Итак, вы официально стали малым предпринимателем. У вас есть необходимая собственность: помещение для производства, торговли, офиса, нужное оборудование, начальный капитал; вы зарегистрировались в государственном органе власти, получили лицензию, печать, открыли счет в банке, ознакомились с рыночной ситуацией. Впереди работа предприятия: производство товаров, продажа, получение прибыли. Дел, как говорится, «выше крыши». Одному не справиться – нужна помощь. Серьезную поддержку вы рассчитываете получить от родного государства. Речь идет не о благотворительности. Дело в том, что государство нуждается в вас ничуть не меньше, чем вы в его содействии. Оказывая поддержку малому бизнесу, государство исходит из того, что малое предпринимательство весьма полезно для страны: обладает высокой эффективностью, приспособляемостью, способностью к самоорганизации и саморазвитию, помогает созданию среднего класса – базы политической стабильности государства и общества. Власть понимает, что малый бизнес может утвердиться и развиваться лишь при постоянной помощи административных структур. Поэтому государственная политика в области малого бизнеса направлена на создание политических, правовых и экономических условий, обеспечивающих:
• умножение количества малых предприятий;
• рост численности занятых в них работников;
• увеличение средних доходов предпринимателей и заработной платы наемных работников;
• усиление социальной защищенности, защиты от криминала, правовой поддержки;
• повышение темпов развития, доли малого бизнеса в экономике страны;
• расширение областей деятельности.
Поддерживать можно только то, что держится.
В соответствии с финансово-экономическим состоянием и стадией жизненного цикла выделяются следующие категории малых предприятий (или субъектов малого предпринимательства): начинающие, развивающиеся, устойчиво работающие, кризисные, фактически не осуществляющие хозяйственную деятельность (табл. 4.1)
Таблица 4.1
Категории субъектов малого предпринимательства в соответствии с финансово-экономическим состоянием и стадией жизненного цикла
Для малых предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в приоритетных направлениях, применяются специальные программы и механизмы. Они разрабатываются с учетом отраслевой специфики, проблем развития субъектов малого предпринимательства и стадий их жизненного цикла. Специальная программа должна содержать порядок и сроки ее реализации, условия включения субъектов малого предпринимательства в программу. Отраслевая принадлежность субъектов малого предпринимательства в целях государственной поддержки определяется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Оказывая поддержку малому бизнесу, государство учитывает финансово-экономическое состояние, в котором находится малое предприятие, и стадию его жизненного цикла.
Ниже приведены характеристики некоторых специальных государственных программ поддержки малого бизнеса.
Во всяком предприятии нужно две трети уделять расчету и одну треть – случаю.
Программа «Старт» адресована начинающим субъектам малого предпринимательства, включает обучение основам ведения бизнеса, помощь в подготовке бизнес-плана, учредительных документов, предусматривает финансовую помощь при оплате регистрационных платежей, связанных с регистрацией малого предприятия или индивидуального предпринимателя. В данной программе могут принять участие граждане, желающие открыть собственное дело, в том числе ищущие работу, уволенные в запас военнослужащие, студенты, учащиеся, а также работающие граждане, ранее не занимавшиеся бизнесом.
Программа «Бизнес-инкубатор (техноцентр)» предусматривает размещение начинающих и развивающихся субъектов малого предпринимательства на условиях пониженной арендной платы с предоставлением комплекса услуг на срок не более 5 лет. Создание и функционирование бизнес-инкубатора осуществляется за счет средств государственного бюджета, в том числе путем субсидирования части арендной платы малого предприятия, размещаемого на базе бизнес-инкубатора.
Программа «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства» предназначена для развивающихся и устойчиво работающих предприятий. При наличии залогового обеспечения кредитом может воспользоваться и начинающий субъект малого предпринимательства. В рамках данной программы из бюджета предприятиям компенсируется часть расходов, связанных с получением кредита в коммерческом банке, а также частично субсидируется процентная ставка по кредиту, получаемому на цели приобретения арендуемого здания (помещения) на аукционе.
Программа «Приобретение оборудования в лизинг» используется для развивающихся и устойчиво работающих субъектов малого предпринимательства. В рамках данной программы из бюджета субъектам малого предпринимательства компенсируется часть расходов, связанных с получением оборудования в лизинг.
Программа «Выставочно-ярмарочная деятельность» помогает развивающимся и устойчиво работающим малым фирмам путем предоставления выставочных площадей на льготных условиях и обеспечения участия в международных выставках. Условия участия в данной программе дифференцируются в зависимости от категорий, к которым относятся субъекты малого предпринимательства.
Программа «Сертификация продукции, работ, услуг» применяется для устойчиво работающих экспортоориентированных субъектов малого предпринимательства. Программа предусматривает субсидирование части их затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, если эти затраты необходимы для экспорта товаров (работ, услуг). В их число входят расходы на работы по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия.
Программа «Аудит» предусматривает анализ динамики финансового состояния экономически неустойчивых субъектов малого предпринимательства.
Программа «Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства» проводится ежегодно и предназначена для всех категорий субъектов малого предпринимательства (не менее чем 2500 малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих все виды налогообложения). Целью программы является оценка общего финансового состояния субъектов малого предпринимательства, выявление факторов, влияющих на снижение их экономической устойчивости, оценка целевых ориентиров.
Программа «Инновация» направлена на оказание финансовой поддержки малым инновационным предприятиям и начинающим субъектам малого предпринимательства, представившим окупаемые проекты. Ее целью является также содействие развитию венчурных инвестиций в научно-технической сфере.
Программа «Санация» предусматривает предоставление отсрочек или рассрочек по уплате налогов экономически неустойчивым предприятиям в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, а также предоставление отсрочек по арендной плате в пределах финансового года. Может применяться к кризисным субъектам малого предпринимательства в целях содействия выравниванию финансового положения, а также к развивающимся субъектам, реализующим инвестиционные проекты.
Важными формами государственной поддержки малого предпринимательства являются также меры, описанные ниже.
Доверительное управление государственным имуществом в целях развития малого предпринимательства, представляющее собой целевое использование объектов недвижимости для создания бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических и производственно-внедренческих центров, технопарков, техноцентров на условиях передачи субъектам малого предпринимательства в аренду части объекта недвижимости на льготных условиях.
Отсрочка (рассрочка) расчетов за объект недвижимости, выкупленный на торгах. Льгота предоставляется субъектам малого предпринимательства (преимущественно арендаторам продаваемых объектов недвижимости) при отсутствии у них собственных средств, для того чтобы они получили кредит в банке в соответствии с программами финансово-кредитной поддержки.
Косвенное субсидирование арендной платы, применяемое для экономически неустойчивых субъектов малого предпринимательства. Под косвенным субсидированием арендной платы понимается снижение размера арендной платы на определенный срок за счет средств бюджета.
Рассмотрим подробнее три из указанных программ – весьма актуальные специальные программы государственной поддержки малого бизнеса: «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства», «Приобретение оборудования в лизинг» и «Сертификация продукции, работ, услуг».
Специальная программа «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства» применяется для начинающих (при наличии залогового обеспечения по кредиту), развивающихся и устойчиво работающих субъектов малого предпринимательства.
В рамках данной программы из государственного бюджета предприятию компенсируется часть расходов, связанных с получением кредита в коммерческом банке, в том числе частичное субсидирование процентной ставки по кредиту, получаемому субъектом малого предпринимательства для приобретения арендуемого им здания (помещения) на аукционе, а также иные расходы, связанные с получением кредита.
Цель программы – расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам коммерческих банков.
Таблица 4.2 Основные параметры программы «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства»
Его последними словами были: «Все против меня». Что бы это значило?
Ответ: он выехал на полосу встречного движения.
В соответствии с основными параметрами программы (согласно приложению 1 к программе) применяются схема № 1, схема № 2, схема № 3 в зависимости от цели кредитования, направлений хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства, наличия залогового (имущественного) обеспечения по кредиту (табл. 4.2).
