Помните, с какой просьбой обращается князь Олег «к любимцу богов» – вещему волхву? Он хочет знать, «что сбудется в жизни со мною»?.. И седобородый старик на самом деле предсказывает, как закончится жизнь правителя.
Возможно ли такое на самом деле? Что А.С. Пушкин придумал, а что действительно взял из жизни?
Классик точно подметил одну из черт патриархальной России – любовь к разного рода гаданиям, предсказаниям, пророчествам. Ну а спрос, как известно, рождает предложение.
Ворожеи имелись в каждой деревне, в каждом помещичьем доме находилась своя ведунья, которая толковала сны, раскидывала судьбу на картах, подсказывала молодым девицам, как предугадать судьбу, увидеть суженого с помощью зеркал, воска, а то и просто башмачка, брошенного за ворота.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
Иные занимались этим делом профессионально. В любом более-менее крупном городке, местечке можно было найти гадалку, слывшую мастерицей в своем деле; точно так же, как несложно было отыскать и сваху.
Корни этих обычаев следует искать в «преданьях старины глубокой». Еще в те времена, когда и Руси-то, как таковой, еще не было, когда славянские племена поклонялись «лесным пенькам», как презрительно отзываются нынешние богословы об идолах и прочих «самодельных богах», что мастерили себе чаще всего действительно из пней и бревен славяне-язычники, имелись и специалисты по предсказанию будущего.
Пожалуй, еще раньше их поставили прогнозирование будущего на профессиональную основу древнеегипетские жрецы. Начинали они с малого. Наблюдательные люди заметили, что разлив Нила, от которого во многом зависело благосостояние египтян, можно предсказать по календарю, фазам Луны и некоторым местным признакам. А еще они использовали записи прошлых лет и, сопоставляя признаки, давали более-менее точный прогноз.
Человеческая же память, как известно, коротка. А если учесть, что в ту пору средняя продолжительность человеческой жизни составляла лет тридцать, то, понятное дело, знание тонкостей событий прошлого, позволявшая судить о будущем, воспринималась малообразованным населением как своего рода чудо.
Не случайно даже фараоны, которые считались, как известно, сыновьями бога Солнца, и те опасались ослушаться жрецов, считались с их мнением. Говорят, Тутанхамон хотел было их приструнить, да тут же скончался при весьма таинственных обстоятельствах, всего лишь неполных девятнадцати лет от роду…
Ну а жрецы, в свою очередь, опирались вроде бы в своих решениях на те знаки, которые подавали им боги то во внутренностях жертвенных животных, то в дыме жертвенного костра, то расположением светил на небесах…
Да что там жрецы! Один мой знакомый слывет у себя на даче кудесником местного масштаба, который все знает. По крайней мере, про погоду.
Между тем секрет его прост. Во-первых, вот уже четверть века он записывает в особую тетрадку все местные приметы, связанные с погодой. Во-вторых, на барометр, имеющийся у него, тоже не забывает поглядывать. В-третьих, у него кости тоже своего рода «прибор» – как разноются, так и жди дождя или иной непогоды. В общем, зачастую ему метеопрогноз по радио нет нужды и слушать: он все и так предчувствует.
Так что самому себе пророком может стать каждый, стоит того только захотеть. Только далеко не все верят в свои возможности. Большинство почему-то полагает, что знание будущего простым смертным недоступно. Однако, поразмыслив, человечество со временем пришло к выводу, что и богам не всегда ясны картины того, что будет происходить.
И тогда люди стали брать и это дело в свои руки. Как говорится, на бога надейся, но сам не плошай.
Правда, во все времена предсказателям-прогнозистам жилось не легко. Угадал с прогнозом, в особенности с печальным или трагичным, тебя же могли обвинить в том, что ты своим пророчеством накликал беду. И могли потащить на костер…
Не угадал – запросто могли засмеять, а то и закидать камнями.
Тем не менее время от времени находились отчаянные головы, обладатели которых, не будучи знатного рода, не имея особых богатств, осмеливались давать не то что советы – указания святейшим монархам.
Таким был Джон Ди – советник и шпион королевы в Англии, врач Нострадамус во Франции, монах Авель и крестьянин Григорий Распутин в России. И, случалось, их предсказания в большей или меньшей степени влияли на ход событий.
Вернемся хотя бы к той же истории, описанной А.С. Пушкиным, который сам, кстати, как будет рассказано далее в этой книге, тоже веровал в разного рода приметы и предсказания. Итак…
«Волхвы – жрецы в Древней Руси, – написано о них в энциклопедии. – По народным поверьям – чародеи, волшебники». И, кстати сказать, вопреки Писанию, многие из них активно и упорно противились христианизации Руси, за что и претерпели многие муки…
Но то было позже – во времена князя Владимира Красное Солнышко, младшего сына славного Святослава. Это ему мы обязаны тем, что в качестве официальной религии на Руси в 988–989 годах н. э. было выбрано именно христианство, та его ветвь, которая ныне получила название православной.
А его предшественники, в том числе и славный Олег, «чей щит на вратах Цареграда», не считали за грех при случае проконсультироваться у вещего волхва:
Скажи, мне, кудесник,
Любимец богов,
Что станется в жизни со мною?..
Тот, недолго думая, князю и напророчил: «Примешь ты смерть от коня своего». И в конце концов оказался прав…
Впрочем, он был не одинок в подобного рода суждениях. Как показывает даже самый поверхностный анализ, большая часть предсказаний любого уважающего себя предсказателя, прорицателя, мага и т. д. касалась прежде всего событий ужасных – моров, эпидемий, войн, стихийных бедствий и вообще конца света.
И об этом мы еще поговорим на страницах этой книги. А пока давайте посмотрим, как обстояли дела с предсказаниями будущего у просвещенных древних греков.
Оракулами древние греки именовали те места, где оглашались различного рода предсказания. Места эти обычно отличались какими-то особенностями, благодаря которым тут же основывался и храм, посвященный тому или иному божеству.
Так, самым знаменитым в древней истории считался оракул, находившийся в святилище Аполлона, на склоне известной горы Парнас, в древнегреческом городе – Дельфы.
Святилище Аполлона в Дельфах
По преданию, храмовый комплекс свыше 3000 лет назад основал сам Аполлон. Именно здесь в юности он совершил свой первый подвиг – убил огромного змея Пифона, пожиравшего окрестное население, в особенности юных дев.
В погоне за чудовищем бог наткнулся на огромные подземные пещеры, давшие впоследствии название данному месту; древнегреческое слово «дельфос» в переводе и означает «пещеры». В подземелье Аполлон обнаружил целебный Кастальский источник, а также – таинственные расщелины, из которых периодически исходили пары, обладавшие магическими свойствами. Один из местных жителей, надышавшись этими парами, сначала впал в кому, а потом, очнувшись, обрел способность рассказывать своим соседям о том, что случится с ними в жизни.
Самое интересное, что уже в наши дни геологи, проведшие исследования местных недр, и в самом деле обнаружили глубокие вулканические расселины, из которых некогда исходили сернистые газы, и в самом деле способные одурманить и даже умертвить неосторожного человека.
Так что Аполлон принял мудрое решение. Он не только приказал возвести рядом с пещерами и источником храм, но и обучил храмовых служителей технике безопасности, а также искусству толковать будущее. Ведь, кроме всего прочего, один из главных богов Античности считался не только покровителем искусств, но еще и богом прорицательства.
Еще одна деталь: Аполлон, имевший опыт общения со своими ученицами-музами, пришел к выводу, что для роли пророчиц женщины подходят лучше, чем мужчины, благодаря более тонкой нервной организации и образному мышлению.
Будущие пророчицы, называемые пифиями, воспитывались в его храме и должны были обязательно быть девственницами. Считалось, что пифия, вступившая в плотскую связь с мужчиной, теряет свой дар, а потому она безжалостно изгонялась из храма. А потому, хотя изрекала предсказания обычно уже зрелая женщина, одеваться она должна была в девичьи одежды.
Предсказание всегда начиналось с ритуала. В определенный день, на заре, жрица-вещательница окуналась в Кастальский источник. Затем возвращалась в храм и садилась на золоченый треножник, находившийся у расщелины. Потом она выпивала воду из родника Кассотис, жевала листья священного лавра и вдыхала заветные пары. Вскоре она впадала в транс, доходивший до экстаза. Вот тогда-то к ней и приходили видения будущего.
Правда, откровения вещательницы, впавшей в своего рода наркотический транс, часто носили смутный, трудно улавливаемый смысл. Зачастую они просто что-то бормотали себе под нос, а то и шипели, подобно змеям-пифиям – младшим сестрам мифического Пифона.
