Первая заповедь Руководитель должен уметь стратегически планировать

Обоснование

Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим.

(Георг Лихтенберг)

Если у вас нет своей стратегии, вы – часть чужой стратегии.

(Элвин Тоффлер)

Как вывести компанию на новый уровень вне зависимости от состояния, в котором она находится сейчас? Самое главное, что должен уметь руководитель, – это стратегически планировать. У него должно быть видение, чтобы ответить на этот важный вопрос.

Не имеет значения, успешна ли компания или неуспешна, работает с прибылью или терпит убытки. Руководитель должен знать, как выполнить задачу, у него должно быть четкое видение действий, которые приведут к нужному результату.

Почему первая заповедь говорит об умении стратегически планировать? Потому что, если нет стратегии, значит, нет видения. Если нет видения, значит, нет плана. А если нет плана, значит, не будет и результата. Все здесь тесно взаимосвязано.

Я недавно задумался над одним фактом: Октябрьская революция произошла в 1917 году, в результате к власти пришли большевики, создавшие в 1922 году новое государство под названием СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

К моменту нападения Германии на СССР государство существовало всего 19 лет, тем не менее держава выиграла мировую войну, разгромив Германию и ее сателлитов. Конечно, были заслуги и союзников, но основной вклад в победу внес Советский Союз.

После войны огромная часть страны лежала в руинах, многие промышленные предприятия были разрушены, колхозы разорены, не хватало продовольствия, люди жили впроголодь. Несмотря на это, СССР сумел за короткий срок восстановить экономику, создать ядерное оружие, первым запустить искусственный спутник земли, а затем совершить первый полет человека в космос, обогнав США, на территорию которой не упала ни одна бомба, – самую богатую страну мира, ставшую таковой после Второй мировой войны.

При этом следует учесть, что Советский Союз объединял множество народов с разным менталитетом, религиозными верованиями и уровнем экономического и общественно‐политического развития.

Независимые республики, образовавшиеся после распада Советского Союза, существуют уже больше 30 лет, но почти ни одна из них весомых достижений не добилась. Они только начинают вставать на ноги и c большим трудом находят свой путь развития, несмотря на достаточно хорошие стартовые позиции.

Задумавшись над этим историческим фактом, я понял, почему Советский Союз выиграл в этой тяжелейшей войне: благодаря правильной и тщательно продуманной стратегии. Можно сказать, у Сталина был план, как выиграть войну. И он ее выиграл.

И это несмотря на то, что по численности, оснащенности и подготовленности армия Германии имела в начале войны значительное преимущество над Советским Союзом.

Это похоже на компанию, в которой работает 15 и более сотрудников разных национальностей, профессий, с различными характерами. А вам как руководителю надо сделать компанию успешной и добиться высоких результатов.

Если у руководителя такой компании нет плана, она непременно обанкротится. А если управленец говорит, что план у него в голове, это значит, что он надеется на удачное стечение обстоятельств, на «авось», гадает на кофейной гуще и думает: «Авось сбудется?»

Необходимость стратегии обоснована также наличием конкуренции. Невозможно обойти конкурентов без долгосрочного, тщательно разработанного плана действий. А конкуренция, причем жесткая, существует во всех сферах экономической деятельности.

Стратегия – это выбор пути для достижения цели и выполнения поставленной задачи: как с минимальными ресурсами добиваться максимального результата в сложившейся ситуации.

Поэтому не имеет значения, прибыльная компания или убыточная, погрязла ли она в долгах, есть команда или нет, на каком уровне она находится. Сильный руководитель, имея четко выверенную стратегию, сможет обеспечить ее развитие и проведет от точки А до точки Б, как и было запланировано.

Даже если существует сильная конкуренция, а в компании кризис, даже если продукция оставляет желать лучшего и сказывается недофинансирование, определив стратегию, руководитель преодолеет все эти препятствия на пути к цели. Хочет он того или нет, он обязан иметь стратегию. Без нее его ждет крах.