Малое предприятие получает государственную субсидию на приобретение оборудования в лизинг. Для получения субсидии субъекты малого предпринимательства заключают с государственным органом договор на погашение части авансового платежа по приобретаемым в лизинг основным средствам. Договор должен предусматривать:
• размер, сроки, цели и условия предоставления субсидии;
• порядок предоставления отчетности о результатах выполнения получателем субсидии условий, предусмотренных договором;
• ответственность за несоблюдение сторонами условий договора, которая заключается в возврате в бюджет субсидии в случае ее нецелевого использования или не использования в установленные сроки.
Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах остатков лимитов бюджетных обязательств. Перечисление субсидий получателю осуществляется по казначейской системе исполнения бюджета с использованием лицевых счетов бюджетных средств. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется государственным органом в соответствии с действующим законодательством. В случае нецелевого использования субсидии получателем соответствующие средства взыскиваются в бюджет в установленном законом порядке.
Предприятие получает государственную субсидию на проведение сертификации продукции, работ, услуг. Для получения субсидии субъекты малого предпринимательства заключают с государственным органом договор на погашение части затрат, произведенных в рамках текущего финансового года и связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, если эти затраты необходимы для экспорта товаров (работ, услуг). В их число входят расходы на работы по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия. Договор должен предусматривать:
• размер, сроки, цели и условия предоставления субсидии;
• порядок представления отчетности о результатах выполнения получателем субсидии условий, предусмотренных договором;
• ответственность за несоблюдение сторонами условий договора, которая заключается в возврате в бюджет субсидии в случае ее нецелевого использования или не использования в установленные сроки.
Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах остатков лимитов бюджетных обязательств. Перечисление субсидий получателю осуществляется по казначейской системе исполнения бюджета. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется государственным органом в соответствии с действующим законодательством. Основой государственной поддержки малого предпринимательства является система приоритетов, определяющая главные организационные, финансовые и ресурсные мероприятия, важнейшие направления государственных расходов, а также конкретные адреса приложения усилий.
Будем сами дуть в наши паруса.
С точки зрения государства, приоритетными в стратегическом плане направлениями деятельности малых предприятий являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов, медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, инновационная деятельность. Применительно к конкретным территориям при установлении приоритетов государственной поддержки должны учитываться первоочередные потребности региона, в первую очередь насущные социальные задачи, решение экологических проблем, внедрение новшеств, формирование рыночной инфраструктуры, безотходные технологии, насыщение рынка товарами и услугами. Каковы же конкретные направления малого бизнеса, которые могут обеспечить вам безусловную государственную поддержку?
Вот некоторые приоритетные направления развития малого бизнеса, которые позволят рассчитывать на поддержку государства:
• промышленное (обрабатывающее) производство;
• жилищно-коммунальное хозяйство;
• научно-техническая и инновационная деятельность;
• сфера услуг; торговля и сервис;
• переработка производственных отходов крупных промышленных предприятий;
• природоохранная деятельность и производство оборудования для экологических целей;
• развитие народных художественных промыслов;
• переработка сельскохозяйственной продукции в товары с длительным сроком хранения;
• производство товаров народного потребления; общественное питание и различные виды бытовых услуг;
• транспортное обслуживание;
• переработка древесины;
• аудиторские, рекламные, маркетинговые услуги;
• благоустройство дворовых территорий, озеленение; утилизация бытовых отходов;
• организация эксплуатации жилищного фонда; ремонтные и строительные работы.
Ориентируясь на приоритетные направления и исходя из имеющихся материальных, природных и трудовых ресурсов, территориальные региональные и местные власти разрабатывают программы содействия малому бизнесу соответствующих видов, предусматривая для них создание благоприятных условий деятельности: льготные налогообложение и арендную плату, предоставление ресурсов, другие виды помощи.
Морган, Карнеги, Рокфеллер вызывали, вероятно, немало проклятий при жизни. Но после их смерти остается большое достижение – доведенная почти до пределов концентрация и координация промышленных и финансовых предприятий, облегчающая организацию хозяйственной жизни, и огромный опыт технического прогресса и хозяйственных достижений.
Стратегия развития малого бизнеса на определенной территории обычно наглядно оформляется с помощью так называемой бизнес-карты. В бизнес-карте концентрируется информация об имеющихся условиях и возможностях создания на определенной территории структур малого предпринимательства. Она должна содержать сведения о неиспользуемых производственных мощностях, незавершенных строительных объектах, представляющих интерес для потенциальных и действующих малых предпринимателей, о сырьевых и трудовых ресурсах, транспортных и связны' х возможностях территории, а также другие данные, необходимые для развертывания малого бизнеса.
Бизнес-карта обычно содержит три основных раздела:
1. Каталог инвестиционных проектов – сведения обо всех намечаемых к созданию или реконструкции малых предприятиях на определенной территории.
2. Карта-схема территориального размещения малых предприятий, составленная на основании каталога инвестиционных проектов.
3. Свод необходимых для создания или реконструкции малых предприятий сведений по каждой точке их размещения на бизнес-карте.
Каковы же конкретные меры государственной поддержки малого бизнеса в развитых странах и в России? На какую помощь родного государства вы сегодня можете рассчитывать в качестве малого предпринимателя? Насколько реальна эта помощь?
Государство своими главными задачами по поддержке малого бизнеса называет следующие:
• формирование правовой системы, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого бизнеса, предоставление ему правовой, судебной и физической защиты;
• выделение необходимых финансовых средств и наличие продуманной системы их использования;
• формирование инфраструктуры, обеспечивающей малый бизнес необходимыми и доступными ресурсами и услугами;
• повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, нацеленной на поддержку малого предпринимательства.
При формировании правовой системы поддержки малого бизнеса должны быть приняты законодательные меры по устранению бюрократических препон для малых предприятий, проведена ревизия действующего законодательства, направленная на ограничение функций органов власти по надзору и контролю за деятельностью малых предприятий. Так, для снижения уровня административных барьеров и упорядочивания деятельности инспектирующих и контролирующих органов следует:
• создать единую для всей страны нормативно-правовую базу малого предпринимательства, основанную на законах прямого действия, а не на подзаконных актах;
• резко сократить административные ограничения, связанные с регистрацией предприятий, лицензированием видов деятельности, сертификацией продукции, землеотводом, арендой помещений;
• ввести ответственность должностных лиц за действия или бездействие, препятствующие созданию и деятельности малых предприятий, а также обязанность возмещать нанесенный при этом ущерб;
• предусмотреть упрощенную процедуру ликвидации малых предприятий, не имеющих задолженностей по кредиту;
• обследование малых предприятий государственными органами проводить бесплатно, установив для проверяющих материальную ответственность за нанесенный ущерб при превышении полномочий;
• четко определить ограничения на принятие органами власти решений об остановке производственной деятельности малого предприятия, а также по видам нарушений, по которым могут применяться финансовые санкции;
• дифференцировать размеры штрафов для малых и крупных предприятий, четко регламентировав их размеры.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что масштабное увеличение малого предпринимательства, рост его вклада в народное хозяйство и стабилизацию общества возможны лишь при целевой государственной поддержке.
Роль государства заключается не только в предоставлении малому бизнесу необходимых материальных ресурсов, но и, главным образом, в создании благоприятных административных, правовых и экономических условий, обеспечивающих их создание и эффективное функционирование.
Существует ли какая-нибудь конкретная программа государственной помощи малому бизнесу? По действующему законодательству государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с федеральной программой, а также региональными и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, которые разрабатываются органами исполнительной власти и самоуправления Российской Федерации.
Проект федеральной программы ежегодно перед представлением бюджета страны вносится на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации. В бюджете выделяются средства на реализацию этой программы.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства предусматривают:
• определение приоритетных видов деятельности малых предприятий и перспективных направлений развития малого предпринимательства;
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малых предприятий на федеральном, региональном и местных уровнях;
• меры по вовлечению в малое предпринимательство слабо социально защищенных слоев населения (безработных, инвалидов, уволенных в запас военнослужащих, беженцев и т. д.);
• ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов;
• налоговые льготы; передачу малым предприятиям результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
• участие малого бизнеса в инвестиционных программах; передачу малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также убыточных и нерентабельных объектов;
• первоочередной выкуп малыми предприятиями арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в эти объекты средств.
