Добро пожаловать в трехлетие! К трем годам ваш малыш становится выше и худощавее. Вместе с изменениями строения тела приходят и очень серьезные изменения его физических навыков.
• Координация движений по мере выполнения малышом тех или иных действий руками, ногами, кистями и стопами постепенно становится все более точной. Ваша задача – предоставить ему побольше возможностей для развития общей и тонкой моторики как дома, так и во время прогулок.
• Ребенок все более умело выполняет различные физические задания и обретает уверенность, что способен осваивать что-то новое, – он думает, что может сделать практически все, что угодно! Создавайте ему условия для успеха и дальнейшего повышения самооценки.
• Ваш ребенок ощущает недоступную прежде свободу движений. Он осваивает разнообразные способы перемещения в пространстве, учась уже не только ходить, но и бегать, прыгать, кувыркаться, танцевать, лазать и т. д. Организуйте ему пространство, где он сможет практиковать все эти умения.
• Развитие моторных навыков ребенка дает ему возможность выполнять более сложные задания, такие как рисование, раскрашивание, вырезание и лепка. Предоставьте ему все необходимые материалы, чтобы он тренировал ловкость рук.
Предложите ребенку подоб рать головы и хвосты различных животных. Или пусть он повеселится, создавая новых чудо-зверей!
Что понадобится:
• Изображения животных из журналов или недорогих книжек с картинками
• Ножницы
• Клей
• Листы плотной бумаги
• Пол или стол
Осваиваемые навыки
• Осознание собственного тела
• Навыки классификации
• Когнитивные / мыслительные навыки
• Развитие тонкой моторики
Что нужно делать:
1. Вырежьте изображения различных животных.
2. Разрежьте картинки пополам, разделив головную часть и хвостовую.
3. Положите половинки картинок с головами на пол или на стол перед ребенком.
4. Достаньте одну из половинок с хвостом и дайте ребенку подобрать к нему соответствующую голову.
5. Пусть ребенок наклеит целое животное на лист бумаги.
6. Продолжайте, пока все животные не будут восстановлены.
Варианты игры. Предложите ребенку специально перепутать головы и хвосты, чтобы получились новые смешные звери!
Безопасность. Вырезав картинки, уберите ножницы, и следите за тем, чтобы ребенок не тащил в рот клей.
Вашему ребенку наверняка понравится ходить, как ходят звери! Помогите ему привлечь воображение и двигать руками, ногами, головой и телом наподобие животных.
Что понадобится:
• Большая комната
• Книжки с картинками животных, имеющих разные «походки», таких как утки, крабы, лягушки, кенгуру, слоны, гусеницы, цыплята, кролики, тюлени, змеи и т. д.
Осваиваемые навыки
• Навыки классификации
• Ролевые игры
• Выражение эмоций
• Общая моторика
• Навыки общения
Что нужно делать:
1. Пролистайте несколько книжек о животных с картинками.
2. Читая об этих животных, предложите ребенку походить, как они.
3. Помогите ему, описывая движения и, если нужно, демонстрируя их. Например покажите ему, как переваливается утка, как ходит боком краб, как прыгают кенгуру и кролик, как ломится сквозь джунгли слон, как «меряет» землю гусеница, как ходит и клюет зернышки курица, как скользит тюлень, как ползет змея и т. д.
Варианты игры. Имитируйте походку животных по очереди, и пусть другой отгадывает, что же это за животное!
Безопасность. Позаботьтесь о том, чтобы в игровой зоне не было препятствий.
Речевые навыки ребенка развиваются стремительно, доставьте же ему удовольствие поиграть со словами. Говорите фразы и предложения задом наперед!
Что понадобится:
• Обеденная обстановка
Осваиваемые навыки
• Когнитивные / мыслительные навыки
• Выражение эмоций
• Языковые навыки и словарный запас
• Установление последовательности
• Социальное взаимодействие
Что нужно делать:
1. Играйте во время еды, чтобы ребенок мог освоить игру, используя знакомые фразы.
2. Начните с простых предложений, например: «Мне еще молока, пожалуйста. Спасибо». Говорите их задом наперед: «Спасибо. Пожалуйста, молока еще мне».
3. Продемонстрируйте ребенку несколько раз, что нужно делать, чтобы он понял, как играть.
4. Постепенно переходите к более длинным фразам по мере того, как у ребенка будет получаться все лучше и лучше.
