Потомок королей Шотландии, ставший в России генерал-фельдцейхмейстером
Полтавскую баталию можно для истории назвать торжеством русской артиллерии, а виновником этого торжества – генерал-лейтенанта графа Я.В. Брюса. 17 июля 1709 года он командовал всей артиллерией петровской армии – 72 (по другим сведениям – 69) полевыми орудиями. Меньшая часть из них была поставлена в редутах, большая часть – на позициях перед армейским лагерем. Брюс был организатором пушечного огня в той битве.
Наступающих шведов встретил сильный ружейный и пушечный огонь защитников редутов. По свидетельству королевского лейтенанта Вейе (оставившего мемуары), первый же выстрел из русских орудий был настолько меток, что оторвал головы двум шведским генералам. А вторым выстрелом были убиты капитан и четыре мушкетера Остготского пехотного полка.
В официальной королевской реляции о сражении под Полтавой эффективность действия русской артиллерии оценивается очень высоко.
Подчиненные Якова Брюса в начальной фазе сражения продемонстрировали высокое мастерство при ведении перекрестного огня, от которого сильно пострадала атакующая шведская армия. А когда вперед пошла русская армия, то орудийные расчеты встали в центре боевой линии. Беглый огонь картечью они повели тогда, когда стороны сошлись на расстоянии прямого пушечного выстрела.
Роль начальника артиллерии русской армии в Полтавской битве военными историками оценивается всегда высоко: ни разу за всю Северную войну шведы не встречали такого плотного пушечного огня. Так, советский исследователь Е.Е. Колесов писал:
«Массированный удар русской артиллерии явился переломным моментом в ходе Полтавского сражения, подготовившим переход всей русской армии в наступление».
За Полтаву генерал-фельдцейхмейстер граф Яков Вилимович Брюс, высоко ценимый Петром I, удостоился из царских рук ордена Святого апостола Андрея Первозванного. С орденской звездой и ее голубой лентой он изображен почти на всех прижизненных портретах.
…Русское царство стало привлекательным для иноземцев-наемников при государе Алексее Михайловиче. Царь-реформатор стал создавать «полки нового строя» – прообраз петровской регулярной армии. Тогда и появился «на Москве» прямой потомок шотландских королей Вилим Брюс.
Я.В. Брюс
Правнук короля Роберта VII прибыл в 1647 году из Голландии с патентом на чин прапорщика, чтобы поправить свое материальное положение. В это время на Британских островах установилась диктатура Кромвеля, и людей с королевской кровью там ожидал только топор палача.
В Москве шотландец дослужился до чина генерал-майора. Один из двух его сыновей, Яков Брюс (родился в 1670 году), станет сподвижником Петра I, войдя в военную историю России как государственный и военный деятель, крупный ученый той эпохи. Начинал же он службу в «потешных» бомбардирах в 13 лет. Сразу же показал широкое знание артиллерийских наук, став любимцем такого же юного царя Петра Алексеевича.
Прапорщиком участвовал в Крымских походах (1687 и 1689 годов) князя Василия Голицына. За эти два года Яков Брюс четыре раза проделал пеший путь из Москвы до Крыма и обратно. Судьба хранила его. В петровский первый Азовский поход отправился военным инженером, во второй – капитаном-бомбардиром. Царю Петру I, вне всякого сомнения, льстило, что один из приближенных к нему офицеров является прямым потомком шотландских королей.
Во время Великого посольства Петр I вызвал к себе в Голландию Брюса, чтобы тот изучал артиллерийское дело в Европе. В Лондоне Я.В. Брюс изучал чеканку денег на Монетном дворе, которым тогда управлял великий ученый Исаак Ньютон. Тогда шотландец получил от царя монопольное право торговать в Московском государстве табаком, что сделало Якова Брюса лично богатым человеком.
Северную войну начал в чине генерал-майора артиллерии. Когда под Нарвой в плен попал командующий петровской артиллерией генерал-фельдцейхмейстер грузинский царевич Александр Арчилович Имеретинский (умер в плену), его должность стал исполнять Брюс. Ему и пришлось восстанавливать после «первой Нарвы» полевую артиллерию русской армии. На его плечи легла организация производства артиллерийских снарядов и обучение личного состава артиллерии.
Генерал-майор Я.В. Брюс командовал артиллерией при осаде Нотебурга. Во время «второй Нарвы» начальствовал над осадными батареями (66 пушек крупных калибров и 34 тяжелые мортиры). Тогда их огнем были сильно разрушены бастионы «Глория», «Гонор» и «Виктория», что заметно облегчило штурм крепости.
Сложность организации бомбардировки Нарвской крепости состояла не в том, чтобы «выпалить» с известной меткостью многие тысячи ядер и бомб, а в том, чтобы своевременно доставить эти десятки тысяч пудов металла и пороха в осадный лагерь. За что царь Петр I сердечно благодарил шотландца.
Продолжая свои военные реформы, Петр I в 1704 году преобразовал Пушкарский приказ в Артиллерийский с одновременной реорганизацией его функций. Потомок королей Шотландии возглавил его на долгие годы. Брюс лично разработал немало документов. Участвовал он и в разработке петровского Воинского устава 1716 года.
Петр I мог быть доволен боевой выучкой армейской артиллерии. За блистательную победу при Калише Яков Вилимович удостоился золотой медали, «осыпанной» бриллиантами, с портретом государя. За победу при Лесной – золотой медали с надписью: «Достойному достойное».
Потом была Полтава и неудачный Прутский поход 1711 года. На берегах Прута Брюс приказал своим офицерам вести огонь из орудий только с началом ближнего боя, когда толпы янычарской пехоты приблизятся к лагерной черте. В том же году в шведском плену умер Александр Имеретинский. По получении такого известия царь Петр I высочайшим указом назначил Я.В. Брюса генерал-фельдцейхмейстером.
В 1712 году шотландец воевал в Померании, после чего окончательно переехал из Москвы в Санкт-Петербург. Здесь он продолжил занятия артиллерийской наукой, собирая огромную библиотеку, которую подарит Российской академии наук. В свое 40-летие был назначен за заслуги членом Правительствующего сената. В 1717 году назначается президентом сразу двух коллегий – Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии. Участвовал в переговорах о мире на Аландских островах.
С воцарением Екатерины I Якову Вилимовичу Брюсу места в новом «строе государственного управления» не нашлось, поскольку в окружение временщика А.Д. Меншикова он не входил. Указом государыни граф был отправлен в почетную отставку с поста генерал-фельдцейхмейстера… с присвоением генерал-фельдмаршальского чина, что стало признанием его больших личных заслуг перед русской армией и русским Отечеством в ходе Северной войны.
Через несколько дней Я.В. Брюс покинул столицу, чтобы никогда больше в нее не возвращаться. Поселился в своем имении Глинки Богородского уезда, в 42 верстах от Москвы. Там он в 1735 году ушел из жизни. До последних дней занимался науками, в том числе «астрономическими исчислениями».
Петровский соратник Яков Брюс в «Военной энциклопедии» издателя И.Д. Сытина характеризуется тепло и кратко, по своим заслугам перед Россией: «Граф Брюс принадлежит к замечательным деятелям не только России, но и Европы. Астроном и математик, ботаник и минералог, артиллерист и инженер, Брюс бесспорно был просвещеннейшим из сподвижников Петра».