Индия начала XVII века. Древняя, сказочно богатая страна с утончённой восхитительной культурой раздирается бесконечными смутами, междоусобицами, мятежами. Вот уже сто лет Индию по частям собирают в единую державу Великие Моголы, когда-то покорившие часть долины Ганга. На престоле империи – грозный и могущественный Джахангир.
Эта история началась в 1612 году, когда старший сын Джахангира, наследный принц Кхуррам женился на красавице Аржджуманад Бану Бегам. Сейчас уже нельзя с точностью сказать, кем была эта девушка и как познакомилась она с будущим правителем Великой империи. Самой достоверной считается та версия, которая называет её дочерью царедворца, родственницей матери Кхуррама. Самая поэтичная версия, вернее, уже легенда, гласит, что принц Кхуррам встретил свою будущую возлюбленную на базаре, торгующей украшениями из дерева. Её красота будто бы так поразила Кхуррама, что он решился жениться на ней, несмотря на своё высокое положение. Как бы то ни было, Аржджуманад стала женой принца и получила от своего свёкра Джахангира имя, под которым вошла в историю – Мумтаз-Махал, что означает «украшение дворца».
Вскоре принц Кхуррам был назначен командующим монгольской армией и провёл ряд удачных сражений, присоединив к империи значительные территории. Затем была ссора с отцом и семилетняя опала, когда опасность угрожала свободе и даже жизни принца. И всё это время верная Мумтаз-Махал была рядом с мужем, деля с ним и тяготы военных походов и плоды гнева всесильного императора. За эти годы она родила ему восемь сыновей и пять дочек. В 1628 году Джахангир скончался и принц Кхуррам начал править под именем Шах Джахан – «повелитель вселенной». Верный своей привычке во всём советоваться с любимой женой, Шах Джахан сделал её своей помощницей и Хранителем государственной печати. Казалось, впереди их ждёт долгая и счастливая жизнь, но…
В 1629 году Мумтаз-Махал родила шестую дочку. Несмотря на все усилия врачей, она не смогла оправиться от этих родов и вскоре скончалась на руках Шах Джахана. Безутешный император дал клятву построить над её могилой мавзолей, прекраснее которого ещё не строили под Луной. И вот в Агре, на берегу Ямуны, над могилой прекрасной Мумтаз-Махал началось строительство мавзолея Тадж-Махал («Корона дворца»).
Главным архитектором был назначен талантливый строитель Усад Иса Кхан из Шираза. Он получил от императора право требовать для строительства любые деньги, материалы, драгоценности, любое количество мастеров и рабочих. По преданию, Усад Иса Кхану помогали архитекторы из Европы, венецианец и француз, но имена их до нас не дошли. Строительство Тадж-Махала продолжалось двадцать два года и работало на нём более двадцати тысяч человек. Результатом стало одно из прекраснейших творений рук человеческих. Вообще-то Тадж-Махал – это не только знаменитый на весь мир мавзолей, но целый комплекс из каналов, зданий, водоёмов, занимающий более 18 гектаров. Археологи установили, что кирпич для строительства изготовляли и обжигали на месте. Мрамор возили из раджпутанских каменоломен за триста километров. Песчаник – из Сикри, полудрагоценные камни – чуть ли не со всей Азии. Во время сооружения огромного купола, (высотой – более 75 метров), была построена покатая насыпь длиной четыре километра, по ней проще было поднимать наверх строительные материалы. Ширина фасада приблизительно равна общей высоте мавзолея, что вместе с большими полукруглыми нишами создает знаменитую «воздушность» Тадж-Махала. Стены мавзолея выложены белым полированным мрамором, который буквально ослепляет в лучах яркого индийского солнца. По углам вознеслись четыре высоких минарета. Поражает Тадж-Махал и своей изощрённой отделкой. Суры Корана, выложенные на стенах изящной вязью из черного мрамора, ажурные решетки, изумительная резьба по камню… Правда, нет уже серебряных дверей с затейливым рисунком из серебряных гвоздиков, нет золотого парапета, изрядно уменьшилось количество драгоценных камней на фасаде.
Последние девять лет своей жизни Шах Джахан провёл узником в башне, куда был заперт родным сыном Аурангзебом. Из единственного окна его темницы виден был Тадж-Махал – величественная память о любимой жене. В 1666 году Шах Джахан под сводами Тадж-Махала обрёл рядом с ней свой последний приют.
Середина XIII века. Кёльн, богатейший и влиятельнейший город Священной Римской империи. Чтобы закрепить за Кёльном статус перворазрядного города, его жители мечтали обзавестись своим собственным кафедральным собором, который размерами и великолепием должен был затмить всё, что было создано в Европе руками человека. Помимо тщеславия горожан, существовала и более веская причина для грандиозного строительства. Архиепископ Кёльнский Райнальд фон Дассель в благодарность за помощь в войне с Миланом получил от императора Фридриха I мощи Святых волхвов, хранившихся ранее в одном из миланских монастырей. В 1164 году реликвии были торжественно доставлены в Кёльн. В знак особого почтения к святыне для неё из серебра, золота и драгоценных камней была изготовлена рака Святых волхвов. Дело было за строительством собора, достойного этой святыни.