Управлять – значит вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.
Помимо государственных и муниципальных программ различные предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и организационно-правовой формы могут самостоятельно создавать программы поддержки малого предпринимательства. Правительство России ежегодно представляет в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в стране и мерах по его государственной поддержке. Одним из перспективных направлений государственной поддержки малого бизнеса является инновационная политика. Эта политика заключается в отборе и адресной поддержке инвестиционных проектов малых предприятий.
Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается.
Следствия:
1) Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше.
2) Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, всегда найдется пятая.
3) Предоставленные самим себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.
Процесс создания качественно новых товаров и услуг и сопутствующие изменения в организации получили название инноваций. Цель инноваций – предоставить потребителю новые возможности удовлетворения потребностей и обеспечить предпринимателю получение значительной прибыли. Нововведения требуют от организации большой предварительной работы и решительных преобразований.
Первопричина необходимости инноваций – рыночная конкуренция. В быстро меняющемся мире на рынке постоянно появляются все более совершенные товары и услуги. Чтобы удержаться на плаву, необходима адекватная непрерывная деятельность организации по созданию новых и качественному изменению старых продуктов. Эта работа не мыслится без коренных изменений в самой организации, ее структуре, функциях, системе управления и методах работы. Можно с полным основанием утверждать, что инновационная деятельность – стержневая задача выживания организации, залог ее успеха в борьбе за прибыль.
Главные направления инноваций:
• освоение новых видов деятельности, источников финансирования и капиталовложений;
• создание качественно новых товаров и услуг;
• выход на новые и существенное расширение старых рынков сбыта;
• кардинальное улучшение технического оснащения предприятий;
• использование принципиально новых технологий;
• создание, внедрение и реализация открытий и изобретений;
• использование новых источников энергии, сырья, оптимизация распределения всевозможных ресурсов;
• глубокие организационные преобразования.
Освоение новых видов деятельности, источников финансирования и капиталовложений – одно из приоритетных направлений инноваций. Оно предполагает кардинальное изменение сферы деятельности организации, основанное на самых современных технических, технологических, экономических и организационных новшествах, создание новых каналов распределения товаров, предложение эффективных методов стимулирования продаж, развертывание кредитных операций, привлечение внешних инвестиций. Источником дополнительной прибыли в этом случае является более рациональное использование средств, высвободившихся в результате перераспределения ресурсов, высокой эффективности внедряемых новшеств, а также связанный с этим количественный рост организации.
Создание качественно новых товаров и услуг предусматривает как выведение на рынок принципиально новых продуктов, так и коренное изменение существующих за счет придания им новых свойств, полезных потребителю. Второй путь в ряде случаев является предпочтительным, так как требует меньших затрат и времени реализации.
Выход на новые и существенное расширение старых рынков сбыта определяется преимуществами в конкурентной борьбе, полученными в результате инноваций. При этом происходит перегруппировка как потребителей, так и капиталов, которые вслед за потребителями устремляются к организации-новатору. Инновации дают возможность выхода на несколько рынков одновременно, а значит, расширяют поле для маневра капиталом и создают условия для дополнительной прибыли.
Кардинальное улучшение технического оснащения предприятий дает организации возможность качественно изменить продукцию, снизить ее стоимость и за счет этого повысить конкурентоспособность. Опыт успешных западных компаний неопровержимо свидетельствует, что затраты на новое оборудование и капитальную модернизацию старого – одно из самых рентабельных вложений капитала.
Использование принципиально новых технологий весьма характерно для нынешнего этапа научно-технического прогресса. Это положение остается верным не только для высокотехнологичной продукции, но и для самого широкого ассортимента товаров массового спроса. Появление на рынке товаров, созданных по новым технологиям (и, следовательно, обладающих новым качеством), как правило, привлекает потребителя и обеспечивает организации финансовый успех. Следует также иметь в виду, что в ряде случаев новые технологии позволяют снизить себестоимость продукции, а значит, и цену товара и принести дополнительную прибыль.
Создание, внедрение и реализация открытий и изобретений – важнейшее и, пожалуй, наиболее перспективное направление инноваций. При этом под открытием понимается крупное новшество, открывающее дорогу целому ряду изобретений. Следование этому направлению позволяет фирме находиться на острие научно-технического прогресса. Инновационный подход к реализации открытий и изобретений означает как целесообразное вложение средств в работу научных организаций, так и (что не менее важно) своевременное приобретение наиболее перспективных разработок, патентов и лицензий. Реализация открытий порой приводит к грандиозным результатам, позволяя создавать совершенно новые рынки и получать невиданные прибыли.
Использование новых источников энергии, сырья, оптимизация распределения различных ресурсов открывает для организации возможность получить более дешевую материальную производственную базу, застраховать себя на случай энергетического и сырьевого кризиса. Рациональное распределение ресурсов приводит к весьма существенной экономии средств без значительных дополнительных капиталовложений. Весьма перспективным является также перевод на новые источники энергии продукции предприятия (электромобили, качественно новые источники электроэнергии и т. д.).
Глубокие организационные преобразования связаны с вложением средств в реорганизацию и модернизацию системы управления фирмой. При этом значительный экономический эффект достигается за счет применения новых информационных технологий, повышения оперативности службы маркетинга и других управленческих подразделений, повышения качества профессиональной подготовки управленческого персонала и т. п. Несмотря на интеллектуальный, нематериальный характер этих нововведений, можно определенно сказать, что инвестиции в человека, в менеджера – одни из самых результативных.
Означает ли, однако, сказанное, что любое новшество можно считать инновацией?
В отличие от научно-технических и технологических новшеств (открытий, изобретений), нацеленных на технические результаты, любые инновации означают прежде всего работу по увеличению прибыли. Подлинные инновации имеют место лишь при соблюдении следующих обязательных условий.
1. Существенный, с точки зрения менеджмента, характер изменений. Изменения должны носить принципиальный, качественный характер.
Так, например, появление на рынке новых видов бытовых приборов, разработка туристической фирмой совершенно нового, оригинального туристического маршрута, внедрение страховой компанией принципиально новой формы страховых услуг могут быть связаны с инновациями.
2. Появление нового качества товаров, работ или услуг. Это означает, что как бы ни были велики масштабы количественных изменений, они не могут быть отнесены к инновациям, если за ними не стоят коренные трансформации в продукции фирмы и ее деятельности.
Например, вряд ли можно отнести к новациям расширение рядом компаний продаж электробытовой техники в нашей стране. Вместе с тем безусловно инновационными процессами определяется появление электробытовых приборов без проводов (дрели, машинки для стрижки и бритья и т. д.).
3. Масштабное целевое финансирование. Инновации требуют значительных средств, выделенных специально для разработки, создания и реализации новшеств. Не зря сегодня многие инновационные проекты в нашей стране связывают с иностранными инвестициями.
4. Ясная, подкрепленная расчетами реализуемость. Инновационные проекты должны обеспечивать конкретные, обоснованные результаты в конкретные сроки. Этим, в частности, они отличаются от обычного планового финансирования. В качестве примера можно привести строительство газопровода: инвестора прежде всего будут интересовать сроки его ввода в эксплуатацию и ожидаемые прибыли.
5. Повышенная конкурентоспособность. Вкладывая значительные средства в инновации, инвесторы должны быть уверены, что внедряемое новшество не будет сразу же перенято конкурентами и использовано ими в своих целях.
Для этого необходима серьезная патентная и лицензионная работа, а также уверенность в недосягаемо высоких технических и технологических возможностях своего предприятия. Так, успехи инноваций в японской электронной промышленности во многом объясняются уникальными качествами производимой продукции, которые не в последнюю очередь связаны с блестящим менеджментом.
Справедливость требует сказать, что получение всех этих замечательных качеств сопряжено со значительными проблемами: инновации – дело нелегкое. Вот лишь некоторые трудности, с которыми приходится сталкиваться при подготовке и проведении инноваций.