Стратегическое мышление

Фундамент эффективного планирования – это стратегическое мышление. Развить его помогает решение математических задач. Чтобы успешно пройти задание, надо вспоминать различные формулы, перебирать их и логически рассуждать. Далее определить, какая из них подходит, применить ее и справиться с задачей. При этом одно и то же упражнение вы можете решить несколькими способами, что важно для развития мышления.

Мы становимся успешными не потому, что много работаем, а потому, что умеем принимать правильные стратегические решения. Наши успехи в большей степени зависят не от работы, а от качества решений, которые мы принимаем каждый день.

Еще стратегическое мышление развивают шахматы. Большинство бизнесменов проигрывают из‐за того, что планируют только свои действия. Они не учитывают изменение макроэкономической ситуации, не пытаются предвидеть действия конкурентов.

Чем отличается стратегия от плана? Этот вопрос я часто задаю на тренингах. В плане вы расписываете только свои шаги, не учитываете, что на рынке вы не одни. Вокруг очень много конкурентов, некоторые из которых на рынке уже давно, и новых каждый день становится все больше и больше.

В стратегии вы учитываете все: поведение конкурентов, изменение рынка, кризисные проявления, появление товаров‐заменителей, макроэкономические факторы, которые могут повлиять на ваш бизнес.

В шахматах надо просчитывать все возможные ходы соперника, учитывать изменение ситуации и возможные угрозы, планировать действия на несколько ходов вперед и постоянно думать о том, как укрепить свою позицию.

В стратегии важны действия, которые определяют судьбу вашей компании: либо она поднимется на новый уровень, либо потерпит крах.

Развивайте стратегическое мышление, решая сложные математические задачи и играя в шахматы на нескольких досках одновременно, чтобы ваш мозг научился анализировать разные позиции и находить правильные решения.

Запомните: владелец бизнеса должен быть стратегом, другого выхода просто нет. Иначе он обанкротится. Без вариантов.

Я это понял за долгие годы в предпринимательстве, когда мне приходилось поднимать бизнес, сотрудничать с партнерами, помогать другим бизнесменам реализовывать проекты.

Мне всю жизнь приходилось бороться, потому что я поднимался вверх с низших ступеней, преодолевая все трудности на своем пути.

На каждом этапе, когда чувствуешь, что не хватает ресурсов, нужна хорошая стратегия. Этот вывод помогал мне выходить из сложных ситуаций и постепенно подниматься на новый уровень. Стратегическое мышление поможет вам делать последовательные шаги. В противном случае хаотичность действий может быстро привести вас к банкротству. В случае нехватки ресурсов вы должны находить их, используя стратегию.

Есть хорошая притча про черепаху, слона и бегемота. Я прочитал ее в китайских исторических рассказах.

Однажды слон, встретив черепаху, грозно протрубил: «Прочь с дороги, слабое существо! Я могу наступить на тебя!» Черепаха не испугалась и осталась на месте. Слон на нее наступил, но не смог раздавить. В этот момент у черепахи родилась стратегия, как заставить слона уважать ее.

«Не хвались, господин слон, ведь я такая же сильная, как и ты», – сказала черепаха, но слон только расхохотался. Тогда черепаха предложила ему встретиться на холме на следующее утро, чтобы помериться силами. Слон подумал, что соглашаться смешно, но, если откажется, черепаха всем будет говорить, что слон испугался. Позор какой‐то! И был вынужден согласиться.

Конечно, черепаха понимала, что силы неравны, выиграть у слона невозможно, но у нее был стратегический план. Она знала, что каждое утро бегемот выходит из реки, чтобы согреться на солнце.

Назавтра, еще до наступления рассвета, черепаха спустилась с холма к реке, чтобы встретиться с бегемотом. Как только солнце начало появляться на горизонте, и бегемот вышел на берег, черепаха подбежала к нему и сказала: «Господин бегемот, не помериться ли нам силой? Могу поспорить, что не уступлю вам».