И вот, в 1248 году архиепископ Конрад фон Хохштаден закладывает первый камень в фундамент этого грандиозного по тем временам строительства. Ранее здесь стояла небольшая церковь, построенная в IV веке, перестроенная в IX, а к XIII уже совсем обветшавшая. Считается, что прообразом Кёльнского собора послужил классический готический храм во французском Амьене, хотя ни о каком копировании не может быть и речи.
Строительство требовало колоссальных средств и продвигалось очень медленно; освящение собора состоялось в 1322 году, то есть через 74 года после начала работ, притом, что закончена была только центральная часть, в которой можно было бы проводить службы. Началось строительство 150-метровых башен, но и через 200 лет, к началу Реформации, башни вознеслись едва ли на четверть от задуманного. После Реформации, после длительных религиозных распрей между католиками и протестантами, после Тридцатилетней войны, буквально опустошившей Германию, стало уже и вовсе не до претворения в жизнь таких исполинских проектов. Строительство окончательно остановилось, хотя и уже построенное приводило людей в немалое восхищение.
В таком виде Кёльнский собор простоял ни много, ни мало до начала XIX столетия. В эпоху наполеоновских войн в нем находился распределитель кормов для лошадей французской армии. Новая жизнь для собора началась в 1815, после того как Кёльн стал прусским городом. На волне патриотизма среди немцев родилась и окрепла идея во что бы то ни стало достроить «гордость германской нации». Подготовительные работы продолжались до 1842 года, когда строительство собора, наконец, возобновилось. К счастью, сохранился огромный четырехметровый план, которого было решено придерживаться в точности. Этот этап работ продлился не так долго, «всего» 38 лет. И хотя в 1880 году германский император Вильгельм I устроил грандиозное празднество по случаю окончания строительства, отделочные работы, по сути, только начинались.
Вторая мировая война не обошла стороной Кёльнский собор… Бомбардировки нанесли очень серьёзный ущерб, но с течением времени были устранены и эти разрушения. Здесь в дело вступила загрязнённая промышленными выбросами атмосфера, которая медленно, но верно разрушает старинную кладку. Бесконечное строительство плавно превратилось в бесконечные реставрационные работы.
Тем не менее, Кёльнский собор остаётся непревзойдённым образцом средневековой архитектуры и самым известным в мире культурным памятником Германии.
Когда-то на этих землях обитали восточнославянские племена. В эпоху Киевской Руси здесь пролегал небольшой отрезок знаменитого торгового пути «из варяг в греки». До XV века эта земля считалась владением Господина Великого Новгорода, вместе с ним она вошла при Иване III в состав Московского княжества. Приблизительно в это же время побережье Финского залива в течение нескольких веков становится камнем преткновения между Московским княжеством (позже – Московским государством), Ливонским орденом, Швецией и Литвой. В Смутное время, в начале XVII века эти исконные русские земли были завоеваны шведами и стали именоваться на западный лад Ингерманландией. Жизненно важная для России торговля с Западной Европой была парализована, и возвращение выхода к морю стало для страны первостепенной задачей.
Северная война (1700–1721 гг.) между Россией и Швецией закончилась, как известно, полной победой русской армии. Но южное побережье Финского залива было завоевано фактически уже в самом начале войны, в 1704 году. Для того чтобы обезопасить эти земли, русский царь Пётр I сразу же заложил здесь несколько крепостей, в частности Петропавловскую крепость – колыбель Санкт-Петербурга, и Кроншлот (Кронштадт), расположившийся на острове Котлин. Вот так посередине между Петербургом и Кронштадтом и появился Петергоф – «Двор Петра». Первым документом, где мы можем увидеть название «Петергоф» стал путевой журнал Петра, а запись сделана в 1704 году. Сначала это было крошечное сельцо, предназначенное для отдыха Петра I и его соратников во время инспекционных поездок. Но Пётр Алексеевич уже лелеял планы создания из нескольких избушек роскошной загородной резиденции с садами, парками и дворцами. В качестве образца он выбрал Версаль, построенный всего два десятка лет назад, но уже ставший в Европе безусловным образцом для подражания при строительстве дворцовых ансамблей. Из Франции русские дипломаты специально присылают Петру точные описания Версаля и его садов. Пётр сам составил первый план Петергофа. И вот, 26 мая 1710 года «царское величество изволил рассматривать место сада и назначить дело плотины, грота и фонтанов Петергофскому строению». Начало строительству было положено.