1. Необходимость преодоления у потребителя психологического барьера, вызванного новизной и непривычностью полученных в результате инноваций товаров и услуг. Человек нелегко отказывается от проверенных предметов, привычных условий труда и быта. Для этого нужны специальные усилия, а значит, и средства.
2. Трудности, связанные с созданием новых товаров. Это свойственный любому новшеству риск неудачи, значительные расходы, вызванные необходимостью использовать новые материалы и технологии, а также насыщенность рынка всевозможными товарами и услугами. Все это требует значительно больше средств, чем при работе с традиционными товарами и услугами.
3. Трудности планирования. Крупные открытия, изобретения принципиально непредсказуемы. Если бы можно было их заранее достоверно прогнозировать и планировать, новации потеряли бы смысл. Следовательно, здесь необходим некий интеллектуальный прорыв, преодоление обыденных представлений и стереотипов, а это сопряжено с сильным «сопротивлением материала».
4. Требование особой оперативности. Основной смысл инноваций – их качественная новизна. Но новизна имеет свойство утрачиваться при малейшем промедлении. Поэтому для инновационных проектов фактор времени часто является решающим. Ведь время, как известно, – деньги.
5. Консервативность менеджеров и персонала организации. В ряде случаев менеджеры и работники предприятия противятся нововведениям. Это происходит по многим причинам. Одна из главных – отсутствие заинтересованности в преобразованиях: нарушаются привычные условия труда, теряются наработанные навыки, неизвестность пугает, перспективы туманны и т. п. Поэтому главное предварительное условие любых преобразований – создание системы материального и морального стимулирования менеджеров и персонала, осуществляющих эти преобразования.
Как строится работа с инновациями? Что такое инновационный проект?
Процесс работы с инновационными проектами должен быть четко регламентирован, а сам инновационный проект – утвержден руководителем местной администрации. В этом регламенте должны содержаться требования к представляемым проектам, критерии их оценки, процедура рассмотрения и вынесения решений, а также названы приоритетные для данной территории направления бизнеса, определены условия и принципы участия органов власти в реализации принятых проектов. Решения по оказанию помощи предприятиям, занятым инновациями, в виде льготного кредита из местного бюджета, а также по предоставлению гарантий администрации под кредиты коммерческих банков принимаются, как правило, на конкурсной основе, коллегиально, специально образованной для этого профессионально компетентной комиссией. Комиссия утверждается главой администрации и работает открыто. Основанием для решения комиссии должен служить экспертный финансово– экономический анализ представленных проектов, содержащий следующие обязательные вопросы:
• реальность концепции (идеи инвестиционного проекта);
• актуальность и надежность;
• общественная значимость и социально-экономическая привлекательность;
• готовность рынка к принятию предлагаемого продукта (рыночный потенциал);
• основные потребители;
• спрос, предложение, цена;
• доход, расходы, прибыль;
• окупаемость; конкурентная среда;
• PR и реклама; продвижение продукта к потребителю;
• сбыт;
• степень готовности продукта, время его жизни;
• возможность серийного производства;
• контроль качества продукта;
• сырье, материалы, оборудование;
• сервисное обслуживание;
• патентная чистота; безопасность;
• экологические требования;
• соответствие стандартам.
Предпочтительными направлениями помощи в реализации инвестиционных проектов является государственный заказ и лизинговые операции.
Из всего сказанного видно, что малое предприятие нуждается в разнообразной и мощной государственной поддержке и что в ряде случаев (далеко не всегда) на эту поддержку можно рассчитывать. Государственное содействие малому бизнесу, использование «казенных» ресурсов должным образом связаны с одной не очень приятной стороной предпринимательской деятельности. И ее нам не обойти.
Чем отличается бедный идиот от богатого идиота?
Ответ: богатый идиот-это богатый, а бедный идиот-это идиот.
Малое предпринимательство, увы, не обходится без неизбежных бюрократических процедур и множества документов. И в этой весьма хлопотной, не очень приятной работе вы тоже можете рассчитывать на определенную поддержку государства. Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в порядке, утвержденном правительством Российской Федерации. Она предельно упрощена, поскольку предполагается, что вести учет на малом предприятии может его хозяин, не прибегая к помощи профессионального бухгалтера. Этот порядок предусматривает упрощенные формы и процедуры отчетности, в основном ориентированные на вопросы налогообложения. Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, форма книги учета доходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. При превышении установленной законом численности работающих, предельной для упрощенной системы, малое предприятие с начала очередного календарного года переходит к обычной системе. Для этого надо подать в налоговый орган соответствующее заявление не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
В малых предприятиях – юридических лицах (организациях) ответственность за создание, состояние и достоверность бухгалтерского учета, своевременное представление годового отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы власти, а также представление сведений о деятельности организации ее участникам, кредиторам и средствам массовой информации несет исполнительный орган (топ-менеджер). Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете организации общему собранию участников, бухгалтерском балансе, счете прибылей и убытков, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) организации.
Перед опубликованием указанных выше документов организация обязана привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с организацией или ее участниками. По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности организации аудитор или ревизионная комиссия (ревизор) составляет заключение, которое должно подтверждать достоверность данных, содержащихся в отчетах или иных финансовых документах организации. В заключении также должна быть изложена информация о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, установленного правовыми актами Российской Федерации, и о других нарушениях при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Годовой отчет организации подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) не позднее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания.
Организация – юридическое лицо обязана хранить следующие документы:
• решение о создании организации и свидетельство о ее регистрации;
• устав организации и вносимые в него законным порядком изменения;
• внутренние документы организации, утвержденные ее органами управления;
• годовой финансовый отчет;
• документы бухгалтерского учета;
• документы финансовой отчетности, представляемые в соответствующие органы власти;
• протоколы общих собраний участников, заседаний совета директоров, ревизионной комиссии, правления;
• списки участников организации; иные документы, предусмотренные законами, уставом организации, решениями органов управления организацией.
Документы организации хранятся по месту нахождения ее исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном для ее участников. Организация должна обеспечить участникам беспрепятственный доступ к указанным выше документам (за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний правления) и предоставить возможность снять с них копии (за плату).
Такая сложная многоплановая деятельность, как малое предпринимательство, требует серьезного всестороннего обеспечения. Этим обеспечением служит инфраструктура малого бизнеса – комплекс учреждений и организаций, обслуживающих работу предприятия. Это банки, биржи, аукционы, ярмарки, рынки.
Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства.
Банки
Банки являются важнейшими элементами инфраструктуры коммерческой деятельности. Банк – это кредитная организация, которая обладает исключительным правом осуществлять следующие действия:
• привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц;
• ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
• размещение упомянутых средств от своего имени и за свой счет в других организациях (размещение средств банк осуществляет на условиях возвратности, платности и срочности).
Банк является юридическим лицом и действует на основании государственной лицензии. Он создается на основе любой собственности в форме хозяйственного общества.
Банк производит следующие операции:
• привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и на определенный срок;
• размещение указанных средств в других организациях с целью извлечения прибыли;
• открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
• осуществление по поручению юридических и физических лиц банковских расчетов по их счетам;
• купля-продажа иностранной валюты;
• инкассация денежных средств;
• переводы денежных средств;
• выдача банковских гарантий.
Банковские операции осуществляются, как правило, в рублях и лишь при наличии специальной лицензии – в иностранной валюте. Клиенты банка вправе открывать любое необходимое им количество счетов в любой валюте. Полезно знать, что при осуществлении операций банк обязан по требованию клиента предоставить свою лицензию, а также всю необходимую финансовую информацию (баланс, счет прибылей и убытков, данные аудиторской проверки). За ложную или неполную информацию банк несет ответственность.
Банк не отвечает по обязательствам государства, в том числе и по обязательствам Центрального банка (Банка России), а государство не отвечает по обязательствам банка. Органы власти не вправе вмешиваться в деятельность банка (за исключением особых случаев, предусмотренных законом).
Банк гарантирует тайну сведений о счетах и вкладах, а также об операциях с клиентами. Отношения между банком и клиентами регулируются договором, в котором указываются:
• процентные ставки по вкладам;
• стоимости банковских услуг;
• сроки выполнения банковских услуг (в том числе сроки обработки платежных документов);
• ответственность сторон за нарушение обязательств по договору;
• порядок расторжения договора.
