Антиох III Великий (242–187 гг. до н. э.) – царь государства Селевкидов с 223 г. В 220–214 гг. до н. э. подавил восстания сатрапов в Персии, Мидии и М. Азии. В 219 г. до н. э., начав войну с Египтом, захватил Келесирию, Финикию и Палестину, но, потерпев поражение в битве при Рафии, утратил свои завоевания. Могущество, славу и прозвище Великий принесли Антиоху его восточные походы в 212–205 гг. до н. э., во время которых были подчинены парфяне и Бактрия и заключен союз с индийским царем. В 203 г. до н. э. А. III отвоевал у Египта Палестину, а затем пытался захватить города Малой Азии и Фракию, что вызвало столкновение с Пергамом и Римом. Потерпев поражение при Магнесии (190 г. до н. э.), Антиох III заключил мир, после которого Селевкидское царство стало второстепенной державой. Антиох III был убит в Элимаиде местными жителями при ограблении его войсками храма бога Бэла.
Александр Яннай – царь Иудеи из Хасмонейской династии и первосвященник в 103—76 гг. до н. э., третий сын Иоанна Гиркана. Отец и братья относились к нему с пренебрежением, а с приходом к власти его старшего брата Аристобула I Александр был заключен в тюрьму. Когда Аристобул I умер, его вдова Саломея Александра освободила Александра Янная и, согласно еврейскому обычаю левиратного брака, стала женой нового царя.
Александр Яннай прославился своей жестокостью. Так, например, он приказал убить 800 восставших евреев на глазах их жен и детей, а сам наблюдал за казнью среди наложниц с кубком в руке.
Политическую историю Иудеи в период правления Александра Янная можно разделить на три периода. В первый период (103—95 гг. до н. э.) Александру удалось полностью завладеть приморскими территориями от горы Кармель на севере до границы с Египтом на юге.
Второй период правления Александра (95–83 гг. до н. э.) характеризуется глубоким внутренним раздором и волнениями, потрясавшими Иудею. Широкие слои еврейского населения под руководством фарисеев противились не только военным предприятиям царя, но в большой степени также набирающей силу неограниченной власти монарха и растущим связям между царем-первосвященником и партией саддукеев. В результате началась гражданская война, длившаяся шесть лет, во время которой в боях погибло не менее 50 тысяч евреев.
Последний период правления Александра (83–76 гг. до н. э.) явился вершиной территориальной экспансии Хасмонеев. Яннай захватил большие области Заиорданья и Голанские высоты. Царю удалось стабилизовать внутреннее положение и установить границу с Египтом. Однако здоровье Александра в течение нескольких лет все ухудшалось, и он умер во время осады крепости Регев, расположенной к востоку от реки Иордан.
Веспасиан (9—79 гг. н. э.) – римский император, основатель династии Флавиев. Родился в Реате (совр. Риети, 70 км на северо-восток от Рима), в семье сборщика налогов. Известно, что Веспасиан начинал старшим офицером (военным трибуном) во Фракии, затем был квестором на Крите и в области Кирены на средиземноморском побережье Африки. В 38 г. он стал эдилом, в 40-м – претором. Он сопровождал императора Нерона в его «гастрольной» поездке по Греции в 66 г., но впал в немилость, поскольку заснул во время августейшей декламации. Тем не менее, когда в том же году в Иудее вспыхнуло восстание, во главе войска, направленного на его подавление, Нерон поставил именно Веспасиана. В ходе двух кампаний в 67 и 68 гг. Веспасиан покорил почти всю Иудею, кроме самого Иерусалима. Следующий год, «год четырех императоров», оказался переломным в истории империи. 1 июля 69 г. Веспасиан был провозглашен императором легионами, стоявшими в Алексадрии, а 3 июля их примеру последовали легионы в Иудее. 22 декабря 69 г., после того как правивший тогда император Вителлий был убит, сенат назначил его преемником Веспасиана.
После того как был подавлен мятеж Цивилиса в Галлии в 70 г., а Тит, сын Веспасиана, которого тот оставил довершать кампанию в Иудее, окончательно разрушил Иерусалим, в империи воцарился мир. В Риме вырастали великолепные здания, был выстроен новый форум Веспасиана (или форум Мира) с храмом Мира, начаты работы по сооружению Колизея, но главное – восстановлен сгоревший в 69 г. храм Юпитера на Капитолии.
