У великого императора Акбара было девять мудрецов. Однако незаметно было, чтобы он мог чему-нибудь научиться у них.
И вот однажды Акбар, сильно разгневанный, призвал к себе своих мудрецов и сказал: «Люди твердят, что вы – величайшие мудрецы в мире. Но сколько вы уже здесь, а я от вас ничему не научился! Тогда, что вы здесь делаете?»
С одним из мудрецов пришел ребенок, он очень хотел посмотреть на царский дворец. И услышав гневные слова императора, он рассмеялся. Акбар возмутился: «Это что еще такое? Да знаешь ли ты, сын греха, в чьем присутствии осмелился ты раскрыть печать недоумия своего?»
И ребенок ответил: «Прости, о великий царь, да буду я жертвой за тебя! Смех мой не оскорбить тебя направлен, смех мой – против молчания мудрецов, ибо ведома мне причина их молчания, как ведомо и то, почему ты не в состоянии чему-нибудь научиться у них!»
Акбар пристально взглянул в глаза ребенка. Лицо его дышало чистотой детства и невинности, и в то же время оно было древнее времени. И Акбар спросил: «Может ты можешь научить меня чему-либо?» Ребенок спокойно ответил: «Да, могу!» – «Что ж, тогда учи!» – «Хорошо, но прежде ты спустишься со своего трона, а я сяду на него. И тогда ты будешь спрашивать меня как ученик, а не как царь».
Акбар и впрямь сошел с трона и сел на пол у ног ребенка, а тот, устроившись на троне, сказал: «Ну, вот! Теперь спрашивай!»
Акбар так и не спросил. Он коснулся головой праха у ног ребенка и молвил: «Да преумножатся знания и мудрость твоя! Теперь отпала нужда в вопросах. Простым смиренным сидением у ног твоих я уже многому научился».
Конфуций, странствуя по Востоку, заметил двух спорящих мальчиков и спросил, о чем они спорят:
– Я считаю, что солнце ближе к людям, когда только восходит, и дальше от них, когда достигает зенита, – сказал первый мальчик. – А он считает, что солнце дальше, когда только восходит, и ближе, когда достигает зенита.
И добавил:
– Когда солнце восходит, оно велико, словно балдахин над колесницей, а в зените мало, словно тарелка. Разве предмет не кажется маленьким издали и большим вблизи?!
– Когда солнце восходит, оно прохладнее, а в зените жжет, словно кипяток, – возразил второй мальчик. – Разве предмет не кажется горячим вблизи и холодным издали?
Конфуций не мог решить этого вопроса, и оба мальчика посмеялись над ним: «За что же тебя считают многознающим!?»
Ворона поучала своего птенца:
– Если ты увидишь, что какой-нибудь человек качнулся, сейчас же улетай: может быть, он качнулся для того, чтобы подобрать с земли камень и бросить им в тебя.
– А не лучше ли улететь сразу при виде человека? – спросил смышленый вороненок. – Ведь он, может быть, уже заранее спрятал камень в рукаве!
Ученик опоздал в школу и вынужден был объяснить причину своего опоздания.
– Сегодня гололедица, – сказал он. – Стоило мне сделать один шаг, как я поскользнулся и оказался на два шага позади.
– Если все обстоит так, как ты говоришь, – сказал учитель, – то сейчас ты должен быть далеко от своего дома и в противоположном от школы направлении.
– Совершенно верно! – не растерялся малыш. – Но я, господин учитель, придумал хитрость: время от времени я шел в обратном направлении.
Один очень скупой человек дал ребенку несколько мелких монет и сказал:
– Иди, купи и принеси мне такого кушанья, чтобы я поел, насытился, и, что останется, мог бы взять с собой в дорогу.
Ребенок пошел и принес ему соли.
– Вот, – сказал он, – то, что ты велел купить: клянусь, ты и поешь, и насытишься, и будет что в дорогу взять.
Дзенские учителя обучали своих молодых учеников самовыражаться.
В двух дзенских храмах было по ученику-ребенку. Один, идя каждое утро за овощами, встречал на пути другого.