Каждый день на строительстве Петергофа работало около пяти тысяч крестьян и солдат, которые рыли каналы, валили деревья, осушали болота, укрепляли береговую линию. Под руководством архитекторов М. Г. Земцова, А. Шлютера, Ж.-Б. Леблона, И. Браунштейна, приглашённых Петром I, они сумели создать в этой дикой стороне настоящее чудо! Всё задуманное должно было быть готово к середине 1723 года, но задолго до окончания работ в Петергофе начались праздники с фейерверками и маскарадами в честь многочисленных побед, одержанных в Северной войне. Официальное же открытие Петергофа состоялось 26 августа 1723 года, и, судя по воспоминаниям приглашённых на торжества европейских дипломатов, своей цели Пётр добился – Петергоф был признан ничем не уступающим Версалю.
Посетив Петергоф, нетрудно убедиться, насколько органично вписался Большой дворец в окружающий его пейзаж. Главный фасад обращён к морю, со стороны которого дворец выглядит огромным и величественным из-за того, что расположен на возвышении. По склону к морю раскинулся прекрасный сад с двумя фонтанами, построенными великим Растрелли. Задний (южный фасад) производит намного более скромное впечатление, хотя тоже очень красив. Не уступают Большому дворцу и другие дворцы Петергофа – Монплезир, стоящий прямо на берегу моря, Марли, знаменитый своими резными по дереву интерьерами, павильон Эрмитаж, из окон которого открывается потрясающая панорама Финского залива.
Вид на Большой дворец Петергофа
Но подлинным украшением Петергофа являются многочисленные фонтаны и каскады, которых здесь насчитывается более ста. 64 из них объединены в удивительный «Большой каскад», украшенный по ступенькам барельефами с сюжетами из античной мифологии. Очень красив в яркие солнечные дни могучий фонтан «Самсон», изображающий библейского героя, раздирающего пасть льву.
К сожалению, Петергоф подвергся сильнейшим разрушениям в годы Великой Отечественной войны. Работы по восстановлению были начаты сразу же после освобождения, но многое оказалось потерянным для нас навсегда, например Английский дворец, построенный Дж. Кваренги в годы царствования Екатерины II. Тем не менее, Петергоф был и остаётся одним из значительнейших российских архитектурных шедевров.
В конце XIV века Китай освободился от не очень тягостной, но унизительной власти монгольских ханов. Второй император новой китайской династии Мин, Чжу Ди, повелел перенести столицу из южно-китайского Нанкина в древний Пекин, история которого насчитывала к тому моменту без малого два с половиной тысячелетия. Строить новый дворец императора было решено на том самом месте, где ещё не так давно располагался дворец монгольских правителей, уничтоженный пожаром.
Вопрос об императорской резиденции, как это обычно бывало во все времена и у всех народов, приобрёл статус первоочередного и общегосударственного. Сто тысяч ремесленников и более миллиона рабочих на протяжении 15 лет строили Запретный город, занявший огромную территорию в 72 гектара. Строительные и отделочные материалы для строительства везли в Пекин из самых отдалённых китайских провинций. Для доставки тяжёлых грузов дороги в столицу зимой заливали водой из специально вырытых колодцев и по замёрзшему пути шли огромные сани. История умалчивает, сколько людей погибло при таком «прогрессивном» способе перевозок, но Китай не привык считаться с потерями, когда речь шла о государственном престиже. Вокруг Запретного города возвели высокую кирпичную стену и вырыли широкий и глубокий ров, наполненный водой.
Запретный город
В 1420 году строительство было завершено. Считается, что в Запретном городе было 9999 зданий, павильонов и беседок. И плюс ещё половина одного помещения. Откуда такое странное число? Всё очень просто: считалось, что Повелитель неба обладал дворцом из десяти тысяч покоев, и ни один человек в мире, даже его сын – китайский император, не должен обладать равным по величине дворцом. Сколько было помещений в Запретном городе в начале XV века, сейчас точно неизвестно, – дворцовый комплекс неоднократно горел, иногда очень сильно. Но до наших дней зданий разных размеров и назначения сохранилось значительно более 9000. И все они обращены своими фасадами на южную сторону. Потому что всё злое в нашей жизни, по представлениям китайцев, приходит с севера.
Запретный город был назван так потому, что за исключением императора, его жён и наложниц, а также евнухов, проникновение на территорию комплекса грозило жестокой казнью каждому. Лишь в дни больших праздников, сопровождавшихся пышными ритуалами и церемониями, сюда приглашались избранные подданные императора, и то лишь в специальное помещение для приёмов – Зал Высшей Гармонии.
Запретный город оставался запретным до победы коммунистов в 1949 году (хотя последний император Пу И был низложен еще в 1925 г.), после чего он был открыт для всех желающих. Архитектура Запретного города поражает своей красотой и изысканностью, но, конечно, это не архитектура XIV века. Неоднократно горевшие и перестраивавшиеся дворцы являются образцами скорее XVII–XVIII веков. За долгие века китайские императоры накопили в Запретном городе несметные сокровища и многочисленные художественные ценности, но, к сожалению, увидеть можно только небольшую часть. Трагические события китайской истории в первой половине XX века привели к тому, что часть коллекций погибла или пропала, что-то было похищено японскими интервентами в 1937 году, что-то вывезено на Тайвань бежавшими из страны гоминдановцами в 1949 году. Тем не менее, императорские коллекции театральных кукол и часов обладают огромной художественной и исторической ценностью.