Преемником Веспасиана стал Тит, а тому, в свою очередь, наследовал младший брат Домициан.
Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (1138–1193) – первый султан Египта из династии Айюбидов и великий мусульманский полководец, по происхождению курд, родился в 1138 г. в Тикрите (Месопотамия). Поступил на службу в армию султана Hyp ад-Дина, который в 1157 г. объявил священную войну всем неверным, в первую очередь Иерусалимскому королевству, и был направлен в Египет. Hyp ад-Дин сделал его визирем при слабом халифе Аль-Адиде из династии Фатимидов. В 1169 г. Саладин унаследовал от дяди пост визиря и после смерти в 1171 г. низложенного незадолго до этого Аль-Адида, последнего фатимидского халифа, стал султаном Египта. Восстановив над Египтом сюзеренитет халифа Багдада, Саладин ликвидировал исмаилитский Фатимидский халифат и вернул Египет в лоно суннизма. В 1174 г. Hyp ад-Дин умер, и в 1175-м халиф провозгласил Саладина султаном Сирии и Египта. В течение последующих 13 лет Саладин аннексировал территории вокруг Иерусалимского королевства. К 1187 г. он захватил Иерусалим и отобрал у христиан все земли, кроме городов Тир, Триполи и Антиохия. Во время 3-го крестового похода крестоносцы сняли осаду с Акры, которую Саладин держал в течение двух лет, вновь захватили Яффу и Кесарию, однако им не удалось отвоевать Иерусалим. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. Ему оказалось не под силу полностью изгнать крестоносцев из Святой Земли, и по договору 1192 г. он оставил им небольшую прибрежную полосу, которую они удерживали еще в течение столетия, и свободный проход к Иерусалиму. После смерти Саладина в Дамаске 4 марта 1193 г. его владения были поделены между родственниками.
Никифор был выходцем из рода Фок, который сыграл большую роль в истории византийских войн в X в. Его дед Никифор Старший при Василии Македонянине командовал войсками в Италии. Прославился Никифор в войнах на Востоке. Венцом его успехов как военачальника стало отвоевание в 961 г. Крита. Эта победа принесла Фоке великую славу, отголосок которой мы слышим в стихах современника:
О древний Рим! Кичиться полководцами
Не смей пред Римом Новым, их не сравнивай
С владыкой нашим: даже Сципиона блеск
Померк и славу потерял извечную!
Мутанабби (выдающий себя за пророка) – Абу-т-Тайиб Ахмед ибн аль-Хусейн (915–965), арабский поэт. Потомок южноарабского племени джуф, Мутанабби воспринял бедуинские этические и эстетические традиции, рос и жил в обстановке социальной неустойчивости и этнополитических раздоров в феодально-раздробленном халифате. Одаренный и честолюбивый, он с 12 лет стал профессиональным странствующим поэтом. Преподносил оды значительным особам, постепенно добился признания и состоял при дворах эмиров Сирии, Египта и Ирака. Высшего успеха и славы достиг в Халебе (948–957) при Сейф ад-Дауле. Убит из мести за сатирические стихи.
Наследие Мутанабби насчитывает свыше 100 од (касыд) и до 200 мелких стихотворений и фрагментов. Мятежно-вольнолюбивый дух лирического героя с его непомерной гордыней и самоуничижением, контрастной сменой настроений и чувственными лирико-философскими размышлениями, отлитыми в лаконичные сентенции и афоризмы, светская направленность поэзии, его арабско-бедуинский патриотизм, богатый язык и энергичный слог, новшества в композиции касыд, в эпитетах и метафорах – все это сделало Мутанабби популярным поэтом арабского мира. Оказал влияние и на персидскую поэзию.
Абу Фирас (полное имя Абу Фирас ибн аль-Харис ибн Сайд ибн Хамдан аль-Хамдани) (932–967) – арабский поэт-рыцарь. Принадлежал к аристократическому роду Хамданидов. Участвовал в войнах против Византии, дважды попадал в плен и был выкуплен; погиб в одном из боев. В лирике Абу Фираса преобладают рыцарские черты – воинственность и поклонение возлюбленной; впервые в арабской поэзии у него появляется мотив утренней песни – альбы. В элегиях – посланиях из плена, он с большой силой выразил любовь к матери, дому и родине. Язык его стихов прост.
