В идеале, читатель видит в герое или легко может представить на его месте себя. А если такой возможности нет, то рядом с ним должен находиться кто-то, на месте кого представить себя легче. Например, Холмс без Ватсона не зацепил бы читателей. Так как Джон – близок и понятен, в отличие от Шерлока.
Здесь так же, как и с ружьем Чехова, идея которого в том, что если на сцене лежит ружье, то оно должно выстрелить.
Когда я читаю о каком-то персонаже, его имени и истории, то забываю о главных героях и теряю линию основного сюжета. Отвлекаюсь на него, устаю. А если еще и эта поданная мне информация не пригодится, испытываю сильное разочарование. Зачем, автор? Мне же это знание так и не пригодилось.
Следите за тем, чтобы, несмотря на все ваши усилия, не совершать других ошибок, которые вы прочитали в этом сборнике, подлежащее и сказуемое стояли рядом, а не разрывались набором уточнений, вводных и обстоятельств.
А за описаниями причин и воспоминаний на несколько абзацев, читатель не забыл кто, где находится и что делает.
Все злодеи были детьми. Милыми карапузами. А еще у них – мамы, которые их любили. Они не появились сразу ужасом во плоти. У них есть своя история, мотивация, желания и мечты. И никто не считает себя злодеем.
Однажды я прочитала книгу психолога, который исследовал маньяков. И знаете, какой мотив у всех них? Любовь, справедливость, очищение. Прекрасные побуждения, но вот действия…
С того момента я и поняла, что в людях буду оценивать в первую очередь их поступки, а не истоки поступок. Раз уж маньяк, зверски убивший двенадцать человек, делал это во имя справедливости… да еще и какие красивые речи загонял про то, как он прав!
Это же я перенесла на выбор своего мужчины, подруги, окружения, главных героев и… злодеев.
Главные герои могут, как Скарлетт О’Хара, быть эгоистами, но в итоге совершат много хорошего.
А злодей – с чувством справедливости и даже любви, но в итоге сделает много зла.
Возможно, знания из книги про маньяков помогут и вам.
А если нет, все равно помните, что когда-то ваш злодей был милым карапузом, и образ антагониста станет полнее, если он будет воплощать в себе что-то доброе.
Да, может захотеться пойти по простому пути и сделать злодея просто безумцем. Такое бывает в жизни, но редко смотрится интересно в художественной литературе. Даже безумцы, как Джокер или Пила должны обладать своим собственным кодексом.
Как злодеи видят в себе что-то положительное (глава: Антагонисты), так и Герои не белые и пушистые. А если белые и пушистые, то читатель на десятой странице блюет радугой. Добавьте им хоть что-то плохое или даже черненькое. История – это не пианино. История – это черно-белая фотография. И там не так уж много чисто черного и чисто белого.
Единственная слабость, которую я себе разрешаю – это создавать в романе почти идеальных главных героев (с высоким эмоциональным интеллектом и финансовой стабильностью). Просто потому что иначе я не поверю, что эти двое смогут жить долго и счастливо. Особенно после того, как у них появятся дети. А мне хочется подарить читательницам веру, что они достойны счастья и что свою любовь может найти любая из них, какой бы гадкий характер у нее не был. И пусть девушка – плакса или саркастичная стерва, недотрога или хамка, не умеет готовить и теряется в трех домах – все равно ее могут любить. Просто пока она в это не поверит, этого может и не случится.
И то, все равно в каждом герое есть своя дебилинка. Вот у вас же есть любимый человек, неужели в нем ее нет?
Вы просто ставите читателя перед фактом: смотрите, он хороший и добрый. Лучше пока вообще не употребляйте определения про характер персонажа. В принципе. От привычки оценивать героя нужно немедленно избавляться. В идеале дайте читателю самому решить, какой герой.
Что же делать?
– “Персонаж должен показать себя” (цитата из книги: “Спасите котика”);
– Вынесите его несовершенства на поверхность, он не должен быть идеальным;
– Показывайте персонажа через диалог. Во время написания диалога спрашивайте себя: “Что это говорит о персонажах? Соответствует ли это их образам?”.
– Говорите, что ваш герой хороший и добрый через другого персонажа книги.
– Проще всего добавить информацию в период отдыха читателя, например, в шутливые беседы и посиделки, так как обычно в них есть возможность отвлечься от текущей ситуации и повытворять что-то для раскрытия характеров героев.
Читатели лучше запоминают ярких персонажей, чем яркий сюжет.
Герой – вот на чем держится история.
Какой бы крутой история не была без героя, сколько бы меда в бочку вы не добавили, если кинуть туда говно, то этот мед сильно упадет в своей гастрономической привлекательности.
Читатель готов простить многое, но не скучного персонажа.
Герой – это машина, сюжет – это окружающая среда. Персонажи двигают историю, но насколько ровным будет асфальт – зависит от сюжета.
У персонажа должна быть цель. Это усиливает все события.
Цели бывают, как открытые (осознаваемые героем), так и скрытые.
Например:
– В “Мести время, любви час” открытая цель – отомстить бывшему. Скрытая – найти свою любовь, принять себя.
– В “Киберспортсмен и недотрога” открытая – найти жилье и работу. Скрытая – обрести уверенность в себе.
– В “С Кощеем жить – злодейкой быть” открытая – выбраться из тюрьмы. Скрытая – найти любовь и друзей.
– В “Стриптиз – не повод для знакомства” открытая – найти мужа. Скрытая – обновление.
– В “Дочери Сварога” открытая – спасти сестру. Скрытая – начать уже жить своей жизнью.
– В “Двое из ларца прячут мертвеца” у Рики открытая – не быть пойманной стражей. Скрытая – быть пойманной стражей.
– В “Академии Идиотов” открытая – выжить. Скрытая – жить счастливо.
Если цель скрытая, постарайтесь, чтобы читатель о ней догадывался. Это нужно для большего напряжения и волнения за персонажа. Или, как вариант – неожиданно раскрыть в конце, что все это время герой шел не в ту сторону, а ему нужно совсем другое. Но, если читатель ранее не догадывался об этом, то тут легко разочаровать.
Примеры:
Какие могут быть открытые цели:
– спастись, выжить;
– найти дом;
– завоевать свою любимую(ого);
– новая работа;
– изменить свой статус;
– выбраться из западни;
– финансы, приз, важный предмет;
– завершить (переезд, развод);
– наладить отношения;
– отомстить.
Какие могут быть скрытые цели:
– понять, что такого есть особенного в себе самом;
– принять себя;
– стать добрее;
– пережить кризис среднего возраста;
– новый старт, обновление;
– понять, что дети – это не обуза;
– смирение с чем-то;
После установления цели желательно персонажу выдать черту характера, которая будет мешать ее исполнить.
Примеры из моих книг:
– Мстительность Ольги из “Мести время, любви час”мешает ей наладить отношения.
– Скрытность Игоря затягивает конфликт с Олей и приводит к противодействию персонала в раскрытии махинации.
– Фобия Насти из “Киберспортсмен и недотрога” не позволяет ей приближать к себе людей и создает сложности как в поиске работы, так и в обретении уверенности в себе.