подводники, математики, дегустаторы, коллекционеры и т.п.)
В-шестых, поработайте над вопросами, вернее, над тем, какие из них вы зададите (вполне возможно, некоторые вопросы необходимо будет трансформировать или переделать полностью, естественно, у вас будут и свои собственные вопросы).
Обязательно подумайте о возможной неадекватной реакции на некоторые из вопросов. Это тоже важно для правильного проведения интервью и избегания недоразумений и конфликтов.
Прошу прощения за тавтологию, но подумайте также и о вашей реакции на неадекватную реакцию героя интервью. Это поможет вам избежать нежелательных эмоций (растерянности, испуга, конфуза и т.д.)
Теперь несколько слов о целях интервью.
По большому счету, у интервью, как правило, бывает одна из трех целей – создать портрет героя, получить новую или уточнить/подтвердить/опровергнуть имеющуюся информацию о герое интервью (ГИ).
В свою очередь главная цель может зависеть и меняться (но не обязательно зависит или меняется) от различных факторов.
а) От полученного задания.
В таких случаях журналист вынужден сосредоточится на каких-то конкретных вопросах и строить интервью именно вокруг них.
Например, если ГИ – художник или кинорежиссер, и вам дано задание получить информацию о его творческих планах, то, естественно, во время интервью вам придется сосредоточиться на вопросах о творчестве (Над чем вы работаете? Что послужило толчком к созданию новой картины? Какова сверхзадача вашей новой картины? Где вы творите или собираетесь создавать вашу новую картины? Кто главные герои ваших новых картин? Кого вы пригласили на главные роли? и т.д. и т.п.).
б) От профессии героя интервью.
Например, если ГИ – каллиграф, то вам, вероятнее всего, захочется узнать об особенностях этой профессии, о нюансах, секретах и тому подобное.
в) От места проведения интервью.
Например, если ГИ (кем бы он ни был) – приглашает вас на интервью в пещеру тибетского отшельника-монаха или на орбиту космического корабля, или в секретный подземный командный пункт, или на Северный Полюс, то вам, по всей видимости, придется (даже если вы лично и не очень этого хотите) уделить внимание месту, где проходит интервью.
г) От возраста героя интервью.
Например, если возраст ГИ (кем бы он ни был) три года или 103 года, то вам, так или иначе, придется задавать вопросы, относящиеся к возрасту ГИ.
Уверен, что это понятно любому журналисту.
Теперь несколько слов о способах построения цепочек вопросов.
Понятно, что цепочка вопросов зависит от целей интервью. Но мы с вами будем рассматривать общие принципы построения цепочки вопросов.
Каждому журналисту понятно, что в целом, нельзя начинать интервью с острых, раздражающих или провокационных вопросов. Такие вопросы характерны для ситуаций мимолетных встреч (при прилете/отлете, при кратких встречах с прессой и т.п.). Мы же с вами говорим об индивидуальном (или даже эксклюзивном) интервью, к которому вы можете (и должны) подготовиться заранее. Именно поэтому, если вы начнёте интервью с раздражающего или «горячего» вопроса, то, как минимум, испортите настроение ГИ, а, как максимум, вас отправят «подальше».
Разумеется, существуют десятки (если не сотни) книг, пособий и брошюр о том, как проводить интервью, как его начинать и как заканчивать. Мы не будем об этом говорить подробно. Напомню лишь, что интервью должно проводиться грамотно.
Оно иногда напоминает концерт приглашенной рок-звезды, когда публику разогревают местные знаменитые вокальные группы перед непосредственным выходом звезды. Так и в интервью. Сначала ГИ «разогревают», вводят в рабочее состояние (иногда с целью усыпления бдительности), а потом уже задают самые важные вопросы. Когда я говорю важные, то не имею в виду красивые, правильные, грамотные, острые, нужные, провокационные. Под словом важные я подразумеваю вопросы, ответы на которые станут основой вашего материала. Не забывайте об этом.
А теперь обратимся к главной составляющей интервью – к самим вопросам.
Одна известная истина гласит: «Каков вопрос – таков ответ».
Другая мудрость сообщает: «Не задавайте вопросов и не услышите лжи».
Третья говорит, что «один глупец своими вопросами может поставить в тупик сотню мудрецов».
Что же делать журналисту?
С одной стороны, он должен избегать банальных, глупых, пошлых или бессмысленных вопросов, с другой – подобрать и выстроить цепочку вопросов таким образом, чтобы наиболее полно осветить какую-то черту героя интервью или раскрыть как можно полнее его характер, профессию, отношения с другими, или добиться ответа на те вопросы, которые были получены от вашего редактора (работодателя) и т.д.
Отбор и построение такой цепочки и является главной задачей при подготовке к интервью.