Аль-Фараби Абу-Наср Ибн Мухаммед – философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося с неоплатонизмом. Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: «Геммы мудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», трактат о классификации наук, «Большая книга о музыке».
Аль-Фараби родился в 870 г. в районе Фараба, в городке Васидж (территория современного Казахстана). Он выходец из привилегированных слоев тюрков.
Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места. По одним сведениям, он ушел в юности, по другим – в возрасте около сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата.
Существует свидетельство о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби был судьей. Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям. Однажды один из близких людей отдал аль-Фараби на хранение книги, среди которых было много трактатов Аристотеля. Аль-Фараби начал листать эти книги и увлекся ими.
К концу жизни он владел более чем семьюдесятью языками. Живя в Багдаде, аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой.
Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат «О классификации наук», в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой.
В своей книге «Гражданская политика» он упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср). После путешествий аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем уединенный образ жизни. Свои сочинения он записывает на отдельных листах (поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены). Умер он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот.
Селевк I Никатор (около 358–281 или 280 гг. до н. э.) – основатель династии и государства Селевкидов. Был полководцем Александра Македонского. После его смерти получил в управление Вавилонию (в 321 г. до н. э.), где укрепился в 312 г. до н. э. Вел борьбу с другими диадохами. Присоединил Мидию, Сузиану, Персиду, Бактрию. Совершил удачный поход в Индию, заключил с индийским царем Чандрагуптой мир, оставив ему территории к западу от реки Инд в обмен на 500 слонов. После битвы при Ипсе (301 г. до н. э.) получил Месопотамию и Сирию, а после победы над Лисимахом в 281 г. до н. э. обрел почти всю Малую Азию. Переправился с войском через Геллеспонт в Македонию, но был убит.
Тит Элий Цезарь Антонин, вошедший в историю как Антонин Пий, то есть «благочестивый» (86—161), – древнеримский император. Правление Антонина Пия стало вершиной могущества империи. Он продолжил оборонительную внешнюю политику своего предшественника. На территории современной Шотландии, в дополнение к валу Адриана, были построены укрепления. Пограничные легионы предотвращали войны еще до их начала, и хотя в Иудее было подавлено очередное восстание евреев, его правление было одним из самых спокойных и мирных. Отсутствие затрат на военные походы обеспечило казне финансовое благополучие и позволило расширить систему фондов, предназначенных для поддержки бедных слоев населения. Своими преемниками он назначил Марка Аврелия и Луция Вера, которых, по воле Адриана, он усыновил, еще когда сам был назначен наследником.
Нимрод – древний царь и герой, кратко упоминаемый в Ветхом Завете. О Нимроде сообщается, что он был «силен на земле» и «сильный зверолов пред Господом». Согласно библейскому рассказу, он основал великое царство и заложил несколько важных вавилонских и ассирийских городов. В Книге Михея (5: 6) Ассирия именуется «землею Нимрода». В раввинистической литературе его имя связывается с еврейским словом, означающим «восставать», и он рассматривается как бунтарь и идолопоклонник. Предполагается, что именно Нимрод начал строительство Вавилонской башни в знак неповиновения Богу. Легенды гласят, что Нимрод бросил Авраама в пылающую печь за его настойчивость в поклонении Яхве, однако Авраам вышел из нее невредимым. Нимрод фигурирует также в арабских преданиях, и его имя (в форме Нимруд) иногда встречается в ближневосточных топонимах.
Гильгамеш – в шумерской и аккадской мифологии герой, чьим прототипом послужил один из правителей Урука. «Песнь о Гильгамеше» – эпическое произведение о его подвигах – считается древнейшим литературным произведением, созданным в XXII веке до н. э. древними шумерами. Однако судить о нем можно только по гораздо более поздним спискам из клинописной библиотеки Ашшурбанипала, царя Ассирии, относящимся к VII в. до н. э.
Гильгамеш на две трети – бог, на одну – человек. Он вел такой образ жизни, что обитатели Урука обратились к богам, чтобы те вразумили своенравного и буйного Гильгамеша. В ответ боги создали Энкиду, который, хотя и оказался еще более воинственным и распутным, стал другом Гильгамеша.