Банк обязан осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позднее следующего дня после получения платежного документа.
Следует различать договор банковского вклада и договор банковского счета.
По договору банковского вклада (депозита) банк принимает от клиента (вкладчика) – юридического или физического лица – определенную денежную сумму и обязуется возвратить ее с процентами.
По этому договору юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах деньги другим лицам. При заключении договора банковского вклада банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада. Государство гарантирует возврат и сохранность вкладов физических лиц в тех банках, которые созданы государством или в уставном капитале которых более 50 % голосующих акций (или долей) принадлежат государству.
По договору банковского счета банк принимает и зачисляет на счет, открытый клиенту, определенную денежную сумму и выполняет распоряжения клиента о выдаче и перечислении соответствующих сумм с этого счета. Банк имеет право использовать средства, имеющиеся на счете, гарантируя при этом клиенту возможность в любой момент воспользоваться своими деньгами. Банк не имеет права контролировать и определять направления использования клиентом своих денежных средств и каким-либо образом ограничивать его в распоряжении этими средствами.
Списание средств со счета производится на основании распоряжений клиента. По поручению клиента банк производит необходимые клиенту безналичные расчеты с его партнерами по коммерции. Безналичные расчеты производятся в следующих формах: платежным поручением, по аккредитиву, чеком, по инкассо.
При расчете платежным поручением банк по поручению плательщика, имеющего деньги на счете в этом банке, переводит со счета определенную поручением денежную сумму указанному плательщиком лицу. Документ, подписанный плательщиком и содержащий все необходимые для данной операции сведения, называется платежным поручением.
При расчете по аккредитиву банк по поручению плательщика, имеющего деньги на счете в этом банке, выписывает определенному лицу именной документ (аккредитив), адресованный другому банку и содержащий указание о выплате денег этому лицу в определенный срок.
При расчете чеком плательщик, имеющий деньги на счете в банке, получает от банка ценную бумагу (чек), содержащую обязательство банка расплатиться с предъявителем данного чека. Этот чек и передается плательщиком продавцу при расчете.
При расчете по инкассо банк по поручению клиента, имеющего счет в этом банке, получает на его счет деньги за проведенные им коммерческие операции.
Выбор банка, которому можно доверить свои деньги, является для предпринимателя одной из основных проблем. Специалисты называют несколько критериев такого выбора:
• возможность страхования вкладов;
• размер собственного банковского капитала;
• стаж работы банка на финансовом рынке;
• состав акционеров банка;
• достаточность капитала;
• прозрачность финансовой отчетности.
Страхование вашего вклада – важнейшая гарантия сохранности доверенных банку денег. О том, что банк включен в систему обязательного страхования вкладов, говорит выставленное в помещении банка на информационном стенде свидетельство, выданное банку государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», и специальный значок сине-зеленого цвета «вклады застрахованы».
Размер собственного капитала банка, по мнению специалистов, должен быть не менее 20 млн руб. Стаж работы банка на финансовом рынке – не менее двух лет. В составе акционеров банка должны быть уважаемые, заслуживающие доверия организации и физические лица. Утаивание капитала банка и состава его акционеров от клиентов является плохим признаком. Надежность банка во многом характеризуется уровнем достаточности его капитала (соотношением собственных и привлеченных средств). По нормативам Центрального банка Российской Федерации этот уровень должен быть не менее 11 %. Поэтому резкое увеличение размеров привлекаемых банком вкладов должно вызвать подозрение.
Финансовая отчетность банка должна быть как можно более прозрачной для его клиентов.
И в пук наличных ассигнаций
Листочки ваши
обратим…
Биржи
Биржа – это особым образом организованный рынок товаров, ценных бумаг и рабочей силы. Биржи действуют согласно российскому законодательству о биржах, ценных бумагах, занятости населения, а также в соответствии со своими уставами. Биржи учреждаются как юридическими, так и физическими лицами. Членами биржи могут быть как российские, так и зарубежные юридические лица, если они, во-первых, имеют право заниматься предпринимательством, во-вторых, отвечают уставным требованиям данной биржи, и, в третьих, способны оплатить свое участие в работе биржи. Участники получают на бирже места, которые они оплачивают вступительным взносом и которые могут быть ими проданы при прекращении ими биржевой деятельности.
Работа биржи проходит в ходе так называемых биржевых собраний (или биржевых дней) по строгому расписанию. На собраниях проводятся торги определенными товарами или услугами. Основным участником биржевых торгов является брокер, действующий по поручению члена биржи – предприятия либо представляющий брокерскую контору-члена биржи. Как правило, предприниматели (особенно начинающие) поначалу пользуются услугами брокерских контор и лишь через некоторое время могут позволить себе купить место на бирже. Брокер действует на основе разовых поручений строго в пределах инструкций своего клиента. Его главная задача – установление контакта между покупателем и продавцом. За услуги брокер получает вознаграждение (так называемый брокеридж) от своего клиента в виде согласованного процента от суммы сделки.
На бирже работают также маклеры (или джобберы). В отличие от брокеров они покупают и продают товар только для себя (своей фирмы) и за свой счет. Доходы биржи складываются из взносов ее членов, оплаты предоставляемой биржей информации, а также процентов по средствам клиентов, временно находящимся в распоряжении биржи.
В зависимости от рода товаров и услуг, торгующихся на данной бирже, различают товарные, валютные, фондовые биржи и биржи труда. Товарная биржа – форма организации торговли всевозможными товарами по определенным правилам: устанавливаются место и время торговли, основные требования к качеству товара и условиям его поставки и т. д. Валютная биржа – организованный рынок купли-продажи валюты различных государств. На этой бирже ведется торговля национальными валютами исходя из соотношения между ними по действующему курсу (котировке), который складывается под воздействием спроса и предложения каждой валюты. Фондовая биржа организует торговлю ценными бумагами, акциями, облигациями акционерных компаний и государственных займов. В процессе купли-продажи ценных бумаг формируется их курс, который зависит от доходности ценной бумаги (дивиденда), уровня банковского ссудного процента и соотношения спроса и предложения на ценные бумаги в момент торга. Биржа труда – это рынок рабочей силы. На этой бирже работают учреждения службы занятости, которые выступают в качестве посредников между предпринимателями и безработными. Биржи труда осуществляют трудоустройство незанятого населения, содействуют желающим найти новую работу и изменить профессию, способствуют профессиональной ориентации молодежи, изучают конъюнктуру рынка труда и готовят информацию о ней.
Наибольшее значение для коммерческой деятельности имеют товарные биржи, которые работают с так называемыми биржевыми товарами. Под биржевым товаром понимается находящийся в обороте товар определенного рода и качества, включая стандартный контракт и коносамент на упомянутый товар. Коносамент – это договор перевозчика о приемке груза, удостоверяющий принятие груза к перевозке, и обязательство его доставки по назначению и передачи грузополучателю. Биржевыми товарами не могут быть недвижимое имущество и интеллектуальная собственность.
Биржевая торговля осуществляется в результате:
• брокерской деятельности – совершения биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента;
• дилерской деятельности – совершения биржевых сделок биржевым посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей продажи на бирже.
Биржевое посредничество в биржевой торговле осуществляется исключительно биржевыми посредниками. Этими посредниками могут быть брокерские фирмы, брокерские конторы, а также независимые брокеры. Брокерская фирма – это предприятие; брокерская контора – филиал предприятия или другое его подразделение, имеющее отдельный баланс и расчетный счет; независимый брокер – предприниматель без образования юридического лица. Участниками биржевой торговли могут быть члены биржи, а также постоянные и разовые посетители.
Членами биржи являются юридические или физические лица, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские взносы в имущество биржи. Члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами или независимыми брокерами, ведут биржевую торговлю непосредственно от своего имени и за свой счет, или от имени клиента и за его счет, или от своего имени за счет клиента, или от имени клиента за свой счет. Члены биржи, не являющиеся брокерскими фирмами или независимыми брокерами, ведут биржевую торговлю непосредственно от своего имени – только реальными товарами, исключительно за свой счет, без права на биржевое посредничество, либо через организуемые ими брокерские конторы, либо на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами и независимыми брокерами, работающими на данной бирже.