Варианты игры. Выделите целый час, когда вы будете говорить задом наперед абсолютно все. Или попробуйте разыграть таким же образом сцену из любимой книжки.
Безопасность. Если ребенок расстраивается из-за того, что не может понять игру, попробуйте использовать предложения всего из двух слов, или прекратите совсем и вернитесь к игре еще раз через несколько дней.
Простая картонная коробка поможет вашему ребенку стать креативным гением, который может научиться делать всякие удивительные вещи с помощью своего ума и тела!
Что понадобится:
• Большая коробка примерно по пояс вашему ребенку
• Ножницы или макетник
• Скотч
• Фломастеры, мелки, краски, наклейки, переводные картинки, ленточки и прочие декоративные материалы
• Книга об автомобилях
Осваиваемые навыки
• Осознание собственного тела
• Творчество и воображение
• Общая и тонкая моторика
• Пространственное мышление
Что нужно делать:
1. Вместе прочитайте книжку об автомобилях и рассмотрите иллюстрации.
2. Отрежьте верх и низ от большой коробки, оставив боковые стороны.
3. При необходимости заклейте скотчем неровные края и укрепите углы.
4. Помогите ребенку украсить внешние стороны коробки фломастерами, красками, наклейками и т. д., чтобы она походила на автомобиль.
5. Закончив делать автомобиль, предложите ребенку проехаться в нем по дому или по двору.
6. Чтобы было еще веселее, проложите с помощью веревки дороги и расставьте на них дорожные знаки.
Варианты игры. Можете сделать не автомобиль, а самолет или корабль, и отправить ребенка в воздушное или морское путешествие.
Безопасность. Будьте осторожны с ножницами и макетником в присутствии ребенка.
Если вы дадите ребенку достаточно подсказок, он сможет сразу угадать, что вы имеете в виду! А еще дайте ему возможность загадать загадку вам!
Что понадобится:
• Комната с интересными предметами
Осваиваемые навыки
• Навыки классификации
• Когнитивные / мыслительные навыки
• Развитие речи и словарного запаса
• Мысленное воспроизведение образов
• Решение задач / проблем
Что нужно делать:
1. Выберите интересный и хорошо заметный предмет в комнате, например статуэтку.
2. Скажите ребенку, что вы загадали какой-то предмет из тех, что есть в комнате, и дайте ему подсказку, например цвет, размер или форму предмета.
3. Пусть ребенок постарается угадать, что за предмет вы задумали.
4. Если ребенок не угадал, дайте ему еще подсказку.
5. Продолжайте, пока ребенок не угадает.
6. Пусть теперь ребенок загадывает загадки и предлагает вам подсказки.
Варианты игры. В эту игру можно играть в машине или стоя в очереди.
Безопасность. Убедитесь, что выбранный вами предмет ребенок может видеть все время. Кроме того, не выбирайте потенциально опасные для ребенка предметы.
Даже те дети, которые ненавидят купаться, полюбят автомойку в ванне – и не только станут чище, но и узнают кое-что новое!
Что понадобится:
• Ванна
• Пена для ванн
• Очки для плавания
• Губки и мочалки
• Шампунь и мыло
• Разбрызгиватель
• Полотенца
• Жидкий крем
Осваиваемые навыки
• Осознание собственного тела
• Когнитивные / мыслительные навыки
• Творчество и воображение
• Развитие общей моторики
Что нужно делать:
1. Наполните ванну теплой водой.
2. Добавьте в воду пену.
3. Посадите ребенка в ванну и наденьте на него очки для плавания.
4. Потрите его губками и мочалками.
5. Помойте волосы шампунем, а тело – мылом.
6. Распылите на него воду из разбрызгивателя, совсем как на автомойке!
7. Вытрите ребенка полотенцами.
8. Намажьте его жидким кремом. Все чисто!
Варианты игры. Те же процедуры можно проделать и в душе. Это прекрасное место для игры в автомойку.
Безопасность. Следите, чтобы мыло не попадало ребенку в глаза, а также за тем, чтобы вода не была слишком горячей и чтобы ребенок не поскользнулся. Никогда не оставляйте ребенка в ванне без присмотра!
Помогите ребенку познакомиться со своим телом, сделав книжку-раскраску с его собственными частями тела! Начните с кисти руки, потом перейдите к локтям и лицу, потом спуститесь к животу, ногам, коленям и ступням.