Но тут уж за дело брался «обслуживающий персонал». Обычно это были жрецы-мужчины. Это они по жребию определяли, чей черед обратиться к пифии со своей просьбой, они и же толковали ее ответ, для большей благозвучности облекая его в стихотворную форму.
Уже к VI веку до н. э. слава Дельфийского оракула стала столь велика, что понадобилась уже не одна, а две пифии, а потом и три. Предсказания совершались уже не в строго отведенные для этого дни, а чуть ли не ежедневно.
Желавших узнать судьбу было так много, что никто уже не обращал внимания на неясность и двусмысленность пророчеств: каждый толковал их, как ему хотелось. И, понятное дело, значительная часть предсказаний не сбывалась. Но об этом быстро забывали. А вот те, что сбывались, запоминались надолго, в особенности если они были из ряда вон выходящими.
Так сохранилась легенда о том, как было сделано предсказание для Креза.
Имя этого лидийского царя в то время уже стало синонимом богатства. Но, как известно, богатые тоже иногда плачут. Единственный сын Креза оказался немым от рождения. Каких только лекарей ни звал к ребенку отец, каких только денег ни платил! Мальчик молчал… В отчаянии Крез отправил к Дельфийскому оракулу послов с богатейшими дарами. Пророчество пифии оказалось странным:
Многих народов властитель, о Крез неразумный!
К горю ты своему пожелал голос сына услышать.
Лучше бы сын твой немым навеки остался.
Горьким станет тот день, когда уста он откроет!
Крез пришел в недоумение. Конечно, он слышал, что предсказания пифии частенько оказываются невнятными. Но тут же, казалось, все понятно – предсказание говорило о том, что мальчику лучше оставаться немым. Как такое может быть?
Впрочем, довольно скоро все прояснилось. Во время войны с персами Крез потерпел жестокое поражение от персидского царя Кира. И тот разрешил своим воинам, грабившим столицу Лидии город Сарды, убивать любого встречного, кроме самого Креза. Но не все же персы знали лидийского царя в лицо! Один из них, наткнувшись случайно на поверженного правителя, уже занес над ним меч, но в это время на руке его повис мальчишка.
– Воин, не убивай Креза! – закричал он.
Это и были первые слова сына лидийского царя, обретшего от страха за отца способность говорить. Но пифия оказалась права: в тот день Крез потерял не только власть, богатство, но и свободу.
Впрочем, все, как известно, имеет свое начало и свой конец. В 390 году н. э. после многочисленных разрушений и разграблений прекратил свое существование и Дельфийский оракул.
Однако безжалостное время не смогло уничтожить древние Дельфы бесследно. И туристы все еще могут увидеть развалины храма Аполлона, сохранившиеся до наших дней. А местные гиды утверждают, что если ровно в шесть часов вечера встать лицом на восток, отрешиться от всех дневных забот и постараться прислушаться к себе самому, то каждый может найти верный ответ на интересующий его вопрос.
Дельфийский храм, кстати, был вовсе не единственным в своем роде. Кроме него имелись и другие святилища, где можно было получить то или иное предсказание. Служительниц этих храмов греки называли сивиллами, римляне – сибиллами.
Само же слово «сивилла» произошло от имени первой предсказательницы, которая упоминается в античных мифах, – дочери царя Дардана и его супруги Несо. Впрочем, легенды гласят также, что настоящим отцом девушки, как и в случае с Иисусом, был не земной царь Дардан, а сам бог Зевс, отчего и появилось второе имя Сивиллы – Зевса.
В одном из старейших мифов об Аполлоне упоминается первая древнегреческая сивилла – Герофила. Позже появились и другие прорицательницы, которых называли просто по местам их обитания – городам и местностям: эритрейская, фригийская, тибуртинская, колофонская, самосская, римская, персидская, халдейская, египетская, палестинская и т. д.
Одно время наиболее знаменитой считалась кумская (куманская) сивилла. Город Кумы, расположенный на территории нынешней Италии, в древности являлся греческой колонией. И по преданию, самая первая сивилла из храма Аполлона в Кумах получила дар прорицания напрямую от самого этого бога.
Научив девушку предсказывать будущее, Аполлон поинтересовался, что дать ей в награду за этот нелегкий труд.
Девушка попросила:
– Дай мне долголетие! Я должна еще многому научиться.
И Аполлон сделал свою ученицу практически бессмертной. Но она, увы, со временем состарилась, поскольку вместе с долголетием не догадалась попросить вечную молодость. И превратилась в кошмарную старуху, еле передвигавшую ноги.
Устав от такой жизни, она попросила учителя о новой милости – прекратить ее муки и отправить ее в царство Аида, бога мертвых. Аполлон сжалился, но в царство Аида ученицу все же не отпустил, а забрал к себе на Парнас и напоил священной амброзией. Старуха снова превратилась в девушку, правда, прежнюю красоту так и не обрела. Говорят, что с тех пор и невзлюбили сивиллы красивых юных дев, предрекая, что красота – страшная сила и от нее все напасти.
До наших дней дошли в основном имена и предсказания 12 сивилл. Далеко не все их предсказания попадали в цель. Например, персидская сивилла прославилась пророчествами о всемирном потопе, а также о всемирном пожаре. Как известно ни то, ни другое бедствие так и не случилось.
Единственное, что тут можно сказать в утешение: сивилл продолжали почитать и в последующие времена. Послушать их приезжали даже римские императоры, хотя вряд ли им доставляли удовольствие большинство прогнозов.
Вот вам несколько примеров пророчеств, взятых у разных сивилл, можно сказать, наудачу.
…Не знаю я сама, что говорю;
Однако Бог велит сказать вам это.
Когда начнется землетрясение и страшный грохот,
Молнии и раскаты грома, а также ливни и град,
Весь мир с множеством людей, исполненный злобы,
Будет убивать друг друга…
Так начинает один из своих прогнозов Ливийская сивилла. Однако поскольку ни сама сивилла, ни тот, чьим глашатаем она является, не уверены, что сумеют удержать своим предостережением людей от очередной бойни, то…
…В большом смятении
Бог пошлет голод и эпидемии,
Которые вопреки справедливости
Вынесут свой приговор…
А в итоге дело дойдет до того, что «удивится человек, если он нечаянно наткнется на след человеческий».
Не лучше и пророчества Иудейской сивиллы Саббы, которую иногда также называют Вавилонской или Египетской:
«И с неба на землю летят огненные мечи, и ночной пламень вспыхивает, сверкая, врезается в середину сражающихся мужчин. И в те дни содрогнется мать-земля от руки Бессмертного и рыба в глубинах морских…»
Не отстает от своих коллег и одна из Дельфийских сивилл, утверждая, что вскоре придет вечная погибель Вавилону, а
…Там, где стоишь ты, Египет, тебя теперь
Настигнет безумно страшный удар,
Какого ты никогда не ожидал…
И так далее, и все в том же духе. Потом, правда, тех, кто случайно уцелеет, ждет «счастливая жизнь в счастливое время». Но что-то это время все никак не наступит. Вон даже коммунизм нам перестали обещать…
Так что, как видите, сивиллы (или сибиллы) – эти «легендарные прорицательницы, упоминаемые античными авторами», как пишет о них энциклопедия, – мало чем отличались от других древних пророков. Ничего хорошего от них, как правило, ждать не приходилось.
Полулегендарный древнегреческий философ, поэт, прорицатель, жрец жил в VII–VI веках до н. э. Говорят, он умел растолковывать прошлое, объяснять скрытый смысл минувших событий, предвидеть будущее и даже совершил невольное путешествие по времени. Прославился же он тем, что чудесным образом избавил Афины от черной чумы, за что получил прозвище Эпименид-очиститель.
Полулегендарный древнегреческий философ Эпименид
История Древней Эллады полна мифов и легенд. Порою они так искусно переплетаются с действительностью, что про прошествии веков весьма трудно понять, что было на самом деле, а что придумано. Взять хотя бы знаменитого Геракла. Некоторые исследователи полагают, что некогда в самом деле существовал некий силач, который так поразил своей мощью жителей Эллады, что они придумали ему особую биографию. Дескать, он был сыном бога Зевса и обычной смертной женщины, а потому и смог совершить 12 подвигов, каждый из которых не под силу простому смертному…
Еще одним примером такой полулегендарной личности может послужить и древнегреческий прорицатель Эпименид. Историки даже путаются в датах его рождения и смерти. Большинство источников указывают на VII или VI век до н. э. Но если учесть, что в тех же источниках указано, будто он прожил около 350 лет, установить временные рамки его жизни и вообще затруднительно.
Правда, известно, что Эпименид родился на острове Крит – заповедной территории всемогущего Зевса. А потому некоторые историки называют его Эпименид Критский. Родиной его называют город Фест, потом он переехал в Кносс.