Посетители биржевых торгов – это юридические или физические лица, не являющиеся членами биржи, получившие право на совершение биржевых сделок. Постоянные посетители – это брокерские фирмы, брокерские конторы и независимые брокеры, имеющие право осуществлять биржевое посредничество в порядке и на условиях, установленных для членов биржи. Разовые посетители – это такие участники торгов, которые имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет.
Биржевой сделкой является действие, производимое в соответствии с зарегистрированным биржей договором, заключаемым участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи.
Биржевые сделки могут быть следующих видов:
• взаимная передача прав и обязанностей в отношении реального товара;
• взаимная передача прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (так называемые форвардные сделки);
• взаимная передача прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (так называемые фьючерсные сделки);
• уступка прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (так называемые опционные сделки).
Биржевая торговля ведется по следующим правилам. Не позднее чем за два дня до начала торгов участники подают на биржу заявки – предложения о продаже или покупке определенного наличного товара (исключение составляют фьючерсные сделки, для которых подачи заявок не требуется). Для публичного объявления заявки помещаются в так называемый биржевой информационный канал. Товары, информация о которых не была представлена в срок, к ближайшим торгам не допускаются.
Брокер не имеет права снять заявку или изменить содержащуюся в ней информацию. Регистрация и допуск брокеров, подавших заявки на данный день, начинаются за 30 мин. и заканчиваются за 5 мин. до начала торгов. При входе в операционный зал брокеры получают информационные листки, содержащие данные биржевого информационного канала, – список наличных товаров, вынесенных на торги, с указанием цены предложения по каждому товару. Биржевая торговля организуется как публичный гласный торг с соблюдением принципа: последний, кто утвердительно ответил на предложение, становится стороной сделки. Ведущий торг работник биржи – биржевой маклер – проводит торги по перечню предложений на данный день исходя из сведений биржевого информационного канала.
Торг осуществляется в следующей последовательности: вначале рассматриваются предложения по наличному (реальному) товару, затем по фьючерсным сделкам. Рассмотрение предложений на наличный товар производится в порядке его расположения в информационном листке и складывается из двух этапов. На первом этапе предложение рассматривается в той форме (цена, количество), в которой оно поступило:
• маклер объявляет предложение с указанием количества товара, называет его цену и номер брокера, а брокер одновременно поднимает правую руку (кулак сжат, указательный палец поднят);
• далее следует троекратное, с небольшими паузами, повторение номера и цены (№ – цена раз, № – цена два, № – цена три), во время которого продавец (маклер) может снижать, а покупатели (брокеры) – повышать цену предложения; после каждого изменения цены маклер начинает процедуру троекратного повторения номера брокера с новой ценой;
• в процессе этой процедуры брокер, желающий заключить сделку, поднимает левую руку (ладонь открыта, направлена к себе) и объявляет свою цену;
• фраза маклера «№ – цена три» означает окончание обсуждения цены данного предложения; после этой фразы последний утвердительно ответивший на предложение брокер считается стороной сделки. Он должен снова поднять левую руку (ладонь открыта, направлена к себе, пальцы вместе) и громко, чтобы услышал маклер, произнести свой номер.
Если после фразы «№ – цена три» покупатель не появился, маклер переходит ко второму этапу – обсуждению встречных предложений брокеров по уменьшению количества данного товара. И лишь если предложений не последует, переходит к рассмотрению следующих по списку товаров.
Получив от брокера предложение о покупке уменьшенного количества товара, маклер поступает следующим образом:
• если он не согласен с предложением, обсуждение данного товара прекращается;
• если согласен, то объявляет устраивающую его цену; в случае согласия с ней брокера товар продается, в случае несогласия торг по данному товару завершается.
Не проданный в течение трех дней наличный товар либо снимается с торгов, либо брокер снижает на него цену и товар идет в продажу на следующий день.
Рассмотрение предложений по фьючерсным сделкам производится в следующем порядке:
• маклер по очереди предоставляет слово брокерам, желающим заключить сделку – продать свой биржевой контракт;
• если товар пользуется спросом, то брокеры-покупатели согласуют с продавцом цену;
• если товар не пользуется спросом, брокер-продавец может снижать цену, пока не выявит покупателя;
• по прошествии 3 мин. маклер подводит итог обсуждения по данному предложению и переходит к следующему.
Биржевая сделка фиксируется биржевым регистратором.
Деньги-летучее вещество, хоть и не пахнут.
Аукционы. Ярмарки. Оптовые рынки
Большие возможности коммерческой деятельности открываются на аукционах, ярмарках и оптовых рынках.
Аукцион (от латинского auctio – возрастание) – это публичная продажа, при которой продаваемая вещь приобретается лицом, предложившим за нее наивысшую цену. Аукционами называют также особые рынки, созданные в определенных местах для продажи с публичного торга товаров, обладающих специфическими свойствами, в заранее обусловленное время. Участников аукциона называют аукционерами, а лицо, проводящее аукцион, – аукционистом. В качестве участников аукциона могут выступать как физические, так и юридические лица. Коммерческий смысл аукционного торга состоит в том, чтобы, используя прямую конкуренцию аукционеров в месте продажи, добиться роста цены товара и получить максимальную прибыль. При этом продавец не несет ответственности за качество проданного товара.
Объектами аукционной продажи являются, как правило, товары, обладающие индивидуальными свойствами (антиквариат, произведения искусства, дорогая пушнина, лошади, драгоценности), а также товары, продажа которых сопряжена с острой конкуренцией и возможными злоупотреблениями (например, продажа государством своего имущества, конфискованных товаров и т. п.). В качестве организаторов аукционов могут выступать как специализированные коммерческие предприятия, созданные для аукционной деятельности, так и неспециализированные, для которых прибыль от аукционов является дополнительным источником дохода. Специализированные предприятия могут создаваться на базе различных форм собственности и разных организационно-правовых форм: хозяйственных обществ, производственных кооперативов и других. К неспециализированным предприятиям, проводящим аукционы, относятся выставки, музеи, салоны, картинные галереи, чьими уставами предусмотрен этот вид деятельности.
Аукционы могут проводиться двумя принципиально различными способами: с повышением или с понижением цены. При проведении аукциона с повышением цены вначале объявляется первоначальная (стартовая) минимальная цена товара, названная продавцом, а затем, в ходе торгов, покупатели делают к ней надбавки до тех пор, пока желающих увеличивать цену больше не окажется. Аукцион с понижением цены предусматривает, что стартовая цена дается с явным завышением и в ходе торгов понижается до тех пор, пока кто-нибудь из покупателей не согласится купить товар.
Аукцион с повышением цены может проводиться в двух формах: гласной и негласной. При гласной форме аукцион ведется описанным выше порядком проведения аукциона с повышением цены. При негласной форме обеспечивается сохранение в тайне имени покупателя.
Различают добровольные и принудительные аукционы. Добровольные организуются по доброй воле владельцев товара, а принудительные – по решению государственных органов с целью продажи конфискованного имущества либо ломбардами для реализации невыкупленных залогов.
Подготовка к аукциону включает следующие мероприятия:
1. Готовится предложение о продаже товара на аукционе, в котором указываются данные о его хозяине, содержится полное наименование товара, его краткое описание, сведения о количестве, качестве и предполагаемой цене.
2. Производится экспертная оценка товара, на основании которой устанавливается его стартовая цена.
3. Составляется и подписывается продавцом и представителем аукциона аукционное соглашение, содержащее оговоренные условия аукционного торга, включая порядок распределения аукционной выручки.
4. Товары, предназначенные для аукционной продажи, разделяются на лоты. Лот – это однородная по качеству партия или единица товара, которой присваивается номер для продажи.
5. Дается возможность будущим покупателям подготовиться к торгам, для чего выпускаются специальные каталоги с описанием товаров (по номерам лотов) и изложением правил проведения аукциона.