В настоящее время для посетителей открыта только половина Запретного города, половина же доступна только специалистам и работникам технических служб.
Тхыа-Тхиен, сердце Вьетнама, древняя, богатая историческими и культурными памятниками земля. На протяжении долгих веков эта область была политическим центром страны, средоточием её культурной и духовной жизни. В 1687 году в крошечной деревеньке Боавинь, неподалеку от современного Хюэ, была заложена крепость Фусюан, которая вскоре превратилась в столицу всего южного Вьетнама. В начале XIX века могущественный южновьетнамский феодал Нгуен Ань завершил объединение Вьетнама и провозгласил себя императором Зя Лонгом, после чего, по примеру китайских императоров, начал рядом с Хюэ (современное название Фусюана) строительство Запретного Пурпурного города и Императорского дворца Тхайхоа.
Строительство Запретного города тяжёлым бременем легло на слабую вьетнамскую экономику. Работы велись с размахом, денег не жалели. Строительство началось с возведения Цитадели Кинь Тхань, стена которой имеет по периметру более 10 километров. Первоначально Цитадель была выстроена из земли, но вскоре была заменена кирпичной, шириной до 2 метров. Крепостные стены защищены также наполненным водой рвом шириной 30 и глубиной 4 метра, через который перекинуты 10 мостов, охраняемых укреплёнными воротами. Внутри Цитадели было построено ещё более мощное укрепление – Императорский двор – с шестиметровыми стенами, которые должны были защищать непосредственно дворец императора. Цитадель и Императорский двор стали настоящим достижением вьетнамских зодчих, которые в своей работе ориентировались на лучшие китайские и французские образцы. Благодаря гармоничному сочетанию строений с природным ландшафтом и обилию рукотворных ручьёв и водоёмов, дворцовый комплекс Хюэ заслуженно называют «вьетнамским Версалем».
Ворота Запретного города Хюэ
Одной из жемчужин Хюэ являются Полуденные ворота (Нго Мон) – красивый двухэтажный павильон, крыша которого выложена золотой и зелёной черепицей. Помимо Полуденных ворот есть ещё три въезда на территорию Императорского двора: Ворота Мира на севере, Ворота Гуманности на востоке и Ворота Добродетели на западе, но южные Полуденные ворота – самые красивые. Они открывались только во время важных дворцовых церемоний. Пройдя через Нго Мон, вы попадаете во «Дворец Совершенной Гармонии», Тхайхоа, с искусно украшенным тронным залом. К сожалению, Пурпурный город был практически уничтожен в ходе Гражданской войны и американской интервенции. Дай Ной состоит из шести кварталов, разделённых высокими стенами: это судебный квартал, храмовый, квартал королевы-матери, квартал, где обитала придворная аристократия, квартал королевских ремесленников (здесь располагалась и императорская сокровищница). Шестой квартал был занят Пурпурным Запретным городом, теперь же здесь в основном, сады и огороды.
Цитадель с дворцом Тхайхоа и Императорским двором выглядят ещё более величественно в прекрасном обрамлении из множества дворцов и гробниц усопших вьетнамских императоров. Благодаря этому обширному архитектурному ансамблю и богатой истории Хюэ заслуженно считается одним из самых интересных городов Азии.
Американский Сан-Франциско расположился вокруг самой большой естественной гавани на планете. Вход в гавань – это пролив Золотые Ворота 2 километра шириной, который отделяет Сан-Франциско от пригородов. Длинная объездная дорога вокруг огромной бухты делала строительство моста через пролив неизбежным, но техническая сложность строительства и его предполагаемая стоимость долгое время оставляли многочисленные проекты нереализованными. А в 1929 году началась Великая Депрессия, охватившая весь мир, и казалось, масштабные строительства надолго ушли в прошлое. Ситуацию спасла мудрая политика американского президента Франклина Рузвельта, сделавшего ставку именно на крупные проекты, реализуемые при участии государства. Была поставлена цель организации новых рабочих мест и создание спроса для оживления парализованного производства.