Бегемоту такая нелепая выдумка черепахи показалась смешной. Он возмущенным голосом спросил: «Ты и я? Посмотри на себя. А потом на меня. Ты понимаешь, что предлагаешь?»

Но черепаха уверенно заявила, что давно мечтает помериться с ним силой и продолжала настаивать, задевая чувство достоинства бегемота. В конце концов тот согласился.

Черепаха велела бегемоту держать в пасти конец длинной веревки, пока она не крикнет: «Эй!» Затем она поторопилась на холм, где ее уже ждал слон. Она дала слону другой конец веревки и сказала: «Как только я крикну “Эй!”, начинай тянуть веревку. Посмотрим, кто из нас сильнее».

С этими словами она прошла полдороги вниз по холму, откуда ее не было видно, и крикнула: «Эй!» Слон и бегемот начали тянуть веревку изо всех сил, но никто не смог перетянуть другого – их силы оказались равны. Каждый из них согласился, что черепаха равна ему по силе и достойна уважения.

Если у вас не хватает ресурсов, должен быть стратегический план, который поможет вам справиться с ситуацией и выйти из нее победителем.

Вы не можете смириться с обстоятельствами и просто опустить руки – вы должны использовать возможности стратегического мышления (поэтому я и призываю развивать его через математические задачи и шахматы) и найти оптимальное решение проблемы, ресурсы. Вариантов решения этой задачи может быть несколько, но они не на поверхности: потребуются значительные умственные усилия.

Рождению стратегии предшествует анализ

Без анализа стратегию создать нельзя. Ошибка многих бизнесменов заключается в том, что они опираются исключительно на свой опыт. У меня есть знакомый, который еще в 1983 году уехал в Москву, а в начале 90‐ых начал заниматься бизнесом. К 2010 году у него в Москве было уже 56 магазинов стройматериалов. Но потом он все потерял.

Как это случилось? Вроде бы успешный, вроде бы опытный, вроде бы богатый. 56 магазинов стройматериалов в Москве! А сейчас у него нет ни одного.

Люди, которые были на вершине успеха, имели процветающий бизнес и буквально купались в деньгах, а потом вдруг все потеряли, почти все они совершили одну роковую ошибку – принимали стратегические решения на основе собственного опыта.

Вы можете спросить, а разве опыт не учит нас принимать правильные решения? На самом деле только 20 % вашего опыта может совпадать с ситуациями, которые будут возникать в будущем. Мир быстро меняется: меняются подходы, приоритеты, условия, появляются новые технологии. В 80 % случаев опыт вам не поможет. Поэтому не принимайте важные решения, исходя из собственного опыта.

И ни в коем случае нельзя принимать стратегические решения, опираясь на советы друзей. Советы других людей без анализа – это всего лишь мнение. А мнение субъективно, оно отражает взгляды, жизненный опыт, профессию, образование, социальный статус и другие качества человека.

Только в том случае, если человек является специалистом в этой сфере, если он погрузится в вашу ситуацию, досконально изучит все обстоятельства и проанализирует их, только тогда можно принимать его рекомендации и начинать действовать.

А если вы сами принимаете решение, тогда глубоко проанализируйте ситуацию.

Чем больше у вас информации, чем глубже погружаетесь в тему, чем лучше изучаете рынок и досконально узнаете своих конкурентов, тем более эффективной и выверенной будет ваша стратегия.

Анализ рынка любой продукции должен быть глубоким. Это значит, что нужно выяснить потребности, емкость, объем продаж, разброс цен, возможности для роста и т. д.

Если рынок заполнен на 100 %, надо провести анализ конкурентов, изучить их маркетинговую политику, узнать, какой долей рынка каждый из них владеет, кто из них занимает лидирующую позицию, их сильные и слабые стороны, на чью долю можно претендовать.