Однако своих земляков, похоже, особо не жаловал. Во всяком случае, до нас дошло его знаменитое парадоксальное высказывание: «Все критяне лжецы». Но поскольку Эпименид сам был критянином, значит, и он тоже лжец, и его утверждение неверно. Однако если оно неверно, то не все критяне лжецы…
Говорят, этот логический «парадокс критянина» не давал покоя многим ученым умам. Так, философ Хрисипп (III в. до н. э.) написал о нем три книги, а его коллега и современник Филет Коносский, не одолев логической задачки, говорят, даже покончил с собой.
Впрочем, знаменитым Эпименид стал еще до этого случая. Вот что писал о чудесных событиях, изменивших всю жизнь юноши, Диоген Лаэртский (III в. до н. э.) в своем труде «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Согласно дошедшим до Диогена легендам, в нежной юности будущий мудрец вместе с отцом пас овец на просторах родного острова. Одна овца отбилась от стада, и отец послал юношу найти ее. Эпименид отправился на поиски.
Полдня бродил он по острову, устал и прилег отдохнуть. Одни источники говорят, что уснул он в тени рощи, другие свидетельствуют, что освежающую прохладу от полуденного зноя он нашел в пещере. Так или иначе, но проспал он около полувека, поскольку та то ли роща, то ли пещера оказалась, конечно, заколдованной.
Впрочем, проснувшись, Эпименид ничего не заподозрил, поскольку остался таким же юным, как и заснул. Вот только поиски его оказались безуспешными. К вечеру, не найдя овцы, он вернулся к стаду, но не обнаружил на месте ни его, ни отца. Тогда он отправился домой, но обнаружил, что в доме живут другие люди. И никто в городе не узнавал его… Лишь один старый человек узнал его и удивился: «Как, ты еще жив?..»
Спрашивающий оказался младшим братом Эпименида, и рассказал тому, что родители оплакали пропавшего сына еще 50 лет тому назад.
И лишь тогда Эпименид осознал: с ним случилось нечто необычное. А вскоре выяснилось, что теперь он способен предугадывать наперед будущее. Кроме того, он умел доходчиво растолковывать давние события, нередко видел в них особые знаки, скрытые от взора простого смертного, и объяснял все это людям.
Слава о его мудрости распространилась по окрестностям, и Эпименида стали почитать как избранника богов. Плутарх писал, что мудрец постиг «науку о божестве, воспринимаемую путем вдохновения и таинств».
Эпименид побывал во многих местах Древней Эллады и везде оставлял по себе добрую память, помогая людям своими мудрыми советами. Кроме того, он успевал заниматься поэзией и философией, создав множество произведений, среди которых были и эпические поэмы о рождении богов, о путешествии аргонавтов в поисках Золотого руна, и прозаические произведения «О жертвоприношениях в критском государственном устройстве», «О Миносе и Радаманфе» и еще много чего другого.
Эпименид обладал исключительной работоспособностью, поскольку согласно легенде вообще не спал (видимо, в пещере выспался на всю жизнь) и почти ничего не ел. Во всяком случае, Диоген сообщает, что никто никогда не видел Эпименида за трапезой или спящим. Поэтому времени у мудреца для создания своих произведений было достаточно. А в редкие свободные минуты собирал травы и готовил из них особое зелье, которое весьма пригодилось, когда Элладу постигла эпидемия чумы.
В VI веке до н. э. в Афинах люди умирали один за другим настолько быстро, что трупы не успевали убирать с улиц. Немногие еще живые обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Пифия (прорицательница) сообщила, что необходимо очистить город, иначе он исчезнет с лица земли, и посоветовала обратиться к Эпимениду.
Афиняне снарядили корабль на Крит, в город Кносс, где жил в то время Эпименид. Тот приехал и спас город. Интересен способ, к которому он прибег. Бывший пастух велел собрать множество овец черной и белой масти, а потом выпустить их со священного Аресового холма. И где какая овца приляжет, там и принести ее в жертву.
Чума прекратилась, и благодарные афиняне даже поставили памятник своему спасителю. А еще они предлагали Эпимениду много денег, а также хороший корабль в подарок, чтобы он мог без проблем вернуться на Крит. Однако он за свою помощь он взял только ветвь священной маслины с того дерева, которое, по преданиям, вырастила сама Афина. И помимо этого предложил старейшинам установить мирные отношения между афинянами и жителями Кносса, действуя, таким образом, еще и как умелый дипломат.
Кроме того, перед тем как покинуть Афины, Эпименид предсказал его жителям, что через десять лет на них нападут персы. Сами афиняне очень этого опасались и ожидали нападения даже раньше. Но прорицатель успокоил их, сказав, что захватчики не смогут достичь поставленной цели ни завтра, ни через десять лет. Так и случилось.
Сведения о дальнейшей жизни Эпименида весьма скудны. Так, Диоген сообщает, что после подвига в Афинах Эпименид вернулся на родной остров и «вскоре умер». Как расценивать это «вскоре», неизвестно. Ведь легенды гласят, что прожил мудрец очень много – сто пятьдесят лет (по книге Флегонта «О долгожителях»), а на Крите ходили слухи, что и все триста или даже триста пятьдесят.
Впрочем, мифы также утверждали, что постарел Эпименид очень быстро. «Одряхлел он во столько дней, сколько проспал лет», – говорит Диоген Лаэртский, ссылаясь на некоего Феопомпа, автора труда «Удивительные истории».
Так или иначе, но достоверно одно: современники Эпименида весьма уважали и почитали его. В некоторых источниках его причисляют к знаменитым семи мудрецам, вошедшим под таким общим названием во все учебники философии. Список этих семи у разных авторов сильно варьировался – достойных было явно больше семи. То, что Эпименид в некоторых версиях попадает в него, говорит о многом – значит, он на самом деле был одним из самых уважаемых и известных мыслителей той эпохи.
К Книге книг – Библии – отношение сложное. Одни исследователи полагают, что это всего лишь сборник мифов, другие считают, что в его основе все-таки лежали какие-то реальные события. Похоже, в свете последних находок начинает преобладать последняя точка зрения…
Вознесение Илии Пророка
«Самое удивительное в Библии то, что имея ее, не нужно гадать – она предскажет вам все наперед. Она может рассказать вам о мировых царствах, некогда существовавших, и тех государствах, которые еще только будут. Вы можете быть уверены: все, что написано в Библии – сбудется!»
Так утверждают люди верующие. Причем – уточним это отдельно – представители христианства. Потому как, например, у буддистов моды на пророчества нет.
Многие православные читают Писание всю жизнь, и всякий раз открывают для себя все новые прозрения и откровения. И то сказать, в эту книгу вложен труд многих людей, в ней обобщен опыт тысячелетий. Теперь еще каждая строка, каждое слово освящены еще и вековыми традициями. Многие библейские выражения стали воистину народными, используются в качестве афоризмов, пословиц и поговорок. Вспомните хотя бы: «Время бросать камни и время собирать камни»… «И возвращаются ветра на круги своя»… «Суета сует»… «Все реки текут в море»… «Что было, то и будет»… А ведь все это строки из Екклесиаста.
Книги пророческого содержания составляют почти треть всей Библии, начиная с Ветхого Завета. В основном пророки Ветхого Завета предсказывали судьбу народа Израилева, какое наказание ждет его, если люди не покаются в грехах.
Кроме того, народ обращался к пророкам по самым разным поводам, веря, что они могут дать совет, найти пропавшую или украденную вещь или животное, вылечить больного и даже воскресить мертвого и вообще совершать чудеса, поскольку это не простые люди, а избранные Богом.
Многие пророки даже занимали должности «царевых прозорливцев», попросту говоря, были помощниками, советниками, консультантами и даже руководителями групп консультантов у царей, военачальников. Некоторые из них были крупными политиками своего времени, например Иеремия.
При этом не каждому пророку было дано мужество говорить царю правду, предостерегать его, или, как сейчас сказали бы, «выдавать достоверную информацию для принятия правильного решения». Но были и такие.
Начнем хотя бы с пророчеств Амоса. Хотя он был простым пастухом, он хорошо знал Писание, был довольно опытным и умным человеком. Вот некоторые из его предсказаний.
«Израильский народ рассеется по всей Земле, но потом Господь смилостивится, и произойдет восстановление дома Давидова и возвращение Израиля в Палестину»…
«От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: “не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!”»
«Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут.
И возвращу из плена народ Мой Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них.
И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой».
Согласитесь, весьма неплохие перспективы для народа, который в те дни, что пишутся эти строки, ведет очередную войну против террористов, обстреливающих ракетами землю Израиля сразу с двух сторон…
Пророк Осия жил примерно в то же время, что и Амос. Он предвидел не только грядущее обновление израильского народа, но и корил израильтян за нечестие и греховность.
«Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием, – констатирует он. И далее продолжает: – За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут».
Как видите, согласно этому предсказанию, перспективы у израильтян совсем невеселые. Хорошо еще, что приговор этот, видимо, не окончательный. Пророк Осия заступается за свой народ и говорит:
«Я буду росою для Израиля; он расцветет как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана.
Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское».
О пророке Иоиле известно мало. Свои пророчества он сделал, когда произошло сразу два горя: нашествие саранчи и сильная засуха. Эти бедствия пророк посчитал грозным предупреждением от Бога. Народ должен покаяться, ибо близок день гнева Господня:
«Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок – день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него».
Однако Иоиле все же был уверен, что любовь Бога к людям безгранична и только она – путь к спасению для всех, призывающих имя Божие.
«Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы», – взывал он к народу. И далее:
«А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое. И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа – пламенем, а дом Исавов – соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это.
И завладеют те, которые к югу, горою Исава, а которые в долине, – Филистимлянами; и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом.
И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землею Ханаанскою до Сарепты, а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные».
Илия, напротив, считается одним из самых известных пророков. Еще в детстве он посвятил себя Господу, стал жить в пустыне. При правлении царя Ахава Илия был призван к пророческому служению.
Илия стал активно склонять народ к истинной вере и избавлению от грехов. И это было весьма кстати, поскольку тогда велико было увлечение народа языческими идолами. По легенде, Илия приказал построить два жертвенника: один для жрецов идола Ваала, другой – для служения Истинному Богу.
Илия предложил такое испытание:
«На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».
Сколько жрецы Ваала ни молились, никакой огонь на их жертвенник, естественно, не сошел.
Тогда за дело взялся святой пророк Илия. Он помолился Господу, и на жертвеннике запылал огонь. Народ, видя такое чудо, пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един, и нет другого Бога, кроме Него!»
Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Бааловых и стал молить Господа послать дождь. Его молитвы были услышаны, и засуха прекратилась.
Говорят, что за свою пламенную веру пророк Илия не умер, а был взят на небо еще при жизни. Перед этим Господь приказал пророку Илии передать свой пророческий дар пророку Елисею. Илия помазал его елеем, а затем Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его плащом, выпавшим из колесницы, «дар, вдвое больший», чем имел пророк Илия.
Пророк Иона известен прежде всего тем, что не захотел пророчествовать жителям города Ниневии о том, что Господь уготовил им страшную кару за их грехи. Он решил сбежать, за что и был наказан – проглочен китом. Тогда волей-неволей Иона раскаялся в непослушании, и после того как вылез из чрева кита, отправился в Ниневию.
«И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать, в Ниневии от имени царя и вельмож его: “чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди, и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем”.
И увидел Бог дела их, что они обратились, от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел».
Однако такой финал, как ни странно, не устраивает самого Иону, ожидавшего зрелища божественного возмездия. Тогда для его утешения Всевышний быстро вырастил растение, в тени которого Иона смог спрятаться от зноя. Но затем появляется червь, который подтачивает растение, и оно увядает. Иона начинает изнемогать от зноя и сожалеет о погибшем растении. На что Бог говорит ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»
Пророк Иезекииль стоит в ряду иных несколько особняком. Во-первых, потому что, если верить истории, это личность вполне реальная, в то время как относительно некоторых других есть сомнения. Сын священника был жрецом в храме Яхве (имя Бога-отца по Библии) в Иерусалиме. Он был весьма почитаем в народе; об этом говорит хотя бы тот факт, что некоторое время среди его учеников был великий древнегреческий философ и ученый Пифагор. Во-вторых, он единственный из пророков, кому, судя по его описанию, довелось увидеть… космический корабль!
Но давайте все по порядку.
Пророк Иезекииль
Когда Иезекииль был еще молод, в истории его народа произошло важное событие – иудейский царь Иоаким решил сбросить иго вавилонского царя Навуходоносора II. Но восстание не увенчалось успехом; вскоре Иерусалим был осажден, Иоаким схвачен и казнен. А Навуходоносор увел с собой в Вавилонию 10 тысяч человек в качестве заложников. Среди них оказался и Иезекииль.
Уведенные в плен были поселены у притока Ефрата – Хабюура (или Ховара) в Халдее. На пятом году пребывания в плену, как рассказывает Библия, Иезекеииль был призван в пророки, став свидетелем небывалого события, о котором и пойдет речь ниже.
В книге же пророка Иезекииля, составляющей одну из частей Ветхого Завета, читаем:
… «И было: в тридцатый год в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии…
И я видел: и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него.
А из середины его как бы свет пламени… И… было подобие четырех животных, – и каков был вид их: облик их был как у человека;
И у каждого – четыре лица, и у каждого из них – четыре крыла;
А ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступни у тельца, и сверкали, как блестящая медь…»
Понятное дело, будущий пророк потрясен, он с трудом подбирает слова, чтобы хоть как-то описать увиденное. С чем ему сравнить «повозку Бога», как не с колесницей? Но не простой, а летающей… Кстати сказать, что и в древнеиндийской литературе – «Махабхарате», «Рамаяне» – также рассказывается о «небесных летающих колесницах».
Но что стоит за столь живописными описаниями?
В этом попытался разобраться руководитель проектного отдела НАСА США Йозеф Ф. Блумрих. В книге «Космические корабли Иезекииля» он приходит к выводу, что «божественная колесница» скорее была спускаемым челночным аппаратом межпланетного космического корабля. Масса его, по расчетам Блумриха, составляла порядка 63 т, а мощность двигателей – 70 тыс. л.с. Параметры не только вполне возможные с технической точки зрения, но и весьма целесообразные конструктивно. Фантастичным в данном случае кажется лишь то, что такой корабль мог существовать более 2500 лет тому назад!
То, что произошло дальше, тоже вполне годится для научно-фантастического романа даже в наши дни. Посланец с того корабля велел Иезекиилю предстать перед ним и начал его инструктировать, как действовать дальше. А чтобы он лучше запомнил все инструкции, был даден ему свиток, который «исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: и плач, и стон, и горе».
После того как Иезекииль ознакомился с ним, свиток было приказано съесть (очевидно, для лучшей сохранности секрета), а затем новоявленный пророк должен был отправиться «к дому Израилеву» и рассказать людям, что их ждет.
При этом пророку было заранее сказано, что слушать его никто не станет, но он должен будет продолжать свои наставления снова и снова. А когда и это не поможет, то Иезекииль должен будет приступить к наказанию непослушных. Причем сделано это будет весьма своеобразным способом. Взяв острый нож и бритву, пророк должен будет срезать себе волосы на голове и бороде, взвесить их и разделить на три части. Одну часть следует сжечь, другую – изрубить ножом на мелкие части и, наконец, третью – развеять по ветру. И тогда третья часть непокорных сгорит в огне, другая часть будет изрублена мечами и, наконец, третья развеяна по всему свету.
Ну а поскольку пророку никак не по силам провести такую карательную операцию самому, то ему будет придана армия, состоящая из неких херувимов и колес, которые на современном языке можно назвать, пожалуй, боевыми роботами, наземной и воздушной бронетехникой.
Так все и случилось. «И тогда Слава Господня сошла с колесницы и стала у порога Храма, – повествует Иезекииль, – а по городу пошли губители, поражая отступников.
Один из них брал раскаленные угли из Меркабы, небесного Ковчега, и пригоршнями бросал их на город. Когда все было кончено, херувимы простерли свои крылья, офаны – колеса, полные живых глаз, пришли в движение. Слава, уносимая живой колесницей, покидала оскверненное грехом место».
Это устрашило и огорчило пророка: он не знал, что будет с народом Израилевым далее. «Господи Боже, неужели Ты хочешь истребить остаток Израилев?»
Но потом пророк понял, что отныне истинная вера должна следовать за невидимой колесницей Господа. И тогда народ самоутвердится, восстановит разрушенное и с ним станут считаться. Последовавшие вскоре за этим события оправдали его предвидение.
И в самом деле, ныне многие некогда разоренные, опустевшие города Израиля восстановлены. Это города Кана, Вифлеем, Хеврон, Назарет, Иерихон и многие другие, а население города Беер-Шива возросло до 1 миллиона человек.
Более того, с того момента как в 1948 году евреи вновь стали нацией, Израиль выиграл пять войн, каждый раз против значительно превосходящих сил. И все это подтверждает слова Бога, которые он некогда сказал пророку Иезекиилю.