– Куда ты идешь? – спросил как-то один.
– Иду, куда ноги несут, – ответил другой.
Этот ответ изумил первого, и он обратился к своему учителю за помощью.
– Завтра, – сказал учитель, – когда ты встретишь этого мальчика, задай ему тот же вопрос. От ответит тебе так же, и ты тогда спроси: «А если бы у тебя не было ног, куда бы ты шел?» Это поставит его в затруднительное положение.
На следующее утро дети снова встретились.
– Куда ты идешь? – спросил первый.
– Куда ветер дует, – ответил второй.
Это снова привело в замешательство первого ученика, и он снова обратился к учителю.
– Спроси его, куда бы он пошел, если бы не было ветра, – предложил ему учитель.
На следующий день дети встретились в третий раз.
– Куда ты идешь?
– На рынок за овощами.
Однажды жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, и колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на него и стали во время еды сажать старика в угол за печку, и еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось.
Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда они купили ему деревянную миску. Теперь он должен был есть из нее.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырехлетний сын с куском дерева в руках.
– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.
– Деревянную кормушку, – ответил малыш. – Из нее папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.
Ученик спросил учителя:
– Сколько рыб в океане?
Учитель ответил:
– Когда ты станешь учителем, никогда не задавай такого вопроса ученикам.
– Насреддин, сын мой, ты должен рано вставать по утрам.
– Почему, отец?
– Это хорошая привычка. Ты знаешь, однажды, устав на рассвете, я пошел гулять и нашел мешок золота.
– Откуда ты знаешь, может его потеряли прошлой ночью?
– Нет, раньше там ничего не было.
– Тогда не всякому везет, кто рано встает. Человек, который потерял золото, встал раньше, чем ты.
Однажды ребенок лежал перед камином и чиркал по листу бумаги. К нему подошел отец и спросил:
– Что ты там рисуешь, сынок?
– Бога, – ответил ребенок.
– Но никто никогда не видел Бога. Никто во всем мире не знает, как он выглядит, – сказал многознающий отец.
– Но я же еще не закончил!
В школе учитель сказал своим маленьким ученикам, чтобы они нарисовали что-нибудь по мотивам Библии. Было много картинок, но одна из них была очень странная. Один маленький мальчик нарисовал аэроплан. Он любил аэропланы. Впереди сидел пилот, а в салоне было три фигуры.
– Кто эти три человека? – спросил учитель.
– Это Бог, отец. Это Иисус, сын.
– А этот довольно неуклюжий парень, кто он?
– Это Святой Дух.
– Тогда кто же этот четвертый?
– Кто же еще? Понтий Пилот.
Маленький муравей бегал кругами вокруг коробки с печеньем. Его друг, другой муравей, наблюдавший за первым, не мог понять, что означает эта яростная гонка.
– Что означает эта спешка, друг? – спросил он.
Первый муравей ответил:
– Ну, тут есть надпись, которая гласит: «Рви вдоль пунктирной линии».
*** Премьер-министр путешествовал вместе со всем своим кабинетом на самолете.
– Если я сброшу купюру в один доллар, – сказал он, – я сделаю счастливым одного человека.
Один из членов его кабинета добавил:
– Мы могли бы осчастливить десять человек, выбросил десять купюр.
А наимудрейший из всех министров заявил:
– Почему бы нам не осчастливить сто человек, выбросив сто долларов?
На это малыш, сидевший за министрами, заметил:
– Почему бы не осчастливить миллионы человек, выбросившись вам из окошка?
Одна женщина постоянно ругала своего маленького сынишку:
– Ты не должен быть слишком гордым и таким самолюбивым.
– Почему? – спросил мальчик.
– Знай, мой дорогой, – поучительно ответила она, – мы в этом мире для того, чтобы помогать другим.
Малыш на несколько секунд задумался, а затем серьезно спросил:
– Тогда для чего здесь остальные?
Сельский священник начал свой урок.
– Все вещи в этом мире созданы Богом, – сказал он. – Целую неделю Господь трудился не покладая рук, а в воскресенье отдыхал.