Эпос о Гильгамеше – сокровищница поэзии Двуречья – создавался на протяжении тысячелетий двумя народами – шумерами и аккадцами. Сохранились отдельные шумерские песни о Гильгамеше и Энкиду. У них один и тот же противник – Хумбаба (Хувава), охраняющий священные кедры. За их подвигами следят боги, в шумерских песнях носящие шумерские имена, в эпосе о Гильгамеше – аккадские. Но в шумерских песнях отсутствует связующий стержень, найденный аккадским поэтом. Сила характера аккадского Гильгамеша, величие его души не во внешних проявлениях, не в противоборстве с богами, а в отношениях с естественным человеком Энкиду. Эпос о Гильгамеше – это величайший в мировой литературе гимн дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает и облагораживает.
Карматы, приверженцы одной из двух ветвей мусульманской шиитской секты исмаилитов. Подсекта карматов возникла в IX в. в Южной Месопотамии. Основную массу карматов составляли крестьяне, кочевники-бедуины, ремесленники. С конца IX в. карматы возглавляли ряд антифеодальных восстаний против Аббасидов. Социальный идеал карматов – восстановление общинной собственности на землю, всеобщее равенство, которое, однако, не распространялось на рабов, – они должны были принадлежать не отдельным лицам, а общине в целом. К 899 г. карматы овладели Бахрейном и создали свое государство в Эль-Ахсе (Восточная Аравия), которое просуществовало до конца XI в.
Нападения карматов, непримиримых противников суннизма, на суннитские области (например, в 930 г. на Мекку) сопровождались грабежами, резней, угоном в рабство мирных жителей. Это оттолкнуло от карматов широкие народные массы, сочувствовавшие социальному идеалу карматов, но не разделявшие их религиозных верований. Подавление восстаний карматов, жестокое их преследование Газневидами, внутренние распри ослабили карматов. В конце XI – начале XII в. подсекта карматов фактически прекратила существование.
Кольдевей Роберт (1855–1925) – немецкий археолог, первооткрыватель древнего Вавилона. Учился в Берлине, Мюнхене и Вене, изучая архитектуру, археологию и историю искусств.
26 марта 1899 г. Кольдевей приступил к раскопкам Вавилона, на холме Кеер, в 80 км к югу от Багдада. Первое, на что наткнулся Кольдевей, была колоссальная стена, вдоль которой в большом количестве были найдены обломки рельефов с изображением львов, газелей, людей. Раскопки оказались крайне трудоемкими, т. к. мощность культурного слоя была не 2–3 м, как на других памятниках, а 12–24 м.
В 1901 г. Кольдевей приступил к кратковременным раскопкам развалин на городище Бирс Нимруд (древняя Борсиппа, часто принимавшаяся за остатки Вавилонской башни). Изыскания разведочного характера позволили установить границы храмовых комплексов. Вскоре их пришлось прервать из-за нехватки средств и сил, в надежде продолжать в будущем, однако это намерение осталось неосуществленным. В 1917 г. из-за вторжения англичан в Ирак Кольдевею пришлось свернуть работы.
Объемы археологических работ в Вавилоне далеко вышли за пределы первоначальных планов. Производственные трудности, а соответственно и расходы, постоянно возрастали. Исследователь не смог осуществить многого из намеченного – меньшую половину того, что, по его мнению, следовало бы. В частности, Вавилон Хаммурапи так и остался недостижим из-за грунтовых вод. Местный климат и упорный труд подорвали здоровье Кольдевея, он тяжело заболел и умер в 1925 г.
Хаммурапи – царь Вавилона 1-й династии, правивший в Вавилонии в 1792–1750 гг. до н. э. Хаммурапи взошел на трон очень молодым. Как и многие цари Двуречья до него, он начал свое царствование с традиционного мероприятия – установления «справедливости», то есть отмены долгов и прощения недоимок. Следующие шесть лет он посвятил храмовому строительству.
Для Вавилонии это были годы бурного расцвета. Под управлением Хаммурапи страна быстро крепла и богатела. В 1768 г. до н. э. он провел важную административную реформу, в результате которой было урезано самоуправление местных общин и значительно укрепилась царская власть. Все храмы в административном и хозяйственном отношении оказались подчинены царю, а страна была разделена на области, управляемые царскими чиновниками. Хаммурапи упорядочил сбор налогов, запретил продажу земли и ограничил частную торговлю.