Правда, далее Бог говорил Иезекиилю, что, когда Израиль вернется как нация, произойдет другое знамение, указывающее на наступление «последних дней». Неужто это намек на то, что арабы, навалившись со всех сторон, в конце концов осуществят свою мечту и сомнут государство, которое они так ненавидят?.. Атаки их и в самом деле становятся все агрессивней. Но пока израильтяне дают достойный отпор всем, кто осмелится на них покуситься…
Что же касается судьбы самого Иезекииля, то пророчествовал он относительно недолго – с 592 по 570 год до н. э. Причем, написав свою книгу, в которой пророк предопределил судьбу целого народа, сам он не смог (или не захотел) увернуться от судьбы. И вскоре после окончания своего труда был убит сыном иудейского царя, которого Иезекииль обвинил в идолопоклонстве.
Библейский пророк Даниил, подобно Иосифу, тоже стал знаменит своими предсказаниями и толкованиями снов. Сначала он предсказал гибель Вавилонскому царству. Но самое значительное из предсказаний Даниила – это пророчество о четырех царствах.
Пророк Даниил
Однажды ночью вавилонскому царю Навуходоносору, правившему около 2500 лет тому назад, приснился страшный сон. Очнувшись от кошмара, царь созвал всех тайновидцев и гадателей для того, чтобы они дали объяснение этому сну. «Да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение», – сказали ему тайновидцы.
Но царь вавилонский был иного мнения. Он полагал, что толковый ясновидец должен сам знать, о чем был сон правителя, а уж потом толковать его.
На что ему было сказано: «Нет на земле человека, который мог бы открыть царю его сон, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайновидца, гадателя и халдея». Рассвирепел царь и сильно разгневался на такие слова и приказал истребить всех мудрецов вавилонских, меж которых затесался и пророк Даниил.
Даниил был иудеем, и еще подростком он был привезен в Вавилон. Когда язычники привезли Даниила в это царство, они пытались изменить его имя, его язык, его пищу. Но Даниил не захотел есть их еду, потому что евреи не едят такую пищу, как люди в Вавилоне. Чтобы не нарушать иудейские предписания питания, Даниил вместе с другими еврейскими отроками (Ананией, Мисаилом и Азарией) воздерживался от царских яств, ел только овощи и пил только воду; тем не менее чудесным образом лица их были красивее, а тела полнее.
И вот когда Даниил услышал о том, что царь Навуходоносор отдал приказ отрубить головы всем тайновидцам, он просил царя разрешить ему помолиться своему Богу. Царь отвечал: «Конечно!» Даниил помолился, и Бог рассказал ему сон царя и его значение. На следующий день Даниил возвратился к Навуходоносору и сказал:
«Послушай, царь, я думаю, что знаю значение твоего сна. Ты видел истукана, голова у которого была сделана из золота». Царь, глубоко взволновавшись, сказал: «Откуда ты мог это узнать?» Даниил ответил, что это Бог открыл ему сон, а также и его значение. «После головы, грудь и руки – из серебра, чрево его и бедра его – медные, голени его – железные, ноги частью железные, частью глиняные».
«Это в точности то, что я видел!» – сказал царь. Даниил продолжил: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, попал в железные и глиняные ноги его и разбил их. Тогда все вместе разбилось: железо, глина, медь, серебро, золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них, а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю». Тогда царь говорит: «Я действительно видел этот сон, но какое же этому значение?». Даниил отвечает: «Ты, царь, царь царей есть золотая голова, которую ты видел на этом истукане. Но ты не будешь царем навечно. После тебя восстанет другое царство, ниже твоего. Это будет серебро. Затем третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо, а то, что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа – это десять государств, входящих в это царство. И это царство будет иметь власть лишь на короткое время. Камень разрушит его, и во дни тех царств Бог воздвигнет царство, которое вовек не разрушится. И это царство не что иное, как царство Бога».
В «пророческих» главах «Книги Даниила» предсказывается также приход Мессии и свершение Им Страшного суда над грешниками и воскрешения мертвых праведников. При этом дано даже исчисление срока предстоящего спасения избранных, так что желающие могут подготовиться заранее.
По преданию, именно этот человек сорок лет водил народ израилев по Синайской пустыне, чтобы выветрить из него дух рабства. А до этого именно он наслал десять казней египетских, чтобы освободить свой народ из-под гнета фараонов. Каким же он был, что мог этот необыкновенный человек?
Пророк Моисей
Великий пророк и законодатель еврейского народа Моисей жил в Древнем Египте, во времена XIX династии фараонов (в XIII в. до н. э.). Говорят, мать поначалу скрывала младенца, поскольку родила его вне брака, а затем решилась его подкинуть чужим людям. Корзину с ребенком обнаружила дочь фараона и взяла его к себе.
Мальчика назвали Хозарсифом, а когда он подрос, стали учить вместе с Менефтом, родным внуком фараона. Вскоре выяснилось, что приемыш отличается от Менефта куда большим умом, любознательностью и сосредоточенностью во время занятий. Ему было интересно проводить время среди жрецов, принимая участие во всех храмовых праздниках, внимательно выслушивая все, что ему говорили.
Дело дошло до того, что однажды приемная мать намекнула: дескать, Хозарсиф благодаря своему уму и знаниям может со временем унаследовать, в обход недалекого Менефта, трон правителя Египта. Реакция оказалась неожиданной. Безродный юноша вовсе не возрадовался такой возможности, а лишь пожал плечами. «Ты хочешь, чтобы я властвовал над народом, который поклоняется богам с головами шакала, ибиса и гиены? – сказал он приемной матери. – Знаешь, что станется с их идолами через несколько веков?..» И вместо ответа на свой же вопрос захватил полную пригоршню песка и, пропуская его между тонкими пальцами, развеял по ветру.
Неизвестно, как бы сложилась судьба Хозарсифа дальше, если бы не один случай. На стройке юноша увидел, как египетский надсмотрщик избивает еврея-рабочего. В гневе Хозарсиф выхватил палку и ударил самого смотрителя столь сильно, что тот умер. За это самого Хозарсифа осудили к изгнанию из страны.
Скиталец направился через пустыню, за Красное море, на Синайский полуостров. Там издревле стоял Медиамский храм, где юноша хотел пройти обряд очищения от убийства и обрести новое имя. Дело это было не такое уж простое. Чтобы искупить невольный грех и обрести новую жизнь, пришелец должен был после продолжительного поста испить особый напиток, повергающий в летаргический сон. Затем кающегося оставляли одного в пещере и возвращались за ним через несколько недель. Чаще всего жрецы, по истечении отведенного срока, выносили из пещеры иссушенный труп. Но Хозарсифу повезло, он выдержал испытание. И когда очнулся от глубокого сна, он будто родился заново. С того момента его и стали звать Моисеем.
Настоятель храма Иофор отдал Моисею в жены свою дочь и взял в помощники по хозяйству. Но малый оказался не промах, он не только прекрасно справлялся с каждодневными обязанностями, но и вскоре написал Книгу Книг, получившую название «Сефер-Берешит». Затем она была переведена с древнеегипетского на многие языки мира и получила окончательное название «Книга Бытия» – Первая книга Библии.
Причем, как говорят, в своем первоначальном виде «Сефер-Берешит» имела тройной смысл. Египетские жрецы, у которых обучался Моисей, знали особую систему записи текста.
Непосвященный читатель воспринимал его буквально и оставался в полной уверенности, что там все просто и понятно. Но на самом деле этот смысловой уровень назывался «говорящим» и предназначался для простых людей.
Второй уровень – «обозначающий» – предполагал большую подготовленность читающего, его способность воспринимать образы и символы, скрывающиеся за буквами и строками.
И, наконец, высший, третий уровень понимания сообщения – «скрывающий» – адресовался посвященным и вещал на тайном языке. Моисей, ставший за время своего летаргического сна пророком, именно на этом уровне сообщал своим преемникам, как понять скрытые знания.
Иными словами, он оставил «ключи» к зашифрованным знаниям. Однако со временем эти «ключи», или «коды», стали постепенно забывать, а наслаивавшиеся ошибки переписчиков все больше затемняли понимание откровений Моисея.
Лишь недавно, уже в наши дни, в Израиле и США были предприняты попытки раскодирования текста с помощью компьютера, которые дали ошеломляющие результаты. Оказалось, что «Книга Бытия» лишь на первом уровне понимания рассказывала о Сотворении мира, а на самом деле оказалась книгой предсказаний, охватывающей многие тысячелетия!
Некоторые из них уже сбылись. К примеру, крах на американских биржах 1929 года, первая высадка людей на Луну, война в Персидском заливе, эпидемия СПИДа…
Однако, по словам дешифровщиков, в новом тысячелетии человечество должно быть готово к еще более серьезным потрясениям. Они наступят не сразу, но те, кому доведется дожить до 2014 года, застанут давно обещанный конец света. События будут развиваться примерно так.
В конце 2000 года один из мировых лидеров окончательно свихнется и отдаст приказ начать газовую атаку против собственного народа. Погибнут больше 30 миллионов человек, и целая страна исчезнет с карт Земли. (Возможно, это произойдет с Ираком.)