С инженерной точки зрения реализовать этот проект было очень непросто. Необходимо было учитывать глубину бухты, мощные океанские течения, возникающие при приливах и отливах, а также повышенную сейсмоопасность местности. Кроме того, под мостом должны были свободно проходить океанские торговые и военные суда, ведь лучшего места для стоянки кораблей, чем Сан-Франциско, придумать нелегко. Все эти особенности наилучшим образом учёл опытный инженер-мостостроитель Йозеф Штраус. В 1928 году он представил на рассмотрение специальной комиссии свои чертежи и финансовые расчёты. Инженерный талант сочетался у Штрауса с огромными организаторскими способностями. Несмотря на трудные для американской экономики времена, он сумел добиться поддержки своего проекта общественным мнением, обеспечил содействие крупнейших политиков и финансовых воротил. В ноябре 1932 года проект был окончательно утвержден, а 5 января 1933 года строительство началось. Проходило оно в очень сложных условиях, ведь строительная площадка была открыта всем ветрам. Для безопасности рабочих под возводимым полотном моста была натянута специальная проволочная сеть, спасшая немало людей. И всё-таки «Золотые Ворота» забрали жизни одиннадцати человек. Огромных усилий потребовало и возведение подводных фундаментов опор, ведь во время приливов и отливов массы воды проходят через узкий проход с огромной скоростью.
27 мая 1937 года в 6 часов утра президент Франклин Рузвельт по телеграфу открыл пешеходное движение по мосту «Золотые Ворота», на следующий день здесь проехали первые автомобили. А уже в 1985 году здесь проехал миллиардный автомобиль! Красивый, изящный, выкрашенный ярко-оранжевой краской мост «Золотые Ворота» сразу же стал главной достопримечательностью и визитной карточкой города. Большую роль в популярности моста сыграл и тот факт, что в течение 20 лет подвесная часть моста была самой длинной в мире, а это льстило любящим статистику американцам, особенно жителям Сан-Франциско. Общая длина «Золотых Ворот» составляет почти 2 километра, а основного пролета – 1280 метров. Высота проезжей части над водой колеблется в районе 70 метров, а вот высота опор достигает 227 метров над поверхностью! Подвесная часть моста крепится к опорам специальными тросами, каждый из которых скручен из 28 тысяч проволочных канатиков и имеет почти метровую толщину. Эти тросы скручивались рабочими прямо на месте, один за другим, и эта была самая трудоёмкая часть работы.
Конструкция моста выдержала не одно тяжёлое испытание. В декабре 1951 года, во время шторма, когда скорость ветра достигала 130 километров в час, подвесная часть отходила от основного положения на семь с половиной метров, но мост после этого нуждался лишь в косметическом ремонте.
Этот прекрасный замок уютно расположился в самом сердце Франции, в долине реки Луары. Он был построен в один из самых драматичных периодов европейской истории, в первой трети XVI столетия, в разгар Реформации, когда Германия и Италия пылали в огне религиозных и политических войн, в которых самое активное участие принимали Испания и Франция. После одного из кровопролитных походов по Италии, король Франции Франциск I, очарованный архитектурой, живописью и скульптурой Апеннинского полуострова, решил создать в своём королевстве нечто столь же прекрасное. Франциск I был довольно противоречивой фигурой. Всё детство и молодость он находился под влиянием своих матери и сестры, потом многочисленных фавориток, но, тем не менее, всегда оставался человеком, чьё личное мужество никто не мог поставить под сомнение и настоящим кавалером, покорителем женских сердец. Эти противоречия в его характере своеобразно отразились на судьбе его любимого детища – красивого, но не слишком удачливого.
В 1519 году в обширных королевских угодьях Шамбор началось строительство охотничьего замка, который должен был удовлетворить честолюбивые замыслы Франциска I. Планы были самые грандиозные, вплоть до изменения течения Луары, но благоразумие Франциска, в конце концов, взяло верх и осушение местности было проведено менее радикальными методами. Строительство замка велось архитекторами, имена которых сейчас неизвестны, но вероятнее всего, это были итальянцы, которые пользовались в Европе непререкаемым авторитетом. Известно, что по заказу Франциска I над проектом какого-то замка работал Леонардо да Винчи, который последние годы своей жизни провёл именно во Франции, но никаких прямых указаний на связь замка Шамбор с именем гения не имеется.
Замок Шамбор был построен на месте старинной крепости. На стройке было постоянно занято около 2000 человек, что для Европы тех лет было весьма значительно. К 1540 году построили два этажа той части замка, которая предназначалась для проживания короля и его гостей, и начали строить дворцовую церковь, которая была полностью завершена лишь к концу следующего века. Но даже недостроенный, дворец пустовал нечасто, ведь охота исстари была любимым развлечением французского двора и знати, а окрестности Шамбора по сей день славятся обилием диких животных. Угловые башни Шамбора заключали в себе удобные спальни для королевских гостей и комнаты прислуги. Ещё одна башня, построенный в старинном стиле донжон, расположена в центре прямоугольного замка и является его своеобразным центром. В этой же башне находится жемчужина Шамбора – «Полуденная лестница», состоящая из двух непересекающихся между собой пролётов, по которым можно подняться на широкую террасу. С этой террасы архитектура старинного замка предстаёт перед восхищённым наблюдателем в ином ракурсе и ею можно полюбоваться ещё раз.