6. Возможные участники аукциона заблаговременно, как правило, за 1–2 месяца, оповещаются о предстоящем торге. Им предоставляется информация о выставляемых на продажу товарах, а также о месте, времени и условиях проведения аукциона. Для этого используются все средства рекламы и оповещения.
7. Все предназначенные для аукционной продажи товары выставляются для предварительного ознакомления (от каждой партии товара представляется образец).
Аукцион проходит следующим образом:
1. При гласной форме аукционист называет номер лота, объявляет его стартовую цену и спрашивает аукционеров: «Кто больше?»
2. Покупатели называют цены с надбавками (обычно для этого используются сигнальные таблички), а аукционист повторяет эти цены и называет предложивших их покупателей, указывая места, откуда поступают новые цены. Величина надбавки не должна быть меньше минимального значения, установленного правилами проведения аукциона.
3. При негласной форме аукциона покупатели подают заранее обусловленные стандартные знаки о своем согласии поднять цену на определенную величину надбавки, а аукционист объявляет новые цены, не называя покупателя.
4. Если после троекратного вопроса «Кто больше?» нового повышения цены нет, аукционист произносит слово «продано» и ударяет молотком, что означает продажу данного лота последнему, назвавшему наибольшую цену аукционеру.
5. Если аукционист не может достичь необходимой ему цены лота, он вправе снять его с продажи, не объясняя причин.
6. Продажа оформляется сразу же после окончания торгов.
7. Разницу между продажной и стартовой ценой, полученную в результате аукционной продажи, организатор аукциона и владелец товара делят в соответствии с аукционным соглашением.
Ярмарка – это временный, периодически организуемый торг, на котором промышленные и торговые предприятия, физические и юридические лица осуществляют куплю-продажу товаров и услуг. В отличие от постоянно действующих товарных бирж, имеющих дело с однородными стандартизованными товарами, представленными по большей части образцами, ярмарки позволяют реализовывать товары сложного ассортимента на основе индивидуального подбора и сравнения качеств.
Ярмарки способствуют активизации конкуренции, помогают воздействию рынка на производителей в направлении совершенствования товаров, организуют непосредственный плодотворный контакт между всеми участниками коммерческой рыночной деятельности. Они также создают благоприятные условия для продвижения к потребителю новых видов продукции, развития передовых технологий и методов торговли. Для управления ярмаркой создаются рабочие органы – дирекция, договорная и информационно-справочная службы, арбитраж.
В последнее время в нашей стране значительное развитие получили оптовые и мелкооптовые рынки, предназначенные для продажи продуктов питания и товаров повседневного массового спроса. На этих же рынках обычно ведется и розничная торговля. Необычайная популярность и коммерческий успех таких рынков вызваны следующими обстоятельствами:
• сравнительно небольшие торговые издержки, объясняющиеся отсутствием больших, специально оборудованных торговых залов с соответствующим персоналом, дают возможность устанавливать существенно более низкие мелкооптовые и розничные цены;
• низкие цены привлекают покупателей и обеспечивают значительно больший торговый оборот, а значит, и более высокие прибыли, что, в свою очередь, позволяет снижать цены без ущерба для торговца;
• росту торгового оборота способствует также наличие в одном месте широкого выбора разнообразных продовольственных и промышленных товаров массового повседневного спроса по приемлемым ценам;
• потребителей привлекает и приближенность оптовых рынков к месту их жительства: сегодня такие рынки есть в каждом районе, что особенно важно для жителей городских окраин;
• на посещаемости рынков положительно сказывается наличие автостоянок (в том числе бесплатных) и удобное время работы – с утра до позднего вечера без выходных.
Для организации, становления и успешного функционирования малого бизнеса должны быть развернуты специализированные структуры различных направлений: информационного, финансово-экономического, имущественного, научно-технического, правового, сервисного, обучающего, кооперации и деловых контактов, международных связей и других. Среди них важное место занимают бизнес-центры и бизнес-инкубаторы.
Банк-это место, где вам одалживают зонтик в ясную погоду, а потом просят вернуть, когда начинается дождь.
По авторитетному мнению иностранных специалистов и практиков, знания и навыки в бизнесе являются исходным ключевым ресурсом малого предпринимательства. Решающую роль играют знания и умение управлять малым предприятием, грамотно выстраивать его экономику, добиваться высокой деловой активности персонала.
Знания, навыки, интеллект имеют в бизнесе ничуть не меньшее значение, чем финансы или имущество. Анализ показывает, что банкротства малых предприятий происходят прежде всего из-за недостатка квалификации, опыта, невозможности получить своевременную консультацию и моральную поддержку. В Европе с целью поддержки малого бизнеса создана сеть бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, нацеленная на развитие малого предпринимательства и насчитывающая более 100 таких учреждений.
Бизнес-центр – организация (как правило, коммерческая), обеспечивающая организационное оформление бизнеса; бизнес-инкубатор – учебное предприятие, позволяющее на практике подготовить малого предпринимателя к определенной деятельности в сфере бизнеса.
В Великобритании кадры для малого бизнеса готовит специально созданная общественная организация – Комиссия по рабочей силе. Консультационную помощь оказывают местные органы власти, привлекающие с этой целью торгово-промышленные палаты, учебные заведения и ассоциации малого бизнеса. В ФРГ помощь малым предприятиям в форме консультаций, обучения, помощи в налаживании деловых контактов оказывают 83 торгово-промышленные палаты, которые финансируются за счет взносов своих членов и проведения учебных занятий.
В США для управленческой и консультационной помощи предпринимателям создан ряд учреждений, работающих, как правило, на безвозмездной основе или за небольшую плату. Они существуют на средства как правительственных, так и частных организаций: администрации по делам малого бизнеса, министерства торговли, налогового управления, местных органов власти, университетов, других учебных заведений, центров развития малого бизнеса, корпораций местного развития и т. д. К выполнению программ управленческой подготовки и консультирования менеджеров малого бизнеса на добровольной безвозмездной основе привлекаются опытные бизнесмены и менеджеры. В качестве примеров можно привести работающие на таких условиях Добровольное общество управляющих-пенсионеров и Общество работающих управляющих, включающие более 12 тыс. консультантов в 400 пунктах страны. Работа по созданию и развитию малых предприятий, проведению государственной политики в этой области строится вокруг центров развития малого бизнеса. Эти центры проводят консультирование по вопросам менеджмента, финансов, планирования, ведут обучение предпринимателей и менеджеров, оказывают техническую и технологическую поддержку. Одной из распространенных форм подобных центров являются инкубаторские центры, субсидируемые государством.
В Канаде услуги малым предприятиям в области менеджмента, маркетинга, производственной деятельности оказывает министерство промышленности, науки и технологии и его региональные отделения; услуги по консультированию, информационному обслуживанию предоставляют центры международной торговли; помощь в подборе и найме работников, консультации по работе с кадрами, социальному страхованию обеспечивают центры занятости.
Благодаря этой системе малые предприниматели получают квалифицированную помощь и экспертную поддержку, доступ к национальным и международным информационным сетям, снабжаются рыночной и технической информацией, консультируются по вопросам авторского и патентного права, торговых марок и т. д.
В Японии ведущей организацией, оказывающей малым предприятиям управленческую и техническую помощь, является Институт малого бизнеса. Эта специализированная организация ведет также подготовку инструкторов и консультантов по менеджменту в области малого и среднего бизнеса, обучает соответствующий персонал. Деятельность института финансируется государством и частично – за счет платы за обучение. Значительную работу по консультированию малых и средних предпринимателей на местах ведут торгово-промышленные палаты (их более 3000), а также местные научно-исследовательские учреждения и лаборатории.
В нашей стране в настоящее время насчитывается около семидесяти видов объектов инфраструктуры малого предпринимательства. К этим объектам относятся бизнес-центры и бизнес-инкубаторы, учебно-деловые и социально-деловые центры, научно-технические парки и технологические центры, агентства поддержки малого предпринимательства, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства, региональные информационно-аналитические центры, инновационные центры, кредитные союзы, лизинговые компании, маркетинговые центры, центры развития бизнеса, охранные центры, бизнес-школы и др. Инфраструктура малого предпринимательства формируется на четырех уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном (местном). Наиболее развитый изних– региональный уровень, на котором развернуто подавляющее большинство упомянутых объектов инфрастуктуры.