В начале 2001 года произойдет неожиданное расширение озоновой дыры, и миллионы людей ослепнут. Конец следующего года тоже сулит смерть. Совсем рядом с Землей пройдет комета, в результате чего температура воздуха в некоторых странах поднимется до 60 градусов и снова умрет куча народа. Многие решат, что это и есть конец света.
Однако оставшиеся в живых после описанного выше повального мора застанут исцеляющий дождь в 2002 году, который пройдет то ли в Америке, то ли в Европе. Больные и увечные, на которых упадет хотя бы одна капля, излечатся. Даже измученные раком и ослепленные озоновой дырой снова станут здоровыми. Через три дня и три ночи дождь прекратится.
Потом наступит благодать. К 2007 году все страны договорятся жить в мире и согласии, образуется одно общее на всех правительство. Вот тут-то Господь и решит, что пора положить всему этому конец…
Верить или нет этому предсказанию, решайте сами. Обратите лишь внимание, что пока ни одно из предсказаний доктора С. Скейвлара и его команды, которая трудилась на расшифровкой этих жутких предсказаний целых 11 лет, не сбылось.
Так что, даст Бог, не сбудутся и последующие. И мы переживем 2014 год так же, как пережили 2007-й – не дождавшись ни всеобщего мира, ни общего правительства. Но и 30 миллионов погибших, слава Богу, тоже не было.
Библия, как мы уже говорили, – одна из самых загадочных книг на свете. Люди издавна подозревали, что в ней есть потаенный смысл. Некоторые исследователи даже полагают, что тексты Ветхого Завета содержат скрытую информацию обо всей истории человечества. Вот тому подтверждения.
Библия – книга ответов на все вопросы
Первым, кто попытался отыскать некий код Библии, был всем известный Исаак Ньютон. Менее известно, что большую часть наследия ученого составляют вовсе не труды по физике и философии, а по теологии. Так вот, Ньютон был убежден, что Ветхий Завет – не только свод религиозных правил. В Книге Книг – не случайно она так называется – есть сведения о любом событии на Земле от начала времен и до скончания веков. Однако ему так и не удалось подтвердить свою теорию, подобрать ключ к расшифровке тайного кода Библии.
Первую зацепку к раскрытию шифра заметил лишь в середине ХХ века пражский раввин Бейсмандель. Будучи наблюдательным человеком, он заметил, что если взять каждую 51 букву от начала Книги Бытия (на древнем иврите) и проделать это четыре раза, то получится слово «Тора». Та же закономерность просматривалась и в следующих книгах Библии. Однако полностью обработать текст вручную было нереально, и раввин ограничился своим первоначальным открытием…
Дело сдвинулось с мертвой точки, когда в распоряжении исследователей оказались современные суперкомпьютеры, способные справиться с огромными массивами цифр. Израильский программист русского происхождения Элияху Рипс разработал компьютерную программу, автоматически рассчитывавшую все возможные интервалы между буквами Торы (Пятикнижия) с последующим анализом каждого варианта.
Сначала он убрал все пробелы между словами, получив таким образом единый буквенный ряд (по преданию, именно в таком виде Бог передал Свое откровение Моисею на горе Синай). Оказалось, что книга представляет собой своего рода гигантский кроссворд, в котором сочетания букв пересекаются друг с другом, образуя новые слова!
Сначала компьютер находил закодированные слова путем перебора интервалов: через одну букву, через две, через четыре, через десять и т. д. Обнаружив значимое слово, искал рядом (по горизонтали, вертикали или диагонали) данные, которые могли бы быть с ним связаны. Выяснилось, что в тексте закодированы самые различные сообщения и пророчества!
Для проверки Рипс взял из энциклопедии 32 имени древних царей и мудрецов, а также 64 знаменательных даты и ввел их в свою программу… И что же? Компьютер составил 10 всевозможных комбинаций, а затем перебрал их все по порядку. Обнаруженной ученым кодовой последовательности соответствовала лишь одна комбинация!
Открытием заинтересовался сотрудник Пентагона, знаток шифров Гарольд Гэнс. Решив разоблачить «мистификаторов», криптограф разработал свою оригинальную компьютерную методику проверки. Однако полученные результаты шокировали его самого: в закодированном тексте упоминались не только 32 имени библейских персонажей, но и еще 34 имени выдающихся личностей, извлеченных Гэнсом из справочника «Кто есть кто», а также места их рождения и факты, имеющие отношение к их жизни и деятельности. А ведь многие из этих людей родились тысячу с лишним лет спустя после того, как была написана Библия!
В закодированном Писании упоминаются имена Наполеона, Мартина Лютера Кинга, Авраама Линкольна, Сталина, Гитлера… Есть также сведения о Второй мировой войне, Хиросиме, Уотергейте, высадке американцев на Луну, эпидемии СПИДа…
С библейским кодом работали и другие эксперты. После введения ключевого слова машина искала связанные с ним слова и выдавала результат. К примеру, дата Октябрьской революции – 5678 год от Сотворения мира, или 1917 год от Рождества Христова – пересекалась со словами «Россия», «коммунизм», «падет». Фамилия того же Ньютона – со словом «тяготение», «Эдисон» – со словами «электричество» и «лампочка»; «Эйнштейн» – «теория относительности», «братья Райт» – «самолет», «Кеннеди» – «Даллас…»
Разумеется, тех, кто расшифровывал библейский код, интересовало и информация о будущих событиях. Грядущее предстало отнюдь не в радужном свете. Так, исследователи углядели «между строк» возможность атомной войны в ближайшие десять лет. Слово «атомный» через букву «м» пересекается со словом «Иерусалим», а последнее сочетается с «носителями безумия». Вероятно, речь идет о конфликте израильтян с арабами, в ходе которого террористы применят ядерное оружие. Да и в открытом тексте Библии говорится о том, что «небо совьется, как свиток, и земля превратится в медь и железо…»
Упомянута в Библии и комета Шумейкера – Леви. С ней сочетаются слово «Юпитер» и дата – 16 июля 1994 года. Именно в этот день комета упала на Юпитер!
Первый год, на который указывает код в связи с кометной опасностью, это – 5766 от Сотворения мира, то есть 2006-й! Число пересекается с фразой «столкнется на пути с Обителью». Кажется, тут напасть нас миновала. Но успокаиваться рано. Далее упоминаются «небесный скиталец» и «обещанный год». Число 2010 пересекается со словосочетанием «День Ужаса», ниже – слова «тьма» и «мрак»…
А с датой 2012 вообще соотносятся два сочетания, вроде бы противоречащих друг другу: «земля уничтожена» и «скиталец отброшен прочь, разорван на части». Что это означает? «Развилку» из двух вариантов – гибельного и спасительного? Еще одна важная деталь: на страницах, где говорится об апокалипсисе и конце света, встречается закодированное сообщение «отложено»… Значит, глобальной катастрофы можно избежать?
Главной его заслугой, как сказано в Библии, было то, что он первым узнал Иисуса Христа. Это он сказал фарисеям, что «стоит между нами Некто, которого вы не знаете». И, по мнению Иоанна, окрещенный им как раз Тот, «у кого я не достоин развязать ремень на обуви Его».
Кем же был этот человек и что он еще сделал?
Иоанн Креститель
Будущий пророк Иоанн Креститель родился в семье священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона, к югу от Иерусалима.
По стечению обстоятельств Иоанн приходился по материнской линии родственником самому Иисусу Христу и родился всего на полгода раньше Господа. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о предстоящем рождении у него сына. Между тем родители уж отчаялись дождаться наследника.
Младенец Иоанн, как и Иисус, избежал смерти среди тысяч младенцев в Вифлееме и его окрестностях, которые были убиты по приказу царя Ирода. Родители его тоже вовремя сбежали подальше от слуг царя Ирода.
Иоанн вырос в пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой. Он носил простую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения пришло немало людей для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение. Суть его проповеди заключалась в том, что прежде чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься и таким образом внутренне приготовить себя к принятию Евангелия.
Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и сам Иисус Христос. Крещение Христа, как пишут, сопровождалось чудесами – появлением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…». Услышав это, двое из учеников Иоанна – апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра) присоединились к Иисусу Христу.
Крещением Спасителя пророк Иоанн, по существу, и завершил свое пророческое служение. Вслед за тем вскорости закончилась и его земная жизнь. Случилось это вот при каких обстоятельствах.
Иоанн Креститель безбоязненно обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это и пострадал. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого, приказал посадить пророка Иоанна в темницу после того, как пророк во всеуслышанье обвинил правителя в прелюбодеянии. Тот и в самом деле оставил свою законную жену, дочь аравийского царя Арефы, и стал сожительствовать с Иродиадой, которая до того была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.
