Осуществляет страхование от различных видов риска, продает соответствующие услуги.
Агент является представителем страховой компании, он работает с физическими лицами или организациями. Возможно страхование практически от любых видов рисков: стихийных бедствий, пожаров, несчастных случаев, финансового краха и т. п. (при большом желании можно застраховаться даже от таких экзотических рисков, как, скажем, падение метеорита на крышу дома). Агент предлагает страхование жизни и здоровья, недвижимости, автомобиля, домашних животных… Сейчас можно застраховать практически все, что угодно: многие знаменитости, например, страхуют части тела, голос. Задача агента – найти новых клиентов и убедить их в необходимости страхования. Но помимо привлечения клиентов агент составляет также договоры, полисы, контролирует их соблюдение. Он же приходит на помощь клиенту в случае возникновения страхового случая. Рабочий день не нормирован, агент выезжает к потенциальным клиентам. Большая часть дня проходит в переговорах с людьми, телефонных или личных, однако довольно значительное время приходится проводить и за оформлением различных документов. Соответствующие рабочие места можно найти в различных страховых компаниях, которых сейчас великое множество. Нередко предлагается подрабатывать страховыми агентами и тем людям, чья основная профессия иная, на условиях неполной занятости.
Для работы в принципе достаточно иметь средне-специальное образование, но предпочтение на рынке труда у имеющих высшее (лучше всего – по экономическим специальностям). Преимущества дает также психологическое образование. Часто обучение предлагают сами страховые компании в процессе работы, бесплатно. Главные качества для работы по данной специальности – знание психологии и способность убеждать. Люди не любят думать, что с ними или их имуществом произойдет что-либо плохое, не задумываются о возможных катастрофах и несчастных случаях. Они вряд ли решат заключать страховые договоры, если их будут пугать страшными историями и прогнозами. Поэтому страховому агенту нужно правильно подобрать аргументы, необходимо найти индивидуальный подход к каждому собеседнику, чтобы сделать его своим клиентом. Для этого эффективнее ориентироваться на выгоду клиента, его безопасность, стабильность его положения, рассуждая по принципу «застраховался – и живи спокойно», нежели запугивать его возможными последствиями различных происшествий. (Любопытно, что в русском языке слово «страхование» имеет корень «страх», а в английском insurance – shure, означающий «уверенность». Не в этом ли одна из причин того, что носители английского языка лучше относятся к соответствующим услугам?)
Для успешного освоения профессии понадобятся развитые коммуникативные способности, внятная и грамотная речь, ответственность, способность убеждать собеседника, умение общаться с людьми лично и по телефону. Страховой агент должен быть доброжелательным и иметь приятную, располагающую к себе внешность. Понадобится терпеливость и стрессоустойчивость. В качестве медицинских противопоказаний можно назвать серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы и нервно-психические расстройства, а также дефекты речи и явные физические недостатки.
Профессия страхового агента имеет стабильно высокий спрос, что обусловлено темпами роста и развития страхового рынка, ростом благосостояния населения. Кстати, жители развитых западных стран тратят на страховые услуги существенно больший процент своего дохода, чем среднестатистический россиянин, – так что, видимо, по мере развития нашей страны рынок страховых услуг будет расти быстрыми темпами. Устроиться страховым агентом несложно, опыт подобной работы обычно не требуется. Заработки в большинстве случаев зависят от процентов со сделок, заключенных агентом, поэтому нестабильны и могут быть как низкими, так и высокими – все зависит от профессиональных качеств. Карьерные перспективы – работа с все более крупными и состоятельными клиентами (страхуют ведь не только личное имущество, но и, например, крупные заводы или космические аппараты), переход на менеджерские позиции в страховых организациях, собственный бизнес.
Также см. Менеджер по продажам.
– А вы знаете, ваш сосед – настоящий везунчик! Только вчера он застраховал свою жизнь, а уже сегодня ему упал на голову кирпич!