А чтобы претендовать на чью‐то долю, надо создать яркое, неординарное конкурентное преимущество, которое выделит вас из общей среды и поможет сформировать устойчивый спрос.

Вы можете выбрать одно из трех действий:

1. Изменить бизнес‐модель. Зайти на рынок с новой бизнес‐моделью, которая будет отличать вас от конкурентов.

2. Изменить продукт. Придать вашему продукту новое качество, новые формы и функции. Например, кроме обычного туалетного мыла появилось антибактериальное и жидкое, у каждого из них свои преимущества.

3. Изменить модель продажи продукции.

Приведу пример. У меня в группе наставничества есть ученик по имени Айгин.

Стратегическое мышление

Сохрани в своем телефоне

Постоянное развитие личных навыков и умений, а также открытость к новым знаниям и опыту помогают не только адаптироваться к меняющейся среде, но и выходить на новый уровень достижений и профессионального роста.

Знания – оружие: погружайся в тему, изучай рынок и побеждай конкурентов!


@saidmurod_davlatov

Саидмурод Давлатов



Занимается он производством мебели и продажей через дистрибьюторскую сеть и сеть магазинов по всему Казахстану.

Однажды Айгин пришел ко мне и сказал, что у него большие проблемы в бизнесе: затраты растут, прибыль падает, огромная дебиторская задолженность, недофинансирование, бизнес завис.

Для начала нам был нужен глубокий маркетинговый анализ. Мы отправили менеджеров во все города, где продавалась его продукция, чтобы они на месте изучили ситуацию и предоставили нам полную информацию.

В итоге мы поменяли несколько вещей. Сначала внедрили новую модель продаж. До этого он продавал продукцию через дистрибьюторскую сеть, что привело к образованию дебиторской задолженности. Мы отказались от дистрибьюторской системы, сфокусировались на выставках, открыли хороший колл‐центр.

Затем на 70 % поменяли ассортимент, внедрили новые образцы продукции, на 90 % поменяли оборудование, благодаря чему компания стала более технологичной. Уровень продаж сразу увеличился более чем в 10 раз в 2022–2023 годах. При этом, несмотря на значительный рост компании, штат сотрудников остался прежним – чуть более 100 человек.

Рынок постоянно меняется, под влиянием трендов и новых технологий меняются вкусы покупателей и система продажи товаров.

Поэтому на каждом этапе развития бизнеса меняйте один из этих трех показателей. Иначе ваш бизнес развиваться не будет и постепенно угаснет. Вы должны быть первым, кто вносит изменения, внедряет новые продукты и новые модели ведения бизнеса. Вы должны быть всегда в тренде.

Еще возможен вариант, когда емкость рынка (вместительность) превышает его объем (количество реализованной продукции за определенный временной промежуток). Тогда вы сможете претендовать на ту часть рынка, которая не заполнена данной продукцией. За счет быстроты и хорошей маркетинговой политики можно будет без особых усилий захватить свою долю рынка.

Кроме анализа рынка и анализа конкурентов нужен анализ ресурсов. Ресурсы – это деньги, люди (ваши сотрудники), оборудование, сырье (если это производство), имущество, инновации, технологии, профессиональная компетенция, информация и знания.

Надо определить, достаточно ли имеющихся в наличии ресурсов для достижения поставленной цели. Если каких‐то ресурсов не хватает, есть ли возможность их приобрести. Если таких возможностей нет, значит, у вас слабая позиция, и лучше действия в этом направлении отложить до той поры, когда возможности появятся. В этом случае самая лучшая стратегия – ждать, как крокодил, который неподвижно затаился в воде в ожидании удобного момента для атаки.

Умение ждать – это тоже стратегия. Если вы знаете, что ресурсов недостаточно, лучше отказаться от планов расширения, потому что будет недофинансирование. И продолжать искать ресурсы в позиции ожидания. Их отсутствие – это не барьер, а катализатор появления стратегии. Руководитель должен находить ресурсы.