Франциск I умер в 1547, не вынеся огорчений от неудачной войны с Англией. Его наследники надолго позабыли Шамбор, и лишь в конце XVII века Людовик XIV выделил значительные средства и достроил прекрасный охотничий замок. Ещё через 100 лет, в смутные времена Великой Французской революции, Шамбор был совершенно разграблен, в пустых и загаженных залах не было ни мебели, ни картин. После этого замок опять пришёл в запустение, и лишь в последние десятилетия, став одним из центров туризма, замок вернул себе былую привлекательность.
Как известно, великий французский писатель Анатоль Франс был, мягко говоря, не в восторге от внешнего вида произведения Гюстава Эйфеля, и у него начисто пропадал аппетит, если только оно маячило у него перед глазами. Но так как единственным рестораном в Париже, откуда не открывался бы вид на Эйфелеву башню, был ресторан на первом этаже самой башни, то Франсу волей-неволей приходилось захаживать сюда!
Можно как угодно относиться к этому сооружению, но представить без него Париж уже просто невозможно. Да и людей, которым бы Эйфелева башня казалась некрасивой, встретишь сейчас не так уж часто…
А в первые годы её существования Анатоль Франс был далеко не одинок в своём негодовании! Был даже составлен манифест «Работники искусств против башни Эйфеля», пестрящий такими выражениями: «…протестуем во имя французского вкуса…, сильнейшее негодование проектом…, иностранцы будут вправе потешаться над нами… одиозная тень одиозной башни…». Сейчас просто удивительно читать такое об одном из талантливейших проектов XIX века. А начиналось всё так…
В 1886 году Министерством торговли Франции был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект для Всемирной выставки, которая должна была состояться в Париже через три года, причём от соискателей требовалась не только красота здания, но и демонстрация высокого уровня индустриального развития, достигнутого человечеством. Победу в конкурсе одержал талантливый инженер и предприниматель Гюстав Эйфель, который получил не только первую премию за свой проект, но и очень выгодный подряд на претворение проекта в жизнь.
В 1887 году на Марсовом поле начались работы по закладке фундамента. Всю важность этой работы можно понять уже из планируемого веса башни – 9700 тонн! Общая площадь фундамента составила более 1,5 гектара. 1 июля 1887 года на этой бетонной платформе начался монтаж чугунных конструкций башни. На металлургическом заводе в Клиши было изготовлено 12 000 деталей, заранее максимально пригнанных друг к другу. Организация работ была подлинным чудом своего времени. В строительстве этого грандиозного сооружения, которое продолжалось чуть более двух лет, участвовали всего 250 человек; из ненужных уже частей подъёмных кранов монтировались подъёмные лифты, которые использовались для строительства видовых площадок.
Строительство было закончено день в день к запланированному сроку, к 31 марта 1889 года. Уже во время строительства журналисты отмечали: чем выше становится башня, тем больше приходятся по душе её легкость и элегантность, современность и необычность… Над людьми, продолжавшими протестовать против «обезображивания Парижа», просто смеялись. К открытию Всемирной выставки 1889 года Эйфелева башня была украшена 10 000 газовых рожков, которые по ночам производили феерический эффект обилием света. Внутри каждой из четырёх ног устроили по гидравлическому лифту, которые поднимали всех желающих на смотровые площадки, расположенные на высоте 57, 115 и 274 метров. На первом этаже заработал уже упомянутый ресторан, на втором устроилась редакция знаменитой газеты «Фигаро», а на третьем расположился рабочий кабинет самого Эйфеля.
Сейчас уже трудно в это поверить, но всей жизни Эйфелевой башни по первоначальному замыслу было отпущено чуть более 20 лет, в 1910 году её планировали демонтировать. Но вскоре парижане так привыкли к новому символу Парижа, что сама мысль о сносе казалась кощунством.
Тем временем начался век радио, и в 1921 году отсюда началось регулярное вещание, а в 1935 году на макушке Эйфелевой башни оборудовали и телевизионную антенну, благодаря которой её высота увеличилась с 304 до 320 метров. Во время ремонтных работ на целых 1340 тонн был снижен общий вес сооружения. В настоящее время здесь также работают метеорологическая станция и специальное радиооборудование, координирующее работу парижской полиции и пожарных.
Французский король Людовик XIV, «король-солнце» был, наверное, одним из самых блистательных европейских монархов всех времён, хотя самой Франции радости от этого было немного. Цепкий администратор (без его разрешения в стране не подписывался ни один мало-мальски важный документ, ни один паспорт), меценат (вспомним хотя бы Мольера, которому он не раз приходил на помощь), законодатель мод, просто очень неглупый человек, Людовик XIV считался у современников образцом просвещённого самодержавного властителя. Для победы над французской армией в так называемой войне за испанское наследство потребовались объединенные усилия всей Европы. И когда такой блистательный монарх, повелевающий великим государством, отдаёт приказ о строительстве новой королевской резиденции, понятно, что речь идёт не просто о большом и красивом дворце. Но то, что было явлено миру в Версале, превзошло самые смелые ожидания.