Что понадобится:
• Копировальный аппарат
• Фломастеры или мелки
Осваиваемые навыки
• Осознание собственного тела
• Навыки классификации
• Координация глаз / рука
• Тонкая моторика
• Самооценка
Что нужно делать:
1. Положите кисть руки ребенка на стеклянную поверхность ксерокса.
2. Прикройте руку крышкой машины.
3. Попросите его закрыть глаза, пока вы будете копировать, чтобы яркий свет не нанес им вреда.
4. Нажмите кнопку и запустите процесс копирования.
5. Заберите копию с собой. Если качество плохое, вначале обведите контуры руки черным фломастером, а потом можете давать лист ребенку, чтобы он раскрасил его цветными фломастерами или мелками.
6. Предложите ему добавить к рисунку любые детали – кольца, ногти, лак, браслеты и т. д.
Варианты игры. Сделайте копии разных частей тела и предложите ребенку сложить их вместе, когда вы придете домой. Он раскрасит картинки и увидит, каким забавным может быть такой «портрет».
Безопасность. Следите, чтобы глаза ребенка во время изготовления копии были закрыты. Защитите собственные глаза аналогичным образом.
Эта игра – вариант охоты за сокровищами, который научит ребенка идти по следам. А куда они приведут – зависит от вас!
Что понадобится:
• Дюжина или больше цветных наклеек
• Награда, например печенье или маленькая игрушка
• Много места для игры
Осваиваемые навыки
• Когнитивные / мыслительные навыки
• Общая моторика
• Воображение
• Решение задач / проблем
• Зрительное различение / визуальное наблюдение
Что нужно делать:
1. Купите упаковку цветных наклеек.
2. Придумайте путь, по которому будет следовать ребенок дома или во дворе.
3. Поместите наклейки на виду через каждые тридцать сантиметров по пути следования.
4. В конце пути положите награду.
5. Предложите ребенку зайти в область поиска и объясните ему, что ему нужно искать знаки-стикеры, которые приведут его к награде.
6. Поздравьте его, когда он наконец отыщет сокровище!
Варианты игры. Чтобы усложнить условия охоты, каждый раз располагайте наклейки подальше друг от друга. Также ребенок может сам сделать путь из наклеек для вас. Пусть он сам придумает его и выберет награду.
Безопасность. При разработке маршрута избегайте слишком высоких мест, на которые ребенку пришлось бы залезать, и потенциально опасных предметов.
Научите ребенка подбирать соответствующие предметы, а потом посмотрите, сможет ли он устроить такую же игру для вас!
Что понадобится:
• Предметы, которые подходят один к другому, например ботинок и носок, карандаш и бумага, вилка и тарелка, мыло и мочалка, зубная паста и щетка, расческа и резинка для волос, кетчуп и горчица и т. д.
• Пол или стол
Осваиваемые навыки
• Навыки классификации
• Когнитивные / мыслительные навыки
• Развитие речи и словарного запаса
• Навыки сопоставления
Что нужно делать:
1. Подберите несколько пар предметов, которые подходят друг к другу, но не одинаковы.
2. Разделите предметы и разложите в две кучки.
3. Поместите первую кучку на пол или на стол перед ребенком.
4. Возьмите предмет из второй кучки и покажите ребенку.
5. Пусть он выберет из первой кучки соответствующий ему предмет.
6. Отложите подобранную пару в сторону и выберите следующий предмет.
7. Продолжайте, пока он не соберет все пары.
8. Обсудите с ребенком, почему эти предметы подходят один к другому и чем они отличаются.
9. Предложите ребенку самому подобрать пары предметов и поиграть с вами!
Варианты игры. Положите все предметы вместе на пол или на стол и предложите ребенку решить, какие из них подходят друг другу.
Безопасность. Все предметы должны быть безопасными для ребенка.
Научите ребенка предсказывать конец истории. Он сможет применять этот навык при выполнении любых когнитивных задач.
Что понадобится:
• Книжка с картинками с замечательным концом
Осваиваемые навыки
• Когнитивные / мыслительные навыки
• Творчество и воображение
• Развитие речи и словарного запаса
• Решение задач / проблем
• Установление последовательности
Что нужно делать:
1. Найдите уютное место для чтения.
2. Прочитайте ребенку часть сказки и остановитесь, не доходя до конца.
3. Спросите его, что, по его мнению, произойдет дальше.
4. Предложите ему придумать несколько возможных вариантов концовки.