Используйте стратегию черепахи. Если не хватает денег, надо найти тех, у кого они есть. Это значит, что надо искать стратегического партнера или инвестора. А если вы говорите: «Денег нет, что я могу сделать?» – это негативная установка, которая не даст вам стать руководителем.

Если в сердцах вы произносите: «Ну нет квалифицированных кадров» – вы автоматически привлекаете тех людей, которые оправдывают это убеждение. Не можете найти хороших кадров для вашей компании в своем городе – расширяйте географию поиска.

Если не хватает авторитета для решения некоторых вопросов, постарайтесь получить рекомендации тех, кто имеет авторитет, это поможет добиться желаемых результатов.

У меня был такой случай: я находился в Таджикистане, закончил дела и уже собирался улетать, до авиарейса оставалось буквально два часа. И тут мне звонит управляющий фисташковой плантации и говорит, что пришло отказное письмо на наш проект.

Чтобы решить этот вопрос, надо было нанести визит четырем министрам, а времени катастрофически не хватало. Но я не мог отказаться и сказать: «Ладно, раз не получается, значит, так тому и быть». Так мыслят бедные. Я должен был справиться с неожиданно возникшей проблемой. Это обязанность и прерогатива руководителя.

Но встретиться с такими людьми сложно: у них плотный график и много своих дел. Для начала я позвонил знакомому чиновнику, чтобы тот порекомендовал меня одному из министров. Он так и сделал. В итоге я договорился, что меня примут буквально на несколько минут.

Во время первого визита я объяснил министру суть вопроса и добился его согласия. Кроме этого, я попросил его рекомендовать меня другому министру, и он это сделал. Так я попал еще на один прием.

Используя этот метод, я успел обойти всех четырех высокопоставленных чиновников и получил их подписи в нашем столь важном документе. Потом мои сотрудники удивлялись, как это я смог за короткий срок решить такой сложный вопрос.

Я знал, что самый главный барьер – попасть на прием. А поскольку мой проект был важен для сельского хозяйства Таджикистана и в случае его реализации мог бы значительно помочь многим фермерам, то смог уверенно объяснить и убедить, какую пользу он принесет стране.

Я был уверен, что они меня поддержат. Многие посты занимают очень умные и продвинутые люди, так что самое главное – это встретиться с ними. Только это препятствие создает большие трудности. Иногда приходится годами бегать за ними, чтобы оформить пару документов.

Руководитель должен уметь находить выход из любой сложной ситуации, он должен быть стратегом. Если не хватает знаний, надо найти тех, кто ими обладает и нанять их. Если на этот шаг нет денег, заинтересуйте какими‐то преференциями. Быть профессионалом во всех сферах невозможно, поэтому знания надо привлекать через специалистов по разным направлениям.

Лучшая стратегия, когда не хватает ресурсов: либо нанимать специалиста, либо ждать.

Не надо делать то, что невыгодно. Например, невыгодно покупать дорогие ресурсы, брать кредиты под высокие проценты.

Я знаю многих молодых бизнесменов, у которых была отличная идея, прекрасные намерения, классный продукт, но они обанкротились. Потому что у них была плохая стратегия.

Ни идея, ни продукт не обеспечат вам хороший доход, только сильная концепция и хорошая стратегия. Например, отодвинуть на рынке фастфуда «Макдональдс» невозможно, потому что у них мощная концепция.

Разве у них лучший продукт? Конечно, нет. У них супер продвинутая бизнес‐модель, качественный маркетинг и сильная стратегическая позиция.

Если у вас нет денег, нет подходящих кадров, нет новых технологий, это не должно вас останавливать, потому что задача найти эти ресурсы будет частью вашей стратегии, которую вам надо сформировать.