Делом всей его жизни стало создание знаменитого сборника законов, который составлялся и редактировался до самой его смерти. Этот свод считается крупнейшим и важнейшим памятником права древней Месопотамии и представляет собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных норм права. По своей продуманности, логичности и последовательности кодекс Хаммурапи на протяжении многих веков не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока.
Саргон II – царь Ассирии в 722–705 гг. до н. э. Пришел к власти после свержения Салманасара V. В своей политике пытался примирить интересы жречества и привилегированных городов Ассирии и Вавилонии с интересами военной партии. Завершил завоевание Израиля (721) и Сирии (взятие Кархемиша, 717); в 714 г. до н. э. нанес поражение Русе I, царю Урарту, завоевал ряд областей восточной Малой Азии, а также Мидии; в 710–709 гг. до н. э. овладел Вавилонией.
Рахиль (библ.) – вторая жена патриарха Иакова, мать Иосифа и Вениамина; по еврейск. преданиям предстательница пред Богом за еврейский народ. На месте предполагаемой ее могилы воздвигнут памятник по дороге из Иерусалима в Вифлеем.
Мавсол – эллинистический правитель в Малой Азии в 377/76—353/52 гг. до н. э. Именовался персидским сатрапом, но по существу был независимым от Персии правителем. В государство Мавсола входили область Кария, часть территории Ликии, город Гераклея у Латмоса, город Ясос, часть Лидии. Фактически под властью Мавсола находились острова Родос, Кос, Хиос, с которыми он заключил договор о союзе. В 60-х годах IV в. до н. э. Мавсол перенес столицу своего государства в Галикарнас, где построил много дворцов и храмов. Великолепный Галикарнасский мавзолей, возведенный после смерти Мавсола по приказу его жены Артемисии, считался в древности одним из семи «чудес света».
Иосиф Флавий, при рождении Йосеф бен Матитьягу (Иосиф, сын Маттафии), ок. 37 – ок. 100) – знаменитый еврейский историк и военачальник.
Веспасиан (9—79) – римский император, основатель династии Флавиев. Сын сборщика налогов всадника Флавия Сабина. Пользовался расположением Калигулы, а при Клавдии – влиятельного фаворита императора – Нарцисса. В правление Нерона сопровождал императора в поездке по Греции и вызвал его неудовольствие, был назначен командующим легионами, направленными подавлять восстание в Иудее.
После гибели Нерона в начавшейся борьбе за власть склонялся к поддержке Отона, но после смерти его решился выступить сам. Его кандидатуру поддержали легионы Иудеи, Сирии, Египта. Сам он двинулся в Александрию, где захватил в свои руки подвоз хлеба в Рим. Вителлий казнил его старшего брата, но Веспасиан с сыном Титом вошел в Рим.
После воцарения он приложил много усилий к восстановлению разрушенного гражданской войной города. Стремясь расширить социальную базу поддержки императорской власти, включил в состав сената и в списки всадников многих представителей провинциальной знати, широко распространял права римского гражданства на провинциалов.
Веспасиан отличался терпимостью к своим противникам (особенно контрастировавшей с политикой предшественников), умеренностью в частной жизни. Он установил режим экономии государственных средств, ввел новые налоги, сократил армию. При нем был создан обширный фонд государственных и императорских земель.
Дион Кассий, Кассий Дион Коккеян (между 155–164 – после 229) – древнегреческий историк. Родился в семье провинциального аристократа, принятого в число римских сенаторов. Был со времени императора Коммода сенатором в Риме, занимал высокие государственные должности. После 229 г. отошел от государственных дел и вернулся в Никею. Автор сочинения «Римская история» (в 80 книгах, на греческом языке), охватывающего историю Рима с древнейших времен до 229 г. До нас дошли книги 36–54 (с 68 по 10 гг. до н. э.) полностью, книги 55–60 (9 г. до н. э. – 46 г. н. э.) в сокращении, книги 17, 79–80 частично. Остальное содержание известно по сокращениям и извлечениям, составленным византийскими историками. Стремясь к драматизации рассказа и будучи склонным к риторике и общим рассуждениям, Дион Кассий подчиняет им изложение фактов. Это особенно повредило книгам, посвященным истории Республики, в тонкостях которой Д. К., по-видимому, мало разбирался. События он освещает с точки зрения убежденного сторонника монархии (хотя и противника крайних проявлений деспотизма). В языке и стиле подражает Фукидиду.