Так и сидел Иоанн Креститель в темнице, пока в день своего рождения Ирод не устроил праздник, на который съехалось много знатных гостей. И в самый разгар пира Саломея, дочь нечестивой Иродиады, так своей нескромной пляской угодила гостям Ирода и ему самому, что он в благодарность обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже половину своего царства.
Тогда танцовщица, наученная матерью, захотела, чтобы ей преподнесли на блюде «всего лишь» голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка и не очень хотел его смерти. Однако не мог он при стечении гостей нарушить данное слово. А потому все же послал стража в темницу. Воин отсек Иоанну голову, принес ее на блюде и отдал девице, а та отнесла голову своей матери.
Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в самарянском городе Севастии. Иродиада же выбросила полученную голову на свалку. Здесь она была найдена благочестивой Иоанной, которая и погребла ее в сосуде на Елеонской горе.
В царствование Константина Великого два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню. При этом одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.
Ирод же за свое злодеяние получил возмездие: в 38 году н. э. его войска были разбиты Арефой, который таким образом отомстил ему за бесчестье дочери, бывшей жены Ирода; именно ее он и покинул ради Иродиады. А вслед за тем римский император Калигула заточил Ирода в темницу.
Откровение св. Иоанна Богослова – самая таинственная, интересная и в то же время пугающая книга Библии. Единственная пророческая книга в Новом Завете посвящена финальному аккорду, концу развития мира.
Откровения Иоанна Богослова
Все, как говорит человеческий опыт, имеет свое начало и свой конец. Это имеет отношение как к жизни конкретного человека, так, наверное, и к существованию всего человечества.
И если в Бытии, с которого начинается Библия, мы видим развертывание свитка-вселенной, то Откровение – финальная книга Библии – как бы сворачивает его: «И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих…»
Во вступлении св. Иоанн Богослов говорит, что Откровение повествует о том, «чему надлежит Быть вскоре». Там же указывается, что Откровение это получено св. Иоанном на острове Патмос, куда его сослали за свидетельство о Христе.
Довольно жуткие картины рисует Иоанн Богослов. И хотя в тексте сказано, что «имеющий ухо да услышит», а имеющий глаза да прочтет текст Откровения сам, добавим мы, тут же нужно сказать, что текст Апокалипсиса весьма сложен. И толковать его пытались многие, но никто не может сказать, что сказанное им есть истина в последней инстанции.
Тем не менее попробуем все-таки определить некие точки, опираясь на которые, можно хоть как-то представить, каким будет начало конца и чем все это обернется.
Впрямую представить, что вот, дескать, завтра или в иной срок вдруг появятся четыре всадника и начнут крушить всех и вся направо и налево своими мечами, согласитесь, в век ракет, термоядерного, химического, бактереологического и иного оружия как-то не солидно.
А вот что «даны были каждому из них одежды белые», и «произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь», кое на какие мысли наводит. «И семь Ангелов, имеющие семь труб», тоже кое о чем говорят. Судите сами:
«Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела…
Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.
Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи…»
«Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя.
И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.
По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие; и волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала…
Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрат.
И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его.
Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей»…
И лишь когда в живых остались лишь те, кто раскаялся в своих грехах, вострубил седьмой Ангел, «и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать вовеки веков».
Однако это благоденствие, вопреки предсказанию, было недолгим. Рассвирепели язычники, и другое знамение явилось на небе – то был большой красный дракон с семью головами и десятью рогами.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона». При этом дракон и его армия не устояла на небесах и была низвергнута на землю. Тут рассвирепевший дракон стал гоняться за женщиной и младенцем мужского пола, дабы погубить их. Но силы небесные не дали женщину и ее сына в обиду, дав ей два орлиных крыла, чтобы она могла улететь подальше от обидчика. А когда дракон пустил вслед бежавшим реку, то земля разверзлась и поглотила всю воду.
Видя, что ему самому победы не видать, дракон уступил свое место и силу неком Зверю с семью головами и десятью рогами, вышедшему из моря. Он «был подобен барсу; ноги, у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва». Получив от Дракона силу неслыханную, он должен был вести войну со святыми и победить их; «и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем».
А еще из земли вышел другой зверь: «он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон». И тогда семь Ангелов повели войну с ними уже на земле. При этом, как водится, пострадало и мирное население, особенно досталось тем, кто вздумал сотрудничать с оккупантами. Семь Ангелов получили от Всевышнего семь чаш с язвами и опрокинули их на землю. В результате море омертвело, по рекам потекла кровь, загремели грома и засверкали молнии, заполыхал огонь, многие люди покрылись гнойными язвами. Мало того, неба посыпался невиданный град, «и всякий остров убежал, и гор не стало»…
Понятное дело, при таком налете нечистой силе было не устоять. И зверь, а также помогавший ему лжепророк были схвачены и брошены живыми в огненное озеро, а дракон, «который есть диавол и сатана», был закован в цепи на тысячу лет и низвергнут в бездну. После этого почему-то «ему должно быть освобожденным на малое время».
Победители же стали наводить порядок после военных действий.
«И увидел я новое небо и новую землю», – повествует Иоанн. И был также выстроен новый Иерусалим, который был подобен чистому золоту, а стены его украшены всевозможными драгоценными камнями и жемчугами.
Интересная деталь: город этот не нуждается в освещении ни солнцем, ни луной, потому как осветила его «слава Божия».
В общем, как видите, все кончается благополучно. И все-таки от прочитанного остается некое беспокойство, горький осадок на душе. Быть может, потому, что многие современные толкователи Библии склонны полагать, что Иоанн Богослов с поразительной точностью рисует ужасы атомной войны и ее последствий. С ними солидаризуются многие известные пророки и ясновидящие.
Нет, пожалуй, такого авторитета в этой области, начиная, скажем, от легендарного Мерлина – сына римского консула и бывшей монахини, который предрекал конец света еще в 600 году н. э., и кончая знаменитым Мишелем Нострадамусом, который перенес это мероприятие на начало следующего (ныне уж, кстати, наступившего) тысячелетия, который бы не твердил неустанно: «Апокалипсис будет! Будет непременно»!
И когда-нибудь они, наверное, окажутся правы: все имеет свое начало и свой конец. Вон астрофизики сегодня уже предсказывают, что в скором времени (по их, конечно, меркам) погаснет наше светило. Но перед тем непременно взорвется, превратившись в сверхновую звезду, и погубит тем самым планеты земной группы.
Однако не торопитесь отчаиваться: по прогнозам астрофизиков, на решение своих проблем человечеству опущены еще многие миллионы лет. А ведь оно-то и существует, не будем забывать об этом, всего-то каких-то 100 000 лет.
Так что, согласно научным предсказаниям, время пожить у нас еще есть.
В Библии, в книге Откровение, как уже говорилось, последние дни Земли описаны в весьма драматических подробностях. Непонятно лишь одно: когда именно ждать явление Антихриста и окончательное Второе пришествие Христа. Многие пытались предсказать точную дату описываемых событий. И вот что у них получалось…
Четыре всадника Апокалипсиса
Одно из самых знаменитых предсказаний Судного дня было сделано астрологами на 20 февраля 1524 года. На основании положения планет – Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна – на небесной сфере было предсказано, что мир погибнет в великом потопе.
Европу захлестнула паника. В одной только Англии 20 000 человек в отчаянии покинули свои дома. Вокруг церкви Св. Варфоломея была возведена крепость, набитая припасами, пищей и водой на два месяца. По всей Германии и Франции люди принялись лихорадочно строить большие ковчеги, способные противостоять вселенскому потопу.
Но в назначенный день «хляби небесные» вовсе не разверзлись; разве что кое-где покапал легкий дождик. Настроение толпы резко изменилось – те, кто в ожидании потопа распродал все имущество, почувствовали себя обманутыми. Разъяренные горожане и селяне стали громить все и вся. За несколько дней беспорядков погибло несколько сот человек.
Однако память человеческая коротка. И когда в 1648 году Саббатай Цви, сын богатого еврея из турецкой Смирны, объявил себя мессией и предсказал, что мир погибнет в 1666 году, ему опять-таки многие поверили. И весной 1666 года евреи Франции, Голландии, Германии, Венгрии и других стран опять-таки стали готовиться к Апокалипсису.
Однако дальнейшие события стали развиваться вовсе не так, как пообещал новоявленный мессия. Предвидя беспорядки, констатинопольский великий визирь приказал арестовать Цви и заключить его в темницу. При этом он пообещал, что если тот не откажется от своих предсказаний, то тут же будет публично казнен. И что же? Оказавшись перед лицом опасности, Саббатай Цви тут же сбросил свои еврейские одежды, надел турецкий тюрбан и обратился в исламскую веру. Десятки тысяч его преданных сторонников почувствовали себя обманутыми самым бессовестным образом.