Еще один вариант действий: сделав анализ ресурсов, начинайте с проекта, для которого ресурсы доступны. Пусть это будет малый бизнес. Очень часто большие возможности спрятаны за маленькими. Сделав два‐три маленьких шага, вы сможете увидеть бескрайние перспективы.

Следующий ваш шаг – проанализировать отрасль. Слабый руководитель мыслит в рамках своего бизнеса, он всецело занят решением текущих вопросов и возникающих проблем, а сильный мыслит категориями отрасли, потому что он должен знать перспективы роста.

При этом, выбирая сферу деятельности, предпочитайте растущий рынок, на котором вы сможете стать лидером отрасли или войти хотя бы в первую пятерку компаний. Если вы понимаете, что лидерства добиться не сможете, лучше откажитесь от затеи.

В любой отрасли из десяти компаний одна является лидером, две‐три занимают средние позиции, остальные остаются мелкими и рано или поздно уходят с рынка.


(Рис. 1)


Это можно увидеть на примере рынка бытовой техники Казахстана. Лидерами здесь являются «Сулпак», «Технодом» и «Мечта». Кроме них, на рынке подвизается множество мелких фирм, состав которых постоянно меняется ввиду ухода одних и прихода им на смену других.

Это означает, что самыми успешными и стабильными являются компании, входящие в число лидеров отрасли. Если вы видите, что именно в данной сфере наблюдается рост, то есть это растущий рынок с большими перспективами, то у вас есть все шансы войти в тройку‐пятерку лидеров. Тогда вы можете смело вкладываться в бизнес, потому что меньшими усилиями вы сможете добиться высоких результатов.

Если вам удастся занять лидирующие позиции в отрасли, переходите к оборонительной стратегии и свою позицию постарайтесь сохранить. Именно благодаря этой стратегии такие компании, как «Марс», «Кока-Кола», «Макдональдс» многие десятилетия занимают верхние строчки рейтингов популярности в своей отрасли, и никто не может их отодвинуть.

Не всегда побеждает тот, у кого есть деньги, хорошая команда, ресурсы. Гораздо чаще побеждает тот, у кого сильная позиция. А оборонительная позиция считается одной из самых сильных.

Еще важно провести анализ портфеля продуктов. Вы не можете быть сильным во всех позициях. Вы должны найти одну‐две позиции, в которых вы действительно сильны, и сфокусироваться на них. Если вы попытаетесь быть сильным в десяти показателях, высоких результатов не добьетесь.

Для начала вам нужно сделать анализ портфеля продуктов, что определит тот самый продукт из всех, который будет ходовым. Его и надо будет продвигать. А если вы выберете по многим показателям слабый продукт и начнете продвигать его – хороших результатов вы не добьетесь, даже если у вас будет отличная стратегия.

Определите именно тот продукт, в котором вы сильнее, чем ваши конкуренты (либо другие не могут сделать продукт таким качественным, как вы, либо не могут производить с такой скоростью, либо не имеют сети доставки, как у вас).

Широкий ассортимент может быть вашей сильной позицией только в том случае, если вы все издержки переносите на поставщиков. Почему в супермаркетах большой ассортимент? Да потому что супермаркет не платит за издержки, их на себя берет поставщик продукции. Поставщики поставляют товар на период от 45 до 90 дней, а деньги получают после продажи.

Если вы возьмете такую же бизнес‐модель с широким ассортиментом, но при этом перенесете издержки на поставщиков, тогда это будет ваша сильная позиция. А если широкий ассортимент будет обеспечиваться за счет собственных затрат, то вы просто разоритесь.

Но это касается торговли. В производстве лучше выбрать один, два или три продукта, которые у вас получаются лучше всего, и сфокусироваться на них.

Обратите внимание на компанию «Марс», которая выпускает шоколадный батончик «Сникерс». Реклама продукта ставит акцент на том, что для многих людей он может стать отличным средством для перекуса на учебе, на работе или во время прогулки. При этом компания максимально расширила географию – «Сникерс» продается почти во всех странах мира. Эта стратегия позволяет занять максимально возможную долю рынка.

