Игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников


Упражнение "Кто без чего не обойдётся".

На столе перед ребёнком выкладываются карточки с изображениями слов. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад…какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?. Без садовника… собаки… забора… земли?. Почему?

Необходимо положить картинку с изображением сада. Затем ребёнка просим выбрать из предложенных картинок две картинки которые, по его мнению, больше всего подходят к данному слову. Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Примерные задания:

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?

Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.


"Лабиринты". (Проводится индивидуально).

Цель: развитие наглядно-образного и абстрактного мышления.

Оборудование: карточки с изображением лабиринтов.

Ход игры: ребенку предлагается пройти лабиринт, начиная от стрелки.

"Четвертый лишний". (Проводится индивидуально).

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Оборудование: карточки с изображением цветных картинок. Ход игры: ребенку предъявляется картинка с изображением 4-х предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется "лишним". Ребенок должен определить, какой предмет лишний и все оставшиеся предметы назвать, одним словом.


Игра «Озорной котенок»

Оборудование: картинка с предметами, стоящими на столе. Около ножки стола сидит котенок.

Покажите картинку и расскажите историю, как один озорной котенок играл на кухне и зацепился за скатерть, предметы стали падать вниз. Ребенку предлагается запомнить предметы, которые могут упасть. Картинка убирается. Ребенок должен назвать, в какой последовательности упадут предметы, если котенок зацепился за скатерть с левого (правого) края.


Игра «Радуга»

Оборудование: цветные карандаши (фломастеры) или полоски цветной бумаги. Цветов может быть много.

Ребенку рассказывается история о том, что прошел дождь, и на небе появилась радуга, но это была необычная радуга. На столе выкладывается 5–6 карандашей (полосок) разных цветов. Ребенка просят в течение 10 сек внимательно рассмотреть и запомнить последовательность их расположения. После этого предъявленные цвета накрываются и ребенка просят нарисовать или записать, как располагаются цвета в волшебной радуге. Правильность выполнения задания проверяется. Постепенно количество предъявляемых цветов увеличивается. Можно играть с группой детей, объединяя их в пары и предлагая им по очереди раскладывать друг для друга карандаши или полоски цветной бумаги, постепенно увеличивая их количество.


Игра «Скороговорки»

Ребенку предлагается повторить скороговорку. Задание можно усложнять и делать легче, изменяя количество и сложность слов.


Игра «Где, чей дом?»

Ребенка просят послушать стихотворение очень внимательно и постараться его запомнить.

Воробей живет под крышей, В темной норке – домик мыши, У лягушки дом – в пруду, Домик пеночки – в саду. Эй, цыпленок, где твой дом? – Он у мамы под крылом. (Т. Волгина)

После прослушивания ребенку задаются вопросы: кто живет в темной норке? Где находится домик лягушки? и т. д.


Осязательная память

Игра «Чудесный мешочек»

Оборудование: небольшой мешочек, геометрические фигуры, карточки с приклеенными геометрическими фигурами из бархатной бумаги, повязка на глаза.

Ребенку завязывают глаза и предлагают пощупать карточку с приклеенной фигурой из бархатной бумаги. Карточка убирается, повязка снимается, ребенка предлагают найти такую же геометрическую фигуру в мешочке, не заглядывая в него.


Узнай предмет.

Оборудование: повязка на глаза, предметы, сделанные из разных материалов, разные по весу и форме.

Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3–10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку.


Игра «Удивительный мир вокруг»

Ребенку предлагается вспомнить, а потом показать: как ходит корова, прыгает лягушка, кошка лежит на солнышке, как тормозит машина на светофоре, как человек поднимается по лестнице, как бабушка поправляет очки и т. д.


Эмоциональная память

Игра «Расскажи»

Ход игры. Ребенку предлагают вспомнить, где он был в выходные, что делал, что чувствовал, какие испытывал при этом эмоции. Взрослый помогает ребенку наводящими вопросами составить наиболее полную эмоциональную картину


Игра «Посмотри и опиши»

Оборудование: детский мультфильм, оборудование для просмотра мультфильма.

После просмотра мультфильма нужно вспомнить, какие эмоции испытывали сказочные герои.


Символическая (словесно-логическая память)

1 Игра «Представь себе» .

Ребенку предлагается закрыть глаза и прослушать ряд фраз, представив себе соответствующую картинку:

Лев, нападающий на антилопу.

Собака, виляющая хвостом.

Муха в супе.

Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

Молния в темноте.

Пятно на любимой рубашке.

Капли дождя, сверкающие на солнце.

Крик ужаса в ночи.

Друг, ворующий любимую игрушку.

После этого ребенок должен взять листок бумаги и попробовать вспомнить и записать фразы (или нарисовать).


Игра «Назови предмет»

Ребенку предлагается отгадать предмет ,про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

И т. д.

Загрузка...