Но на том дело не кончилось. Предсказания всевозможных пророков продолжались. Так, в США некий Уильям Миллер объявил, что Судный день наступит через десять лет, 3 апреля 1843 года. Весть об этом пророчестве разлетелась по стране. И многие поверили в это пророчество, поскольку год предсказания ознаменовался редким природным явлением – впечатляющий метеорным дождем.
К 1843 году Армагеддона ожидали уже десятки тысяч преданных последователей Миллера. Однако апрель начался и прошел, затем завершился и год, а обещанного чуда так и не последовало. Сам пророк к этому времени предпочел отбыть в неизвестном направлении и затаиться. А его последователи нашли себе новых пророков, расколовшись на несколько течений. Одна из самых больших групп с 1863 года называется Церковью адвентистов седьмого дня и имеет в своих рядах около 14 млн окрещенных. Однако, учитывая ошибку своего прежнего вождя, нынешние руководители адвентистов благоразумно не объявляют точной даты Второго пришествия Христа.
А руководитель еще одной группы отколовшихся последователей Миллера – Чарлз Тейз Рассел – сначала отодвинул дату Страшного суда на 1874 год, а потом пересмотрел и это пророчество, перенеся дату на 1914 год. Сам он благополучно до этого срока не дожил, но его секта, получившая название Свидетелей Иеговы, существует и поныне, насчитывая в своих рядах более 6 млн человек.
В свою очередь, секты продолжают дробиться, как только в их рядах находится более-менее харизматический лидер, пожелавший потянуть одеяло на себя. Так, одна небольших групп, отколовшаяся от адвентистов седьмого дня в 30-е годы ХХ века, получила название Ветвь Давидова. Небольшая община этой секты в местечке Вако, штат Техас, под руководством проповедника по имени Дэвид Кореш, стала в 1993 году готовиться к Концу света, заперевшись на небольшой ферме вместе с женами и детьми. А когда агенты ФБР, поняв, что дело вряд ли кончится добром, попыталась штурмом взять ферму и освободить хотя бы детей, сектанты подожгли ферму. В огне заживо сгорели 76 членов секты, в том числе 27 детей, и сам Кореш.
Еще одно несчастье, связанное с ожиданием Судного дня, случилось в марте 1997 года. Многие тогда просто наблюдали комету Хейла-Боппа, приближавшуюся к Земле. А вот 39 человек покончили счеты с жизнью, полагая, что комета прилетела именно за их душами. Люди в цветущем возрасте от 18 до 24 лет, отнюдь не бедные, покончили с собой на вилле, расположенный в респектабельном районе Ранчо-Санта-Фе, г. Сан-Диего, Калифорния. Причем, как показало расследование, основным мотивом самоубийства послужил тот факт, что его участники были членами секты «Небесные врата» и, согласно своей вере, надеялись таким образом заполучить места на космическом корабле, который следовал в хвосте кометы. Не случайно в ногах у каждого стоял чемоданчик с дорожными вещами.
Можно, конечно, попросту отмахнуться от подобных случаев: дескать, если у людей нет ума, то свой разум им не вставишь. Но, между прочим, факт массового самоубийства членов секты «Небесные врата» заставил даже людей ученых еще раз вспомнить вот о чем. Кометную угрозу никто не отменял. Самые серьезные исследователи полагают, что рано или поздно какой-либо шальной посланец космоса – астероид или комета – может направить свой путь прямо на Землю. И такой вариант Конца света стоит заранее иметь в виду, готовиться к нему…
Об этом человеке мало что известно. Говорят, он родился в 1042 году и умер в 1119 году. В промежутке между этими двумя датами он участвовал в создании таинственного ордена тамплиеров и составил книгу пророчеств, в которой есть упоминания о значительных событиях третьего тысячелетия. Гд е эта книга? Что в ней написано? Откуда он все знал?
Троице-Сергиева лавра. Здесь хранилась рукопись с упоминанием об Иоганне из Иерусалима
Рукопись XIV века, которая долгое время хранилась в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде, называет эту книгу «тайными протоколами». В ней говорилось, что тот, у кого в руках эти протоколы, сможет обладать почти неограниченной властью над окружающими.
О самом же Иоганне из Иерусалима в той рукописи говорится лишь, что он был ««самым смелым среди смелых» и «святым среди святых». Там же говорится, что он «может читать и внимать небу» и что «он был глаз и ухо, которым и видят и слышат силы Божьи».
Таким образом, Иоганн из Иерусалима был посредником между нами и некими высшими силами. Уж не инопланетянин ли он?.. Однако последующие данные его жизни говорят о чисто земном его происхождении.
Иоганн родился и рос в Бургундии, где располагались огромные монастыри. Вероятно, родители Иоганна совершали паломничество в монастырь Сантьяго-де-Компостела, и младенец родился рядом с Везелем. А впоследствии он почти все время проводил в монастыре бенедектинцев.
Во всяком случае, в одной из их рукописей везельские бенедектинцы пишут об «Иоганне из Иерусалима, сыне монастыря, дите Бургундии, воине Христовом на Святой земле». Однако после XIV столетия его имя больше нигде не упоминается. Наверное, потому, что опасно стало ссылаться на Иоганна из Иерусалима и его писания. Ведь он был одним из учредителей ордена тамплиеров (храмовников). А они, как известно, сначала возвысились, а потом подверглись преследованию французского короля Филиппа Красивого. И орден был истреблен почти полностью.
Рукопись, найденная в Сергиевом Посаде, сообщает, что Иоганн из Иерусалима часто уходил в пустыню, чтобы размышлять, молиться и медитировать. «Он был там, где небо встречается с землей, знал тело Человека, Земли и Неба, он мог следовать тропами, ведущими к тайнам этих миров».
То есть, говоря иначе, Иоганн был врачевателем и одновременно астрологом или астрономом. Он знал так много, что в конце концов решил поделиться своими познаниями с другими. С 1117 по 1119 год он пишет в Иерусалиме книгу пророчеств. В ней, как полагают, даются толкования человеческих судеб, а также открывается панорама третьего тысячелетия.
Предполагают, что, закончив свой труд, Иоганн из Иерусалима шесть раз переписывал рукопись сам или отдавал ее на переписку. Поэтому должны существовать семь списков книги пророчеств.
Исследовать пути, которыми прошли эти семь экземпляров книги пророчеств, не просто, так как рукописи Иоганна из Иерусалима иногда исчезали из поля зрения на целые столетия. Известно лишь, что один из экземпляров книги пророчеств был привезен в Рим, и есть основания полагать, что он до сих пор находится в архивах Ватикана.
Второй экземпляр книги Бернар передал в монастырь Везеля, где она сохранялась многие десятилетия. Она исчезла – наверное, была спрятана в каком-нибудь тайнике – во времена преследования тамплиеров.
Третий экземпляр попал в руки легистов – юристов французского королевского двора. И она стала одним из «доказательств», которые представлялись во время организованного Филиппом Красивым судебного процесса против ордена тамплиеров обвинителями со стороны короля. Таким образом, рукопись Иоганна из Иерусалима, сыграла, вопреки его воле, фатальную роль в судьбе ордена, одним из основателей которого был он сам.
Затем, судя по некоторым данным, этот список мог попасть к знаменитому врачу и астрологу Мишелю Нострадамусу. Именно оттуда он и почерпнул сведения для своих «Центурий». Но рукопись затем погибла вместе с его сыном Мишелем Нострадамусом Младшим. Тот был убит и сожжен возмущенными людьми после того, как поджег городок Пузен близ Привы в Севеннах. Тем самым поджигатель хотел доказать, что был прав, когда предсказывал разрушение города огнем.
Еще один экземпляр Иоганн передал Мастеру с Востока, который во время поездки останавливался в Иерусалиме. Таким путем одна из рукописей Иоганна из Иерусалима попала в Азию. Куда именно – неизвестно, и об ее участи ничего определенного сказать нельзя.
О пятом по счету экземпляре известно лишь то, что несколько десятилетий он находился в архивах Византии. Затем в 1453 году он был передан греческому монаху – одному из тех отшельников, которые, как птица, «вьют гнезда» высоко в скалах. Так что, может, эта книга пророчеств еще хранится в одной из ниш на горе Атос.
О местонахождении шестого экземпляра рукописи Иоганна нет никаких сведений. Он исчез. Говорят, что эта рукопись, одно время бывшая в Троице-Сергиевой лавре, была в 1918 году конфискована большевиками, а затем попросту уничтожена, поскольку Иоганн из Иерусалима вовсе не предрекал, что третье тысячелетие станет временем триумфа коммунизма.