Сады Версаля
В 1623 году в 20 км от Парижа по приказу Людовика XIII был возведён небольшой дворец, получивший название Версаль. В этом-то замке и прошло детство его сына, будущего Людовика XIV. Воспоминания о молодых годах должны были быть самыми приятными, ведь Версаль всегда пользовался повышенным вниманием и заботой «короля-солнца». Сразу после восшествия на престол он приказал обновить фасад здания, перестроил внутренние помещения и пристроил несколько флигелей. Но и после реконструкции Версаль остался тем же, чем и был – маленьким охотничьим замком, который мало походил на королевскую резиденцию.
В 1668 году французские архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар получили от Людовика XIV заказ на полное переустройство Версаля. Но непосредственно к строительству удалось приступить только около 1678 года, ведь до этого было необходимо осушить окрестные болота и провести многокилометровый водопровод.
Первый этап строительства закончился в 1682 году, и Людовик незамедлительно переехал в свою новую резиденцию. Переезд сопровождался пышными торжествами, а Версаль в те дни мог посетить абсолютно любой желающий, независимо от звания и достатка. Так как появление при дворе с обнажённой головой считалось неприличным, то на входе во дворец люди без головного убора обязаны были получить у консьержа шляпу. Эта традиция – не закрывать двери Версаля ни перед кем – сохранялась до самой Великой французской революции, и за это время во дворце не произошло ни одной крупной неприятности. Самое большое неудобство для обитателей и посетителей Версаля было связано с его колоссальными размерами. В трёхэтажном дворце жили 5000 придворных, ещё около 15 000 человек жили в постройках вокруг дворца! Более 700 помещений, 1250 каминов, более 2000 окон – вот что такое Версальский дворец. В конюшнях свободно могли разместиться 200 карет и 2500 лошадей.
Но работы во дворце не закончились с переездом сюда короля. В 1684 году был построен великолепный Зеркальный зал, к 1686 году сооружены южный и северный корпуса дворца, а в 1710 году завершилось строительство Королевской капеллы. Внешний вид Версаля сочетал в себе элементы уже уходящего барокко с чертами классицизма, совсем ещё нового направления, что придало дворцу неповторимое очарование. Вокруг дворца создавались образцовые парки с оранжереями, аллеями, фонтанами и бассейнами. Жемчужинами версальского парка стали два небольших дворца – Большой Трианон и Малый Трианон. Большой Трианон был выстроен по распоряжению Людовика XIV, который решил, что хотя Версаль и подчеркивает его могущество, но в нём нет места для личной жизни. Малый Трианон был построен 100 лет спустя, при последнем французском короле.
Несмотря на относительную молодость, Версаль прочно занял своё место в мировой истории. В 1783 году в версальском парке впервые поднялся над землёй воздушный шар, наполненный горячим воздухом. В Зеркальном зале дворца был подписан Версальский мир, подведший окончательные итоги Первой мировой войны. Версаль по праву считается национальным достоянием Франции, а в 1979 году он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Богоматери в Шартре – это бесспорно одно из самых прекрасных сооружений, которые подарила нам средневековая готика. Его стройные, устремлённые ввысь, в небеса, к Богу, контуры, его знаменитые стеклянные витражи и тысячи прекрасных скульптур, украшающих наружные и внутренние стены храма, вот уже восемь веков не перестают удивлять своим совершенством.
Маленький городок Шартр, расположенный в 90 километрах от Парижа, ведёт свою историю ещё с половины первого тысячелетия. Долгое время шартрским церквям, которые одну за другой строили на высоком холме, на берегу реки Эр, не везло: четыре из них погибли в пожарах менее чем за пятьсот лет. Четвёртый собор сгорел в 1194 году, оставив после себя только западный фасад, который был сохранён в новом здании собора.
А новое здание начали восстанавливать сразу же! Иначе и нельзя было, ведь Шартр обладал одной из величайших святынь христианства – Покровом Богоматери, под которым, согласно легенде, Мария рожала Иисуса Христа. Ещё в IX веке французский король Карл II Лысый подарил Покров Богоматери собору, только что восстановленному в четвёртый раз. В 911 году шартрский епископ взошёл на стену города со святыней в руках и тем спас жителей от осадивших Шартр норманнов. Страшный пожар 1194 года, казалось, уничтожил реликвию, но несколько дней спустя ларец с Покровом был обнаружен невредимым в маленьком подземном тайнике, куда его успели спрятать. Начался сбор добровольных пожертвований на новый собор. Под впечатлением от «шартрского чуда» богатые горожане и клирики делали огромные вклады, жертвовали весь свой доход за несколько лет. Северный портал собора был построен на пожертвования нескольких французских королей. Шартрцы разного достатка и знатности лично принимали участие в строительстве на самых тяжёлых работах.