Всему миру сегодня известна Силиконовая долина в штате Калифорния (США), в которой объединены усилия около 3 тыс. фирм, производящих самое современное электронное оборудование. Здесь трудится более 6 тыс. докторов наук. Среди его работников 15 тыс. – миллионеры.
Источники вашего оптимизма.
Роль и место малого предпринимательства в российской экономике определяются следующими обстоятельствами.
Национальная безопасность демократического государства, стабильность власти и эффективность экономики во многом определяются наличием и постоянным воспроизводством массового слоя активных и кровно заинтересованных в существовании такого государства граждан – избирателей, прежде всего миллионов малых и средних предпринимателей. Именно они образуют основу так называемого среднего класса и формируют гражданское общество.
В экономически развитых странах число малых и средних предприятий превышает 80 % от их общего числа. На этих предприятиях сосредоточено более двух третей экономически активного населения, производится свыше половины валового внутреннего продукта (ВВП). Как правило, в развитых странах ведется целенаправленная активная политика развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Россия значительно уступает им как по общей численности малых предприятий, так и по их доле в общественном производстве. Так, доля малого бизнеса в народном хозяйстве Российской Федерации примерно в 5 раз меньше, чем в экономически развитых странах. Малые предприятия используют не более 3 % основных фондов промышленности, но даже при этом их доля в общественном производстве страны составляет 10–11 %.
В США в компаниях с численностью до 100 чел. работает более 36 млн граждан. Количество малых фирм достигает там 18 млн, а доля работающих в малом бизнесе составляет 45 % всего трудоспособного населения. На них приходится около 38 % валового национального продукта (ВНП). В Великобритании на малый бизнес приходится приблизительно 20 % ВНП. В Японии в этом бизнесе занято 3/4 всей рабочей силы. В России на начало 2001 года функционировало чуть более 900 тыс. малых предприятий (из них более 1/3 находились в Москве), причем лишь 10 % из них – производственные. Доля занятых в малом бизнесе у нас составляет примерно 10–12 % всех работающих. По мнению же отечественных и зарубежных специалистов, чтобы решить стоящую перед страной задачу построения рыночной экономики и гражданского общества, количество малых предприятий в ближайшие годы должно увеличиться примерно в 4–5 раз и достигнуть 1–4 млн.
Малый и средний бизнес в России, несмотря на невероятные трудности, показал более высокую эффективность, чем крупный. Этот вывод оказался неожиданным для статистиков. В результате проведенного исследования выяснилось, что производительность труда на малых предприятиях в 1,5–2 раза выше, чем в среднем по России. Фондоотдача на малых предприятиях в сфере торговли в 1,5 раза, в промышленности – в 2–2,5 раза выше, чем в среднем по народному хозяйству. Причиной этого явления исследователи называют более жесткую конкуренцию: неэффективные малые предприятия просто не выживают, уступая место более приспособленным к рыночным условиям.
Существуют отрасли, в которых создание качественной конкурентоспособной продукции возможно только с помощью малого бизнеса. Так, модная одежда, обувь, кожаная галантерея производятся, как правило, на небольших предприятиях. Сшить элегантное платье, туфли, дамскую сумочку на конвейере невозможно.
Вот как, например, работают малые галантерейные предприятия в развитых странах. Несколько десятков небольших фирм, производящих дамскую галантерею, объединяются в ассоциацию. Как только появляется необходимость в качественно новой продукции (обычно это связано с резким изменением моды), одна или несколько из них останавливаются и начинают готовиться к выпуску новых моделей: готовят лекала, оснастку для изготовления фурнитуры, переналаживают оборудование, обучают производственный персонал.
В этот период, длящийся иногда несколько месяцев, зарплата работников и другие расходы остановившихся предприятий оплачиваются за счет ассоциации. По мере готовности к производству новых изделий малое предприятие включается в работу. Останавливается следующая фирма и т. д. Такая система позволяет малому бизнесу постоянно находиться на уровне требований моды и побеждать в конкурентной борьбе.
Преимущества малого предпринимательства не ограничиваются легкой промышленностью. В японском автомобилестроении, например, малый бизнес используется для производства комплектующих. Дело в том, что современная машина состоит из нескольких тысяч сложнейших элементов, каждый из которых может быть получен лишь с помощью особого оборудования. При объеме выпуска, скажем, 3^ млн автомобилей в год на изготовление одного отводится не более 2–3 секунд. Речь, таким образом, идет о производстве огромного количества сложных деталей в строго ограниченный срок. Эта задача возлагается на тысячи малых предприятий, каждое из которых «на дому» с помощью станков-автоматов изготавливает к заданному времени («точно-в-срок», как говорят японцы) по несколько необходимых деталей, доставляемых на сборочный конвейер.
Такая система выгодна не только малому предприятию, получающему стабильный и высокий доход, но и гигантским автомобильным концернам: нет необходимости размещать под своей крышей тысячи станков, строить огромные корпуса с проходными, раздевалками, душевыми, столовыми, организовывать трехсменную работу. Появляется существенная экономия средств и, как следствие, снижение стоимости автомобиля и повышение заработной платы работников.
Малое предпринимательство оказывается весьма эффективным в тех областях деятельности, которые непосредственно связаны с творчеством: в научной и научно-технической сфере, в различных видах консультирования, художественного творчества и т. п.
В развитых странах малые и средние предприятия решают проблемы занятости населения. В США, например, в первой половине 1980-х годов на малых и средних фирмах было создано 35 млн новых рабочих мест. В тот же период в крупных компаниях количество рабочих мест уменьшилось примерно на 6 млн. Доля сотрудников малых и средних предприятий в общей численности работающих в середине 1990-х годов составляла в США – 70 %, Японии – 78 %, Италии – 73 %, Франции – 54 %. В современной России эта цифра не превышает 19 %.
Прекрасной предпосылкой успешного развития малого бизнеса в России и создания миллионов новых рабочих мест является наличие огромных природных ресурсов и значительного количества трудоспособного населения, в том числе многих тысяч инициативных и образованных людей. Как показывает мировая практика, количество желающих и могущих заниматься бизнесом составляет обычно не менее 5–7% от населения страны.
Еще одно, не последнее по значимости обстоятельство, объясняющее необходимость создания особо благоприятных условий для малого предпринимательства, – то, что многие крупные начинания связаны со значительным риском и поэтому поначалу могут быть осуществлены лишь в форме менее рискового малого бизнеса.
Банкротство малого предприятия приводит к значительно менее драматичным последствиям, чем большого. Малый бизнес дает возможность постепенного наращивания средств для последующего укрупнения организации, позволяет экспериментировать, осваивать качественно новую продукцию и инновационные технологии.
Многие международные эксперты утверждают, что будущее мировой экономики – за небольшими предприятиями. Например, сегодня в Англии 96 % фирм – малые. В них трудится более 1/3 рабочих и служащих частного сектора. В США эти цифры еще значительнее. Там число мелких предприятий ежегодно увеличивается примерно на 10 %, причем штат большинства из них не превышает 20 сотрудников. Доходы данной группы бизнесменов постоянно растут.
Малые предприятия привлекают наибольшей мобильностью, они особенно чувствительны к новшествам, не боятся риска, менее подвержены кризисам и социальным потрясениям. Когда в 1960-е годы в Англии свирепствовала безработица, малый бизнес сумел открыть около 1 млн новых рабочих мест.
К достоинствам малого бизнеса можно отнести независимость, благосклонное отношение населения, не любящего «акул капитализма», небольшие расходы на управление, возможность более быстрой окупаемости расходов. Малые предприятия – это точки роста, почки на дереве экономики. Именно с них, как правило, берут начало крупные компании. (Под крупными здесь подразумеваются те, чья численность выходит за пределы, установленные российским законодательством для малых предприятий.) Неслучайно поэтому малый бизнес пользуется неизменной государственной поддержкой во всех странах, не исключая и России (правда, пока у нас эта поддержка во многом носит декларативный характер).