Тут же один из сорванцов встал и спросил:
– Святой отец, а кто же построил поезда?
Священник сильно растерялся: такой вопрос ему еще никто не задавал. Он густо покраснел, казалось, что урок безнадежно провален, но неожиданно из-за парты поднялся другой мальчуган и громко сказал:
– Как же вы не понимаете! Ведь Бог сотворил всех ползующих тварей. Значит и поезда!
Малыши Ходжи Насреддина играли возле дома, и кто-то спросил младшего из них:
– А ну-ка скажи, что такое баклажан?
Ребенок немедленно ответил:
– Это розовато-лиловый теленок, у которого еще не открылись глаза.
Услышав ответ сына, вне себя от радости, Насреддин сгреб малыша в охапку и расцеловал с головы до пят.
– Нет, вы слышали? – ликовал счастливый отец. – Я никогда не говорил ему этого – он сам придумал!
Маленькой девочке подарили новенькую монету, и она решила купить себе мороженого.
– Ты, дитя, лучше пожертвуй эту монету на божье дело, – посоветовал ей пастор.
– Я сама подумала об этом, – сказала девочка, – но лучше все-таки я поем мороженого, а продавщица пусть жертвует на божье дело.
Очень набожный человек воспитывал своего сына в строжайших правилах. Он постоянно внушал мальчику истины из священных писаний, рассказывал бесконечные истории о добродетельных людях.
Однажды они пошли в церковь. Отец подарил своему любимцу две монеты: золотую и медную.
– Ты обязательно должен сделать пожертвование, – напомнил он сыну.
После окончания длинной проповеди, мальчик подошел к жертвенному кошелю и опустил туда медную монетку.
– Почему ты так поступил? – возмущенно воскликнул отец.
– Священник сказал, что Бог любит того, кто дает с радостью, – ответил сын. – Медную монету я могу дать охотно, а золотую – нет.
У короля Англии родился долгожданный сын. С первого же дня своей жизни он был окружен ослепительной роскошью и неусыпной заботой. Принц подрастал, но с каждым годом становился все более молчалив, пока и вовсе не перестал говорить.
Однажды, на званом обеде, в присутствии многочисленных гостей, лакей подал королевичу бифштекс не с той стороны.
– Любезный, разве тебя не учили, как подавать бифштекс! – возмущенно воскликнул принц.
Все были поражены – наследник престола заговорил!
Старик-король, обливаясь слезами, спросил:
– Почему же, сынок, ты столько лет молчал?
– А что говорить, если все было нормально…
Однажды Пегги, проворный мальчуган, спросил у своих родителей:
– Из-за чего возникают войны? Почему солдаты начинают стрелять друг в друга?
Он спросил это потому, что сам очень любил играть в войнушку.
Отец, интересовавшийся всегда национальным вопросом, начал все объяснять сложно и запутанно. Он говорил о законах общества, несовместимости культур, экономических причинах.
Мать, желая все упростить, вмешалась в разговор, возник жаркий спор. Родители говорили воинственно и громко. Пегги был очень напуган: в доме назревал нешуточный скандал.
– Перестаньте ругаться! – воскликнул он. – Я уже понял, почему начинаются войны!
Два маленьких мальчика шли по дороге. Один говорит другому:
– Сегодня воскресенье, всем запрещается работать, поэтому давай сейчас поиграем в футбол.
– Смотри, вон там стоит полицейский на посту. Он работает, а наш учитель говорил, что тех, кто работает по выходным, не возьмут на небо. Что же будет с этим полицейским? – спросил второй.
– А на небе полицейские не нужны! – сказал первый мальчик.
Фань Сюань наказывал своим сыновьям и племянникам:
– Дети мои, у каждого из вас своя жизнь, но почему все-таки я хочу, чтобы вы выросли хорошими людьми?
Все промолчали в растерянности, и только младший сын Се Сюань:
– Все правильно. Точно так же и мы хотим, чтобы у нашего крыльца росли душистые орхидеи, а не какой-нибудь чертополох.