Фигуры собора Богоматери в Шартре
Строительство Нотр-Дам-де-Шартр продолжалось более полутора веков. Здание было построено в 30-х годах XIII века, но внутреннее обустройство продолжалось до 1260 года. В этом же году здание собора Нотр-Дам-де-Шартр было освящено в присутствии короля Франции Людовика IX. Через сто лет за церковным алтарём построили специальную часовню, в которой потом хранился Покров Богоматери. Во время Великой французской революции Покров был разделён священниками собора на несколько частей, так как были основания опасаться за его сохранность. Некоторые из этих частей вернулись после на своё место.
Одной из главных достопримечательностей собора считаются знаменитые разноцветные стеклянные витражи, изображающие Деву Марию в разные моменты её жизни, эпизоды из Библии, житий святых. Витражи шартрского собора называли «Библией для неграмотных», потому что на них наглядно излагалась вся церковная история. Эти витражи создавались на протяжении нескольких веков, настолько трудоёмким и дорогим был процесс изготовления этих стёкол. Большой известностью пользуется также «лабиринт», выложенный разноцветными камнями на полу в самом центре собора, приблизительно около 1200 года. По старой традиции, паломники на коленях должны были преодолеть 261 метр внутри лабиринта, что отнимало немало времени. Лабиринт в Нотр-Дам-де-Шартр – один из немногих сохранившихся в Европе, хотя раньше они были довольно распространены.
В английской столице Лондоне, на берегу Темзы раскинулся строгий, но очень красивый дворец, в котором размещается, наверное, самый известный парламент в мире. Первые делегаты со всех концов Англии – рыцари и представители городов – съехались сюда ещё в 1265 году! Первые английские «парламентарии» назначались королём, и этот принцип лёг в основание палаты лордов. Но уже через тридцать лет все члены так называемого Образцового парламента стали депутатами в результате выборов, и этот парламент послужил прообразом палаты общин.
Трудно поверить, но в течение прошедших 750 лет парламент обитал в одном и том же месте – в Вестминстерском дворце. Дворец был построен в середине XI века для английского короля Эдуарда I Исповедника. В 1080-х годах рядом был построен огромный Вестминстер-холл, а в XIII веке Генрих III пристроил к дворцу большой зал, где первое время и заседал парламент. К середине XVI Вестминстерский дворец стал абсолютным центром общественно-политической жизни Англии. Здесь располагались король со своим двором, государственный аппарат и обе палаты парламента. Палата лордов имела в Вестминстерском дворце постоянную прописку, а палата общин почти триста лет ютилась по различным помещениям Вестминстера и лишь в 1547 году получила во дворце постоянную «прописку» в капелле св. Стефана. С этой целью капелла была перестроена, в ней были оборудованы скамьи и специальные галереи. В том же году королевская резиденция была перенесена в Уайт-холл и Вестминстерский дворец целиком остался во владении парламента. Приблизительно в это же время палате общин удалось значительно потеснить привилегированную палату лордов с её позиций в деле управления Англией.
Вестминстерский собор
Такое положение сохранялось до 16 октября 1834 года, когда Вестминстерский дворец был практически полностью уничтожен страшным пожаром. Сразу же была создана специальная парламентская комиссия, которая пришла к выводу, что новый дворец необходимо возвести на старом месте. Был объявлен конкурс на лучший проект нового здания парламента. Одним из условий конкурса было требование, чтобы здание нового Вестминстерского дворца гармонировало с расположенным рядом готическим Вестминстерским собором, поэтому проектов в стиле неоготики на конкурс было предоставлено большинство. Проект будущего победителя – Чарльза Бери – был одним из них. Строительство нового здания парламента началось в 1840 году и продолжалось почти 30 лет. К 1860 году была закончена основная часть работ, дворец уже занял своё место в лондонском архитектурном ансамбле, но не всем он пришёлся по душе. С течением времени скептиков становилось всё меньше, и сейчас представить себе Лондон без Вестминстерских башен просто невозможно.
Образцовой в мире архитектуры считается удивительная соразмерность отдельных частей огромного здания, его строгое величие. Фасады и башни Вестминстера украшены изящной резьбой. Отсутствует резьба только на той части дворца, которая была разрушена немецкими бомбардировщиками во время Второй мировой войны и восстановлена с сохранением общего стиля.
Самой большой достопримечательность Вестминстера являются всемирно известные часы Биг-Бен – Большой Бен, чей колокол весом 13 тонн можно услышать на любой радиостанции Англии. Часовая башня, где установлен Биг-Бен, имеет высоту 98 метров, но ещё выше башня Виктории, на которой во время парламентских сессий развевается государственный флаг – 104 метра. В той части здания, где высится часовая башня, расположена палата общин, резиденция спикера, помещения для голосования. Рядом же с башней Виктории располагается палата лордов и Королевская галерея, где проходят парадные процессии. Также здесь можно найти знаменитое «лобби» – специальное помещение, где парламентские группировки решают между собой вопросы в тишине и покое, которых не хватает в зале заседаний. Между северной и южной частями Вестминстера расположен Центральный зал, в котором депутаты встречаются с журналистами и избирателями.