Вам тоже нужно при анализе продуктов определить, производство какого из них является вашей сильной стороной, например, по технологии изготовления, а затем бросить все силы на его продвижение, в том числе расширить географию.

В одном нашем бизнесе (продажа косметики) партнером была японская компания, у нее было всего четыре продукта. Тогда я не понимал, почему всего четыре, когда можно выпускать широкий ассортимент продукции, но со временем понял, что это правильная стратегия.

Еще мы сотрудничали с итальянской компанией, которая выпускала только маски для лица. В производстве этой продукции ей не было равных, поэтому она сфокусировалась исключительно на этом направлении.

При анализе портфеля продуктов важно выбрать только один или два, потому что вы не можете быть сильным во всем.

Еще пример: как‐то ко мне за помощью обратился один из моих учеников, у него логистическая компания в Казахстане, он занимается перевозками.

Мы вместе сделали анализ портфеля продуктов и выяснили, что он перевозит большой ассортимент продукции в Турцию, Казахстан, Узбекистан и многие другие страны. При этом мы определили, на какой продукции и на каком маршруте он зарабатывает больше всего.

Я посоветовал ему сконцентрироваться именно на этом направлении, отказавшись от всех остальных. Он не поверил и пытался спорить, заявляя, что другие маршруты тоже приносят доход. На что я ответил, что тот ошибается: другие маршруты – это не доход, а пустая трата времени и средств.

Мы разработали один маршрут и оставили один продукт – доставка железа из Китая и Казахстана в Россию. Отказались от внутренних перевозок по Казахстану и маршрутов в другие страны. В итоге объемы перевозок выросли примерно в 10 раз.

Вы можете поступить так же: определить, на чем вы больше всего зарабатываете, и сфокусироваться на этом направлении.

Конкурентная стратегия

На основе глубокого и всестороннего анализа у вас должна появиться конкурентная стратегия. Она должна определять, почему ваша продукция лучше, чем у ваших конкурентов. Когда потенциальные потребители это поймут и увидят разницу, они отдадут предпочтение вашей продукции и будут покупать именно ее.

Вы должны понимать, что цену продукции определяете не вы, а клиент: сколько он готов за нее заплатить? Вы можете установить любую цену, но последнее слово всегда за покупателем – он может и не купить по завышенной. Если вы снизите цену до реальной, товар быстро разойдется. Это рынок. Конкурентная стратегия точно определяет ваше конкурентное преимущество.

Чтобы понять свое конкурентное преимущество, надо ответить на несколько вопросов.


1. Легко ли вас повторить? Если вас могут повторить легко, значит, это не конкурентное преимущество.

2. Сколько времени надо конкурентам, чтобы вас скопировать? Если на это требуется много времени, скажем, 5–10 лет, то за это время вы сможете вырваться далеко вперед, и тогда это обстоятельство будет вашим конкурентным преимуществом. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы вас не могли быстро копировать.

Давайте разберемся, откуда появляются конкуренты. По своему происхождению они делятся на пять групп.

1. Существующие конкуренты.

2. Бывшие ваши сотрудники, которые, используя полученные знания и опыт, открывают свои компании.

3. Бывшие сотрудники ваших конкурентов, создавшие свои компании.

4. Ваши клиенты, которые со временем начинают копировать вас. Например, вы занимаетесь оптовой торговлей, даете кому‐то товар под реализацию, а он через некоторое время открывает самостоятельный бизнес в этой сфере.

5. Поставщики, которые когда‐то поставляли вам товар, а затем сами открыли в вашем городе или регионе склад (или магазин) и через интернет начали продавать товар с доставкой на дом. При этом вы потратили годы на продвижение товара на вашем рынке, повысили его узнаваемость в вашем регионе. Теперь поставщики сами напрямую работают с вашими клиентами на рынке, который создали вы.

Загрузка...